Городская инновационная площадка Образование - важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно бесполезно. Р. Киплинг «

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Трансляция опыта работы колледжа по внедрению Системы менеджмента качества в учреждения среднего профессионального.
Advertisements

Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
ФГОУ СПО «Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова» 2011 В 2006 году – принято решение о разработке и внедрении системы менеджмента качества.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Тема. Стандарты ISO и СМК (системы менеджмента качества)
Управление качеством ОБРАЗОВАНИЯ Научный руководитель Профессор, д.ф.н. Костина Т.И. ГОРОДСКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА ГБОУ ВПО города Москвы «Московская.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
О ВНЕДРЕНИИ в ГБОУ НПО и СПО СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УСЛУГАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСТ Р ИСО (ISO 9001:2008) Перенкова Елена Викторовна,
Система управления бизнес-процессами Цели внедрения СУБП Основные этапы внедрения СУБП Результаты внедрения СУБП.
«Оценка результатов обучения ведущих консультантов и перспектив деятельности» Алексеева Анна Станиславовна, к.б.н., проректор по корпоративному обучению.
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
Цель лекции – изучить структуру требований стандарта ISO 9001 и освоить порядок их выполнения.
О некоторых аспектах менеджмента качества ОУ в соответствии со стандартами ISO серии 9000 Г.Ф. Рудзей - д.т.н, профессор СГУПС Аудитор по СМК «Военного.
«Схема взаимодействия процессов в высшем учебном заведении» Докладчик: Казарина Е.А.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Создание инновационных площадок по организации психолого-педагогического сопровождения основной образовательной программы.
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Т.Ф. Кайгородцева, преподаватель специальных дисциплин.
Комплексный план мероприятий взаимодействия ДОгМ с Департаментом культуры города Москвы Московский стандарт качества как инструмент формирования системы.
« Формирование модели системы менеджмента качества как средство повышения качества образования в школе: задачи, перспективы развития » Директор МБОУ СОШ.
Транксрипт:

Городская инновационная площадка Образование - важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно бесполезно. Р. Киплинг « » « Создание инновационных площадок по внедрению системы управления качеством в учреждениях НПО и СПО. Совершенствование образовательных программ, базирующихся на требованиях профессиональных стандартов »

Актуальность, тематика и проблема, на решение которой направлен инновационный проект Реализация инновационного проекта служит интересам социально- экономической политики города Москвы, связана с разработкой систем, обеспечивающих управление качеством образовательных услуг, оказываемых учреждениями среднего профессионального образования города Москвы, обеспечит регулирование процессных и результативных показателей функционирования образовательных учреждений Тематика проекта соответствует приоритетным направлениям развития столичного образования, определенным Государственной программой "Развитие образования города Москвы на годы», в частности, мероприятие 03В0900: Создание системы управления качеством начального и среднего профессионального образования Реализация инновационного проекта служит интересам социально- экономической политики города Москвы, связана с разработкой систем, обеспечивающих управление качеством образовательных услуг, оказываемых учреждениями среднего профессионального образования города Москвы, обеспечит регулирование процессных и результативных показателей функционирования образовательных учреждений Тематика проекта соответствует приоритетным направлениям развития столичного образования, определенным Государственной программой "Развитие образования города Москвы на годы», в частности, мероприятие 03В0900: Создание системы управления качеством начального и среднего профессионального образования

Цель проекта Конкурентоспособность ОУ СПО на рынке образовательных услугКонкурентоспособность ОУ СПО на рынке образовательных услуг Конкурентоспособность выпускников ОУ СПО на рынке трудаКонкурентоспособность выпускников ОУ СПО на рынке труда Инвестиционная привлекательность ОУ СПОИнвестиционная привлекательность ОУ СПО Лицензирование и государственная аккредитация Лицензирование и государственная аккредитация Государственная аттестация (регистрация или сертификация) системы качества ОУ СПО Государственная аттестация (регистрация или сертификация) системы качества ОУ СПО Общественно-профессиональная сертификация системы качества ОУ СПООбщественно-профессиональная сертификация системы качества ОУ СПО Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ ОУ СПООбщественно-профессиональная аккредитация образовательных программ ОУ СПО Повышение качества подготовки востребованных экономикой города Москвы высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов среднего звена через создание функционирующей системы управления качеством образования в ОУ СПО города Москвы

Стратегическая цель менеджмента качества Конкурентоспособность образовательных учреждений Гарантии высокого качества образовательных услуг Обеспечение гарантий – главная задача менеджмента качества, составной части системы управления ОУ «Продукция» (высококвалифицированные кадры рабочих и специалистов) высокого качества - Требование Заказчика, (доказательство того, что эта способность распространяется на всю деятельность ОУ – способно выпускать высококачественную «продукцию» всегда) Побеждает тот, кто обеспечивает стабильно высокое качество

Разработка и внедрение системы менеджмента качества силами специально обученных специалистов самого ОУ при поддержке квалифицированных и опытных консультантов со стороны гарантирует Разработка и внедрение системы менеджмента качества силами специально обученных специалистов самого ОУ при поддержке квалифицированных и опытных консультантов со стороны гарантирует: объективность первичного анализа существующей системы (на основе независимости и компетентности привлекаемых экспертов); эффективность функционирования созданной системы (за счет построения ее на основе подтвержденных практикой общеметодических принципов с учетом конкретных особенностей ОУ) соответствие ее установленным требованиям (за счет привлечения к консультированию специалистов, обладающих практическим опытом разработки и сертификации таких систем) Разработка и внедрение системы менеджмента качества силами специально обученных специалистов самого ОУ при поддержке квалифицированных и опытных консультантов со стороны гарантирует Разработка и внедрение системы менеджмента качества силами специально обученных специалистов самого ОУ при поддержке квалифицированных и опытных консультантов со стороны гарантирует: объективность первичного анализа существующей системы (на основе независимости и компетентности привлекаемых экспертов); эффективность функционирования созданной системы (за счет построения ее на основе подтвержденных практикой общеметодических принципов с учетом конкретных особенностей ОУ) соответствие ее установленным требованиям (за счет привлечения к консультированию специалистов, обладающих практическим опытом разработки и сертификации таких систем)

Система менеджмента качества образования

Система менеджмента качества механизм менеджмента качества, позволяет создать объективный и универсальный механизм оценки способностей ОУ гарантировать выпуск специалистов в точном соответствии с требованиями заказчика Стандарты ИСО серии 9001 содержат в себе требования, которым должна отвечать организация работ по обеспечению гарантий качества, вне зависимости от того, какие ОУ оказывает услуги, и не зависимо от того, какое это ОУ по профилю и численности контингента система управления качеством, в рамках которой реализуются механизмы управления качеством в ОУ, отвечает требованиям указанных международных стандартов – это воспринимается заказчиками (абитуриенты, обучающиеся и их родители, работодатели и т.п.) как убедительное доказательство способности ОУ обеспечить требуемое качество образовательных услуг

Внедрение стандартов ИСО серии 9001 – снижение вероятности совершать ошибки при организации образовательного процесса, необходимость организовать деятельность в области обеспечения гарантий качества, охватывающую все без исключения подразделения ОУ Аудит (проверка) системы качества на соответствие ее требованиям стандартов ИСО серии 9001 – это комплексный аудит всего ОУ – необычайно высокий авторитет сертификата на систему качества Положительные итоги указанного аудита свидетельствуют о высокой степени организации управленческой деятельности в ОУ – в первую очередь в области обеспечения качества и во всех других направлениях - что служит необходимой гарантией стабильности качества (*В развитых странах наличие сертификата на систему качества – необходимое условие не только заключения контракта, но даже необходимым основанием для начала еще лишь пред контрактных переговоров) (**Вложение средств в создание и сертификацию системы качества является очень эффективными инвестициями) Внедрение стандартов ИСО серии 9001 – снижение вероятности совершать ошибки при организации образовательного процесса, необходимость организовать деятельность в области обеспечения гарантий качества, охватывающую все без исключения подразделения ОУ Аудит (проверка) системы качества на соответствие ее требованиям стандартов ИСО серии 9001 – это комплексный аудит всего ОУ – необычайно высокий авторитет сертификата на систему качества Положительные итоги указанного аудита свидетельствуют о высокой степени организации управленческой деятельности в ОУ – в первую очередь в области обеспечения качества и во всех других направлениях - что служит необходимой гарантией стабильности качества (*В развитых странах наличие сертификата на систему качества – необходимое условие не только заключения контракта, но даже необходимым основанием для начала еще лишь пред контрактных переговоров) (**Вложение средств в создание и сертификацию системы качества является очень эффективными инвестициями)

Подтверждение соответствия систем менеджмента качества требованиям стандартов, выдаваемое авторитетными независимыми органами в виде соответствующих сертификатов – общепризнанный пропуск ОУ на рынок образовательных услуг города, региона и страны, залог устойчивого экономического положения, инвестиционной и имиджевой привлекательности ОУ, основа успешного развития всей системы профессионального образования Для абитуриентов и обучающихся Улучшение условий профессиональной, социальной, этической подготовки обучающихся за счет оптимизации структуры и содержания процесса обучения и воспитания Повышение качества образовательной услуги ОУ Повышение удовлетворенности образовательными услугами ОУ Для абитуриентов и обучающихся Улучшение условий профессиональной, социальной, этической подготовки обучающихся за счет оптимизации структуры и содержания процесса обучения и воспитания Повышение качества образовательной услуги ОУ Повышение удовлетворенности образовательными услугами ОУ

Для государства Содействие интеграции российского профессионального образования в мировую систему образования Гарантия качества образовательных услуг ОУ Обеспечение уверенности в целевом и наиболее эффективном использовании выделенных ОУ бюджетных средств Для государства Содействие интеграции российского профессионального образования в мировую систему образования Гарантия качества образовательных услуг ОУ Обеспечение уверенности в целевом и наиболее эффективном использовании выделенных ОУ бюджетных средств

В рамках городской инновационной площадки по теме «Создание системы управления качеством начального и среднего профессионального образования» учитывая опыт работы ГБОУ СПО МГТТиП был подготовлен пакет адаптированных документов с учетом этапов создания СМК: 1 Этап. 1.1.Подготовка к созданию СМ. Разработка методического материала на основании данных об ОУ; 2 Этап Создание СМ. 3. Этап Внедрение; 4 Этап Сертификационный аудит Пакет документов 1. Перечень документов СМК применяемых в ОРГАНИЗАЦИИ (Этап 2 создания СМК) 2. ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОУ (Примерное) 3. ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОУ (Примерное) 4. ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (СМКО) В ОУ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И МОДУЛЯ (Примерное) 5. Перечень документов СМК применяемых в ОРГАНИЗАЦИИ (Этап 2 создания СМК) (Примерное) 6. ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОУ (Примерное) 7. ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОУ (Примерное) 8. ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (СМКО) В ОУ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И МОДУЛЯ (Примерное) Пакет документов 1. Перечень документов СМК применяемых в ОРГАНИЗАЦИИ (Этап 2 создания СМК) 2. ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОУ (Примерное) 3. ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОУ (Примерное) 4. ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (СМКО) В ОУ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И МОДУЛЯ (Примерное) 5. Перечень документов СМК применяемых в ОРГАНИЗАЦИИ (Этап 2 создания СМК) (Примерное) 6. ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОУ (Примерное) 7. ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОУ (Примерное) 8. ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (СМКО) В ОУ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И МОДУЛЯ (Примерное)

9. Руководство по разработке и внедрению обязательных процедур СМК: «Внутренние аудиты» «Управление документацией» «Управление записями» «Корректирующие действия» «Предупреждающие действия» «Управление несоответствиями» 9. Руководство по разработке и внедрению обязательных процедур СМК: «Внутренние аудиты» «Управление документацией» «Управление записями» «Корректирующие действия» «Предупреждающие действия» «Управление несоответствиями» 10. Руководство по разработке и внедрению процессных стандартов организации: «Процесс менеджмента качества» «Процесс взаимодействия с потребителем» «Процесс проектирования и разработки» «Процесс предоставления услуг» «Процесс взаимодействия с поставщиками» «Процесс управления персоналом» «Процесс управления инфраструктурой и производственной средой» «Процесс управления финансовыми ресурсами» 10. Руководство по разработке и внедрению процессных стандартов организации: «Процесс менеджмента качества» «Процесс взаимодействия с потребителем» «Процесс проектирования и разработки» «Процесс предоставления услуг» «Процесс взаимодействия с поставщиками» «Процесс управления персоналом» «Процесс управления инфраструктурой и производственной средой» «Процесс управления финансовыми ресурсами» 11. Спецификация процесса «Подготовка и прием студентов» 12. Спецификация процесса «Проектирование и разработка основных образовательных программ» 13. Спецификация процесса «Реализация основных образовательных программ (учебная деятельность)» 11. Спецификация процесса «Подготовка и прием студентов» 12. Спецификация процесса «Проектирование и разработка основных образовательных программ» 13. Спецификация процесса «Реализация основных образовательных программ (учебная деятельность)»

Семинары, консультации, мероприятияСеминары: 1. «Утверждение программы и участников реализации инновационного проекта» 2. Подготовка материалов для создания на сайтах ОУ СПО города Москвы страницы освещающей основные направления деятельности инновационной площадки. 3. Подготовка материалов для поддержки страницы сайта МГТТиП освещающей основные направления деятельности инновационной площадки. 4. Презентация инновационной площадки на Городской конференции «Итоги и перспективы развития инновационной деятельности на базе учреждений НПО и СПО» по теме «Создание Системы Менеджмента Качества в образовательных учреждениях среднего профессионального образования подведомственных Департаменту образования города Москвы в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008» Семинары: 1. «Утверждение программы и участников реализации инновационного проекта» 2. Подготовка материалов для создания на сайтах ОУ СПО города Москвы страницы освещающей основные направления деятельности инновационной площадки. 3. Подготовка материалов для поддержки страницы сайта МГТТиП освещающей основные направления деятельности инновационной площадки. 4. Презентация инновационной площадки на Городской конференции «Итоги и перспективы развития инновационной деятельности на базе учреждений НПО и СПО» по теме «Создание Системы Менеджмента Качества в образовательных учреждениях среднего профессионального образования подведомственных Департаменту образования города Москвы в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008»

5. Информационно-обучающий семинар с участием руководителей ОУ СПО, участников сети инновационных площадок. Определение задач 6. Информационно-обучающий семинар с участием независимых экспертов по созданию СМК 7. Информационный семинар с выдачей пакета адаптированных документов по внедрению СМК 8. Мероприятия – методические консультации с ответственными исполнителями и членов рабочих групп участников сети ГИП 9. Публикации информационно-аналитических статей о реализации проекта – 3 статьи 5. Информационно-обучающий семинар с участием руководителей ОУ СПО, участников сети инновационных площадок. Определение задач 6. Информационно-обучающий семинар с участием независимых экспертов по созданию СМК 7. Информационный семинар с выдачей пакета адаптированных документов по внедрению СМК 8. Мероприятия – методические консультации с ответственными исполнителями и членов рабочих групп участников сети ГИП 9. Публикации информационно-аналитических статей о реализации проекта – 3 статьи Семинары, консультации, мероприятия

10. Информационный семинар «Проведение внутреннего предварительного аудита в 9-ти ОУ СПО, участников сети инновационных площадок на предмет готовности учреждения к внедрению СМК, выявление несоответствий, слабых мест в менеджменте качества» Семинары, консультации, мероприятия

36-й Московская международная выставка «Образование и карьера- XXI век» Круглый стол: «Презентация итогов деятельности городских инновационных площадок по профессиональному образованию» Семинары, консультации, мероприятия

Проведение предварительных аудитов в ОУ СПО 1. Проведено вводное обучение 1-2 чел. по принципам функционирования СМК 2. Достигнуто понимание, что процессный подход СМК эффективный инструмент для: Реструктуризации систем управления ОУ Повышения эффективности решения управленческих задач в ОУ Формирования системы оценки и мотивации качества деятельности персонала ОУ 3. Разработаны первоочередные документы по организации проведения работ по внедрению СМК в ОУ (в техникуме МГТТиП разработан полный комплект документов и проведена сертификация СМК) 4. Разработаны методические материалы и проведены семинары по вопросам функционирования и внедрения СМК в ОУ Семинары, консультации, мероприятия

1 Этап

Основные проблемные вопросы по внедрению СМК в ОУ 1. Недостаточное централизованное управление внедрением СМК в ОУ (инициативное внедрение СМК не всегда эффективно) 2. Недостаточное ресурсное обеспечение и отсутствие выделенных руководителей (подразделений) по внедрению СМК 3. Дефицит подготовленных специалистов по внедрению СМК 4. Методические сложности по адаптации модели СМК (ГОСТ Р ИСО 9001) к условиям ОУ 5. Сложность согласования показателей деятельности СМК с системой оценки ОУ 6. Отсутствие единых сертификационных требований к СМК со стороны разных органов сертификации

1. Для должного внедрения СМК требуется централизованная поддержка по следующим вопросам: Организация каскадного обучения в ОУ по вопросам внедрения СМК для всех категорий персонала (АУП, преподаватели и др. на дифференцированной основе; Организация каскадного обучения в ОУ по вопросам внедрения СМК для всех категорий персонала (АУП, преподаватели и др. на дифференцированной основе; Проведение целевых стажировок в ОУ успешно внедривших СМК по согласованным программам Проведение целевых стажировок в ОУ успешно внедривших СМК по согласованным программам Разработка типовой модели СМК, учитывающей специфику управления и организации деятельности в ОУ, и комплекта типовых методических материалов по основным процессам СМК Разработка типовой модели СМК, учитывающей специфику управления и организации деятельности в ОУ, и комплекта типовых методических материалов по основным процессам СМК 1. Для должного внедрения СМК требуется централизованная поддержка по следующим вопросам: Организация каскадного обучения в ОУ по вопросам внедрения СМК для всех категорий персонала (АУП, преподаватели и др. на дифференцированной основе; Организация каскадного обучения в ОУ по вопросам внедрения СМК для всех категорий персонала (АУП, преподаватели и др. на дифференцированной основе; Проведение целевых стажировок в ОУ успешно внедривших СМК по согласованным программам Проведение целевых стажировок в ОУ успешно внедривших СМК по согласованным программам Разработка типовой модели СМК, учитывающей специфику управления и организации деятельности в ОУ, и комплекта типовых методических материалов по основным процессам СМК Разработка типовой модели СМК, учитывающей специфику управления и организации деятельности в ОУ, и комплекта типовых методических материалов по основным процессам СМК Основные предложения по организации внедрения СМК в ОУ

Основные предложения по организации внедрения СМК в ОУ 2. Для повышения эффективности СМК и централизованного мониторинга их деятельности следует согласовать основные показатели (индикаторы) процессов СМК с применяемыми показателями оценки деятельности ОУ (например, Московский стандарт качества образования) 3. Провести анализ и подготовить типовые рекомендации по доработке и использованию IT-технологий для функционирования СМК в ОУ 4. Организовать в дальнейшем проведение сертификации и инспекций СМК ОУ в рамках зарегистрированной Системы добровольной сертификации профессионального образования г. Москвы 2. Для повышения эффективности СМК и централизованного мониторинга их деятельности следует согласовать основные показатели (индикаторы) процессов СМК с применяемыми показателями оценки деятельности ОУ (например, Московский стандарт качества образования) 3. Провести анализ и подготовить типовые рекомендации по доработке и использованию IT-технологий для функционирования СМК в ОУ 4. Организовать в дальнейшем проведение сертификации и инспекций СМК ОУ в рамках зарегистрированной Системы добровольной сертификации профессионального образования г. Москвы

«Создание инновационных площадок по внедрению системы управления качеством в учреждениях НПО и СПО. Совершенствование образовательных программ, базирующихся на требованиях профессиональных стандартов» «Создание инновационных площадок по внедрению системы управления качеством в учреждениях НПО и СПО. Совершенствование образовательных программ, базирующихся на требованиях профессиональных стандартов» К ОНТАКТЫ : Артемьев Игорь Анатольевич, директор ГБОУ СПО города Москвы Московский государственный техникум технологий и права Телефон/факс 8 (495) (495) К ОНТАКТЫ : Артемьев Игорь Анатольевич, директор ГБОУ СПО города Москвы Московский государственный техникум технологий и права Телефон/факс 8 (495) (495)