Технологии развития критического мышления. Бортовые журналы Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с домашними заданиями. «Двойной дневник» Дает возможность увязать содержание текста со своим личным опытом.
Advertisements

Вызов Осмысление Рефлексия. Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому.
Нетрадиционные технологии и приемы организации самостоятельной работы обучающихся.
Рассматриваемые вопросы Базовая модель критического мышления Базовая модель критического мышления Калейдоскоп уроков Калейдоскоп уроков Технология критического.
1 Критическое мышление. 2 Что дает применение технологии? вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый.
Мастер-класс по теме «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом». Ямалиева Далиля Шамиловна, учитель русского.
Обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Руководитель РМО учителей математики И.К.Воробьёва 14 января 2010 года Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер. Универсальная, надпредметная.
Тема: Использование приемов технологии критического мышления на уроках литературного чтения Колупаева О.И., учитель начальных классов.
Приёмы и методы технологии развития критического мышления Флимина Жанна Борисовна учитель начальных классов МОУ «СОШ 4 г. Ртищево»
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Технология развития критического мышления на уроках английского языка Кожевникова Е. Н. учитель английского языка МОУ СОШ 289.
ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ НА 2, 3, 4, 5, 9 ГПОУ « СЫКТЫВКАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ имени И. А. КУРАТОВА ». Преподаватель Н. С. Лыюрова.
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя гимназии 505 Кологрив Елены Владимировны)
Транксрипт:

Технологии развития критического мышления

Бортовые журналы Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.

Урок географии с использованием технологии РКМ Тема: "Невские наводнения" Приёмы: эффективная лекция (бортовой журнал).эффективная лекция Цель урока: изучение темы "Невские наводнения".

Ход урока: I Часть. Урок начинается с объявления темы и объяснения порядка работы с бортовым журналом. На первой стадии вызова используются вопросы: -Назовите основные причины наводнений. -Какие из них являются характерными для нашего региона? -Попробуйте назвать особенности реки Невы и невских наводнений. -Как высоко может подняться невская вода? Вопросы записываются в левой части "бортового журнала". Предположения (после обсуждения в паре) заносятся также в первую часть бортового журнала, они могут быть дополнены сведениями, прозвучавшими в классе. Стадия осмысления. Учитель предлагает учащимся первую часть лекции.

На первой стадии рефлексии суммируется информация, полученная на стадии вызова и осмысления. II Часть. Cтадия вызова: Учащимся предлагается задание- ролевая игра. Просим представить себя в роли крупного государственного чиновника, который должен предложить способы предупреждения и защиты города от наводнений в XVIII - XIX веке. Предложения озвучиваются и заносятся в левую часть бортового журнала. Стадия осмысления. Учитель предлагает вторую часть лекции. На стадии размышления учащиеся работают с бортовым журналом.

На стадии вызова к последней части лекции используем прием "Дерево предсказаний". Защитит ли дамба наш город? Стадия осмысления. Учащимся предлагается прослушать заключительную часть лекции, продолжив работу с "Бортовым журналом".

В качестве итоговой рефлексии предлагается провести исследование по теме: "Современный проект строительства защитных сооружений". Это исследование потребует знакомства с дополнительными источниками информации, поэтому выступает в роли домашнего задания. Знакомство с данной стратегией показывает вариативность в использовании фаз технологии ( то есть повторяемость фаз в ходе одного занятия) и возможность их использования за рамками урока (например, перенос стадии размышления на самостоятельную работу дома).

Двухчастные дневники Интересным приемом является "Двухчастный дневник". Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

ЦитатаКомментарии

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".

Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

Урок литературы с использованием технологии РКМ Тема: А.П.Чехов "Толстый и тонкий" Приёмы: "ключевые слова", "двухчастный дневник"."ключевые слова""двухчастный дневник" Цель урока: Знакомство с произведением. Литература: А.П.Чехов "Толстый и тонкий"

Ход урока: На стадии вызова учащимся сообщается, что будем читать рассказ, в котором значимыми будут слова: встретились друзья детства восторженно окаменел поморщился поклонился Предлагается предположить, каким мог бы быть рассказ. На эту работу отводится не более пяти минут.

Смысловая стадия Предлагаем учащимся познакомиться с рассказом А.П.Чехова "Толстый и тонкий". Чтобы активизировать учащихся в процессе чтения, просим их вести двухчастный дневник.

На какие моменты вы обратили внимание при чтении? Ваши чувства, эмоции. Чем заинтересовал отрывок?

На стадии рефлексии проводится беседа с классом по материалам двухчастного дневника. Можно использовать вопросы: - На какие моменты обратили внимание при чтении? - Чем заинтересовал этот отрывок текста? - Как вы хотели бы прокомментировать этот отрывок, какие чувства, эмоции, мысли у вас возникли? - Какие вопросы по прочитанному тексту у вас возникли? Учащиеся отвечают на возникшие вопросы, обращаясь к тексту рассказа, к записи 1 и 2 граф, к своему жизненному опыту.

Обмениваясь мнениями, высказывая свои суждения, просим не забывать об авторской позиции: а что думал Чехов, что он нам хотел сказать? Чем он объясняет этот переход от "хо-хо!" к "хи-хи". Продолжаем разговор о рассказе просьбой подобрать свои ключевые слова: 1. К характеристике одного из персонажей (по выбору), 2. Ко всему рассказу в целом. Учащиеся называют выбранные опорные слова и объясняют, почему выбрали именно эти. Как мы видим, текст прочитан по-разному, каждый увидел, сколько смог. Двухчастный дневник помог обратить внимание на детали рассказа, по- своему их интерпретировать.

Трехчастные дневники "Трехчастные дневники" имеют третью графу - "письма к учителю". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.

ЦитатаКомментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? Вопросы к учителю

Трехчастный дневник может быть оформлен иначе:

ЦитатаКомментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? (вопросы) Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы)

Соответственно изменится и функция приема, он будет служить для более вдумчивого "длительного" чтения. Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф "дневников" может быть изменено.