Стратегический менеджмент в образовании : формирование стратегического плана школы Толщина Л. Н., декан факультета развития образовательных систем КОИПКРО,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа развития Это документ, направленный на решение стратегических задач, перспективных образовательных потребностей, социального заказа на образования.
Advertisements

Программно-целевой подход в управлении в условиях введения ФГОС второго поколения Давыдов Г.А., зав. кафедрой управления развитием образовательных систем.
Управление развитием дошкольного образования. Программа развития дошкольного образования - организационная основа управления его развитием пр.
Менеджмент характеризуют специфическую разновидность управленческой деятельности и изучающую ее науку. Специфика - в обусловленности принимаемых решений.
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
Изменение подходов к содержанию деятельности администрации школы в условиях перехода на новое качество образования.
Результаты реализации программы инновационного развития МБОУ «Гимназия 1»ЕМР
Примерная структура программы развития образовательного учреждения.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (ПРОЕКТ) муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 9 «Родничок» на уч.г.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ как средство стратегического управления ДОУ.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Управление процессом становления и развития нового качества образования.
Программа развития школы – это документ, направленный на решение стратегических задач, перспективных образовательных потребностей, социального заказа.
Стратегический менеджмент Золотарева Ангелина Викторовна ang ang 1.
Организация планирования и прогнозирования деятельности в ОУ.
Программа детского оздоровительного лагеря. Программа – это… один из основных документов лагеря, в котором отражены содержание и система работы лагеря.
Организационное проектирование системы управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 5.
Программа развития ОУ Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
Совершенствование системы управления качеством образования в образовательном учреждении: ключевые понятия. Статистические показатели мониторинга качества.
Транксрипт:

Стратегический менеджмент в образовании : формирование стратегического плана школы Толщина Л. Н., декан факультета развития образовательных систем КОИПКРО, тьютор модуля

Стратегическое планирование – определяет направления деятельности ( развития ) школы в изменяющейся внешней и внутренней среде. Стратегический план - это научное предвидение состояния образовательного учреждения в долгосрочной перспективе. Критерии хорошего плана : план должен соответствовать потребностям учреждения и требованиям внешней среды ; он должен быть реальным и достижимым при имеющихся ресурсах ; предполагаемые результаты должны быть четко определены ; этапы или промежуточные фазы плана должны формировать результаты, которые можно оценить количественно и качественно ; план должен определять четкие сроки для каждой фазы ; за каждый результат должен отвечать менеджер, а не исполнитель ; хороший план должен предусматривать все возможные изменения среды.

Стратегический план – составная часть программы развития образовательного учреждения Программа развития - особая разновидность общешкольного плана работы. Рассматривается как инструмент, обеспечивающий результативный и экономичный переход школьного сообщества в новое качественное состояние, и одновременно как инструмент, обеспечивающий управление этим переходом. Составляющие программы развития : - аналитическое обоснование, - цели и задачи, - средства достижения целей, - планирование важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение цели в установленные сроки, определенность и последовательность этих действий, ответственных исполнителей.

Программа – описание модели будущей деятельности в целом или по одному / нескольким направлениям. Концепция – 1) основная точка зрения, руководящая идея ; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности ; 2) относительно целостная и завершенная, структурированная совокупность, система взглядов, представлений, идей. Описание основного смысла деятельности в целом. Программа развития школы – важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего ( перешедшего ) в инновационный режим жизнедеятельности ; - особая разновидность общешкольного плана работы, которая отличается от традиционного направленностью на решение стратегических задач, внедрение основных нововведений, на реализацию актуальных, перспективных, ожидаемых, прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа на образование.

Задачи программы развития : 1. Определение места школы в системе социальных связей и выявление достигнутого уровня ее развития через стратегический анализ. 2. Описание образа желаемого будущего состояния школы, ее организационной структуры и особенностей функционирования. 3. Разработка и описание стратегии и тактики перехода школы из существующего в новое, желаемое состояние ; подготовка конкретного плана такого перехода.

Раздел 1. Информационная справка о школе - это информационный текст., в котором кратко изложена важнейшая информация о школе. В содержании информационной справки рекомендуется : – указать наименование и статус школы сегодня, важнейшие этапы истории школы ; – дать краткую характеристику социального окружения школы и описать характер его влияния на образовательное учреждение ; – коротко описать роль школы в социуме, в территориальной образовательной системе ; указать важнейшие объемные данные школы ( количество учащихся, классов - комплектов, наличие и характер потоков и различных видов классов, сменность занятий ); – дать характеристику контингента учащихся ; – охарактеризовать педагогический персонал школы ; – дать характеристику действующего программно - методического обеспечения учебного и воспитательного процессов ; – описать подходы к диагностике результатов образовательного процесса ;

В содержании информационной справки рекомендуется : – охарактеризовать состояние школьного здания, инфраструктуры образовательного процесса, кабинетного фонда, учебно - материальной базы школы ; – дать характеристику нормативно - правового и документационного обеспечения работы школы ; – коротко описать систему работы с педагогическими кадрами ; – дать информацию об основных результатах образовательного процесса ( в динамике за ряд последних лет ), основных результатах инновационных процессов, опытно - экспериментальной работы в школе. По ходу изложения информации в справке желательно использовать графики и диаграммы с краткими комментариями.

Раздел 2. Концепция желаемого будущего состояния школы представляет собой развернутое, хотя еще и не вполне конкретизированное представление об ожидаемом результате развития школы. Она предписывает, какой должна стать школа в результате системных нововведений. Концепция развития школы описание перехода школы в новое состояние ( часть концепции желаемого будущего состояния школы ). Концепция желаемого будущего состояния школы предполагает наличие в ней следующих взаимосвязанных блоков : 1. Стратегические основания жизнедеятельности школы и главные характеристики внутренней среды школы ; 2. Концепция образовательной системы новой школы ; 3. Концепция обеспечивающей системы новой школы ; 4. Концепция управляющей системы новой школы.

1. Стратегические основания жизнедеятельности школы и главные характеристики внутренней среды школы : – система ценностей школы, ее философия ; главные принципы ее жизнедеятельности ; общая направленность школы ; – миссия образовательного учреждения ; принадлежность школы к тому или иному виду или разновидности образовательного учреждения ( на - пример, к гимназиям, лицеям и т. п.); – модель ( модели ) выпускников школы, внутришкольный стандарт качества образования ; – принципы построения организационной структуры новой школы, основные организационные единицы и связи между ними ; – характеристика организационной культуры новой школы ; – общий механизм функционирования новой школы и механизм ее перехода в очередной цикл развития.

2. Концепция образовательной системы новой школы : – общий принцип, система организации образовательного процесса ( классно - урочная или иная система организации ); – общая структура образовательной системы, задачи и ожидаемые результаты, модели результатов образования ( выпускников ) для каждой подструктуры ( ступеней, школьных модулей и т. п.); – взаимосвязь и взаимодополнение в образовательной системе школы дидактической подсистемы и подсистемы внеучебной воспитательной работы ; – виды потоков учащихся и образовательных траекторий, виды классов, принципы набора учащихся и формирования классов и групп ; – принципы группировки педагогов для работы с различными категориями учащихся ;

3. Концепция обеспечивающей системы новой школы : – внутренние условия жизнедеятельности школы, необходимые и достаточные для ее успешного функционирования и дальнейшего развития ( социально - психологические, организационно - педагогические, материально - вещественные, социально - бытовые, санитарно - гигиенические, эстетические, пространственно - временные и др.); – требования к номенклатуре, качеству и объему ресурсов, необходимых для полноценного функционирования школы и ее новой образовательной системы, для создания необходимых внутренних условий жизнедеятельности ( по каждому виду ресурсов – кадровых, концептуальных, информационных, нормативно - правовых, материально - технических, финансовых и проч.); – общие принципы построения и ожидаемое будущее состояние школьных структур, служб, организационных единиц, занимающихся обеспечением школы всеми необходимыми ресурсами ( также по всем видам ресурсов ); – внешние связи школы и их вклад в ресурсное обеспечение ее жизнедеятельности ; – важнейшие свойства и характеристики, необходимые школьному сообществу для решения образовательных и обеспечивающих задач ( ценностные ориентации и особенности целеполагания, организованность, сплоченность, включенность в управление, сработанность, ответственность, совместимость, стабильность, инновационная мобильность и др.); – характер групповой динамики и отношений в коллективе.

4. Концепция управляющей системы новой школы : – характеристика направленности, главных свойств управляющей системы ( например, – основное содержание управленческой деятельности, важнейшие функции системы управления ( планирования, организации, руководства, контроля ), методы и средства управления, основные управленческие технологии ; – организационная структура управляющей системы, состав основных субъектов управления и связей между ними, функциональные обязанности, полномочия, ресурсное обеспечение субъектов образовательной деятельности ; – организационные механизмы управления, постоянно действующие стандартизированные управленческие подсистемы ( аттестации кадров, контроля и т. п.); – необходимые условия и ресурсы для управленческой деятельности.

Концепция развития школы в программе ее развития может излагаться в разделе « Стратегия и тактика перехода ( перевода ) школы к желаемому будущему ». Блоки раздела : 1. Стратегия развития школы ; 2. Конкретные цели ближайшего шага развития ; 3. Конкретный тактико - оперативный план действий по реализации концепции.

1. Стратегия развития школы : – основные области предстоящих преобразований ( подсистемы школы и их части, которые более, чем другие, требуют обновления ); – основные направления развития по выделенным областям ( например, в качестве области выделено « обновление содержания образования », а в качестве направлений « интеграция содержания образования », « гуманизация содержания образования » и т. д.); – стратегии – общие замыслы изменений по ступеням школы, областям и направлениям преобразований ; – конкретные задачи обновления школы по всем выделенным направлениям и соответствующие им нововведения вместе с ожидаемыми результатами ; – этапы преобразований, последовательность и сроки их осуществления. 2. Конкретные цели ближайшего шага развития : – конкретные, измеримые цели и задачи образовательной системы школы ( могут формулироваться по ступеням, параллелям, предметам с выделением целей обучения и внеучебной воспитательной работы и т. д.); – конкретные, измеримые цели других подсистем школы, организационных единиц и подразделений. 3. Конкретный тактико - оперативный план действий по реализации концепции.