Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Advertisements

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Тема 2. История исследования малой группы. Основные теоретические подходы в зарубежной психологии малых групп: - бихевиоризм - когнитивизм - психоанализ.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Организационное поведение. Тема 1. Основы теории организационного поведения.
Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ. Работу выполнила студентка 21 группы: Цаплина Дарья.
Тема 5. Мотивация. План лекции Понятие мотивации Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации Оценка результатов труда и вознаграждение.
Самосознание и социальное поведение Управление здравоохранения Липецкой области Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Гаус Э.В. – факультет психологии, 3.3 Васильева О.С. – научный руководитель.
П СИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ – КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ ? Психолог Шевелёва Е. В.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна 900igr.net.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Личность – это человек, обладающий совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих его социально значимые поступки. Личность – это целостный.
ПОДГОТОВИЛА: РЕБРОВА ДАРЬЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ.
Общение как взаимодействие 10 класс профиль. План 1.Две стороны взаимодействия 2.Стратегия взаимодействия в процессе общения 3.Общение в юношеском возрасте.
Механизмы образования различных отношений, эмоциональное восприятие людьми друг друга характеризуются понятиями: «идентификация», «эмпатия», «рефлексия»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный.
Транксрипт:

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский ) федеральный университет» Институт управления и территориального развития Кафедра общего менеджмента Психология менеджмента Тема 2 Психологические теории личности

Теории личности в психологии менеджмента теория бихевиоризма и теория обмена (Дж. Хоманс, П. Блау), теория символического интеракцио­низма (Дж. Мид, Г. Блумер), теория управления впечатления­ми (Э. Гоффман), психоаналитическая теория (3. Фрейд) и др.

Теория бихевиоризма Возникла в США в ХХ веке Основоположник: Джон Уотсон ( ) Основное кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является по­ведение» (от англ. behavior – поведение)

Личность человека- это совокупность поведенческих реакций, присущих дан­ному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Главная формула бихевиоризма: «стимул - ре­акция» (S - R) Человек -реаги­рующее, действующее, обучающееся существо, запрограммиро­ванное на те или иные реакции, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

Закон эффекта Торндайка связь между S (стимулом, ситуацией) и R (реакцией поведения) усиливается, если есть подкрепление Подкрепление может быть положительным (по­ хвала, получение желаемого результата, материальное воз наг­раждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, не­удача, критическое замечание и т. п.). Нельзя давать положительное подкрепление неправильным реакциям человека - в этом случае неправиль­ное поведение закрепляется!

Закономерность непротиворечивости подкреплений в ответ на одну и ту же реакцию в определенной ситуации Противоречивые под­крепления приводят к неуправляемости объекта, к неконтролируемости его поведения

Закон субъективной ценности подкрепления Чтобы эф­фективнее управлять поведением человека, необходимо учи­тывать, какое подкрепление является для него наиболее значимым в данный момент. Предъяв­ляя это субъективно ценное подкрепление в случае правильно­го поведения человека, или угрожая лишить человека субъективной ценности в случае его неправильного поведения можно управлять его поведением

Закон оперантного обуславливания Скиннера Процесс приспособления строится на основе активных проб - воздей­ствий человека на окружающий мир. Некоторые из них могут приводить к полезному результату и в силу этого зак­репляются. Такие реакции (R), которые не вызываются стиму­лом, а выделяются («испускаются») организмом, некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются, Скин­нер назвал оперантными.

Закон субъективной оценки вероятности последствий Человек субъективно оценивает вероятность наступления тех или иных последствий, чем выше субъективная вероятность наступления негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека.

Закономерность влияния типа личности на его поведение На поведение человека влияет тип его личности, его «локус» контроля: экстернал либо интернал, чувствует ли он себя «пешкой» либо считает, что достижение его целей зависит от собственных уси­лий. Экстерналы приписывают ответственность за все проис­ходящие с ними события на других людей и внешние обстоя­тельства. Интерналы считают себя ответственными за все хо­рошие и плохие события их жизни.

Закономерность подражания Научение происходит через имитацию, подражание, идентификацию Подражание - процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства и действия от другой личности, выступаю­щей в качестве модели.

Закономерность «учета ожиданий» личное благополучие индивида зависит от готовности личности вести себя так, как от него ожидают другие Это ориентация личности на социальные экспектации – социальные ожидания

Закономерность «саморегуляции» Люди формируют образ определенной поведенчес­кой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация служит ориентиром в их действи­ях

Теория обмена Основоположник – Дж.Хоманс Социальная связь, контакт – это благо. Социальная связь устанавливается и поддерживается: 1) если она соответствует личностной целесообразности и плата не пре­вышает вознаграждения; 2) если достигнуты взаимная согла­сованность и единство критериев платы и вознаграждения всех участников социального взаимодействия. Это взаимовыгодный и симметричный обмен. Если одна из сторон ущемлена, она будет стремиться пересмотреть эти связи, по-новому их отрегулировать, возникает основа для конфликта.

Теория обмена Принцип наименьшего интереса (Хоманс): лицо, имеющее наименьшую заинтересованность в продолжении со­циальной ситуации обмена, обладает большей способностью диктовать условия обмена другим участникам ситуации.Это случай несимметричного обмена. Принцип дистрибутивной справедливости (Хоманс): любое отношение обмена стремится к тому, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам, что неизбежно порождает дифференциацию людей.

Теория символического интеракционизма Основопожник - Дж. Мид Люди реагируют не только на поступки других лю­дей, но и на их намерения, т. е. «разгадывают» намерения других людей, анализируя их поступки, как бы «ставя себя на ме­сто другого человека», «принимая роль другого». Язык, речь - главный фактор человеческого взаимодействия. Язык имеет символи­ческую природу.

Теория символического интеракционизма Социальная роль - относительно устойчивый шаблон по­ ведения (включая действия, мысли, чувства), выработанный данном обществе для выполнения определенной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Социальный статус - это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определенной со­циальной системе и иерархии общественных отношений. Со­циальный статус связан с системой социальных ожиданий (от человека ждут определенных действий, человек ждет от дру­гих определенного отношения к себе).

Теория «управления впечатлениямн» Основоположник Э. Гоффман Рас­сматривает взаимодействие людей как своеобразную театраль­ную пьесу, где люди разыгрывают роли и представление, яв­ляясь одновременно и режиссером, и актером, тщательно охра­няя места своих «частных кулис», где они могут расслабиться после представления. Эту концепцию Гоффмана называют дра­матургическим подходом

Этноме­тодология Основоположник Г. Гарфинкель Предметом изучения в этнометодологии являются принятые на веру пра­вила, регулирующие взаимодействие между людьми. Если человек нарушает эти правила, то взаимодей­ствие с людьми резко затрудняется и последствия могут быть непредсказуемыми. Правила и «само собой разумеющиеся положения, мнения, запасы знания», имеющиеся у людей, и составляют основу со­циального мира, т. е. идеи, ценности, правила, нормы видятся центром социальной жизни и взаимодействия. Этнометодоло­гия изучает методы, с помощью которых люди создают соци­альный порядок: ценности, нормы, верования - основу соци­ального порядка.

Психоаналитическая теория Основоположник З.Фрейд Струк­турная модель психической жизни человека: «оно» - область бессознательного «я» - эго-сознание «сверх-я» - носитель моральных стандартов Гомео­стаз – это тенденция к сохранению внутреннего равно­весия между «оно» и «сверх-я»

Психоаналитическая теория Защитные механизмы психики: 1) Вытеснение желаний - непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психики «ОНО». 2) Отрицание - уход в фан­тазию, отрицание какого-либо события как «неправды». 3) Рацио­нализация - бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение. 4) Инверсия или противодействие – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, чувства. 5) проекция - бессозна­тельная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств. 6) за­мещение - проявление эмоционального импульса переадресо­вывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. 7) изоляция - отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы. 8) регрессия - возвращение на более ранний, примитивный спо­соб реагирования.

Теория трансактного анализа Основоположник Эрик Берн. Общение - это воздействие на парт­нера. В общении происходит постоянная реакция одного челове­ка на действия другого. Трансактный анализ рас­сматривает воздействие людей друг на друга в процессе общения. Трансакция – это единица взаимодействия «Я»

Теория трансактного анализа Репертуар состояний «Я»: 1)Дитя- смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испы­тывая радость от того, что его любят, но, одновременно, и чувство неуверенности, беззащитности. 2)Родитель - демонстрирует уверенность, покровительство, но одновремен­но и безапелляционность, приказной тон. Две разновидиости позиции «Родитель»: «карающий Родитель» - указывает, приказывает, критикует, ка­ рает за непослушание и ошибки; «опекающий Родитель» - советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, под­держивает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды. 3) Взрослый - склонность к равноправному сотрудничеству, к признанию за собой и други­ми равных прав и ответственности за исход взаимодействия.

1. Рекомендуемая литература (основная) Карпов А.В. Психология менеджмента: уч.пособие для вузов. - М.: Изд-во Гардарики, Никуленко Т.Г. Психология менеджмента: уч.пособие. - М.: Изд-во Феникс, Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности /Под ред. Никифорова Г.С.: учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Речь, Рекомендуемая литература (дополнительная) Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. – М.: МЦФЭС, Полукаров В.Л., Петрушин В.И. Психология менеджмента: уч.пособие. - М.: Изд-во Кно-Рус, Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса: уч.пособие. - М.: Изд-во Дашков и К, Столяренко Л.Д. Психология управления: уч.пос. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, Шарухин А.П. Психология менеджмента: уч.пос. - Спб.: Речь, 2005.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!