Методические материалы к проведению урока по творчеству М. В. Ломоносова Работу выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «Золотухинская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель литературы Мещерякова Н.А. «Пётр Великий русской литературы» (В.Г.Белинский)
Advertisements

«Пётр Великий русской литературы» (В.Г.Белинский).
В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого.
(1711 – 1765). « Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Словесность наша явилась вдруг в 18 веке. А.С.Пушкин.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765). Цель урока: Познакомиться с теорией «трёх штилей» М. В. Ломоносова и новым жанром: «одой». Задачи урока: Коротко.
Михаил Васильевич Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения Выполнили: Ключникова Александра Шабалина Екатерина Старикова Анастасия.
Зачетный урок по литературе XVIII века. 1-й вариант 1. Какие из нижеперечисленных утверждений соответствуют принципам классицизма? а ) античная культура.
«Пётр Великий русской литературы» Урок по творчеству М.В.Ломоносова 9 класс.
(1711 – 1765). Почему ХVIII век считается веком просвещения в России? На этом уроке вы познакомитесь с произведением гениального человека - М.В. Ломоносова,
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Бесценный вклад Михаила Васильевича Ломоносова в литературу.
Основные особенности: 1.«Раскол» русской культуры: культурный «раскол» между высшим и низшим сословиями идеологический «раскол» между образованным слоем.
Великий русский ученый-энциклопедист, один из основателей современного естествознания, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка,
Докажите, что «Ода …» Ломоносова – произведение русского классицизма. В центре произведения образ _____, что соответствует _________ классицизма, основанной.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Подготовила Колесник М. Б. Учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ 7» г. Балаково Саратовской обл.
Оды Михаила Васильевича Ломоносова. Ода – лирический жанр, пришедший в европейскую литературу из античной поэзии. Ода – лирический жанр, пришедший в европейскую.
Русская литература XVIII века. ГБОУ СОШ 1297 г. Москвы Страхова Елена Геннадьевна.
КЛАССИЦИЗМ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ.
Транксрипт:

Методические материалы к проведению урока по творчеству М. В. Ломоносова Работу выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «Золотухинская СОШ» Удодова Алла Михайловна МОУ «Золотухинская СОШ» Удодова Алла Михайловна

«В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, межует перуны в супостата, блажит праведника, клянет изверга» «В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, межует перуны в супостата, блажит праведника, клянет изверга» В. Кюхельбекер В. Кюхельбекер

Тема: Ода «На день восшествия – типичное произведения в духе классицизма» Тема: Ода «На день восшествия – типичное произведения в духе классицизма» 1. В связи с чем и когда была написана ода? 2. Как нужно читать оду? (настроение, интонация) 3. Какой стихотворный размер использует автор? 4. Ключевой вопрос: можно ли считать оду по содержанию и форме классицистической?

микротемы микротемы - картины мирной жизни - картины мирной жизни - восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?) - восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?) - гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру? Что ставится ему в заслугу?) - гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру? Что ставится ему в заслугу?) - описание безграничных просторов и богатств России - описание безграничных просторов и богатств России - обращение к молодежи - овладевать науками. - обращение к молодежи - овладевать науками.

Главная тема оды – Россия, ее процветание. Главная тема оды – Россия, ее процветание. Центральная часть оды - тема просвещенного монарха. Центральная часть оды - тема просвещенного монарха.

Портрет императрицы.

Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенным правителем, расширять науки, заботиться о благе общества. Представление русских классицистов об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражения, нив мирном труде по преобразованию страны, воплотилась в образе Петра Первого). Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенным правителем, расширять науки, заботиться о благе общества. Представление русских классицистов об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражения, нив мирном труде по преобразованию страны, воплотилась в образе Петра Первого).

Особенности стиля Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, класы), усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д. Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, класы), усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д.

-метафоры, сравнения; -употребление образов античной мифологии; -архаические слова и выражения; -олицетворения; -гиперболы; - риторические вопросы и восклицания. Художественные приемы, характерные для стиля русской классической оды:

Трехчастный план оды Трехчастный план оды 1. Вступление. Мир – основа блага государства. 2. Главная часть Величие России, ее процветание: А) хвала щедротам Елизаветы; А) хвала щедротам Елизаветы; Б) заслуги Петра перед народами России; Б) заслуги Петра перед народами России; В) неисчерпаемые богатства и красота России; В) неисчерпаемые богатства и красота России; Г) призыв к российской молодежи овладевать науками; Г) призыв к российской молодежи овладевать науками; Д) наука и ее роль в российском обществе Д) наука и ее роль в российском обществе 3. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.

Выводы: Выводы: 1.Для ломоносовской оды характерны высокая тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. 2. Идеализация царицы Елизаветы. 3. Обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам. 4. Присутствует нормативная поэтика (старославянизмы, высокая, пафосная лексика, силлабо – тоническое стихосложение), что сохраняет высокий стиль оды. 5. Данный трехчастный план убеждает, что гражданственному пафосу и содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная классицистическая композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что создает идейно-художественное единство всей оды.

Таким образом, ода М. Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны…» действительно является типичным клациссисти ческим произведением.