«Готовимся к ГИА. Задание А3. Средства речевой выразительности » Составитель: Куляшова Лилия Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художественно – выразительные средства текста. Работу выполнили учащиеся 10 класса МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Баннов Артем, Соседова Татьяна.
Advertisements

Поэзия Что делает художественную речь красивой и образной?
Занятие 21 Выразительные средства современной русской речи. Тропы Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,
Учитель русского языка и литературы Сальникова Н.А. Часть I.
Словарный диктант. 1. Объект художественного изображения, круг событий, явлений, предметов действительности, отражённых в произведении.
Зеленая – самая безопасная дорожка. На ней можно ошибиться 2 раза и правильно тоже ответить 2 раза, но это самый длинный путь к победе. На желтой дорожке.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
ТРОПЫ Эпитет Метафора Гипербола Олицетво-рение Перифраз Сравнение В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. Эпитет – это особое, образное определение,
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Игры Игра «Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.
это изображение предмета путём сопоставления его с другим предметом. Подумайте Подумайте и найдите в двух картинках сравнение. Толкование непонятных слов.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Понятие о сравнении Урок развития речи. Цель: расширить знания учащихся о тропах; сформировать понятие о сравнении; стимулировать развитие творческих.
Сравнение метафора метонимия перифраз.. Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему.
Урок литературы в 6 классе Поэзия природы в творчестве М.М. Пришвина (по сказке-были "Кладовая солнца") Черевик Татьяна Николаевна, учитель русского языка.
Жил-был гном. Он жил в грибе. У него было много друзей. И когда мальчики и девочки говорили: Гном помоги нам!, он сразу появлялся и всем помогал. Один.
Выражение сравнения Выражение сравнения в простом предложении.
2011 г. Работу выполнила педагог дополнительного образования Аматокова О.А. МОУ «Гожанская основная общеобразовательная школа» МОУ ДОД«Дом детского творчества»
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Урок русского языка по теме: «Переносное значение слова» (5 класс, программа под ред. М.М.Разумовской)
Транксрипт:

«Готовимся к ГИА. Задание А3. Средства речевой выразительности » Составитель: Куляшова Лилия Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 797 г. Москвы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ПО ТЕМЕ «СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ »

ГИПЕРБОЛА ( ГРЕЧ. HYPERBOLA - ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ) непомерное преувеличение размера, силы, значение и т.д. какого - либо предмета, явления «В сто сорок солнц закат пылал» В. Маяковский. «Редкая птица долетит до середины Днепра» Н. Гоголь.

МЕТАФОРА (ГРЕЧ. METAPHORA - ПЕРЕНЕСЕНИЕ) - перенесение значения по сходству. Это средство выразительности очень близко к сравнению. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов: слов моих сухие листья (В. Маяковский) вранья холодный дым (А. Твардовский) ручей улыбки (М. Светлов)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - троп, состоящий в приписывании неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. Что, дремучий лес, Призадумался, Грустью темною Затуманился? А.В.Кольцов

СРАВНЕНИЕ - изобразительный приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Чаще всего сравнение в речи оформляется в виде сравнительных оборотов. Состоит сравнительный оборот их слова или словосочетания с одним из сравнительных союзов (как, точно, словно, будто, как будто, что). Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием (Л. Толстой).

ФРАЗЕОЛОГИЗМ - лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы: положа руку на сердце, заткнуть за пояс, затронуть чувство чести.

ЭПИТЕТ - образное определение, подчёркивающее наиболее существенный, в данном контексте, признак предмета. Часто содержит в себе элемент сравнения и потому граничит с метафорой. Парус одинокий, весёлый ветер, мороз - воевода.

А3. Укажите предложения, в котором средством выразительности речи является метафора. 1)Сказав это, артистка поняла, что не ошибалась и совершенно верно угадала, кто написал записку, - так засветилось лицо зрительницы с первого ряда. 2)Потом она вспомнила про то, как сама была девочкой и как ее тоже не принимали в хореографический кружок. 3)Она вынула старый альбом и нашла то, что искала. 4)Балетмейстер похвалила, а потом стала проверять ноги на гибкость. 1

А3. Укажите предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) И я хотел взять мальчика за руку, но тот поспешно отдёрнул руку и сказал: – Не могу. 2) Увидев командира, он как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше. 3) Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, а игра это или не игра – всё равно. 4) Глаза мальчика загорелись радостным огнём, и он облегчённо засмеялся. 3

А3. Укажите предложения, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Юноша решил добиться справедливости и возвратить похищенные деньги через суд. 2) С этих пор он загорелся идеей стать оратором, бросил все другие занятия и игры и начал усиленно упражняться в красноречии. 3) Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей. 4) Он стал судебным оратором и добился приговора суда в свою пользу. 2

А3. Укажите предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1)Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга. 2) Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого». 3)Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил. 4)С этого момента начинается новая, полная трудов и величия, жизнь гениального русского полководца. 3

А3. Укажите предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) – Подойди сюда и сядь. Что у тебя за история? – устало произнёс он. 2) Час от часу не легче! Директор с шумом придвинул кресло к столу. 3) – В милиции нас продержали два часа. Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару... 4) Мама сказала: «От собаки одна только грязь!» 2

А3. Укажите предложения, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя у которого «был целый лес рогов на голове». 2) Но голос этот звучал так неуверенно, так слабо... 3) Олень стоял, как изваяние. 4) Ян смотрел на оленя, и олень не сводил с него своих умных, ясных глаз. 3

А3. Укажите предложения, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида. 2) Но результат не заставил себя ждать. 3) Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. 4) На улице тишь, только шаркает метлой дворник. 1

А3. Укажите предложения, в котором средством выразительности речи является гипербола. 1) Ведь этот Мурлышка – вся её жизнь! 2) А вредная всё-таки, – он покрутил головой. 3) – Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? – дерзко спросил Лёвка. 4) Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом. 1

А3. Укажите предложения, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка». 2) За спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани. 3) А Николая била в висок ужасная мысль. 4)...в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы. 3

А3. Укажите предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днём отводил ей на минуту больше, чем вчера. 2) Однажды летним утром пожилой человек в железных очках принёс ему пару протезов, очень ловко сконструированных и пригнанных по мерке. 3) – Спасибо, спасибо, старик, знатная работа, – бормотал Алексей. 4) Он перешёл эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжёлого труда. 4

А3. Укажите предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днём отводил ей на минуту больше, чем вчера. 2) Однажды летним утром пожилой человек в железных очках принёс ему пару протезов, очень ловко сконструированных и пригнанных по мерке. 3) – Спасибо, спасибо, старик, знатная работа, – бормотал Алексей. 4) Он перешёл эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжёлого труда. 4