Зигмунд Фрейд Подготовила к.м.н. Татьяна Ляшок. Статья для юбилейного сборника, посвященного известному венскому офтальмологу Леопольду Кёнигштайну, одному.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
З.Фрейд К вопросу о динамике переноса З.Фрейд К вопросу о динамике переноса.
Advertisements

Индивидуальный характер понимания. Причины непонимания: 1. Общий фронт: Противоречие между индивидуальной способностью каждого ученика освавать учебный.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ТРУДЕ ТОЛКОВАНИЙ СНОВИДЕНИЙ ЗИГМУНТА РЕЙДА / ФИЛОСОФИЯ / ПРЕКРАСНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Теория сновидений Зигмунда Фрейда. Зигмунд Фройд австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы терапевтического направления.
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Ранние работы Фрейда в области неврологии Готовила Бугаева Виктория ПСХ21.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТРАНСПОРТА ( МИИТ) Познавательные процессы Выполнил работу Минаев Е.В Малых А.А.
Внимание – отражает направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, что обеспечивает их особо ясное отражение.
Подготовил Голобородько Евгений.
Проект выполнили: Сергеев А., Герасимов. К, Будкин.М, Глухов.Н.
РЕФЕРАТ по Обществознанию ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Однако общество неотделимо от природы.
Равносильность уравнений. Определение: Два уравнения называются равносильными, если их множества решений равны Два уравнения называются равносильными,
Письмо - обращение к близким самым дорогим людям, моим родителям Письмо - обращение к близким самым дорогим людям, моим родителям !
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен? а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем. 2. Вы сами можете.
Презентация по психологии по теме: Воля
МОТИВАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» ( ). Затем этот термин.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА ДОЛГОВА КСЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ.
Транксрипт:

Зигмунд Фрейд Подготовила к.м.н. Татьяна Ляшок

Статья для юбилейного сборника, посвященного известному венскому офтальмологу Леопольду Кёнигштайну, одному из давних друзей Фрейда. В письме Ференци от 12 апреля 1910 года Фрейд характеризует статью как простую случайную работу, которая ни на что не годится (Jones, 1962, с. 291) Впервые Фрейд говорит здесь о влечениях Я, недвусмысленно приравнивает их к влечениям к самосохранению и приписывает им главную роль в функции вытеснения. Кроме того, достойно внимания, что в последних абзацах работы.(с ) Фрейд совершенно определенно высказывает свое мнение, что психические явления в конечном счете основываются на органических субстратах. 2

Известно, что истерическая слепота считается разновидностью психогенного нарушения зрения (французская школа Шарко, Жане и Бине) Такую слепоту можно вызывать даже экспериментально, если имеется в распоряжении человек, способный к сомнамбулизму. Если ввести его в глубокий гипноз и внушить представление, что одним глазом он ничего не видит, то он действительно начинает себя вести как человек, ослепший на этот глаз, как истерическая больная со спонтанно развившимся нарушением зрения. Стало быть, механизм спонтанного истерического нарушения зрения можно сконструировать по образцу внушенного гипнотического. У истериков представление о своей слепоте возникает не под внушением гипнотизера, а спонтанно, как говорят, под воздействием самовнушения, и это представление в обоих случаях настолько сильно, что оно превращается в действительность, совершенно так же, как внушенные галлюцинация, паралич и т. п. 3

Когда, при каких условиях некое представление становится настолько сильным, что может вести себя, как внушение и сразу превращаться в действительность? Более обстоятельные исследования показали, что на этот вопрос нельзя ответить, не обратившись за помощью к понятию «бессознательное». Философы противятся допущению психического бессознательного, их мало заботят подобные феномены, заставляющие говорить о себе. Психопатологам же приходилось работать с бессознательными душевными процессами, бессознательными представлениями и т. п. Остроумные опыты показали, что истерические слепые все же в известном смысле видят. Возбуждения слепого глаза все же могут иметь известные психические последствия, например вызывать аффекты, хотя они и не осознаются. Стало быть, истерические слепые слепы только для сознания, в бессознательном они зрячи. 4

Именно опыты подобного рода вынуждают нас провести разграничение между сознательными и бессознательными психическими процессами. Как получается, что у них развивается бессознательное «самовнушение» быть слепыми, в то время как в бессознательном они все же видят? У предрасположенных к истерии больных с самого начала существует склонность к диссоциации к устранению взаимосвязи в психическом событии, из-за чего некоторые бессознательные процессы не продолжаются в сознательном. Подчеркнутое вначале тождество истерической слепоты со слепотой, вызванной внушением отпало. Истерические больные слепы не вследствие внушенного себе представления, что они не видят, а вследствие диссоциации между бессознательными и сознательными процессами в зрительном акте; их представление о том, что они не видят, является правомерным выражением психического положения вещей, а не его причиной. 5

Синтез представлений разных исследователей, с помощью которых стремились достичь понимания психогенных расстройств: возникновение из сверхсильных идей, разграничение сознательных и бессознательных психических процессов гипотеза о психической диссоциации, и это могло удаться мне столь же мало, как удалось П. Жане. Каким образом психоанализ привел нас к более аргументированному и, наверное, более верному пониманию психогенных нарушений зрения? Психоанализ также принимает гипотезы о диссоциации и бессознательном, но ставит их в другое отношение друг к другу. 6

Душевная жизнь = динамическое взаимодействию сил, поддерживающих и тормозящих друг друга. Если в одном случае группа представлений остается в бессознательном, то это не конституциональная неспособность к синтезу, а активное сопротивление других групп представлений. Процесс, приводящий к такой участи одной группы - «вытеснение». Такие вытеснения играют чрезвычайно важную роль в нашей душевной жизни, неудача вытеснения является предпосылкой для симптомообразования. Итак, если психогенное нарушение зрения основывается на том, что определенные представления, связанные со зрением, остаются оторванными от сознания, то эти представления находятся в противоречии к другим, проявившимся с большей силой, для которых мы используем всякий раз иначе составленное общее понятие «Я», и поэтому оказались вытесненными. 7

Но откуда берется такое подталкивающее к вытеснению противоречие между Я и отдельными группами представлений? Прежде о психическом конфликте и вытеснении ничего не знали. Каждое влечение стремится заявить о себе оживлением представлений, которые вроде бы соответствуют целям. Эти влечения не всегда уживаются между собой; у них часто возникает конфликт интересов; противоречия представлений это лишь выражение борьбы между отдельными влечениями. Совершенно особое значение имеет очевидное противоречие между влечениями, служащими получению сексуального удовольствия и влечениями, служащими самосохранению индивида, то есть влечениями Я 1. Все действующие в нашей душе органические влечения мы можем классифицировать словами поэта как «голод» или «любовь» 2. 8

Мы проследили «сексуальное влечение» от его первых проявлений у ребенка вплоть до достижения им окончательной формы, обозначаемой как «нормальная», и обнаружили, что оно состоит из многочисленных «парциальных влечений», которые привязываются к возбуждениям, идущим от областей тела; Эти отдельные влечения должны пройти сложное развитие, прежде чем они смогут служить целям продолжения рода 1. Культура возникает во многом за счет сексуальных парциальных влечений = они должны быть подавлены, преобразованы, направлены на более высокие цели, чтобы создать культурные психические конструкции. Неврозы необходимо сводить к разнообразным неудачам этих процессов преобразования парциальных сексуальных влечений. 9

«Я» чувствует для себя угрозу из-за требований сексуальных влечений и защищается от них вытеснениями, которые не всегда достигают желанного результата, а имеют следствием опасные замещающие образования вытесненного и обременительные реактивные образования Я. Из этих двух классов феноменов и состоит то, что мы называем симптомами неврозов. Этим мы затронули связь невротических состояний с общей духовной жизнью. В целом в распоряжении сексуальных влечений, как и влечений «Я», находятся одни и те же органы и системы органов. Сексуальное желание связано не только с функцией гениталий; рот служит поцелуям точно так же, как принятию пищи и речевому сообщению, глаза воспринимают не только изменения во внешнем мире, важные для сохранения жизни, но и свойства объектов, их «прелести», благодаря которым те возводятся в ранг объектов любовного выбора. 10

Тут оправдывается на деле тезис, что одновременно служить двум господам никогда не бывает просто. Чем более тесную связь с одним из великих влечений вступает орган, обладающий такой двусторонней функцией, тем больше он отказывается от другого. Этот принцип должен вести к патологическим последствиям, если два основных влечения рассорились между собой, если со стороны «Я» поддерживается вытеснение в отношении соответствующего парциального сексуального влечения. Применить это к глазу и зрению не составит труда. Если парциальное сексуальное влечение, которое пользуется созерцанием, то есть сексуальное желание разглядывать, из-за своих чрезмерных претензий вызвало противодействие влечений «Я», в результате чего представления, в которых выражается его стремление, подвергаются вытеснению и удерживаются от осознания, то тем самым нарушается связь глаза и зрения с «Я» и с сознанием в целом. 11

Я утратило господство над органом, который теперь полностью отдает себя в распоряжение вытесненному сексуальному влечению. Создается впечатление, будто вытеснение со стороны «Я» зашло слишком далеко, что вместе с водой оно выплеснуло ребенка, поскольку, с тех пор как сексуальные интересы в зрении выдвинулись на передний план, «Я» теперь вообще не желает что-либо видеть. Но более точно = активность перемещается на сторону вытесненного желания к разглядыванию. В этом состоит месть, компенсация вытесненного влечения за то, что оно, удержанное от дальнейшего психического развития, теперь способно усилить свое господство над служащим ему органом. 12

Потеря сознательного господства над органом является вредным замещающим образованием для не удавшегося вытеснения, которое было возможно только такой ценой. Еще отчетливее, чем в зрении, это отношение двояким образом используемого органа к сознательному «Я» и к вытесненной сексуальности проявляется в моторных органах, когда, например, истерически парализуется рука, которая хотела осуществить сексуальную агрессию, а после ее торможения уже ничего не может делать другого, словно она упорно настаивает на осуществлении вытесненной иннервации, или когда пальцы людей, покончивших с мастурбацией, отказываются обучаться тонким движениям, которые требуются для игры на пианино или на скрипке. Когда идет речь о глазе, мы имеем обыкновение переводить неясные психические процессы при вытеснении сексуального влечения к разглядыванию и при возникновении психогенного нарушения зрения так, словно в индивиде раздался карающий голос: «Раз ты хочешь злоупотребить своим органом зрения ради порочного чувственного удовольствия, то поделом тебе будет, если ты вообще больше ничего не увидишь» 13

В этом заключена идея талиона и наше объяснение психогенного нарушения зрения, в сущности, с ней совпадает, которая преподносится сказанием, мифом, легендой. В прекрасном предании о леди Годиве все жители маленького городка скрываются за закрытыми окнами, чтобы облегчить даме задачу при ярком свете дня обнаженной проехать верхом по улицам. Единственного человека, который сквозь ставни следит за обнаженной красавицей, ждет наказание он слепнет. Впрочем, это не единственный пример, который заставляет нас подозревать, что невротик также таит в себе ключ к мифологии. 14

Психоанализ никогда не забывает, что душевное покоится на органическом, хотя его работу можно проследить только до этой основы и не дальше. Психоанализ готов также постулировать, что не все функциональные нарушения зрения являются психогенными или вызваны вытеснением эротического желания к разглядыванию. Если орган, служащий влечениям двоякого рода, усиливает свою эрогенную роль, то в целом следует ожидать, что это не обойдется без изменений возбудимости и иннервации, которые проявятся как нарушения при функционировании органа на службе у «Я». Более того, когда мы видим, что орган, обычно служащий чувственному восприятию, при усилении своей эрогенной роли ведет себя буквально как гениталии, мы будем считать также вполне вероятным наличие в нем токсических изменений. 15

Для обоих видов функциональных расстройств, то есть физиологического и токсического происхождения, возникающих вследствие повышения эрогенного значения, придется сохранить название: «невротические» нарушения. Невротические нарушения зрения относятся к психогенным, как и вообще актуальные неврозы к психоневрозам; наверное, психогенные нарушения зрения едва ли когда- либо способны возникнуть без невротических, но не наоборот. К сожалению, сегодня эти «невротические» симптомы пока еще очень мало поняты и оценены, ибо психоанализу они непосредственно недоступны, а при других способах исследования точка зрения на сексуальность не принималась в расчет. 16

От психоанализа ответвляется еще один, простирающийся в органическое исследование ход мыслей. Можно задать себе вопрос, достаточно ли самого по себе подавления парциальных сексуальных влечений, порожденного жизненными влияниями, чтобы вызвать функциональные нарушения органов, или должны существовать особые конституциональные условия, которые и побуждают органы к преувеличению своей эрогенной роли и тем самым провоцируют вытеснение влечений. В этих условиях следовало бы усматривать конституциональный компонент предрасположения к заболеванию психогенными и невротическими расстройствами. Это и есть тот момент, который при истерии я предварительно обозначил как «соматическое содействие» органов (случай «Доры» (1905). «В своих известных работах Альфред Адлер старается это осмыслить с точки зрения биологической обусловленности».! 17