Архитектура Саратова. Алексей Маркович Салько (1839 1910) архитектор внесший большой вклад в архитектуру СаратоваархитекторархитектуруСаратова Алексей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ХРАМЫ» Храм архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
Advertisements

Культурно – историческое наследие купеческого Балаково Презентация ученицы 11Б класса МОУ СОШ 13 г. Балаково Мельниченко Карины.
Здание управления Приволжской железной дороги Презентация Голикова Алексея.
Презентация учителя истории МОУ «СОШ 105» Сидоровой Е.Ю.
Архитектура Новониколаевска Новосибирск 2008 Н Г П Л.
Соборы Санкт-Петербурга Нгуен Нгок Лан
{ Тема: Архитектура России конца ХІХ- начала ХХ века. Фёдор Осипович Шехтель.
Урок по культуре края. 8 класс (виртуальная экскурсия) Никиточкина М.А., учитель МБОУ «СОШ 1 г. Калининска Саратовской области»
Ставрополь в прошлом и настоящем Информационно-образовательный комплекс по истории Ставропольского края для учащихся 5-11 классов МОУ Гимназии 9 Автор:
М. П. Варенцов родился в семье резчиков иконостасов. Обучался в художественной школе А. В. Ступина. В 1808 году Коринфский сдал экзамены и поступил в.
Храмы Самары
Подготовил Ученик 5а класса Батрак Евгений. Гостиный двор - характерный памятник торгового происхождения. Находится в самом центре города Оренбурга -
Псков сквозь столетия.. Но дорога в гуманитарный лицей совсем не такая обыденная! Лицей расположен в самом центре Пскова: посреди исторических памятников,
Презентация составлена Умаргалиевой Дилярой Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Комитета по здравоохранению.
Русская классическая гимназия Презентация Граната Артема.
Русский модернизм в архитектуре Ученица 11- б класса Шарапова Татьяна.
Классическая архитектура Саратова. Цель: познакомить учащихся с известными архитектурными строениями города Саратова.
Пискунова, д. 38 Агаповой Дарьи, 10 «в», школа- лицей 8.
Автор ученик 10 класса Автор: ученик 10 класса Великанов Олег Великанов Олег Руководитель: Миронов В.В. Муниципальное образовательное учреждение Мирновская.
Памятники архитектуры Калужской области. Подготовила Одинцова Анастасия 5 Б класс МКОУ СОШ 2 Им. И.С.Унковского.
Транксрипт:

Архитектура Саратова

Алексей Маркович Салько ( ) архитектор внесший большой вклад в архитектуру СаратоваархитекторархитектуруСаратова Алексей Салько родился в Полтаве, в семье городского прокурора. Учился в Полтавской гимназии, затем в Петербургском строительном училище, закончил его в 1862 году.Полтаве1862 году Автор проектов Князь-Владимирского собора (разрушен в 1930-е), Духовного православного училища, усадьбы П. П. Шмидта, торгового пассажа Лаптева, здания управления Рязано- Уральской железной дороги, здания окружного суда, гостиницы и ресторана «Москва».Князь-Владимирского собора1930-еРязано- Уральской железной дороги Под руководство Салько было возведено здание Музея им Радищева [2].Музея им Радищева [2] Многие здания А. М. Салько расположены на главной улице Саратова Московской.Московской

Гостиница Москвва

Дом Вакурова Первая большая работа Салько - дом Вакурова, построенный в 1874 году, где вскоре была открыта гостиница "Столичная". Представляется, что в этом проекте архитектором еще не найдены оптимальные пропорции между элементами формы и содержания. Здание выглядит тяжеловесным, явно страдает неоправданной перегруженностью барельефов на фасаде. Видимо, отсутствие опыта помешало Алексею Марковичу объективно оценить будущее впечатление от своей работы, когда выполненный на ватмане чертеж обретет реальные контуры.

Пассаж Пассаж использовали для устройства в нем торговых помещений, расположенных на двух этажах по обе стороны от главного прохода. Крыша над ним была сделана стеклянной, помещения были красиво отделаны деревом, зеркалами, лепниной. Здание отапливалось паром (паровой котел располагался в подвале). Открытие Пассажа в декабре 1881 г. привлекло внимание многих торговцев и предпринимателей, устроивших в торговом зале свои магазины. На первом этаже долгое время арендовал помещение издатель А.С.Суворин, имевший собственный книжный магазин. В нем можно было купить книги, журналы, газеты, а также сделать подписку на них. Рядом снимал помещение купец Н.И.Хватов, ведущий галантерейную торговлю. Были в Пассаже также магазины игрушек, обуви, канцелярских и писчебумажных товаров, суконных и шелковых тканей, головных уборов, белья, мехов, тюля, постельных принадлежностей и пр. Владельцы лавок часто менялись. Практиковались разнообразные льготы для покупателей - кредит, уступка в цене, доставка на дом, заказы. Верхние этажи Пассажа сдавались, как правило, в аренду разным учреждениям - страховым и нотариальным конторам, столичным агентам разных торговых домов. А в гг. здесь размещались учебные классы медицинского факультета Саратовского университета. В гг. помещение Пассажа арендовали Высшие государственные мастерские театрального искусства.

Оперный театр История оперного театра восходит к началу XIX века, когда в 1810 году местный губернатор А.Д.Панчулидзев выстроил на пыльном пустыре близ Верхнего базара небольшой деревянный театр, давший окрестному пространству пышное название "Театральной площади". Труппа крепостных актеров играла в нем 15 лет, а потом здание театра было передано в собственность города. Сохранились свидетельства о внешнем облике первого городского театра и его внутреннем устройстве: "Здание совсем не походит на храм... Музыка плоха, освещение слабо. Беда поместиться под люстрой: ненавистные сальные свечи окапают вас с головы до ног". "Это было низенькое деревянное здание в виде старого расплюснутого гриба с крышей, покрытой зеленоватой плесенью". Первое здание театра простояло 49 лет и так обветшало, что его решено было снести и построить новое - тоже деревянное. В 1861 году таковое было возведено на том же самом месте, но уже в 1862 году оно сгорело. Теперь уже городская дума постановила выстроить каменное театральное здание. Проект его формально подготовил губернский архитектор К.В.Тиден, но фактически автором проекта следует считать молодого в то время архитектора А.М.Салько, который и руководил строительством, завершив его в 1865 году. Наблюдатели отмечали, что внешне это здание напоминало один из венских театров, а внутри - Московский Малый театр. Указывалось, что "внутренняя отделка соединяет в себе не так часто встречаемые простоту и изящество... Мебель приличная, освещение удовлетворительное и даже щеголевато..."

Покровская церковь В свое время она была самым крупным культовым зданием в городе. Монументальный пятиглавый храм с пятиярусной вертикалью колокольни доминировал в своей части города, был ориентиром, маяком, неожиданно открывавшимся среди унылой застройки дальней части Глебова оврага. Значительной была и его роль в общей высотной композиции Саратова: высокие луковичные купола церкви и шпиль колокольни продолжали цепочку доминант, которая зрительно ограничивала территорию города.

Часовня иконы Божьей матери В 1869 году началось сооружение небольшой часовни на Театральной площади близ нового гостиного ряда по проекту архитектора А.М. Салько в память избавления государя императора Александра II от покушения Каракозова. Она была приписана к Александро-Невскому кафедральному собору (не сохранился, на его месте - стадион "Динамо"), поэтому иногда ее называли Александро-Невской часовней. Из-за отсутствия средств дело затянулось, и лишь в 1875 году часовня была освидетельствована архитектором, и в ней начали совершать богослужения. В 1910 году к часовне со стороны биржи был пристроен алтарь (на средства саратовского купца Егорова), и 3 апреля состоялось освящение храма- часовни во имя иконы Божьей Матери " Живоносный источник ", которая находилась в ее стенах...

ВЛАДЫКИН В.Л. Владимир Львович родился в 1867 году. Саратовский городской архитектор, классный художник, преподаватель рисунка в Саратовском Ремесленном училище. Окончил Академию художеств в 1892 году. Умер в 1917.

В этом здании в 1901 г. вдовой купца Ивана Александровича Поздеева – Д.С. Поздеевой была открыта первая в городе детская больница, которая носила ее имя. В больнице были терапевтическое, хирургическое, заразное и амбулаторное отделения. В 1916 г. старшим врачом был Б.П. Бруханский. Ныне детская инфекционная больница

Здание построенное по проекту В.Л.Владыкина

Владыкин В.Л.- архитектор и художник

Федор Осипович Шехтель ( ) Предки Федора Шехтеля со стороны отца прочно обосновались в Саратове с 1820-х годов. В отличие от большинства бывших колонистов, стремившихся жить обособленно от русского населения города, Шехтели поселились на Московской улице, где традиционно проживало местное купечество, завязали с соседями торговые, а позднее и родственные отношения. Судя по документам, к началу 1840-х годов они уже имели русское гражданство; отец зодчего Осип Осипович и его старшие братья Франц и Алоиз были обучены русской грамоте.

Особняк Рейнеке Дом построен в гг, на месте дома Никольского, в котором жил последние месяцы и умер в 1889 г. Н.Г. Чернышевский. Саратовский особняк, является одной из последних работ Ф.О. Шенхтеля в стиле модерн. Помещения особняка расположены вокруг лестничного холла. План второго этажа повторяет таковой первого, но повернут на 90 градусов по часовой стрелке. В кованой ограде особняка Рейнеке имеется излюбленный зодчим элемент в виде волны-спирали. Он использован Шехтелем в ограждении винтовой лестницы особняка Дерожинской, в обрамлении ворот в ограде церкви Троицы в Балаково. Навершии столбов ограды особняка Рейнеке почти точно соответствуют форме дымника над печной трубой церкви Троицы в Балаково. Уличный фасад особняка К.К. Рейнеке украшен двумя майоликовыми панно. Центральная часть одного из них выполнена по мотивам композиции Ф. Штука «Танцовщицы», а растительный орнамент по краям этого панно напоминает майоликовую отделку дома Шаронова, построенного Ф.О. Шехтелем в Таганроге. Вставки над окнами уличного фасада и фриз дворового фасада облицованы перламутрово-розовой плиткой с неравномерной окраской, имеющей сходство с плиткой на фризе магазина Строгановского училища в Москве. Сейчас здесь находится военный Госпиталь.

Особняк Рейнеке

Усадьба крупного хлебопромышленника России Паисия Михайловича Мальцева, построенная в 1900-е годы по проекту Ф.О. Шехтеля, расположена на одной улице с храмом св. Троицы в г.Балаково Уже после смерти отца он купил дворовый участок, на котором в 1880 году был выстроен массивный дом с подвалом и мансардой. Вокруг дома был разбит чудесный сиреневый сад. Позднее усадьба была реконструирована прославленным московским архитектором, "отцом модерна" Федором Шехтелем В советское время в этом здании располагался Дом пионеров, преобразованный позднее в Дом творчества, затем он был отреставрирован и приобрел статус Дома-музея П. М. Мальцева.!

Особняк-библиотека Мальцева построен в начале XX века по мотивам западноевропейского барокко с масками и грифами, затейливым аттиком, урнами и балюстрадой на крышах. Удивительной красоты кованые ворота и решетки парапетов усадьбы. Литое узорчатое чугунное крыльцо. А поверх всей этой роскошной атрибутики - элементы давно ушедшей эпохи. Над карнизом внутри особняка, где обычно красовался герб аристократического рода, зодчий, в угоду заказчику, поместил символ нового времени - жезл Меркурия - покровителя торговцев. Особняк на пересечении главных улиц старого Балакова выгодно отличается от сотен других, появляв­шихся, как грибы, по всей России в конце XIX века. Отличие - в высоких зауженных окнах и в великолеп­ной отделке здания. Внутри есть комнаты с отделкой под разные стили, в том числе с арабскими (персидскими) мотивами. Есть зал с чудесным камином и потолочной лепкой. Снаружи продумана каждая деталь. Чего только стоят отлитые из цинка украшения водосточных труб в виде грифонов.

Церковь Пресвятой Троицы

Один из домов построенных по проекту Шехтеля Ф.О.

Зыбин Петр Митрофанович Петр Митрофанович родился в 1857 году в селе Ордатово Стерлитамакского уезда Нижегородской губернии - в семье крепостного крестьянина-скорняка. Мальчик учился в церковноприходской школе, когда у него обнаружились способности к рисованию.

Особняк Зыбиных В этом доме Зыбины прожили почти два десятилетия, здесь родились сыновья Петра Митрофановича и Александры Георгиевны Владимир, Юрий, Борис.

Особняк Шишкина на бывшей Грошовой улице (ныне улица Дзержинского, 8) 1912 год, надстроен в 1940-е годы яркий пример творчества Зыбина этой поры. Еще не подойдя к самому зданию, попадаешь в его власть, очарованный прихотливым, текучим узором металлических во¬рот, ведущих во двор особняка. Рядом, в стене, словно замоч¬ная скважина маленькая калитка.

Утоли моя печали Саратовский архитектор Петр Митрофанович Зыбин в 1903 году сделал проект церкви- часовни, расположенной при архиерейском доме. Вскоре началось ее строительство и закончилось в 1906 году. Церковь каменная. Престол был один - в честь иконы Божией Матери "В скорбях и печалях Утешение". В народе церковь называли еще "Утоли моя печали". Богослужения в часовне совершались ежедневно монашеской братией из архиерейского дома. В начале XX века в составе братии было 16 иноков и 13 послушников. В годы Советской власти здание сохранилось почти в первозданном виде. В советское время в здании церкви располагался планетарий. В 1960-х годах по распоряжению первого секретаря Саратовского обкома кресты с церкви-часовни были сняты, и она долгое время стояла без них. Позже, при реставрации, кресты были восстановлены. В наши дни в 1993 году церковь была освящена в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".

ЯГН А.Ю. Родился в Пензе в семье врача. Врачом был и его дед. Но Александр нарушил семейную традицию и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. После его окончания (1863) совершенствовал свое образование в Римской академии искусств. Мало известно и о начале творчества А. Ягна. Есть упоминания о его работах в Италии и во Франции, о проектах торговых рядов в Саратове и Петербурге. Среди его работ внутреннее убранство и крыша Московских торговых рядов (известные нам как ГУМ, ), главным архитектором которых был профессор А. Померанцев.

Семен Акимович Калистратов гостиница «Астория»

«Астория» - сегодня

Консерватория начало 20 века

Консерватория сегодня

Михаил Гаврилович Зацепин Он родился в Петербурге в дворянской семье, отец был служащим Госзембанка. Учился во втором Петербургском кадетском корпусе, окончил архитектурный факультет Петербургского института гражданских инженеров. Затем учился в Академии художеств на архитектурном отделении, но, не окончив ее, получил только диплом архитектора. С 1899 по 1900 Зацепин работал инженером строительного отделения уездного земского управления Херсонской губернии, участвовал в строительстве типографии Маркса в Санкт- Петербурге ( ) и винного склада в Нижнем Ломове Пензенской губернии ( ). В 1909 Зацепин переехал в Саратов.

Мюфке Карл Людвигович родился в Воронеже 30 января 1868 года. Окончив Воронежскую гимназию, в 1886 году Мюфке поступил в Петербургскую Академию художеств на архитектурное отделение. В 1896 году, выполнив итоговую работу – проект военно-исторического музея, Карл Людвигович с отличием окончил училище со званием архитектора-художника. По завершению академии, в качестве награды за успехи в учебе, молодой архитектор отправляется в Италию, Францию, Германию, Австрию. Пребывание Мюфке в этих странах обогащает его творческий арсенал, он обмеряет и зарисовывает лучшие архитектурные сооружения. Изучение классической архитектуры Европы способствует формированию его вкуса, что видно в его архитектурных творениях. По возвращении в Россию в 1897 году Мюфке получает назначение на государственную службу в Казанскую художественную школу (бывшую в ведении Академии художеств).

Здание худ.школы г.Казань

Саратовский университет

Один из корпусов СГУ

Медицинский факультет