Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Advertisements

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Управление как сложный процесс включает в себя планирование, организацию, мотивацию, контроль деятельности социальных объектов. Управленческие конфликты.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Психология управления: цель, задачи, содержание, специфика Организация – форма объединения группы людей, деятельность которых сознательно.
Тема 1. Сущность управленческой деятельности. Понятие менеджмента.
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
Тема 2. Закономерности управления социально- экономическими системами.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Сущность и цели управления. наука о психологическом содержании и структуре управленческой деятельности, психологических особенностях личности руководителя,
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Программа профессиональной переподготовки «Психология управления» призвана ознакомить слушателей с теоретическими и прикладными.
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Методы управления педагогическим персоналом. Выполнила Пасечник С.Г.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский ) федеральный университет» Институт управления и территориального развития Кафедра общего менеджмента Психология менеджмента Тема 1 Психология менеджмента как самостоятельная научная дисциплина

План занятия Психология менеджмента: ее объект и предмет. Психологические закономерности управленческой деятельности. Методы психологии менеджмента.

Объект исследования психологии менеджмента Объектом изучения психологии менеджмента является организованная деятельность людей. Организованная деятельность - это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и, корпоративными требованиями. Правила, нормы и требования организации порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации, - это управленческие отношения. Управленческие отношения делают совместную деятельность организованной. Иначе говоря, это отношения, образующие совместную деятельность.

Психология менеджмента в рамках своей дисциплины исследует: социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов; психология деятельности руководителя; психология личности руководителя; психологические проблемы подбора руководящих кадров; психологические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров; функционально-структурный анализ управленческой деятельности; социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей; психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и др.

Предмет психологии менеджмента психологические аспекты отношений между людьми, группами и организация­ ми людей в процессе управленческой деятельности

Управление - это комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной спе­цифики, усовершенствования и развития. Основные компоненты структуры социальной системы управления: субъект управления, объект управления, цель управления, управленческие взаимоотношения, функции управления, механизм управления

Субъект управления - это структурно определенные объе­динения людей и руководители, наде­ленные управленческими полномочиями и осуществляющие управленческую деятельность. Объект управления - это отдельные люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, пла­номерные воздействия субъекта управления. Объект управления можно рассматривать в двух аспектах: элементно-структурном (как совокупность людей, крупных отраслевых организаций и т. п.) и функциональном (как определенное поведение инди­ видов и групп людей). Целью воз­действия на объект управления является направление объекта по определенному пути развития, придание ему состояния организованности, соответствия определенным требованиям.

Процесс управления осуществляется через систему «руководитель – работник»: Руководитель как верхнее звено в системе управления, ставит цели перед исполнителями, сообщает им необходимую информацию, контролирует про­цесс их исполнительской деятельности и оценивает получен­ный результат. Исполнитель является подчиненным звеном в системе управления. Но при этом он выступает и как активный субъект деятельности, так как имеет определен­ную личностную мотивацию, свое понимание и оценку поставленных задач, и т.д.

Социальная система управления: про­цесс активного взаимодействия двух субъектов, каждый из которых обладает свойствами регуляции и са­морегуляции

Основные этапы деятельности в социальных системах управления: 1) сбор и оценка информации осуществляется в зависимос­ти от присущей субъекту мотивации, его профессиональной подготовленности и опыта деятельности; 2) постановка цели, принятие и разработка программ дей­ствия. На этой стадии формируется опережающее представле­ние цели - образ желаемого результата; 3) практическое действие по достижению цели, решению конкретных задач; 4) контроль исполнения и оценка результатов. Сравнение полученных результатов с поставленными целями.

Психологические закономерности управленческой деятельности 1. Закон неопределенности отклика: закон зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических структур. Разные люди (и даже один человек в разное время) могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это приводит к непониманию потребностей субъектов управленческих отношений.

Психологические закономерности управленческой деятельности 2. Закон неадекватности отображения человека человеком: ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека. Научные принципы подхода к человеку как к объекту познания: принцип универсальной талантливости ("нет людей неспособных, есть люди; занятые не своим делом"); принцип развития ("способности развиваются в результате изменения условий жизни личности и интеллектуально- психологических тренировок"); принцип неисчерпаемости ("ни одна оценка человека при его жизни не может считаться окончательной").

Психологические закономерности управленческой деятельности 3. Закон неадекватности самооценки: психика человека представляет собой органичное единство, целостность двух компонентов - осознаваемого (логическо-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально - чувственного, интуитивного). Самооценка личности может основываться лишь на «видимой части айсберга» - осознаваемого, логически- мыслительного.

Психологические закономерности управленческой деятельности 4. Закон расщепления смысла управленческой информации: любая управленческая информация (директивы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления. Это обусловлено: иносказательными возможностями языка информации, что ведет к возникновению различий толкования информации; различиями в образовании, интеллектуальном развитии, физическом и психическом состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации. Изменение смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она проходит.

Психологические закономерности управленческой деятельности 5. Закон самосохранения: ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его личного социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в системе управленческой деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.

Психологические закономерности управленческой деятельности 6. Закон компенсации: при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками. Данный закон практически не срабатывает на достаточно высоких уровнях сложности управленческой деятельности.

Методы психологии менеджмента: Биографический метод Наблюдение (включенное или невключенное, сплошное или выборочное, самонаблюдение) Опрос (анкетный опрос: сплошной или выборочный) Эксперимент (лабораторный или полевой) Тестовый метод (тест-опросник, тест- задание, проективные тесты)

1. Рекомендуемая литература (основная) Карпов А.В. Психология менеджмента: уч.пособие для вузов. - М.: Изд-во Гардарики, Никуленко Т.Г. Психология менеджмента: уч.пособие. - М.: Изд-во Феникс, Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности /Под ред. Никифорова Г.С.: учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Речь, Рекомендуемая литература (дополнительная) Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. – М.: МЦФЭС, Полукаров В.Л., Петрушин В.И. Психология менеджмента: уч.пособие. - М.: Изд-во Кно-Рус, Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса: уч.пособие. - М.: Изд-во Дашков и К, Столяренко Л.Д. Психология управления: уч.пос. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, Шарухин А.П. Психология менеджмента: уч.пос. - Спб.: Речь, 2005.

Спасибо за внимание!