Ч Т Е Н И Е как вид учебной деятельности Людмила Геннадьевна Гвоздинская, зав.центром гуманитарного образования СПбАППО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
По степени проникновения в содержание и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют типы чтения: поисково-просмотровоепоисково-просмотровое.
Advertisements

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом ШМО учителей русского языка и литературы.
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
Ищенко А.М., учитель нем.яз., МОБУ СОШ 6. ФОРМИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ ФОМРИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ И АНАЛИЗ СПЛОШНОГО.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
ЧТЕНИЕ Система работы с текстом (1). Диагностика КАК ВЫ УМЕЕТЕ ЧИТАТЬ 1. Прочитайте про себя текст так, чтобы усвоить его содержание. Отметьте время,
Дидактический материал Обучение разным видам чтения на уроках русского языка в 7– 9 классах.
Учебник – это основное средство обучения. Дидактические функции учебника: Мотивационная Информационная Контрольно-корректирующая.
Уметь ориентироваться в огромно мире книг… Методы самостоятельной работы с книгой Подготовлена зав. библиотекой Дмитриевой Н.А.
Государственное общеобразовательное учреждение лицей 179 Калининского района г.Санкт-Петербурга Основы смыслового чтения в начальной школе Левкина Т.М.,
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Смысловое чтение Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
1. Оптимизация работы с литературными источниками. 2. Основные этапы работы студентов с литературными источниками. 3. Ошибки, допускаемые студентами в.
«Формы организации познавательной деятельности с учащимися, способствующие самостоятельному усвоению знаний на уроках математики»
Приемы работы с текстом. Возникающие проблемы: Как добиться, чтобы дети читали учебник; Как добиться, чтобы дети читали учебник; Как научить ребенка выделять.
Как готовить домашние задания. 1.Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы. 2. Задавай вопросы, если что-то не понял или с чем-то.
Обратите внимание на особенности стиля учебника: точность, логичность, абстрактность понятий; учебник сам по себе не будет организовывать внимание читателя;
Технология формирования типа правильной читательской деятельности и её роль в формировании УУД.
Конспект. Конспектирование Библиотечный урок для 9-10-х классов.
Транксрипт:

Ч Т Е Н И Е как вид учебной деятельности Людмила Геннадьевна Гвоздинская, зав.центром гуманитарного образования СПбАППО

Умение работать с информацией Поиск дифференциация (главная и второстепенная) переработка систематизация Оценка Синтез Анализ Создание вторичных текстов план конспект тезисыаннотация реферат Извлечение из разных источников Извлечение из разных источников предъявление перевод

Чтение как вид речевой деятельности цель Функции познавательная (для получения информации) регулятивная (для общего развития, совершенствования опыта) ценностно- ориентационная (для наслаждения, отдыха, развлечения) восприятие текстов, которые необходимо подробно изучить; с которыми следует ознакомиться; из которых нужно выбрать определенную информацию; которые хочется прочитать для удовольствия, наслаждения и т.д.

«Хороший читатель наслаждается чтением и читает с переменной скоростью в зависимости от того, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строчкам, историка Маколея предложениями, писателя Теккерея абзацами, а детективы Конан Дойля страницами». (рекомендации лаборатории развития образования в г. Хьюстоне)

Виды чтения чтение Мы перестаем думать, когда перестаем читать (Дидро).

Выборочное чтение: предполагает поиск определённой информации, чтобы определиться в степени значимости (новизны) информации просмотровое чтение используется для предварительного ознакомления (при этом обращается внимание на предисловие, оглавление, выбор разделов, чтение аннотации) ознакомительное чтение предполагает знакомство с содержанием текста, понимание текста на уровне его основной идеи и проблематики (70% понимания информации) и пренебрежение к второстепенным деталям

сканирование быстрый просмотр печатного текста с целью поиска нужного факта, имени и т.п. Изучающее (углублённое) чтение аналитический способ, при котором обращается внимание на детали, производится их анализ, оценка, выяснение, толкование (до 100% понимания информации) быстрое чтение характеризуется высокой скоростью и высоким качеством усвоения прочитанного

просмотровое чтение чтение: приёмы Цель: обнаружить нужную информацию Рассмотрите обложку, титульный лист, оглавление Прочитайте, кто автор книги Прочитайте аннотацию Обратите внимание на условные обозначения выделите заголовки и рубрики представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса просмотрите первый и последний абзацы бегло просмотрите весь текст поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по теме ? Что мне нужно узнать? Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу (статью и т.п.)? Для чего вы читаете (будете читать) именно эту книгу?

ознакомительное чтение: приёмы используется при вторичном чтении Цель: более подробно уяснить какую-то определенную информацию прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте найдите …

изучающее чтение: приёмы Цель: понять и запомнить прочитанное Внимательно, не торопясь прочитайте текст Определите, о чём говорится в тексте (тема) Выясните значение непонятных слов Задайте к тексту свои вопросы и найдите на них ответы Конкретные вопросы по содержанию и проблематике Сделайте вывод, что нового вы узнали из текста

Виды чтения формируются в процессе выполнения системы предтекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий

Система работы с учебным текстом

предтекстовые вопросы (просмотровое, ознакомительное чтение) Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела? Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании? Какую роль играет эпиграф к разделу/теме? Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?

притекстовые вопросы и задания (ознакомительное чтение) выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова определите границы известной/неизвестной информации выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль абзаца найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.)

притекстовые вопросы и задания (ознакомительное, углублённое чтение) повторно обратитесь к содержанию учебного материала и проанализируйте его выясните значение незнакомых слов, терминов найдите (выделите, определите) какие- либо фрагменты информации читая текст, попробуйте составить план

послетекстовые вопросы (углублённое чтение) составьте план подберите собственные примеры задайте вопросы к тексту передайте содержание текста в виде таблицы (схемы, графика) уточните тему (правильным ли было ваше предположение до чтения)

вопросы рефлексивного, оценочного характера: Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте? Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем? Что нового и полезного вы узнали из текста? Где можно применить полученные знания? Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?

учебный текст

Этапы работы с учебно-научным текстом конструирование собственного текста конструирование собственного текста реконструкция/перекодирование исходного текста смысловой анализ исходного текста смысловой анализ исходного текста

Рефлексивное чтение Умения: ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на необходимую в данный момент информацию; понимать назначение разных видов текста; предвосхищать содержание предметного плана по заголовку; понимать основную мысль текста; различать темы и подтемы специального текста; формировать систему аргументов; прогнозировать последовательность изложения идей текста; выделять главную и избыточную информацию; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

понимать имплицитную информацию текста; сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; выражать информацию текста в виде кратких записей; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; пользоваться разными видами чтения, технологиями чтения и понимания прочитанного; анализировать своё эмоциональное состояние во время чтения

V=(q:t)K V – скорость чтения q – объём текста в словах t – время чтения в минутах K – коэффициент понимания прочитанного K = N:M N – количество правильных ответов по содержанию прочитанного M – общее количество вопросов по содержанию прочитанного

Недостатки традиционного чтения Недостатки традиционного чтения по О. Гойфману Регрессии Артикуляция Малое поле зрения Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования Низкий уровень организации внимания Отсутствие гибкой стратегии чтения

Прочитайте пирамиду, скользя взглядом сверху вниз только по первым буквам слов я ты они наши жизнь мороз пороша влечение проводник математика благополучие консерватория здравоохранение работоспособность ………………………………….

В течение 30 сек. изучите и запомните информацию Шведы переименовали русскую крепость Орешек в Нотебург, а 17 июня 1632 г. король Густав Адольф повелел строить в устье реки Охты новый город и крепость. Крепости он дал имя Ниеншанц. Шесть её бастионов темнели высокой глыбой, защищая город Ниенштадт. Это был не маленький город – в четырёхстах домах там жили немцы, финны, шведы и русские. Там было много пильных заводов, на верфях строили крепкие парусные корабли. От города ходил паром на левый берег Невы к русскому селению Спасскому, а оттуда торговые корабли отправлялись в Финский залив и далее – в Стокгольм, Гданьск, Гамбург, Лондон, Рим.

Без использования текста ответьте на вопросы: Как стала называться русская крепость Орешек? Как назывался город, построенный Густавом Адольфом? Сколько домов было в городе? Кто жил в городе? В какие города можно было попасть через Неву и Финский залив?

Прочитайте текст, в котором не хватает последних букв в словах. Старайтесь сделать это как можно быстрее. Кита.. с давн.. по.. считал.. стра.. шёл... Старей... образ.., найденн.. учё.., насчиты.. бол.. трёх тыс.. лет. На шё.. наноси.. рису.. или вышив.. с изображ.. мифич.. живот.. и сказ.. суще.., дела.. каллиграфич... запис... Вышива.. обуч.. в Кит.. кажд.. дев.... Знатн.. мастери.. использов.. в рабо.. дорог.. ткан.., золо.. и сереб.. нит.., неред.. вставл.. меж.. узо.. драгоц.. кам...

Прочитайте текст, в котором пропущены окончания слов. Китай с давних пор считался страной шёлка. Старейшим образцам, найденным учёными, насчитывается более трёх тысяч лет. На шёлк наносился рисунок или вышивка с изображениями мифических животных и сказочных существ, даже с каллиграфическими записями. Вышиванию обучали в Китае каждую девочку. Знатные мастерицы использовали в работе дорогие ткани, золотые и серебряные нити, нередко вставляли между узорами драгоценные камни.

Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства знаки препинания. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. «Знаки ставятся по силе разума», писал основоположник русской грамматики М. В. Ломоносов. При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим не одним, а несколькими способами. Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.

Записанные на бумаге слова могут выразить …, что содержится в … человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами и …. Однако в распоряжении пишущего и … есть не только слова, но и … средства знаки препинания. Они помогают … и … выразить смысл письменной речи. «Знаки ставятся по …», писал основоположник русской грамматики …. При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно … читающим не одним, а несколькими способами. … знаки препинания дают возможность сказать … гораздо больше, чем можно записать …. Они помогают выразить различные … и окрашивающие их чувства. Знаки, как.., говорят, и мы их читаем вместе со словами.

Интегральный алгоритм чтения Блоки алгоритма 1. Наименование читаемого источника (Н). 2. Автор (А). 3. Выходные данные: год издания, издательство, орган, номер, дата и т. п. (В). 4. Основное содержание: тема, главная идея, рассматриваемые проблемы (ТИП). 5. Фактографические данные: конкретные факты, имена, даты и т. п. (Ф). 6. Критическая оценка материала (К). 7. Возможность использования на практике (П).

Какое название (заголовок) имеет текст? Кто автор текста? Каковы выходные данные? Сколько в тексте частей? О чём текст? Какие суждения и факты приводит автор? Какие выводы делает автор? (на конкретном материале текста)

Дифференциальный алгоритм чтения Блоки алгоритма 1. Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста. 2. Составление смысловых рядов. 3. Выявление доминанты.

5 уровней читательской компетенции (качество чтения) Нахождение информации Интерпретация текста Рефлексия и оценка