Психологические механизмы интеллектуальной одаренности: от традиционных представлений к новому пониманию природы феномена Холодная Марина Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция проекта МПИ (Математик. Психология. Интеллект)
Advertisements

Организация психолого- педагогического мониторинга развития личности способных и одаренных детей Л.А.Дементьева, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Одарённость как педагогический и психологический феномен.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
ДЕТСКАЯ ОДАРЁННОСТЬ ! ТСШ 116. Определение понятия «одаренный ребенок» Определение понятия «одаренный ребенок» Одаренный ребенок это ребенок, который.
Технологии развивающего обучения и воспитания. Развивающее обучение Это обучение, содержание, методы и формы организации которого ориентированы на закономерности.
Региональная система мониторинга результатов освоения основной программы общего начального образования Л. А. Рябинин а Красноярск, 2011 КГБОУ «Центр оценки.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
«Система работы с одарёнными детьми» 05 марта 2009 г.
Организация работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности.
Креативный потенциал воспитанника Разработано старшим преподавателем кафедры содержания и методов воспитания АПО Захожей Н.Н.
Федеральная программа развития образования 2007 год ФГУ «Центр социальных инноваций» Проект «Создание методов комплексной диагностики и формирования общей.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА, ОТРАЖАЮЩИЕ СПЕЦИФИКУ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Детская одаренность. Альтернативные подходы к природе одаренности Первый: все дети талантливы. Или: каждый человек по-своему одарен (размывается специфика.
Автор: Онучина Анастасия Владимировна, преподаватель кафедры педагогики и психологии.
Транксрипт:

Психологические механизмы интеллектуальной одаренности: от традиционных представлений к новому пониманию природы феномена Холодная Марина Александровна (Институт психологии РАН)

Не всякий интеллектуально одаренный ребенок превращается в одаренного взрослого человека и, в свою очередь, не всякий интеллектуально одаренный взрослый был в детстве одаренным ребенком. Эффект инверсии: был одаренным – перестал быть одаренным, не был одаренным – стал одаренным

1) почему дети с явными признаками одаренности не превращаются в одаренных взрослых? 2) почему из обычных детей получаются одаренные взрослые?

Средние (mildly) 10% 120 Умеренные (moderately) 1% 135 Высокие (highly) 0,1% 145 Исключительные 0,01% 155 (exсeptionally) Экстремальные (extremely) 0,001% 165 4–5%

1.возрастная одаренность 2. скрытая одаренность 3. потенциальная одаренность 4. созревающая одаренность 5. альтернативная одаренность

1. Высокий перепад между уровнем вербального и невербального IQ (дискоординация вербальных и невербальных способностей). 2. Низкие корреляции в выборке, вплоть до появления отрицательных связей (низкая интеграция когнитивных функций). 3. Наличие трудностей в обучении (низкий уровень обучаемости). 4. Наличие личностных и поведенческих проблем (нарушении механизмов психической саморегуляции).

1) дети с ускоренным умственным развитием; 2) дети с ранней умственной специализацией; 3) дети с отдельными незаурядными способностями; 4) дети с высокими показателями IQ, испытывающие трудности в обучении; 5) дети-вундеркинды; 6) дети с устойчивым познавательным интересом и наличием реальных достижений в определенной предметной деятельности.

1) дети с дисгармоничным типом развития (относятся к «группе риска» и нуждаются в психологической помощи в силу диссинхронии психического развития, трудностей в общении, учебе и.т.д.) 2) дети с гармоничным типом развития (высокий уровень психологического здоровья, адекватные отношения со сверстниками, имеют реальные достижения в интересующих их областях деятельности)

Признаки одаренности устойчивый интерес к определенному виду предметной деятельности («нравится») успешность в выполнении этого вида деятельности («умеет») Признаки талантливости высокая мотивационная включенность реальные достижения в определенной области предметной деятельности, которые высоко оцениваются экспертами

необходимы новые средства диагностики (психолого- педагогический мониторинг + диагностика в рамках определенной предметной области)) сохраняется вероятность эффекта инверсии одаренности

Специфика детской одаренности по сравнению с одаренностью взрослого человека: в основе одаренности ребенка и взрослого лежат разные психические ресурсы. Проблема «порога IQ» в единиц у «экспертов» (Simonton, 2000). Соответственно проблему одаренных детей необходимо переформулировать и рассматривать ее под новым углом зрения: каковы механизмы развития интеллектуальной одаренности с точки зрения превращения детской одаренности в одаренность взрослого человека

1. Роль закономерностей возрастного развития. 2. Явления «угасания» либо «разгорания». 3. Диссинхрония психического развития. 4. Зависимость от культурного и социального контекста. 5. Высокая вариативность психических качеств. 6. Атипичный (либо крайне быстрый, либо крайне медленный) темп развития. 7. Влияние сензитивных и критических периодов.

«обычные» (признаки детской одаренности угасли полностью) «способные» (способности не имеют отношения к ведущей деятельности) «оригиналы» (неадекватная самореализация на фоне сохранения высокого уровня притязаний) «деструктивные» (дезадаптивный тип жизнедеятельности вплоть до проявлений психопатологической симптоматики)

«компетентные» (отличаются высокими достижениями в определенной предметной области) «талантливые» (создание объективно новых, социально значимых материальных или идеальных продуктов) «мудрые» (высокий уровень интеллектуальных возможностей, связанных с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей)

Вывод: Интеллектуальную одаренность взрослого человека невозможно описать ни в терминах показателей IQ (слишком специфический фактор), ни в терминах своеобразия личностных черт (слишком неспецифический фактор)

Интеллектуальная одаренность как постепенно развивающаяся компетентность (учет реальных интеллектуальных достижений в определенной предметной области деятельности) (Равен, 2002; Sternberg, 2000; Холодная, 1997/2002). Одаренность и талантливость – это два уровня развивающейся компетентности.

«Компетентность высокого уровня» – это характеристика психических ресурсов человека, которые позволяют ему добиваться личностно значимых целей: способности предметные знания; специфическую мотивацию (инициативу); особые способы мышления; индивидуальные ценности.

Компетентность – это одаренность в ее реальном выражении. Признаки компетентной личности: 1) наличие богато организованных сетей концептов; 2) артикулированное представление о контексте; 3) медленное построение ментальной репрезентации проблемы; 4) поиск обобщенного структурного сходства в разных ситуациях; 5) склонность работать за пределами заданной информации; 6) разнообразные процедурные знания; 7) высокий уровень меткогнитивной активности.

решение принимается на основе обобщенных категориальных знаний; знания представлены в виде динамичной, избирательно актуализующейся системы; интенсивно формируется предметная долговременная память; выделение релевантных признаков ситуации; единство декларативных и процедурных знаний; эффективная саморегуляция интеллектуальной деятельности; особая роль «неявного» знания.

У «экспертов» в области физики (кандидатов и докторов физ.-мат. наук) - в отличие от «новичков» (студентов): широкое семантическое поле понятий; сложный семантический контекст при конструировании условий задачи; готовность к построению сложной семантической модели «невозможной» ситуации; открытая познавательная позиция (склонность задавать категориальные вопросы); рефлексивный (медленный) когнитивный стиль

нарративная деятельность как предпосылка интеллектуальной сохранности и высокого качества жизни в пожилом и старческом возрасте («готовность рассказывать историю своей жизни равноценна желанию и возможности жить») (Дж. Брунер); «нарративный интеллект» как способность организовывать свой опыт в виде устных либо письменных историй (W. Randell)

содержательная сторона интеллектуальной деятельности (усвоение разных типов знаний усложнение репертуара способов преобразования знаний, способность порождать ментальные нарративы) метакогнитивный опыт (непроизвольная и произвольная саморегуляция интеллектуальной деятельности) интенциональный опыт (интеграция познавательных, эмоциональных, мотивационных, духовно-ценностных составляющих; личный опыт; «неявные знания»)

Концептуальные способности – это психические качества, обеспечивающие возможность порождения некоторого нового ментального содержания и выражения его в адекватных знаковых (или материализованных) формах. Критерии концептуальных способностей: 1) выявление имплицитных признаков и связей; 2) конструирование новых представлений и идей; 3) выстраивание некоторого множества интерпретаций ситуации; 4) авторские тексты (ментальные нарративы) и т.д.

медленный и постепенный процесс, связанный с особенностями эволюции индивидуального ментального опыта (включая проявления импринтинга, кристаллизации опыта, обогащения концептуальных структур и т.д.); погруженность ребенка (подростка, юноши) в определенную предметную среду, включенность в соответствующие предметные виды деятельности; интеграция когнитивных, понятийных, метакогнитивных и интенциональных структур индивидуального ментального опыта концептуальные способности интеллектуальная компетентность интеллектуальная одаренность

1. Нельзя говорить о "выявлении одаренных детей", но только о выявлении детей с признаками одаренности (с дальнейшим отслеживанием динамики развития каждого такого ребенка) с учетом инверсии ее развития. 2. «Работать с одаренными детьми» (подростками, старшеклассниками) – значит создавать обогащенную и вариативную (развивающую) образовательную среду для всех детей как естественное условие проявления и развития индивидуальных дарований.

3. Разработка инновационного содержания школьного образования, которое является питательной средой для формирования интеллектуальных ресурсов учеников и роста их компетентности. 4. Приоритет методов обучение, обеспечивающих формирование компетентности в различных сферах предметной деятельности (исследовательских,проектных, тьюторских и др.методов).

5. Реализация в начальной и средней школе элективной модели обучения, в старшей школе – дополнительно селективной модели обучения (в виде профильного или специализированного обучения). 6. Наличие системы общедоступного и бесплатного дополнительно образования.

1. Холодная М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: Эффект инверсии развития // Психологический журнал. Т С Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – 2-ое изд, СПб.: Питер, Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2012.

Спасибо за внимание!