Обобщающий урок по синтаксису. Учитель русского языка и литературы Поручиковской СОШ Заинского муниципального района РТ Кухарев Антон Иванович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию подготовил преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «ОКТЭС» Кириленко Елена Александровна Сложноподчиненные предложения. 9 (11) класс.
Advertisements

БСП ССП СПП Виды связи: бессоюзная, подчинительная сочинительная.
Зачетная работа учащихся 11 класса Группа «Лингвисты»
«Односоставные предложения» «Полные и неполные предложения»
Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов.
Задание В6 Что такое сложноподчинённое предложение? СПП – это предложение, состоящее из двух предложений, объединённых между собой на основе подчинительной.
Синтаксический разбор простого предложения ( 4) Урок русского языка в 5 классе учителя МОУ «Лицей 3» г. Чебоксары Семёновой Л.Ю.
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными Автор презентации: Хайров Вячеслав, ученик 9 класса Руководитель: Маурер Лидия Андреевна,
Часть В. В 1. Основные способы словообразования. 1. Суффиксальный : изречение ( изречь ). 2. Приставочный : безнравственные ( нравственность ). 3. Приставочно.
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
Виды сложноподчиненных предложений Автор: Филипенкова О.В. Учитель русского языка и литературы.
Что такое подлежащее? Подлежащее – главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Сложноподчинённые предложения. Ч то это такое? С троение СПП. О сновные группы СПП. С интаксический разбор СПП. Содержание.
Презентация по русскому языку на тему : Односоставные предложения Выполнил ученик 8В класса Залепухин Вадим.
Тема: Сложные предложения Ли Е.Н. гимназия 22 Майкоп.
Проект по русскому языку на тему «Строим слова и предложения» Выполнил ученик 3 класса МБОУ СОШ 1 г. Донецка Ростовской области Мешков Александр.
Сложноподчинённые предложения Теоретические сведения.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Сложное предложение Основные виды сложных предложений; знаки препинания в сложных предложениях.
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Транксрипт:

Обобщающий урок по синтаксису. Учитель русского языка и литературы Поручиковской СОШ Заинского муниципального района РТ Кухарев Антон Иванович

Закрепление сведений о делении предложений на типы по: цели высказывания; интонации; строению и т.д.

по роли в языкероли в языке по количеству главных членовглавных членов по количеству грамматических основграмматических основ по цели высказыванияцели высказывания по интонацииинтонации по наличию и отсутствию второстепенных членоввторостепенных членов по осложненностиосложненности Задания для закрепления ВЫХОД Стили речи Орфографический словарь Основные правила грамматики русского языка Толковый словарь Ожегова Схема анализа предложения

Обращениями Вводными словами и предложениями Вводными словами и предложениями Однородными членами Обособлениями

Вы, маменька, неправду говорите. Восстань, пророк, и виждь, и внемли … Эй вы, жители неба, кто на дне ещё не был …

Он, видимо, успел отдать ему приказ. На моё счастье, погода всё время стояла великолепная. Да, он достиг своего идеала. Однажды вечером ( это было в начале октября 1773 года ) сидел я дома один.

Север дышит ветром ночи и полынь колышет. Поют жаворонки в ясной тишине и на землю с неба трель льют. Сучек хрустнул, обломился и полетел вниз.

Он дал ему самолёт, сделанный ещё вчера. Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. По утрам, до ухода в питомник, Тихон Петрович работал у себя в саду

Распространённые (помимо главных есть ещё и второстепенные члены предложения) Нераспространённые (только главные члены предложения)

восклицательные, в которых мысль сопровождается сильным чувством восклицательные невосклицательные

Я северный ваш друг и брат ! Да, скифы – мы !

Повествовательные Вопросительные Побудительные

Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, в этом нет никакого сомнения. В современном русском языке существуют два основных вида связи – сочинительная и подчинительная.

Как взаимосвязаны между собой пунктуация и интонация ? Какие выводы можно сделать ?

Перепишите, расставляя знаки препинания. - Вернись, Петя !

Предложение выражает законченную по смыслу и интонационно мысль, которая сообщается или как реальная, или как желательная, или как возможная при определённых условиях примеры

Маша съела кашу. Маша, съешь кашу. Маша съела бы кашу, если бы ей не помешали.

Имеет грамматическую основу, состоящую из двух или одного главных членовдвуходного

С главным членом СКАЗУЕМЫМ Определённо-личные Неопределённо-личные Обобщённо-личные Безличные С главным членом ПОДЛЕЖАЩИМ Назывные

Главный член – подлежащее. Эти предложения называют предмет, указывают на него, указывают на наличие предмета или явления в настоящем: Тихий вечер. Зима. А вот и наш дом !

Лицо определено. Сказуемое выражено глаголом в форме 1, 2 лица, ед. и множ. числа Завтра идем в горы. Пойдёшь со мной завтра в зоопарк ?

Лицо не определено; Сказуемое выражено глаголом в з л., мн. числе, наст. и буд. вр. или мн. число, прош. время. Этот дом построили за два месяца. В дверь постучались.

По форме выражения – это определённо- и неопределённо-личные предложения, но лицо в них мыслится как обобщённое, то есть действие может выполняться всеми, любым лицом, всяким, каждым; Чаще всего употребляются в пословицах и поговорках. Что посеешь, то и пожнёшь. Цыплят по осени считают.

Обозначают действие, которое происходит независимо от производящего; Следовательно, подлежащего нет и быть не может; Сказуемое в таких предложениях может быть простым и составнымпростымсоставным

1. безличный глагол 2. безличная форма личного глагола 3. безличная форма глагола быть в отрицательных предложениях 4. неопределённая форма глагола

1. Вечерами работалось особенно хорошо. На дворе вечереет. 2. Пахнет сеном над лугами. Зажгло грозою дерево. 3. Герасима уже не было на дворе. У меня нет линейки. 4. Вам не видать таких сражений. Быть грозе великой

Составное глагольное ( безличный вспомогательный глагол + инфинитив ) Составное глагольное Составное именное ( глагол - связка в безличной форме + именная часть ( наречие или краткое страдательное причастие в форме среднего рода )) Составное именное

Над вашим предложением стоит подумать. Алёнке спать не хотелось.

В этот час совсем тихо. ( глагол - связка может быть опущен ) В избе было жарко натоплено.

Предложения, в которых имеются оба главных члена ( подлежащее и сказуемое) Бывают полные и неполныеполныенеполные Они разграничиваются по наличию или отсутствию структурно обязательных членов предложения

Семантически неполные, структурно полные предложения (предложения с неопределенно-личными местоимениями в качестве подлежащего); Семантически неполные, структурно полные предложения Структурно и семантически неполные предложения (недостающие члены подсказываются обстановкой, ситуацией, жестом, мимикой, контекстом); Структурно и семантически неполные предложения Структурно неполные, семантически полные (эллиптические) (подл.+обст.места и подл.+доп.) Структурно неполные, семантически полные

Потом что - то вдруг вспомнилось ей. Кто - то постучал в дверь.

- Как мил ! - сказала графиня Марья, глядя на ребёнка и играя с ним. - Идёт ! (учитель, автобус, фильм…)

Татьяна - в лес, медведь за нею. (Сказуемое - нулевое, но оно значимо не только семантически, но и структурно) Отец в саду. (можно заменить: около сада, за садом и т.д.) НО : Отец в тревоге. (двусоставное полное предложение)

В полных предложениях есть все структурно обязательные элементы Дома строят строители.

Одна основа Наша Таня громко плачет. Виктор не подготовился к уроку и получил двойку.

Сложносочинённые Сложноподчинённые Бессоюзные

Сложные предложения, средством связи в которых служит только интонация Если второе из простых предложений в составе сложного имеет значение причины, пояснения, дополнение смысла (распространение одного из членов) первого, то между ними ставится двоеточие Если: противопоставление, время, условие или вывод – ставится тире

Весна затягивалась : то теплело, то ударял мороз. (раскрывает содержание первой части) Стоило вглядеться в эту картину : в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. (причина) Настанет время – загорятся на небе звёзды. (время) Грянул гром – по дебрям влажным эхо дерзко засмеялось. (быстрая смена событий или неожиданный результат действия)

Одно предложение является главным, другое – зависимым (придаточным). Средства связи: интонация, подчинительные союзы и союзные слова С придаточными определительнымиопределительными С придаточными изъяснительнымиизъяснительными С придаточными обстоятельственнымиобстоятельственными

Придаточные определительные отвечают на вопрос КАКОЙ?, Присоединяются чаще при помощи союзных слов: который, что, куда, где…, Бывает указательное слово, Придаточное предложение зависит от 1 слова (часто от существительного или слова, употребляющегося в качестве существительного) Придаточное определительное стоит после определяемого слова. НО придаточное может стоять перед определяемым словом, если это местоимение (местоименно- определительные придаточные).

Каким ты был, таким ты и остался. Это был тот человек, которого мы видели вчера. Дом, куда мы въехали, был построен в начале прошлого века. Мы идем в ту сторону, где дороги расходятся. Кто ищет, тот всегда найдёт

Придаточное предложение отвечает на падежные вопросы Главное предложение имеет значение речи, чувства или мысли Придаточное предложение прикрепляется к главному при помощи союзов: что, как, будто и союзных слов: кто; частицы ли

Я убеждён, что Россия – сильная держава. Иван Петрович расспрашивал детей, не устали ли они в дороге. Мы спросили, когда нам прийти снова. Ему повезло, что он родился весной.

Отвечают на обстоятельственные вопросы Распространяют главное предложение целиком Образа действия и степени Образа действия и степени Места Времени Условия Причины Цели Сравнения Уступки Следствия

Машина мчалась так быстро, будто участвовала в гонках. Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу. Ученик всё сделал так, как требовал мастер.

Алексей пошёл туда, куда ушёл самолёт Иди, куда влечёт тебя свободный ум. Город Коломна находится там, где река Москва впадает в реку Оку.

Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу, то увидел далеко впереди трёх девочек. Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснется.

Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком. Любое живое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками. Не мил и свет, если друга нет.

Я не удивился его поступку, потому что знал его характер. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. Благодаря тому, что лето было жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево.

Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. Я на все готова, только бы мама выздоровела. На сцену поставили мегафон для того, чтобы усилить звук.

Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда - то своими верхушками и ждет чего - то. Мы так спешили, будто за нами кто - то гнался.

Хотя он не знал дороги, он все - таки вышел к поселку. Сколько я ни прислушивался, я не мог различить ни одного звука.

Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. Я так сильно устал, что не мог идти дальше. Снег становился всё белее и ярче, так что ломило глаза.

С соединительными союзами (перечисление одновременных или следующих одно за другим явлений) С разделительными союзами (чередование или возможность одного из нескольких явлений) С противительными союзами (противопоставление явлений) примеры

Строители построили мост, и теперь путь стал короче. За окном дует ветер и льёт дождь. (Если есть общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится.)

Или ты будешь чистить зубы, или врач тебе их выдернет. Нужно впустить кошку, либо она замёрзнет.

Смотри, ещё не рассвело, а я уже позабыл, что есть на свете дороги. Он открыл кран, но вода не потекла.

ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ

СТАРЫЙ МУЗЫКАНТ Старый скрипач любил играть у подножия пам.. тника Пушкину что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие и все они умолкали в ожидани.. музыки, потому ( что ) она утешает людей обещает им ( сч, щ ) астье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю ; он был закрыт и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть когда захочется. Обыкновенно старик выходил играть под вечер : для его музыки нужно было, что ( бы ) в мире стало тише. Старик страдал от мысли что он ( не ) приносит людям никакого добра и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали куда их положить футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножи.. памятника почти рядом с Пушкиным. ( По А. Платонову ) задание

Перепишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания; Определите, к какому стилю относится этот текст; Раскроите скобки, вставьте пропущенные буквы; Выделите главные члены предложений; Составьте схемы; Сделайте полный синтаксический анализ III и IV предложений. Схема анализа предложения Стили речи

Выделить грамматические основы Определить тип предложения по интонации По цели высказывания По количеству грамматических основ По количеству главных членов, наличию второстепенных членов, осложнённости (если предложение сложное, то каждое простое предложение) Выделить средства связи простых предложений в составе сложного В сложноподчиненных - определить, к чему относится придаточное: к слову, к словосочетанию, ко всему главному, к предложению с указательным словом или без него; определить тип придаточного В сложносочиненных – тип, значение предложения в зависимости от союза Составить графическую схему предложения с обозначением знаков препинания. в начало