Доклад на тему: Социологическое исследование по вопросам отношения населения к оптимизации обращения монет мелких номиналов и изучение структуры платежных инструментов, используемых населением Украины Подготовила: Рак Наталья Евгеньевна, заместитель декана факультета повышения квалификации и переподготовки, к.э.н.
Актуальность темы: Потеря платежеспособности денежных знаков мелких номиналов (покупательная способность гривны с 1996 года уменьшилась в 5,9 раза (с 100 копеек до 16,9 копейки) Значительные расходы на изготовление монет наименьших номиналов (производство 1 коп стоит 16 коп) Cлайд 1
Зарубежный опыт оптимизации существующего номинального ряда Швеция 1972г. монеты номиналом 1 и 2 эре 1985г. монеты номиналом 5 и 25 эре 1992 г. монеты номиналом 10 эре 2010 г. монеты номиналом 50 эре Cлайд 2
Зарубежный опыт оптимизации существующего номинального ряда Новая Зеландия 1990г. монеты номиналом 1-2 цента 2006г. монеты номиналом 5 центов Израиль 1990г. монеты номиналом 1 агор 2008г. монеты номиналом 5 агор Cлайд 3
Зарубежный опыт оптимизации существующего номинального ряда Финляндия Южная Африка Сингапур Чехия (10-20 геллеров) ШвейцарияМалайзияДанияВенгрия Чехия (50 геллеров) НорвегияКанада Российская Федерация (1 и 5 копеек) Cлайд 4
Выборка исследования Всеукраинское исследование с охватом 24 областных центров и Республики Крым по методу анкетирования. Выборка - многоступенчатая, квотная. Квота - пол, возраст, социальный статус. Количество респондентов: 2009 год респондентов; 2013 год респондентов. Cлайд 5
Задания социологического исследования: Оценить степень использования населением наличных в повседневных расчетах. Определить интенсивность использования платежных карт населением в структуре повседневных расчетов. Исследовать отношение населения Украины к монетам мелкого номинала Оценить возможность округления цен и понимание принципов округления общих сумм расчетов наличными Cлайд 6
Активность пользования платежными картами населения Cлайд 7
Активность пользования платежными картами населения в динамике Cлайд 8
Активность пользования платежными картами населения по социальному статусу Cлайд 9
Активными пользователями платежных карт является 41,6% населения (в 2009 году - 18,1%) Доля населения, которая постоянно использует платежную карту по полу: Мужчины - 16,7%; Женщины - 12,4%; Доля населения, которая постоянно использует платежную карту по социальному статусу: Предприниматель - 33,8%; Пенсионер - 4,9% Cлайд 10
Интенсивность использования в повседневных расчетах различных средств платежа Cлайд 11
Интенсивность использования наличных в повседневных расчетах Cлайд 12
Интенсивность использования платежной карточки Cлайд 13
Наличные являются основным средством повседневных расчетов населения Показатель интенсивности использования: наличных - 82%; платежной карточки - 18%; Интенсивность использования платежной карточки по возрасту: от 18 до 30 лет - 21%; старше 60 лет - 8%. Интенсивность использования платежной карты по социальному статусу: предприниматели - 32%; пенсионеры - 7% Cлайд 14
Частота расчетов населения наличными Cлайд 15
Частота расчетов населения наличными в динамике Cлайд 16
Наибольшая доля населения рассчитывается наличными менее 5 раз - 53% (2009 г. - 46%) Частота расчетов населения наличными менее 5 раз по возрасту: более 60 лет - 71%. Частота расчетов населения наличными по социальному статусу от 5 до 10 раз в день: студенты (46%), предприниматели, домохозяйки (42%); Cлайд 17
Практичность использования платежной карточки населением для осуществления расчетов в зависимости от суммы покупки Cлайд 18
Практичность использования платежной карточки населением в динамике Cлайд 19
Для 35% населения практичность использо- вания платежной карты не зависит от суммы покупки. На 20% возросла интенсивность использования платежных карт в молодежи (в возрасте от 18 до 30 лет) при совершении покупок стоимостью от 50 до 1000 грн.; На 22% возросла интенсивность использования платежных карт в возрастной категории старше 60 лет при совершении покупок стоимостью от 50 до 500 грн. Cлайд 20
Сумма среднестатистических ежедневных расходов населения Пол Сумма среднестатистических затрат в день (из расчета на 1 чел.), грн женщины 58,3 мужчины 61,3 Среднее значение 59,8 Cлайд 21
Сумма среднестатистических ежедневных расходов населения по возрасту Cлайд 22
Сумма среднестатистических ежедневных расходов населения по социальному статусу Cлайд 23
В среднем один человек на покупку товаров и услуг повседневного спроса в Украине тратит около 60 грн По возрастным категории ежедневные расходы составляют: от 41 до 50 лет - 68 грн.; старше 60 г грн.; По социальному статусу ежедневные расходы составляют: предприниматель - 79 грн.; пенсионер / студент - 45 грн Cлайд 24
Опасаетесь ли Вы того, что изъятие из наличного обращения монет номиналом 1 и 2 копейки повлияет на ваше финансовое положение? Cлайд 25
79% населения Украины считают, что изъятие из наличного обращения монет номиналом 1 и 2 коп. не повлияет на их финансовое состояние Наиболее чувствительными к изменениям номинального ряда монет есть люди предпенсионного возраста (старше 60 лет) Большинство населения воспринимает 1, 2 коп. как такие, что фактически лишены покупательной способности, однако считают, что они являются неотъемлемой частью завершенного номинального ряда монет. Cлайд 26
Оптимальный уровень округление цен в целях упрощения расчетов Cлайд 27
Целесообразность округления общей суммы покупки, а не единицы товара Cлайд 28
66% населения положительно относится к округлению цен в пределах 5-ти коп. 83% населения считает, что округлять нужно цены в совокупном чеке, а не каждую единицу товара 54% населения считает, что при проведении округления они должны быть проинформиро- ваны об этом в финансовом документе (чеке) 44% опрошенных считают, что при расчетах платежными карточками не нужно проводить округления общей суммы покупок Cлайд 29
Выводы исследования Наличные остаются главным средством повседневных расчетов среди населения Украины (независимо от возраста, пола, социального статуса и географии проживания) Доля использования платежной карты в повседневных расчетах составляет около 18%. Интенсивность использования платежной карточки в 2013 году выросла на 13% по сравнению с 2009 годом. Cлайд 30
Выводы исследования Около ¾ (73,2%) населения подтверждает, что изъятие из обращения 1-2 коп. было бы для них лично удобно и не вызвало бы возражения и социального возмущения. 90% опрошенных положительно относится к округлению цен, при этом 83% населения считает, что округлять нужно цены в совокупном чеке, а не каждую единицу товара Cлайд 31
Спасибо за внимание!