Способы сжатия текста Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Русская пословица Краткость – сестра таланта. А.П.Чехов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержательные и языковые способы сокращения текста Подготовка к экзамену в форме ГИА. Автор – Бродягина Ольга Семёновна, учитель МОУ Улётовская сош.
Advertisements

УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « Содержательные и языковые способы сокращения текста» Учитель: Газдарова Людмила Мухарбековна 2011год.
Содержательные и языковые способы сокращения текста Подготовка к экзамену в новой форме Занятие 2 элективного курса в 9 классе.
Подготовка к ЕГЭ. Требования к сжатому изложению Сжатое изложение «требует умения выделять в тексте микротемы, определять в них главное; отсекать второстепенное.
Приёмы компрессии исходного текста *Содержательные *Языковые.
Мастер-класс: Содержательные и языковые способы сокращения текста МОУ «Дульдургинская СОШ»
Итоговая аттестация в 9 классе в новой форме Подготовка к сжатому изложению.
Способы сокращения текста Подготовка к экзамену в новой форме.
Приемы сжатия текста. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. ( Пословица )
Подготовка к ГИА. Свёртывание придаточного предложения Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» р.п.Первомайский.
Задача сжатого текста - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СЖАТИЯ ТЕКСТА. Цель : Обучение приемам содержательной компрессии теста как этап подготовки к сжатому изложению.
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ ГИА 2009 ГОД.
Тема: Подготовка к сжатому изложению Разработан Архиповой Л.А., учителем высшей категории МОУ «Заклинская средняя школа» Урок русского языка в 9 классе.
Определить тему Сформулировать основную мысль Определить стиль Выделить микротемы Определить способы сокращения текста Передать содержание как каждой.
Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста.
ПОДГОТОВКА к ГИА Содержательные и языковые способы сокращения текста Краткость – сестра таланта». «Краткость – сестра таланта». А.П.Чехов А.П.Чехов.
ГИА по русскому языку в 9 классе. Распределение заданий по частям работы Части работы Число заданий Максимальный первичный балл Тип заданий 1 Часть 1.
Тема: «Краткость – сестра таланта» Подготовка к написанию сжатого изложения в формате ГИА.
Презентация по русскому языку 9 класс Выполнила: Пикалева И.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143» Г. Казань, РТ.
Транксрипт:

Способы сжатия текста Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Русская пословица Краткость – сестра таланта. А.П.Чехов

Сжать текст – значит, кратко передать его содержание. Сжатие текста Отказ от подробностей однородных членов комментариев пояснений Сохранение главной мысли каждого абзаца типа речи логической последовательности событий стилевых особенностей

1. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. 2. Свертывание исходной информации за счет обобщения ( перевода частного в общее)

1. Замена: Замена однородных членов обобщающим наименованием; Замена фрагмента предложения синонимичным выражением; Замена предложения или его части указательным местоимением; Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; Замена сложноподчиненного предложения простым

2. Исключения: исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких синонимов. 3.Слияние: слияние нескольких предложений в одно

Задание. Прочитайте предложения и подчеркните в них главную информацию. 1. Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Многие вещества имеют жидкокристаллическую структуру.

2. Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Принято считать, что чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве.

Задание. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией. 1. Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - для получения; для того чтобы изменить – для изменения; для того чтобы соединить – для соединения; для того чтобы распределить – для распределения; для того чтобы рассмотреть для рассмотрения. 2. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цель. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели.

3.Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в раз. Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в раз.

Задание. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом. (Употребление деепричастного оборота считается ошибочным, если субъект действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают). Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма. Принимая витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.

Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов, повсюду изменится климат, нарушится вся жизнь людей. При повышении температуры на несколько градусов повсюду изменится климат, нарушится вся жизнь людей.

Задание. Замените придаточное в сложноподчиненном предложении причастным оборотом. Объяснить знаки препинания в измененные предложениях. Принято думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои. Принято думать, что нравственные потрясения, открывающие новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои.

Впечатления, которые мы получаем в раннем детстве, оказывают на нас огромное влияние. Впечатления, получаемые нами в детстве, оказывают на нас огромное влияние.

Задание. Прочитать предложения. Выяснить, что можно исключить. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Д.С.Лихачев

Задание. Прочитать предложения. Выяснить, что можно исключить. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Д.С.Лихачев Вернейший способ узнать человека – прислушаться, как он говорит.

Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными,ясными лицами.

Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

Задание. Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов. (1)Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные мечты, но и совсем не рациональные мечты. (2)Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. (3)Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. (4) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

Примеры выполнения работы Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова) 2.1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты Цель конкретна, точна, достижима Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (27 слов).

Обобщение. Какие приемы использовали при выполнении заданий? разделение информации на главную и второстепенную; замена словосочетания одним словом; замена придаточных в сложноподчиненном предложении предложно-падежной конструкцией, деепричастным или причастным оборотом; исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов; исключение пояснений; слияние двух предложений в одно.

Спасибо за плодотворную работу