РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ Составлено учителем – логопедом ГОУ ЦПМСС Выборгского района Оноприенко Ю. В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила учитель – логопед: Нефёдова Е. И. МБОУ СОШ 72 им. Ю. В. Лукьянчикова г. Воронежа.
Advertisements

Язык и стар, и вечно нов – И это так прекрасно! В огромном море- море слов- Купайся ежечасно! Слово о словарном слове.
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах. Виды и формы работ со словарными словами. Презентацию подготовила: Рудакова.
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах. Виды и формы работ со словарными словами. Презентацию подготовила: Рудакова.
МКОУ «Чеботарихинская СОШ» Учитель начальных классов: Майорова Людмила Евгеньевна.
Как запомнить написание словарных слов (рекомендации для родителей и учащихся начальной школы)
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Словарная работа – залог повышения грамотности и развития речи.
Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка Выступление учителя начальных классов МОУСОШ 16 Улыбышевой З.Н.
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка.
Проблема организации словарно- орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
Аналитические упражнения. 1. Выделение слов из речевого потока. 2. Выделение нового звука. а) выделение из предложения звука–слова ( слово и из предложения.
ГодПредметы (качество знаний) Русский язык ЧтениеРазвитие речи Математика %56%50%44% %71% 57% %80% 67%
Нестандартные олимпиадные задания Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 56 УИМ» г.Магнитогорска Галина Г.Р.
Звуки и буквы Четкое и правильное произношение всех гласных и согласных звуков Согласные мягкие и твердые Различение твердых и мягких согласных Четкое.
Непроверяемые безударные гласные в корне слова Автор: учитель начальных классов Кневицкой средней школы А.П. Стройкина.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
МБОУ « Родинская средняя общеобразовательная школа 2» Электронное пособие по русскому языку «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» Автор : Белоус Дина.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Транксрипт:

РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ Составлено учителем – логопедом ГОУ ЦПМСС Выборгского района Оноприенко Ю. В.

Виды работ со словарными словами на этапе звукобуквенного анализа Постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы. Звукобуквенный анализ слова. Запоминание слова по сетке. Написать слово крупными печатными буквами. Подчеркнуть каждую букву. Через некоторое время стереть буквы. Задача ребенка назвать буквы, можно вразброс. «Древнерусское письмо».1. Записать слова, только согласными или только гласными (воробей. -врбй, ворона- ооа). 2.Собрать слова, слева «записаны» слова при помощи только согласных, справа при помощи только гласных: мдвдь ооз мрз ее рбт еяа

Виды работ со словарными словами на этапе морфемного анализа Подбор однокоренных слов. Образование другой части речи ( береза – березовая, продавец – продавать ). Разбор слов по составу. Запись слов с разными приставками. Образование новых слов при помощи суффикса ( береза – березка, берег – бережок )

Виды работ со словарными словами на этапе слогового анализа Деление слов на слоги и на слоги для переноса. Запись словарных слов в порядке возрастания слогов или наоборот. Выделение слогов из слов написанных одним шрифтом и составление словарного слова.

ШИ НА Я МА НА СОС МО ЛО КО РЕБЯ ТА ПА ПА

Виды работ со словарными словами на этапе развития оптико - пространственно - временных представлений и ассоциативного мышления Картинный диктант ( показ картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов ). Словарное лото. Материал : большие карты с ячейками, в которых написаны словарные слова, и маленькие карточки с этими же словами. Правила игры такие же, как и во всех лото. Выигрывает тот, кто первым закроет свои карты маленькими карточками. « Парочки » « Трудные слова »

Метод ассоциативного запоминания слов Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Методика. 1. Записать словарное слово и поставить ударение. 2. Выделить цветом, подчеркнуть, обвести слог который вызывает трудности ( сомнения ) 3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив ( размером, цветом ) сомнительную орфограмму. 4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, записать или зарисовать его напротив словарного слова. 5. Изобразить словарное слово. Объединенное с ассоциативным образом через сомнительную орфограмму. 6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

Требования к ассоциативному образу Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким - то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по : Цвету Форме Звучанию Действию Материалу Назначению Количеству Вкусу и т. д. Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов г _ А. зета – бум _ А. га ; к _ А. рман – дыр _ А.; д _ И. рект _ О. р – кр _ И. к, р _ О. т ; к _ О. нцерт – н _ О. та, д _ О., х _ О. р ; з _ А. вод – труб _ А.; к _ О. рабль – в _ О. лны, б _ О. цман, к _ О. к ; ин _ Е. й – б _ Е. лый, сн _ Е. г ; л _ А. донь – л _ А. па ; к _ А. пуста – з _ А. яц ; м _ А. шина – шин _ А ; к _ А. рандаш – гр _ А. нь, бум _ А. га ; с _ О. бака – хв _ О. ст.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов

Виды работ на этапе актуализации лексического и грамматического значения слова и развития связной речи Объяснение значения слова ( работа со словарем ). Подбор однокоренных слов. Составление словосочетаний. Составление предложений. Подбор синонимов, антонимов, загадок, поговорок с данным словом. Составление рассказа из группы словарных слов ( декабрь, мороз, коньки, ребята ). Дописать предложение ( в предложении пропущено словарное слово ).

Образование единственного числа из множественного или наоборот ( учитель – учителя, огороды – огород ). Выписывание словарных слов в несколько столбиков : 1. по родам 2. по числам 3. по склонениям 4. с непроверяемыми гласными 5. одушевленные или неодушевленные предметы 6. по тематике 7. по частям речи

Восстановление деформированного текста или предложения. Запись слов с разными предлогами. Подобрать к прилагательным, по смыслу существительные, являющиеся словарными словами ( красное яблоко, взъерошенный воробей ). Заменить синонимами или антонимами ( водитель – шофер, юг – север ).

Примеры слов - образов

Литература 1. Агафонов В. В. Неправильные правила для словарных слов и не только. И : Ювента, Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М : Эксмо, Зегебарт Г. М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. М : Генезис, Иванова В. А. Занимательно о русском языке : пособие для учителя. Л : Просвещение, Иншакова О. Б. Словарные слова в образах и картинках. И : Владос, Парамонова Л. Г. Как овладеть правописанием словарных слов. И : Союз, Соболева А. Е., Емельянова Е. Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. И : Питер,2008.