Учимся писать вступление (часть С) МОУ СОШ 13 Учитель Литвиненко С.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Написание сочинения на ЕГЭ Урок 1. ПРОБЛЕМА ТЕКСТА.
Advertisements

Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Проблема текста. Определение Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения. Проблематика.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Сочинение – рассуждение в формате ЕГЭ Структура Содержание Алгоритм работы.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Последовательность действий 3. Прокомментировать проблему Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо (К-2)
Написание эссе в 11 классе Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 603 Татьяна Николаевна Родионова.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Анализ публицистического текста Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Жилетовская СОШ» Рябцевой Аллой Юрьевной.
Анализ результатов оценки творческих заданий ЕГЭ Всего учащ ихся балл ов балл ов балл ов 7-10 балл ов 2-6 балл ов 0 балл ов
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Транксрипт:

Учимся писать вступление (часть С) МОУ СОШ 13 Учитель Литвиненко С.В.

Проблема – вопрос, требующий решения Проблема – вопрос, требующий решения проблема нравственного выбора проблема нравственного выбора проблема экологии проблема экологии Проблема добра и зла Проблема добра и зла проблема взаимоотношения ….. проблема взаимоотношения ….. проблема роли…. проблема роли…. проблема взаимосвязи проблема взаимосвязи

Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения. Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

способы формулировки проблемы: 1) в вопросно-ответной форме; 2) в виде предложения-тезиса, требующего пояснения; 3) в виде номинации (названия) темы; 4) с использованием лексических и синтаксических средств выразительности: лексического повтора, ключевых повторяющихся выражений (однотемной лексики), риторических вопросов, градации и др.; 5) в виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста.

Речевые штампы для вступления В тексте ( Ф.И.) исследуется В тексте ( Ф.И.) исследуется ( анализируется, поднимается, рассматривается, затрагивается, поставлена, затронута) проблема (чего? Р.П.) Проблема отношения…, влияния…, взаимосвязи…, роли.., назначения…

….?.....?.....? Эти вопросы невольно возникают при чтении текста …. ….?.....?.....? Эти вопросы невольно возникают при чтении текста …. ? ….? Над этими вопросами заставляет задуматься текст …. ? ….? Над этими вопросами заставляет задуматься текст …. …?...? Этими вопросами задаешься, когда читаешь текст.. …?...? Этими вопросами задаешься, когда читаешь текст.. Вы никогда не задумывались над тем,……. Вы никогда не задумывались над тем,…….

В своём рассказе Е. Кочневая поднимает проблему, особенно актуальную для нас, подростков. Это проблема одиночества, нехватки тепла, любви и понимания со стороны сверстников. В своём рассказе Е. Кочневая поднимает проблему, особенно актуальную для нас, подростков. Это проблема одиночества, нехватки тепла, любви и понимания со стороны сверстников. В данном тексте В.Никляев рассматривает очень важную проблему современного общества. Она заключается в том, что люди перестали радоваться окружающим их вещам, приятным мелочам, повседневной жизни. В данном тексте В.Никляев рассматривает очень важную проблему современного общества. Она заключается в том, что люди перестали радоваться окружающим их вещам, приятным мелочам, повседневной жизни.

Предательство… Мне кажется, нет ничего страшнее этого поступка. Человеку можно простить многое: ошибки, дерзости, шалости – многое, но не предательство. Предать – значит переступить через свою совесть, пренебречь моралью, принципами. Предатель – это уже не человек, не личность. Так, проблема статьи А. Авдеева – разрушительная, отравляющая сила предательства. Предательство… Мне кажется, нет ничего страшнее этого поступка. Человеку можно простить многое: ошибки, дерзости, шалости – многое, но не предательство. Предать – значит переступить через свою совесть, пренебречь моралью, принципами. Предатель – это уже не человек, не личность. Так, проблема статьи А. Авдеева – разрушительная, отравляющая сила предательства.

Проблема, поднимаемая Е. Кочневой в данном тексте, весьма злободневна в наше время – проблема безразличного отношения к людям. Проблема, поднимаемая Е. Кочневой в данном тексте, весьма злободневна в наше время – проблема безразличного отношения к людям.

Наверное, каждый из нас хоть раз читал в газете или слышал по телевидению обеспокоенные рассуждения о том, что лучшие умы покидают Россию. Ещё совсем недавно вопрос «утечки мозгов» стоял довольно остро. Да и сегодня, пожалуй, мы не можем с уверенностью сказать, что он полностью решён. Почему же утечка мозгов так волнует русские сердца? Очевидно потому, что мы понимаем: залог развития страны в образованном, мыслящем народе. Разве не обидно видеть, что твои соотечественники, обладающие большим умственным потенциалом, прославляют другие страны? И не удивительно, что утечка мозгов так взволновала общественность: президента, писателей, публицистов. Наверное, каждый из нас хоть раз читал в газете или слышал по телевидению обеспокоенные рассуждения о том, что лучшие умы покидают Россию. Ещё совсем недавно вопрос «утечки мозгов» стоял довольно остро. Да и сегодня, пожалуй, мы не можем с уверенностью сказать, что он полностью решён. Почему же утечка мозгов так волнует русские сердца? Очевидно потому, что мы понимаем: залог развития страны в образованном, мыслящем народе. Разве не обидно видеть, что твои соотечественники, обладающие большим умственным потенциалом, прославляют другие страны? И не удивительно, что утечка мозгов так взволновала общественность: президента, писателей, публицистов. К данной проблеме обращается и Л. Жуховицкий К данной проблеме обращается и Л. Жуховицкий

«На войне как войне». Часто эту фразу используют те, кто стремится оправдать чужую или собственную жестокость. «На войне как войне». Часто эту фразу используют те, кто стремится оправдать чужую или собственную жестокость. А что такое война? А что такое война? Что такое сочувствие? Почему многие люди равнодушны к чужим проблемам? Счастлив ли бесчувственный человек? На эти и другие вопросы отвечает автор текста. Что такое сочувствие? Почему многие люди равнодушны к чужим проблемам? Счастлив ли бесчувственный человек? На эти и другие вопросы отвечает автор текста.

Детство…Самая важная пора в жизни человека, когда происходит его нравственное становление, формирование личности. И так важно в это время общение с книгой, мудрыми людьми, которые оставляют в душе человека «живой след» и способствуют формированию характера. Детство…Самая важная пора в жизни человека, когда происходит его нравственное становление, формирование личности. И так важно в это время общение с книгой, мудрыми людьми, которые оставляют в душе человека «живой след» и способствуют формированию характера.

Предательство… Мне кажется, нет ничего страшнее этого поступка. Человеку можно простить многое: ошибки, дерзости, шалости – многое, но не предательство. Предать – значит переступить через свою совесть, пренебречь моралью, принципами. Предатель – это уже не человек, не личность. Так, проблема статьи А. Авдеева – разрушительная, отравляющая сила предательства. Предательство… Мне кажется, нет ничего страшнее этого поступка. Человеку можно простить многое: ошибки, дерзости, шалости – многое, но не предательство. Предать – значит переступить через свою совесть, пренебречь моралью, принципами. Предатель – это уже не человек, не личность. Так, проблема статьи А. Авдеева – разрушительная, отравляющая сила предательства.

«Человек – царь природы» - как обыденна эта фраза. Но, являясь венцом творения, человек иногда забывает о том, что кроме него на Земле живёт бесчисленное множество других живых существ, которых нужно беречь, охранять. Об этом пишет В. Конецкий. «Человек – царь природы» - как обыденна эта фраза. Но, являясь венцом творения, человек иногда забывает о том, что кроме него на Земле живёт бесчисленное множество других живых существ, которых нужно беречь, охранять. Об этом пишет В. Конецкий.

Что же такое мечта? Как отличить её от мимолётного желания? Почему многое в жизни получается не так, как мы хотим? Что же такое мечта? Как отличить её от мимолётного желания? Почему многое в жизни получается не так, как мы хотим?

Задумывались ли вы над тем, как часто самолюбие и самодовольство отравляют человеку жизнь? Проявляющиеся в любви или повседневных делах и заботах, разве могут эти качества принести кому-нибудь радость? Не станут ли они поражающим фактором человеческих отношений? Глубоко задуматься над этими вопросами заставил меня текст Н. Долининой о любви и ревности. Задумывались ли вы над тем, как часто самолюбие и самодовольство отравляют человеку жизнь? Проявляющиеся в любви или повседневных делах и заботах, разве могут эти качества принести кому-нибудь радость? Не станут ли они поражающим фактором человеческих отношений? Глубоко задуматься над этими вопросами заставил меня текст Н. Долининой о любви и ревности.

«Из тьмы минувшего ко мне приходит отец… Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать…» «Из тьмы минувшего ко мне приходит отец… Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать…» Мы, к сожалению, не слишком часто задумываемся о родителях, об их нежной бескорыстной любви. Мы слишком поздно понимаем, что для нас они готовы на всё… И как нам не хватает их тогда… Мы, к сожалению, не слишком часто задумываемся о родителях, об их нежной бескорыстной любви. Мы слишком поздно понимаем, что для нас они готовы на всё… И как нам не хватает их тогда… О проблемах родительской любви, о взаимоотношениях отцов и детей рассуждает Н. Аксёнова в предложенном тексте. О проблемах родительской любви, о взаимоотношениях отцов и детей рассуждает Н. Аксёнова в предложенном тексте.

Неудачная формулировка Автор поднимает проблему дружбы как примера сложных межличностных отношений. Автор поднимает проблему дружбы как примера сложных межличностных отношений. С. Львов затрагивает очень актуальную проблему об умении сострадать. С. Львов затрагивает очень актуальную проблему об умении сострадать.

Пакостники кто они? Почему в повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проявлением невежества и хам­ства, грубости и сквернословия? Возможно, потому, что не научились уважать себя.

А) В.П. Астафьев рассматривает проблему бескультурья в повседневной жизни, а именно: он пишет о пакости и пакостниках. Б) Невежество, бескультурье, сквернословие проблемы, к сожалению, актуальные в наше время.

Невежество, сквернословие, хамство характерное явление современного общества Невежество, сквернословие, хамство характерное явление современного общества Пакость и пакостники… Пакость и пакостники…

В.П. Астафьев, размышляя о пакости и пакостниках, цитирует В.И. Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка»: Пакость скверна, мерзость, гадость, злоумышление. В.П. Астафьев, размышляя о пакости и пакостниках, цитирует В.И. Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка»: Пакость скверна, мерзость, гадость, злоумышление.

Определите проблему данного текста

ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец! И назвали сына Штопором. Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится. И назвали сына Штопором. Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится. Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству. Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего- нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться. Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?

Как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни? Как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни?

Обратите внимание В комментарии не должно быть пересказа исходного текста или любой его части Рассуждений по поводу всех проблем Комментариев о действиях героев текста Общих рассуждений о тексте: ведь вам необходимо прокомментировать одну из проблем

В комментарии отразите следующее: В комментарии отразите следующее: к какой категории относится проблема к какой категории относится проблема насколько она злободневна насколько она злободневна насколько глубоки исторические корни этой проблемы насколько глубоки исторические корни этой проблемы

Позиция автора может быть выражена через модальный план текста: Позиция автора может быть выражена через модальный план текста: оценочную лексику оценочную лексику Риторические вопросы, восклицания Риторические вопросы, восклицания прямо, непосредственно: прямо, непосредственно: в отдельных предложения текста в отдельных предложения текста через аргументы через аргументы

Речевые клише Автор считает(утверждает), что Автор считает(утверждает), что Автор убежден, что…,и такая (подобная) уверенность небезосновательна Автор убежден, что…,и такая (подобная) уверенность небезосновательна Автору важно убедить читателя в том,что… Автору важно убедить читателя в том,что… Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме:… Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме:… «…»- в этом высказывании ( указать автора) нашла отражение идея текста «…»- в этом высказывании ( указать автора) нашла отражение идея текста «…»- это высказывание точно отражает позицию автора «…»- это высказывание точно отражает позицию автора

«..» -именно эта мысль отражает авторскую позицию «..» -именно эта мысль отражает авторскую позицию «..» - в этом предложении звучит прямая авторская оценка «..» - в этом предложении звучит прямая авторская оценка Позиция автора очевидна: Позиция автора очевидна: По мнению автора, По мнению автора, С сочувствием,(презрением, огорчением, возмущением, негодованием, жалостью, уважением..) автор пишет ( говорит) о… С сочувствием,(презрением, огорчением, возмущением, негодованием, жалостью, уважением..) автор пишет ( говорит) о… Автор рассматривает данную проблему на примере из собственной жизни Автор рассматривает данную проблему на примере из собственной жизни..рассказывает случай, очевидцем которого он был..рассказывает случай, очевидцем которого он был

Ссылки на радио, кинофильмы, передачи телевидения Ссылки на радио, кинофильмы, передачи телевидения Ссылки на признанные авторитеты и их произведения, цитаты. Ссылки на признанные авторитеты и их произведения, цитаты. Имена исторических деятелей Имена исторических деятелей Названия событий Названия событий положения официальных документов положения официальных документов Законы природы Законы природы Народная мудрость( пословицы, поговорки) Народная мудрость( пословицы, поговорки) Статистика Статистика Примеры из художественной литературы Примеры из художественной литературы Примеры из жизни окружающих(жизненный опыт) Примеры из жизни окружающих(жизненный опыт)

Речевые клише Убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя.. Убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя.. разделяя негодование автора, хочу сказать, что… разделяя негодование автора, хочу сказать, что… интересно то, как автор… интересно то, как автор… С удовольствием прочитал…. С удовольствием прочитал…. К немалому удивлению узнал.. К немалому удивлению узнал.. Я разделяю точку зрения автора Я разделяю точку зрения автора Автор, безусловно, прав Автор, безусловно, прав

Как корректно возразить автору? Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что… Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что… Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что.. Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что.. Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с утверждением о том, что.. Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с утверждением о том, что.. Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений. Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений. Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что.. Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что..