ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ Составитель О.В.Марченко Пермский колледж экономики, статистики и информатики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Advertisements

Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Развитие личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на уроке и способы их диагностики.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Подготовила преподаватель химии ААТК Плиева Э. П г.
Проектная деятельность младших школьников в ГПД в рамках реализации ФГОС НОО.
Самообразование учителя Материалы к школьной методической конференции 2009 года.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Подготовила: учитель Тверитинова О.Н Методы обучения. Современный урок.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития» Педагогический совет.
Педсовет на тему: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке, как одно из направлений личностно – ориентированной педагогики»
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Личность педагога и его профессионально значимые качества.
Анализ и самоанализ урока русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 26 Рыжков И.П.
Транксрипт:

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ Составитель О.В.Марченко Пермский колледж экономики, статистики и информатики

МОТИВАЦИЯ ПРОЦЕСС ПОБУЖДЕНИЯ СЕБЯ И ДРУГИХ К ПОТРЕБНОСТИ В САМОВОСПИТАНИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ

ПРЕОБЛАДАНИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К УСПЕХУ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ САМООЦЕНКИ

ПРЕОБЛАДАНИЕ МОТИВА ИЗБЕГАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Т.Е. БОЯЗНИ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИ ВОЗМОЖНОЙ НЕУДАЧЕ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ ПАССИВНАЯ ПОЗИЦИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕУСТОЙЧИВАЯ САМООЦЕНКА

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОЩУЩЕНИЕ НЕДОСТАТКА, ПОТРЕБНОСТИ В ЧЕМ-ТО

ВЫЯСНЕНИЕ ХАРАКТЕРА МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННО- ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ

Развитие мотивационно- потребностной сферы личности студента Успешность обучения РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ - ЭТО ЧАСТНЫЙ ВИД МОТИВАЦИИ, ВКЛЮЧЕННЫЙ В ОПРЕДЕЛЕННУЮ, В ДАННОМ СЛУЧАЕ УЧЕБНУЮ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ПО ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ КАЖДОГО СТУДЕНТА СОЗДАВАТЬ МОТИВАЦИЮ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ ПРИЕМОВ СОЗДАНИЯ УСПЕХА, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВСЕХ ТИПОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТУДЕНТАМИ: ОПЕКА НАСТАВНИЧЕСТВО ПАРТНЕРСТВО СОТРУДНИЧЕСТВО

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ И СТУДЕНТОМ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИВАЮТСЯ ЭФФЕКТИВНЕЕ, ЕСЛИ В КОМПЛЕКСЕ ФАКТОРОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ДАННОМУ ПРОЦЕССУ, ВЕДУЩИМ ЯВЛЯЕТСЯ СИТУАЦИЯ УСПЕХА.

НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА СИТУАЦИЯ УСПЕХА РЕАЛИЗУЕТ СВОЮ ФУНКЦИЮ :

ЭТАП «ОПЕКА» УСПЕХ ЯВЛЯЕТСЯ ФАКТОРОМ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБРЕТАЯ ТУ ФОРМУ ДЛЯ КАЖДОГО СТУДЕНТА, КОТОРАЯ ПРИНОСИЛА БЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ИМЕННО ЕМУ

ЭТАП «НАСТАВНИЧЕСТВО » УСПЕХ ЯВЛЯЕТСЯ ФАКТОРОМ ПОДКРЕПЛЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ УСИЛИЙ САМОЙ ЛИЧНОСТИ, СТИМУЛИРУЕМОЙ ДЕЙСТВИЯМИ АВТОРИТЕТНОГО ДЛЯ СТУДЕНТА ЛИЦА

ЭТАП «ПАРТНЕРСТВО» УСПЕХ ЯВЛЯЕТСЯ ФАКТОРОМ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБРЕТАЯ ТУ ФОРМУ ДЛЯ КАЖДОГО СТУДЕНТА, КОТОРАЯ ПРИНОСИЛА БЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ИМЕННО ЕМУ

ЭТАП «СОТРУДНИЧЕСТВО » УСПЕХ ЯВЛЯЕТСЯ ФАКТОРОМ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ САМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, КОГДА СТУДЕНТ ОРИЕНТИРОВАН НЕ ТОЛЬКО НА РЕЗУЛЬТАТ, НО И НА СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СИТУАЦИЯ УСПЕХА СТИМУЛИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБСТВУЕТ ПОСТЕПЕННОМУ ПЕРЕВОДУ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ («ОПЕКИ») НА УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ («СОТРУДНИЧЕСТВО»)

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. ПЕРЕД НАЧАЛОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДУЕТ ОСВОБОДИТЬ СТУДЕНТА ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАЖИМА

2. ПРЕДЛОЖЕННОЕ ЗАДАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДОСТУПНЫМ, А ТРУДНОСТИ ДОЛЖНЫ НАРАСТАТЬ ПОСТЕПЕННО (ПО МЕРЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРЕДЫДУЩЕГО ЗАДАНИЯ)

3. ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО СТУДЕНТА

4. ПРЕДЛАГАЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНА ПРИНОСИТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, А ДЛЯ ЭТОГО - СОДЕРЖАТЬ ЭЛЕМЕНТЫ ТВОРЧЕСТВА

5. ЗАТРАЧЕННЫЕ СТУДЕНТОМ УСИЛИЯ НЕПРЕМЕННО ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОЦЕНЕНЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ; ПРИЧЕМ НЕ ВСЯ РАБОТА В ЦЕЛОМ, А ОДНА ДЕТАЛЬ – ИНТЕРЕСНЫЙ ПРИЕМ, НЕОБЫЧНЫЙ СПОСОБ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОИСК, Т.Е. ТО, В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИСТИННАЯ ЗАСЛУГА СТУДЕНТА, ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

6. ПРЕПОДАВАТЕЛЮ СЛЕДУЕТ ВЕРИТЬ В СТУДЕНТА, В ОПТИМИСТИЧЕСКУЮ ПЕРСПЕКТИВУ ЕГО РАЗВИТИЯ

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНА СОДЕРЖАТЬ В СЕБЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТВОРЧЕСТВА НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОТИВАЦИОННО - ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОПЕРАЦИОННО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ РЕФЛЕКСИВНО- ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

- ОТРАЖАЕТ ЛИЧНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫРАЖЕННОЕ В ИНТЕРЕСАХ И МОТИВАХ - ПРЕДПОЛАГАЕТ НАЛИЧИЕ У СТУДЕНТОВ РЯДА ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК: РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; СТРЕМЛЕНИЕ К ПРИОБРЕТЕНИЮ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ; ОСОЗНАНИЕ ЗАДАЧ, РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ ПРИВЕДЕТ К СОЗДАНИЮ ОРИГИНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО ИЗДЕЛИЯ (ПРОДУКТА) МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ - ВКЛЮЧАЕТ СОВОКУПНОСТЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ О СПЕЦИФИКЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕДПОЛАГАЕТ НАЛИЧИЕ У НИХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ - ИНТЕГРИРУЕТ: ЗУН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА; ЗУН, ПОЛУЧЕННЫЕ В ХОДЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ; ЗНАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ЗНАНИЯ ОБОБЩАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РЕШЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

ОПЕРАЦИОННО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ - ОСНОВАН НА КОМПЛЕКСЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВКЛЮЧАЕТ СПОСОБЫ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, А ТАКЖЕ СПОСОБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ОТРАЖАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ В СОЗДАНИИ ЧЕГО-ТО НОВОГО И НАПРАВЛЕН НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И САМОВЫРАЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕФЛЕКСИВНО- ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ - ХАРАКТЕРИЗУЕТ ОСМЫСЛЕНИЕ. САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКУ СОБСТВЕННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВКЛЮЧАЕТ ВНУТРЕННИЕ ПРОЦЕССЫ ОСМЫСЛЕНИЯ И САМОАНАЛИЗА, САМООЦЕНКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ; УТОЧНЕНИЕ ПУТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ОЦЕНКУ СООТНОШЕНИЯ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ

СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ И АНАЛИЗ ЕГО КОМПОНЕНТОВ ПОЗВОЛЯЕТ СФОРМУЛИРОВАТЬ ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ – ЭТО СЛОЖНОЕ ЛИЧНОСТНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ КОМПОНЕНТЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОВОКУПНОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И СПОСОБНОСТЕЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ, ЗУН, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

УЧИТЫВАЯ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВСЕЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ СТРУКТУРУ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ВИДЕ ФОРМУЛЫ: ТП = Пнеизм + Пч изм + Пд спец +Пп твор Где ТП – творческий потенциал Пнеизм – неизменяемая часть потенциала, обусловленная врожденными способностями Пч изм – частично изменяемая в процессе образования часть потенциала Пд спец – компонент потенциала, добавляемый специальной подготовкой Пп твор – часть потенциала, приобретаемая в процессе творческой практической деятельности

КАК ВИДНО ИЗ ФОРМУЛЫ. НАЛИЧИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ «МИЛОСТЬЮ ПРИРОДЫ», А ВЫСТУПАЕТ ИТОГОМ КРОПОТЛИВОЙ НАПРЯЖЕННОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ОБУЧАЕМЫХ. СТРУКТУРНО-УРОВНЕВОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПОЗВОЛИЛО ВЫДЕЛИТЬ 3 УРОВНЯ ЕГО РАЗВИТИЯ: НИЗКИЙ, СРЕДНИЙ И ВЫСОКИЙ

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТП ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ НЕУСТОЙЧИВЫМ ИНТЕРЕСОМ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ ЗАНИЖЕН

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ТП ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ПОЯВЛЕНИЕМ ОСОЗНАННОГО ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ БЛИЗОК К АДЕКВАТНОМУ

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТП ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ УСТОЙЧИВОЙ ПОТРЕБНОСТЬЮ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ АДЕКВАТНЫЙ

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНА С САМООЦЕНКОЙ И УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ОБУСЛАВЛИВАЕТ ФОРМИРУЮЩАЯСЯ САМООЦЕНКА

САМООЦЕНКА – ЭТО ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННАЯ ОЦЕНКА САМОГО СЕБЯ, СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ. ИСТОЧНИКИ САМООЦЕНКИ: 1) БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ, СОКУРСНИКИ 2) СРАВНЕНИЕ СЕБЯ С МАЛОЗНАКОМЫМИ ИЛИ НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ 3) ЗНАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4) ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РЕАЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ 5) РЕАКЦИЯ АВТОРИТЕТНЫХ СТАРШИХ

ЧЕМ ВЫШЕ УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ, ТЕМ ТРУДНЕЕ ИХ УДОВЛЕТВОРИТЬ УСПЕХ ПОВЫШАЕТ САМООЦЕНКУ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ СНИЖАЕТ ЕЕ

ОЦЕНКА ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ МОЖЕТ БЫТЬ ПРАВИЛЬНОЙ (АДЕКВАТНОЙ) ИЛИ ИСКАЖЕННОЙ (ЗАНИЖЕННОЙ ИЛИ ЗАВЫШЕННОЙ). Экспериментально доказано, что люди с завышенной самооценкой оказываются более самостоятельными, более уверенными, состоявшимися в жизни. Поэтому необходимо повышать свою самооценку:

1)Находите позитивное во всем, что делаете 2) постоянно вспоминайте свои успехи и удачи 3) старайтесь становиться лучше, но не пытайтесь быть совершенным 4) любите себя и цените окружающих 5) стремитесь контролировать события собственной жизни 6) искренне радуйтесь, добиваясь успеха (конечно, не за счет других)

Важнейшая цель воспитания – укрепляя положение студента в коллективе, помогая ему занять достойное место в мире взрослых, удерживать самооценку на адекватном уровне, т.к. это важнейшее условие гармонического развития личности

ЛИТЕРАТУРА Жарова Л.И. Учить самостоятельности. – М.:Просвещение, 1993 Ожикин К.Н. Самостоятельная работа учащихся профтехучилищ. – М.:Высшая школа, 1987 Журнал «Специалист» 7 – 2005 Журнал «Специалист» 10 – 2005 Журнал «Среднее профессиональное образование»