ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ Л И Х А Ч Ё В (1906 – 1999). И ЭТО ВСЁ О НЁМ… «У него была судьба такая – прямая, как стрела». З.Ю.Курбатова, внучка Д.С.Лихачёва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока : Комплексный анализ письма Д.С.Лихачева «Про зависть». Подготовка к написанию сочинения -рассуждения (част ь С).
Advertisements

Досада по чужому добру или благу Нежелание добра другому, а одному лишь себе Завидовать Досадовать на чужую удачу Болеть чужим здоровьем В.И. Даль Зависть.
Комплексный анализ текста Письмо а кадемика Д. С. Лихачёва « О з ависти "
КОМЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Д.С.ЛИХАЧЕВ. ПРО ЗАВИСТЬ. ПИСЬМО ПЯТНАДЦАТОЕ.
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
Работа с текстом как эффективное средство подготовки к части С на ЕГЭ Учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ 23» п. Айхал Миждаева Наталья Геннадиевна.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
Урок русского языка 8 класс Рассуждение на дискуссионную тему: «Как правильно вести полемику?» Презентация посвящена подготовке к экзаменационному сочинению-рассуждению.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Школьная площадка.
Сочинение ГИА. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимение – удобное звено в устройстве.
Восемнадцатое марта. Классная работа. Обучение написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему: «Зачем нужна пунктуация?»
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Сочинение-рассуждение Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Школьная площадка.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Готовимся к ГИА. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения.
Учимся понимать исходный текст 1 Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться. Менандр.
Транксрипт:

ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ Л И Х А Ч Ё В (1906 – 1999)

И ЭТО ВСЁ О НЁМ… «У него была судьба такая – прямая, как стрела». З.Ю.Курбатова, внучка Д.С.Лихачёва

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ «Он был символом и отражением доставшейся ему эпохи». З.Ю.Курбатова, внучка Д.С.Лихачёва

УРОКИ нравственности «Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям». Д.С.Лихачёв Д.С.Лихачёв

ИСТОРИКДРЕВНЕРУССКОЙЛИТЕРАТУРЫ «Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам…» «Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам…» Д.С.Лихачёв Д.С.Лихачёв

ПРОСТЫЕИСТИНЫ «Культура - это нравственность прежде всего» Д.С.Лихачёв Д.С.Лихачёв

СОВЕСТЬ НАЦИИ «Кто может быть примером сегодня? Таким человеком должен быть Д.С.Лихачёв» Даниил Гранин Даниил Гранин

Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить Д.С. Лихачев

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ…

Ассоциации … ЗАВИСТЬ ДОСАДА ПО ЧУЖОМУ ПРЕДАТЕЛЬ СТВО ИНТРИГИ НЕЖЕЛАНИЕ ДОБРА ДРУГОМУ

В. И. Даль Зависть – досада по чужому добру или благу; нежелание добра другому, а одному лишь себе. Завидовать – досадовать на чужую удачу; болеть чужим здоровьем. С. И. Ожегов Зависть - чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого Завидовать – испытывать чувство зависти

Признаки текста:

Про зависть Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете?(2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду? (4) Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре- холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся! (6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами спрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти. (9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. (10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. (11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой. (12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. (13) Завидуете - значит не нашли себя.

ЛогичностьЭмоциональностьОбщедоступность высказыванийКонкретность

Языковые средства и приёмы построения текста: Вопросительные и побудительные предложения Совмещение книжных и разговорных слов Повторы Прямые обращения к собеседнику Параллельный способ связи предложений Использование предложений с однородными членами

Про зависть Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете?(2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду? (4) Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре- холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся! (6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами спрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти. (9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. (10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. (11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой. (12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. (13) Завидуете - значит не нашли себя

Про зависть Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете?(2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду? (4) Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре- холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся! (6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами спрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти. (9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. (10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. (11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой. (12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. (13) Завидуете - значит не нашли себя

Союзы

Тип речи - рассуждение Цепочка риторических вопросов, указывающих на проблему Нацеливает на обсуждение важного вопроса Автор четко ставит задачу Побуждает к действию Дает конкретный совет

Сочинение-рассуждение

Рассуждение – размышление Как я думаю? Беседую сам собой Задаю себе вопросыСам отвечаюОтвергаю или принимаюПеребираю варианты ответовСомневаюсьВыбираю один вариант

Как я это делаю? Вопросно – ответная формаЦепь вопросов - раздумийВопросы с союзом илиСлова поэтому, таким образом, следовательноСоюзы а, но, зато, однакоСлова да, нет

При написании сочинения используй следующие речевые обороты: Все сказанное убеждает нас в том, что… Подводя итог сказанному, можно сделать вывод… Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна… Автора отличает тонкая наблюдательность.. Точка зрения автора не только оригинальна, но и глубоко продумана… Доказательства убедительны… Нет сомнения в том, что… Автор решает вопрос оригинально, интересно…

Говоря об авторе, следует избегать повторов… АвторОн Дмитрий Сергеевич Д. Лихачев Публицист Академик Известный культуролог

При написании сочинения необходимо использовать различные средства межфразовой связи

Домашнее задание Написать сочинение – рассуждение на тему: ««Согласны ли вы с тем, что завидовать – значит не найти себя?» «Прежде, чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать» М. Горький

Тест: 1. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания? а) спрятанную б)завязанными в) тяжеловес г)достижение2. В каком слове звуков больше, чем букв?а) развивается б) возрастает в) спрятанную г) поймете 3. Найдите сложное предложение, в состав которого входит определенно-личное предложение а) 10 б) 4 в) 8 г) 114. Какой частью речи является ТО в предложении 7?а) союз б) предлог в) местоимение г) частица5. В каком предложении употреблена метафора?а) 6 б) 8 в) 10 г) 3