«Маленький человек»: тип или личность? уроки литературы в 9 классе по роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фёдор Михайлович Достоевский. Оценка повести современниками В.Г.Белинский: «Первая попытка у нас социального романа». Д.В.Григорович: «Новый Гоголь явился».
Advertisements

«Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то.
Достоевский дает мне больше, чем любой мыслитель. Альберт Энштейн Человек есть тайна. Ее нужно разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не.
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть.
Ф.М.Достоевский,,Белые ночи Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя.
«Я мечтаю когда-нибудь жениться на Аликс. Я люблю ее давно… Все это долгое время я не верил своему чувству, не верил, что моя заветная мечта может сбыться».
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
В.Г.Белинский О романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Наши ошибки в воспитании детей Родительское собрание в 5 классе Разработал классный руководитель: Иост Лариса Ивановна.
Иван Алексеевич Бунин ( ) «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей… где особенно известны два поэта начала.
Урок 17 Тема: «Социальный портрет молодежи». Три мудреца слово за слово затеяли спор о том, что важнее для человека – прошлое, настоящее или будущее.
Тема урока: Ф. М. Достоевский «Белые ночи». Сентиментальный роман. (Из воспоминаний мечтателя) Цели урока: выяснить позицию автора по отношению к типу.
Государственная столичная гимназия Проект по литературе ученицы 10 класса Лебедевой Василисы Тема: «Гоголевские традиции в творчестве Ф.М.Достоевского.
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли.
Содержание 1.Литературные сказки Андерсена 2.Сказка «Гадкий утенок» 3.Сказка «Огниво» 4.Иллюстрации.
Образ главного героя повести Н.В. Гоголя «Шинель» Работу выполнили: Кузина М., Житваева Д. Успанова Э.
История создания и замысел повести Н.В.Гоголя Шинель Выполнили работу: Кормилкина Т., Урлапова Е., Хисамутдинова М.
Чтение – вот лучшее учение Родительское собрание для первых классов Бабикова Е.Е.
Сказка Звездочки. Это было давным-давно, много веков назад.
Транксрипт:

«Маленький человек»: тип или личность? уроки литературы в 9 классе по роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» Ф. М. Достоевский. Ф. М. Достоевский.

« И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства; « И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства; но Гоголь – поэт по преимуществу социальный; но Гоголь – поэт по преимуществу социальный; г. Достоевский – по преимуществу психологический. г. Достоевский – по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума». для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума». В.Н. Майков. Литературная критика. В.Н. Майков. Литературная критика.

«Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?» «Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?» В.Г. Белинский В.Г. Белинский «Это была самая восхитительная минута в моей жизни» «Это была самая восхитительная минута в моей жизни» Ф. М. Достоевский Ф. М. Достоевский

«Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!» «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!» В. Г. Белинский. В. Г. Белинский.

–Выяснить, как заглавие романа вместе с декларацией знакомой темы раскрывает новый аспект в ее звучании? –Выяснить, как заглавие романа вместе с декларацией знакомой темы раскрывает новый аспект в ее звучании? -Решить, почему автор выбрал эпистолярный жанр? -Решить, почему автор выбрал эпистолярный жанр? - Вычленить тематические черты «маленького человека, присущие образу Макара Девушкина. - Вычленить тематические черты «маленького человека, присущие образу Макара Девушкина. - Определить степень новаторства писателя в изображении «маленького человека». - Определить степень новаторства писателя в изображении «маленького человека». ЗАДАЧИ УРОКА

«Любезный брат. «Любезный брат. Ты, верно, заждался письма моего, любезный брат. Но меня задерживала неустойчивость моего положения. Я никак не могу заниматься вполне чем бы то ни было, когда перед глазами одна неизвестность и нерешительность. Но так как я и до сих пор ничего не сделал хорошего по части моих собственных обстоятельств, то все равно пишу; ибо давно бы было нужно писать. Ты, верно, заждался письма моего, любезный брат. Но меня задерживала неустойчивость моего положения. Я никак не могу заниматься вполне чем бы то ни было, когда перед глазами одна неизвестность и нерешительность. Но так как я и до сих пор ничего не сделал хорошего по части моих собственных обстоятельств, то все равно пишу; ибо давно бы было нужно писать. Я получил от москвичей 500 рублей серебром. Но у меня столько было долгов, старых и вновь накопившихся, что на печать недостало. Это бы еще ничего. Можно было бы задолжать в типографии или уплатить не все из домашних долгов, но роман еще не был готов. Кончил я его совершенно чуть ли еще не в ноябре месяце, но в декабре вздумал его весь переделать; переделал и переписал, но в феврале начал опять снова обчищать, обглаживать, вставлять и выпускать. Около половины марта я был готов и доволен. Но тут другая история: цензора не берут менее чем на месяц. Раньше отцензуровать нельзя. Они-де работой завалены. Я взял назад рукопись, не зная, на что решиться. Ибо кроме четырехнедельного цензурования печать съест тоже недели три. Выйдет к маю месяцу. Поздно будет! Тут меня начали толкать и направо и налево, чтобы отдать мое дело в «Отечественные записки». Да пустяки. Отдашь да не рад будешь. Во – первых, и не прочтут, а если прочтут, так через полгода. Там рукописей довольно и без этой. Напечатают, денег не дадут. Это какая – то олигархия. А на что мне тут слава, когда я пишу из хлеба? Я решился на отчаянный скачок: ждать, войти, пожалуй, опять в долги и к 1 сентября, когда все переселятся в Петербург и будут, как гончие собаки, искать носом чего – нибудь новенького, тиснуть на последние крохи, которых, может быть, и недостанет, мой роман. Отдавать вещь в журнал значит идти по ярем не только главного метрдотеля, но даже всех чумичек и поваренков, гнездящихся в гнездах, откуда распространяется просвещение. Диктаторов не один: их штук двадцать. Напечатать самому значит пробиться вперед грудью и если вещь хорошая, то она не только не пропадет, но и окупит меня от долговой кабалы и даст мне есть » Я получил от москвичей 500 рублей серебром. Но у меня столько было долгов, старых и вновь накопившихся, что на печать недостало. Это бы еще ничего. Можно было бы задолжать в типографии или уплатить не все из домашних долгов, но роман еще не был готов. Кончил я его совершенно чуть ли еще не в ноябре месяце, но в декабре вздумал его весь переделать; переделал и переписал, но в феврале начал опять снова обчищать, обглаживать, вставлять и выпускать. Около половины марта я был готов и доволен. Но тут другая история: цензора не берут менее чем на месяц. Раньше отцензуровать нельзя. Они-де работой завалены. Я взял назад рукопись, не зная, на что решиться. Ибо кроме четырехнедельного цензурования печать съест тоже недели три. Выйдет к маю месяцу. Поздно будет! Тут меня начали толкать и направо и налево, чтобы отдать мое дело в «Отечественные записки». Да пустяки. Отдашь да не рад будешь. Во – первых, и не прочтут, а если прочтут, так через полгода. Там рукописей довольно и без этой. Напечатают, денег не дадут. Это какая – то олигархия. А на что мне тут слава, когда я пишу из хлеба? Я решился на отчаянный скачок: ждать, войти, пожалуй, опять в долги и к 1 сентября, когда все переселятся в Петербург и будут, как гончие собаки, искать носом чего – нибудь новенького, тиснуть на последние крохи, которых, может быть, и недостанет, мой роман. Отдавать вещь в журнал значит идти по ярем не только главного метрдотеля, но даже всех чумичек и поваренков, гнездящихся в гнездах, откуда распространяется просвещение. Диктаторов не один: их штук двадцать. Напечатать самому значит пробиться вперед грудью и если вещь хорошая, то она не только не пропадет, но и окупит меня от долговой кабалы и даст мне есть » 24 марта 1845 года Петербург 24 марта 1845 года Петербург из письма Ф.М. Достоевского брату М.М. Достоевскому из письма Ф.М. Достоевского брату М.М. Достоевскому

«В гоголевском мире автор»Бедных людей» произвел «коперниковский переворот», сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка» «В гоголевском мире автор»Бедных людей» произвел «коперниковский переворот», сделав предметом изображения не действительность героя, а его самосознание как действительность второго порядка» М.М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. М.М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.

Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями.» Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями.» В.В. Виноградов. В.В. Виноградов.

«Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя, я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет» «Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя, я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет» Ф. М. Достоевский. Ф. М. Достоевский.

Тематические черты «маленького человека» в образе Макара Девушкина 1. Низкое, бедственное, подчиненное социальное положение. 1. Низкое, бедственное, подчиненное социальное положение. 2. Страдание от сознания своей слабости и ошибок. 2. Страдание от сознания своей слабости и ошибок. 3. Неразвитость личности. 3. Неразвитость личности. 4. Острота жизненных переживаний. 4. Острота жизненных переживаний. 5. Осознание себя «маленьким человеком» и стремление утвердить свое право на жизнь. 5. Осознание себя «маленьким человеком» и стремление утвердить свое право на жизнь.

Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека » Его герой окружен «двойниками». Его герой окружен «двойниками». Он не изолирован от общения с людьми: мир «маленького человека» разрастается. Он не изолирован от общения с людьми: мир «маленького человека» разрастается. Девушкин не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему. Девушкин не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему. Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта: он мечтает о любви и литературном успехе. Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта: он мечтает о любви и литературном успехе. Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем. Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем.

Домашнее задание По 1 из вариантов: По 1 из вариантов: 1. В своем последнем послании к Макару Варенька пишет: «Я буду вам писать, друг мой, я обещаюсь, но ведь один бог знает, что может случиться…». Напишите послание Вареньки, по возможности следуя авторскому стилю. 1. В своем последнем послании к Макару Варенька пишет: «Я буду вам писать, друг мой, я обещаюсь, но ведь один бог знает, что может случиться…». Напишите послание Вареньки, по возможности следуя авторскому стилю. 2. Напишите письмо другу с впечатлениями о «Бедных людях» и героях романа 2. Напишите письмо другу с впечатлениями о «Бедных людях» и героях романа 3. Создайте эссе «Мое любимое письмо в «Бедных людях»» 3. Создайте эссе «Мое любимое письмо в «Бедных людях»» 4. Проведите лингвистический анализ одного из писем в романе 4. Проведите лингвистический анализ одного из писем в романе 5. Создайте рассуждение «Роль обращений в понимании чувств героев» 5. Создайте рассуждение «Роль обращений в понимании чувств героев»