Урок русского языка в 5 классе Презентация подготовлена учителем русского языка МБОУ СОШ 37 г. Краснодара Карлиной Ириной Владимировной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка в 5 классе Презентация подготовлена учителем русского языка МБОУ СОШ 29 г. Магадана Эннс Екатериной Евгеньевной.
Advertisements

Словарная работа. Берёза приземистая Незабудка Катран татарский.
Тема урока: «Приставка и суффикс – значимые части слова». Севостьянова Лидия Александровна учитель начальных классов МОУ СОШ 9 Г. Елизово Камчатский край.
Игра-опрос 5 класс. раздел науки о языке, который изучает состав слова, морфемы. (Морфемика)
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
– раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слов.
Состав слова. План морфемного разбора
Автор : Крайнова И.А. Учитель начальных классов МОУ Толбинская СОШ.
Пятое октября. Классная работа. Синонимы и антонимы. Омонимы.
Морфемика 5 класс. Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор. В морфемике изучаются наименьшие значимые части.
Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме: Приставка - значимая часть слова
Морфемика как раздел русского языка. Основные единицы морфемики. Презентация к учебному проекту 5 класс.
«Состав слова» «Состав слова» урок письма и развития речи в 5 классе Автор Е. А. Заболотская учитель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
Морфемика. Изменение и образование слов. К уроку русского языка, 5 класс Черепанова Оксана Владимировна МБОУ СОШ 15, ст.Старонижестеблиевская учитель русского.
Морфемный разбор слова Данилова Галина Алексеевна учитель русского языка и литературы МОУ «Кисловская СОШ» д. Кисловка, Томского района Томский Региональный.
Состав слова - Корень - Окончание. 1. Как называется часть слова? 2. Где стоит в слове? 3. Для чего служит в русском языке? Исследовательская работа.
Я работаю в артели У корней лохматой ели. По буграм тащу бревно – Больше плотника оно.
Урок на тему Морфемика Цель урока: повторить изученный материал по морфемике в виде соревнования двух команд.
Транксрипт:

Урок русского языка в 5 классе Презентация подготовлена учителем русского языка МБОУ СОШ 37 г. Краснодара Карлиной Ириной Владимировной.

Цели урока: Подвести к пониманию приставки как значимой части слова. Показать значение приставки в образовании слов. Отработать навык выделения приставок в словах.

Фронтальный опрос Какие морфемы вы знаете? С помощью каких морфем образуются новые слова? А окончание для чего служит? Какие приставки вы знаете? В определениях корня и суффикса есть слово "значимый". Как вы понимаете это определение? Как вы думаете, приставка - это значимая часть слова? Давайте докажем это на примерах.

Исследовательская работа по учебнику (упр. 401,402.) Найдите и выпишите из упр. 402 слово с приставкой В. Подберите 2-3 своих примера с этой приставкой. Как вы думаете, что обозначает эта приставка?

Посмотрите на иллюстрацию Какое значение имеет приставка ВЫ? Выпишите из упражнения слово с приставкой ВЫ- и к нему подберите 2-3 примера

Сравните по лексическому значению слова с приставками ВЫ- и В- Вбежать - выбежать Внести - вынести Входить - выходить Как называются такие слова? По составу эти слова отличаются только приставками. Значит, приставка может изменять значение слова на противоположное.

Выпишите слово с приставкой ПРИ- и приведите свои примеры. Какие значения у этой приставки? (Приближение, присоединение, прибавление, неполное действие, близость к чему - либо.)

Приведите примеры слов с приставками У- и ОТ- Что обозначают эти приставки? (Удаление)

Как называются слова, образованные приставками ПРИ- и У-? Прибежать - убежать Приехать - уехать Принести - унести (Антонимы)

С помощью рисунка определите значение приставки ПЕРЕ-. (Передвижение с места на место) Приведите примеры слов с этой приставкой.

К словам, данным в упражнении 401, подберите однокоренные с приставкой БЕЗ-. Что обозначает приставка БЕЗ- (БЕС-)? ( Отсутствие чего - либо) Догадайтесь по рисунку, какое слово с приставкой БЕЗ - на нем изображено. (Безмолвный, безголосый, беззвучный)

Давайте сделаем вывод о том, что такое приставка.

Закрепление материала Разберите по составу глаголы: Выплывают, выделяются, замирает, прекратили, смолкла. Игра «Найди приставки». Одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а в других нет. Например, в слове собрат СО - приставка, а в слове сонный - нет. Выделите в словах приставки. Запишите эти слова в тетрадь. 1.Ворваться, воевать, вогнать; 2.Добраться, домашний, доверить, доброта 3.Предвидеть, предсказать, предмет; 4.Заработок, зарево; 5.Сотрудник, соловей, соединение. Составьте и запишите 2-3 предложения с записанными словами.

Прятки с приставками. Какие у приставки могут быть прятки? Куда ей прятаться? Она всегда в начале слова и на виду. А вот и нет. В конец слова приставка попасть, разумеется, не может. А в середину? Давайте посмотрим. Где приставка в слове водопровод? Приставка оказалась в середине слова, т. к.слово "склеилось" из двух. Таких слов в нашем языке немало. Найдите спрятавшиеся приставки. 1.Громоотвод 2.Мясоперерабатывающий (завод)

Использованный материал: 1.Русский язык. 5 класс. Учебник под ред. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова. – М. : Просвещение, 2010 г. 2.Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. – М. : Просвещение, 2002 г.