1 Административные барьеры при проведении проверок: итоги последних обследований Шестоперов О.М., ИКЦ «Бизнес-Тезаурус», Национальный институт системных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Сокращение административных барьеров путем совершенствования форм и процедур оценки соответствия в рамках реализации реформы технического регулирования.
Advertisements

1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства II.
МОНИТОРИНГ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЧС РОССИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА Телефон: (495)
Проведение мониторинга уровня административных барьеров для развития малого и среднего предпринимательства, возникающих при осуществлении контрольно-надзорной.
Итоги реализации нормативно-правовой базы в области защиты прав предпринимателей в сфере государственного контроля и дальнейшие направления сокращения.
CEFC Опыт анализа и снижения административных барьеров в субъектах Российской Федерации. Чем может быть полезна административная реформа? Добролюбова Елена.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей Предпринимательский климат в России: ключевые направления работы А.Н. Шохин Президент РСПП Москва,
ПЕРВАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ МЕТРОЛОГИИ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ПОЖАРНОЙ.
Экспресс-анализ Анализ обращений граждан, поступивших в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу Санкт-Петербургский информационно-аналитический.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Нормативно - правовая основа осуществления государственного надзора Федеральный закон от ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных.
ПЕРВЫЕ ИТОГИ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И БИЗНЕС-КЛИМАТА В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРИ ПОДДЕРЖКЕ.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
Доклад начальника Управления государственного строительного надзора Котельникова В.С. Коллегия Федеральной службы по экологическому, технологическому и.
Государственный контроль и надзор: что думает бизнес 1.
О ХАРАКТЕРЕ И ИТОГАХ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В СЛУЖБУ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО.
CENTER FOR STRATEGIC RESEARCH В.Н. Южаков, Директор департамента «Административная реформа» Центра стратегических разработок Е.И. Добролюбова, Генеральный.
Проект федерального закона « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля.
О РОЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ОБЕСПЕЧЕНИИ БЮДЖЕТА ГОРОДА НА ГОДЫ.
Транксрипт:

1 Административные барьеры при проведении проверок: итоги последних обследований Шестоперов О.М., ИКЦ «Бизнес-Тезаурус», Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Заседание Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской, г. Заседание Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской, г.

2 Ситуация в сфере государственного контроля далека от идеала количество проверок по-прежнему довольно велико количество проверок по-прежнему довольно велико количество проверяющих инспекций сократилось незначительно количество проверяющих инспекций сократилось незначительно по-прежнему распространены неформальные отношения и давление со стороны проверяющих по-прежнему распространены неформальные отношения и давление со стороны проверяющих по-прежнему отмечается избирательность контроля и действий проверяющих по-прежнему отмечается избирательность контроля и действий проверяющих встречаются нарушения регламента проверок, установленного Федеральным законом 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» встречаются нарушения регламента проверок, установленного Федеральным законом 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

3 Среднее количество проверок, 2003/2004: инспекции Инспекция Среднее кол-во проверок изменение В ЦЕЛОМ 1,67 1,85 + Налоговая инспекция 1,57 1,71 + Пожарная инспекция 1,80 1,91 + СЭС 2,02 2,08 + Милиция 3,35 3,34 - Служба экологического контроля 1,06 1,30 + Административно-технический надзор 1,29 1,42 + Торговая инспекция 1,24 1,37 + Центр стандартизации и метрологии 1,19 1,38 + Лицензирующие органы 0,86 0,99 + Прочие контрольно-надзорные органы 2,34 2,98 +

4 ЕкатеринбургКалининград Великий Новгород Санкт-Петербург изменение изменение изменение изменение Среднее число проверок на 1 МП 0,861,09+1,641,88+1,601,61+2,072,25+ Количество видов инспекций, по которым среднее количество проверок увеличилось 9759 Количество видов инспекций, по которым среднее количество проверок снизилось 0351 Среднее количество проверок, 2003/2004: обследованные регионы

5 Оценка изменения сложности прохождения проверок в 2004 г. по сравнению с 2001 г. Шкала: -2 – стало значительно проще проходить процедуры, -1 – стало немного проще, 0 - ничего не изменилось, 1 – стало немного сложнее, 2 – стало значительно более сложной проблемой 0,56 0,10 0,66 0,49 0,54 0,57 0,41 -1,0-0,8-0,6-0,4-0,20,00,20,40,60,81,0 Проверки других органов Проверки налоговыми органами Проверки органами лицензирования Проверки органами противопожарного надзора Проверки органами санитарно- эпидемиологического контроля Проверки со стороны органов внутренних дел Проверки торговой инспекцией снижение сложности увеличение сложности Проверки: оценка изменений 2004 vs. 2001

6 Сравнение опросов предпринимателей и представителей органов власти относительно изменений в сложности прохождения проверок в 2004 г. по сравнению с 2001 г. Вид проверки стало проще, %стало сложнее, % предприни- матели власти предприни- матели власти Проверки налоговыми органами 12,838,521,97,7 Проверки со стороны органов внутренних дел 5,325,043,638,9 Проверки органами противопожарного надзора 8,27,032,611,6 Проверки органами санитарно- эпидемиологического контроля 6,99,337,318,6 Проверки торговой инспекцией 6,927,834,70,0 Проверки органами лицензирования 6,026,245,933,3 В ЦЕЛОМ ПО ИНСПЕКЦИЯМ 7,722,336,018,4 Проверки: оценка изменений 2004 vs. 2001

7 Содержание процедуры Пробле мность, балл Доля предприятий, оценивших проблемность этой процедуры, % Комбинированны й показатель = Проблемность * Доля Процедура государственной приемки объекта (ввода в эксплуатацию) 3,11351,10 Проверки налоговыми органами 1,04920,96 Процедура перевода помещения из жилого фонда в нежилой 3,21290,93 Регистрация изменений, внесенных в учредительные документы 1,23740,90 Проверки органами санитарно- эпидемиологического надзора 1,33670,90 Сдача отчетности в налоговую инспекцию 0,91990,89 Проверки со стороны органов внутренних дел 1,55510,79 Проверки торговой инспекцией 1,21510,62 Получение сертификата на продукцию в государственном органе по сертификации 1,48380,56 Проверки органами лицензирования 1,23400,49 Влияние административных процедур на текущую деятельность и возможность развития (конец 2004 г.- начало 2005 г.): 10-ка «лидеров»

8 Результаты других опросов также говорят о тревожных сигналах: ЦЭФИР, 1-5 раунды ( гг.) среднее количество проверок в первый год действия 134-ФЗ заметно снизилось, НО с тех пор практически не менялось, находясь на уровне 2 проверок в год (эта цифра подтверждается и нашими результатами) среднее количество проверок в первый год действия 134-ФЗ заметно снизилось, НО с тех пор практически не менялось, находясь на уровне 2 проверок в год (эта цифра подтверждается и нашими результатами) для основной части органов контроля (надзора) частота проведения проверок соответствует установленному законодательством, но есть органы, которые превышают этот лимит для основной части органов контроля (надзора) частота проведения проверок соответствует установленному законодательством, но есть органы, которые превышают этот лимит если орган контроля (надзора) проводит проверку на одной и той же фирме второй раз, то с высокой вероятностью он придет снова в течение полугода (неравномерность и избирательность контроля) если орган контроля (надзора) проводит проверку на одной и той же фирме второй раз, то с высокой вероятностью он придет снова в течение полугода (неравномерность и избирательность контроля) отдельные органы «злоупотребляют» внеплановыми проверками, причем внеплановым проверкам систематически подвергаются одни и те же фирмы отдельные органы «злоупотребляют» внеплановыми проверками, причем внеплановым проверкам систематически подвергаются одни и те же фирмы заметная доля проверок, особенно внеплановых, сопровождаются нарушениями регламента, установленного 134-ФЗ заметная доля проверок, особенно внеплановых, сопровождаются нарушениями регламента, установленного 134-ФЗ

9 за отмеченным в первых трех раундах снижением финансовых потерь малых предприятий, связанных с проверками, последовало их увеличение в 5 раунде (1 половина 2005 г.) за отмеченным в первых трех раундах снижением финансовых потерь малых предприятий, связанных с проверками, последовало их увеличение в 5 раунде (1 половина 2005 г.) доля фирм, которым пришлось платить неофициальные «штрафы» (давать взятки) в раундах 4 и 5 значительно возросло. (при этом отличились контролирующие органы, не подпадавшие под действие 134-ФЗ – милиция и лицензирующие органы) доля фирм, которым пришлось платить неофициальные «штрафы» (давать взятки) в раундах 4 и 5 значительно возросло. (при этом отличились контролирующие органы, не подпадавшие под действие 134-ФЗ – милиция и лицензирующие органы) по оценкам предпринимателей, издержки в целом на прохождение инспекций постоянно растут, а доля фирм понесших финансовые издержки практически не изменилась (40% проверенных) по оценкам предпринимателей, издержки в целом на прохождение инспекций постоянно растут, а доля фирм понесших финансовые издержки практически не изменилась (40% проверенных) давление с целью получения взятки испытывают от 2% до 19% малых предприятий в зависимости от региона (Московский регион на одном из первых мест по этому показателю среди 20 обследуемых регионов) давление с целью получения взятки испытывают от 2% до 19% малых предприятий в зависимости от региона (Московский регион на одном из первых мест по этому показателю среди 20 обследуемых регионов) Результаты других опросов также говорят о тревожных сигналах: ЦЭФИР, 1-5 раунды ( гг.)

10 Что делать, раз никто не виноват? Основной вывод: играть на опережение обратного хода реформы, и снова, и снова вырабатывать сдерживающие чиновников меры «Минимальные» меры: - совершенствовать 134-ФЗ, внедряя давно назревшие изменения, связанные с регламентом проверок, расширение сферы подпадающих под его действие органов власти (составление их исчерпывающего перечня) - пристально следить за учетом норм 134-ФЗ и Федерального закона 184-ФЗ «О техническом регулировании», касающихся такой формы оценки соответствия как государственный контроль, при разработке проектов технических регламентов «Максимальные» меры: - формировать свод или кодекс правил административных процедур, в том числе включающего в себя правила проведения контроля государственными органами или уполномоченными на то негосударственными организациями

11 Спасибо за внимание ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства