Сочинение – рассуждение (С2) на лингвистическую тему 2012-2013 гг. Учитель русского языка Лохманова Надежда Ивановна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043.
Advertisements

Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА. Блок 1. Связь лексики и грамматики языка. Автор: Хохлова М.С., учитель.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Подготовка к ГИА.
КАК ЕГО НАПИСАТЬ?. План написания сочинения-рассуждения: 1.Вступление - тезис 2.Основная часть – 2 аргумента + примеры к ним 3.Заключение - вывод.
Темы для лингвистического сочинения Л.В. Успенский: «В языке есть … слова. В языке есть … грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы.
Вариант Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения : Вступление ( Беседа о лексике и грамматике ) Назвать лексическое и грамматическое явление.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (задание С2 ГИА – 9 по русскому языку) По материалам МИОО от
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Часть С 2.1.
ГИА. Подготовка к сочинению. Выполнила Кокурина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.
Теоретический уровень рассуждения Важной задачей сочинения на теоретическом уровне является объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
Подготовка к ГИА: написание части 3 (С 2) Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 Фиалковская Вероника Петровна.
Транксрипт:

Сочинение – рассуждение (С2) на лингвистическую тему гг. Учитель русского языка Лохманова Надежда Ивановна

Как готовиться к сочинению ГИА У учащихся нет выбора, на какую тему писать: на морально-этическую или лингвистическую. Тема сочинения на лингвистическую тему будет в каждом тесте своя. В сборнике тестовых заданий под редакцией И.П. Цыбулько предложено 36 тем. И это не все: на экзамене ученик может получить совсем иную формулировку сочинения. Как же справиться с этим видом задания? Выход, несомненно, есть. Необходимо заниматься, разбирать все возможные варианты заданий, развивать навыки в написании текстов, в поиске аргументов, в выстраивании сочинения как единого целого.

Начинать работу нужно со знакомства с примерной разбивкой тем сочинений. Затем необходимо подобрать материалы по каждой возможной теме. А их немало! Первый раздел тем. Связь грамматики и лексики в русском языке. Что изучает лексика? СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ ЯЗЫКА Слово выражает смысл, называет предметы, факты, явления окружающего нас мира – это его главное назначение в языке.

Что изучает грамматика? ГРАММАТИКА - РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ, В КОТОРОМ ИЗУЧАЮТСЯ СВОЙСТВА СЛОВ, ИЗМЕНЕНИЕ СЛОВ, СОЕДИНЕНИЕ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В чем смысл высказывания? В своем высказывании … говорит о роли лексики и грамматики в жизни носителя языка

Вариант 9402 С.В. Львова утверждала: «Для общения недостаточно владеть большим запасом слов родного языка. Нужно ещё и уметь их правильно соединять, связывать между собой, чтобы точно выражать свои мысли и чувства». О чем надо писать? О роли лексики и грамматики

С.В. Львова утверждала: «Для общения недостаточно владеть большим запасом слов родного языка. Нужно ещё и уметь их правильно соединять, связывать между собой, чтобы точно выражать свои мысли и чувства». С этим нельзя не согласиться. 1. Действительно, отдельные слова лишь называют предметы, действия, признаки и, только соединяясь по правилам языка в предложения, они могут донести до читателя и слушателя мысли и переживания автора. 2.(автор высказывания), на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Приведу примеры из рассказа (автор произведения). Комментарий к высказыванию

С.В. Львова утверждала: «Для общения недостаточно владеть большим запасом слов родного языка. Нужно ещё и уметь их правильно соединять, связывать между собой, чтобы точно выражать свои мысли и чувства». С этим нельзя не согласиться. Действительно, только в грамматически правильно оформленных предложениях человек может точно выразить свои мысли и чувства. Отдельные слова лишь называют предметы, действия, признаки и, только соединяясь по правилам языка в предложения, они могут донести до читателя и слушателя мысли и переживания автора. В первом предложении прилагательные «солнечное», «безветренное», «жаркое» описывают утро и поэтому согласуются с существительным в роде, числе и падеже. С помощью названных прилагательных автор ярко передает нам состояние природы, наступившего утра. Обстоятельство времени «после шторма» выражено с помощью существительного в родительном падеже с предлогом. Оно указывает на то, что совсем недавно был шторм, и мы лучше понимаем всю контрастность состояния природы в настоящее время и накануне. Так, с помощью не только лексических, но и грамматических возможностей языка автор точно выражает свои мысли и чувства.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». О чем надо писать? О роли лексики и грамматики Прокомментируйте высказывание

Л. В. Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Л.В. Успенский в своем высказывании говорит о роли лексики и грамматики в языке. Основная роль слова в языке – называть предметы, явления, признаки, действия окружающего нас мира, т.е. они выражают смысл того, что находится вокруг нас. А способность слов изменяться позволяет им соединяться в словосочетания и предложения, чтобы мы могли построить высказывание или создать текст.

сочинение Л.В. Успенский в своем высказывании говорит о роли лексики и грамматики в языке. Основная роль слова в языке – называть предметы, явления, признаки, действия окружающего нас мира, т.е. они выражают смысл того, что находится вокруг нас. А способность слов изменяться позволяет им соединяться в словосочетания и предложения, чтобы мы могли построить высказывание или создать текст. Подтвердим мысль Л.В.Успенского примерами из текста. В пр. 22 прилагательные «одинокую», «холодную» употребляются в прямом значении и рассказывают нам не столько о квартире героини, сколько о её внутреннем состоянии. Но почему же их два? Чтобы точнее показать читателю, как плохо героине вдали от родителей. Ю. Бондарев использует предложение с однородными членами. Действительно, Л.В.Успенский абсолютно прав: если бы не было грамматики, люди, называя только слова, не смогли бы общаться и понимать друг друга. Поэтому я согласна с тем, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Л.В. Успенский в своем высказывании говорит о роли лексики и грамматики в языке. Основная роль слова в языке – называть предметы, явления, признаки, действия окружающего нас мира, т.е. они выражают смысл того, что находится вокруг нас. А способность слов изменяться позволяет им соединяться в словосочетания и предложения, чтобы мы могли построить высказывание или создать текст. Подтвердим мысль Л.В.Успенского примерами из текста. В предложении 24 слово «потеплело» употребляется в переносном значении, образно выражая мысль о том, что героине стало хорошо и легко, её отпустили грустные мысли. Поскольку в этом предложении речь идет о состоянии человека, Ю.Бондарев использует этот глагол в безличном значении как сказуемое в безличном предложении. Итак, без взаимодействия лексики и грамматики в языке невозможно было бы создавать предложения и тексты. Поэтому я соглашусь с Л.В.Успенским в том, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

Вариант 9404 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Игоря Григорьевича Милославского : «Грамматика занимается не только тем, что связывает между собой слова и предложения. Она необходима прежде всего для выражения смысла». О чем будете писать? О лексике и грамматике

Составьте комментарий к высказыванию И.Г. Милославский утверждал :«Грамматика занимается не только тем, что связывает между собой слова и предложения. Она необходима прежде всего для выражения смысла». Я понимаю эти слова так: смысл того, что нас окружает, выражают слова, т.е. лексика. Лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические - придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.

Пример сочинения И.Г. Милославский утверждал:«Грамматика занимается не только тем, что связывает между собой слова и предложения. Она необходима прежде всего для выражения смысла». Я понимаю эти слова так: смысл того, что нас окружает, выражают слова, т.е. лексика. Лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические - придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста. Обратимся к отрывку из произведения Юрия Нагибина. В разговоре мальчики часто употребляют вопросительные предложения. Они выражают стремление собеседника получить информацию по интересующему вопросу. Так, из предложения 2 мы узнаем, что мальчишкам интересно узнать, почему рассказчик общается с девочкой Витькой. В предложении 18 употреблен лексический повтор «ещё и ещё». Этим автор хотел показать тщетность усилий ребят, вызывающих эхо. С помощью грамматики простой набор слов станет ярко окрашенным предложением, несущим информацию, смысл.

Второй раздел тем. Лексика Что изучает лексика? Прокомментируйте высказывание К.Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Во-первых, помните, что нет предмета в мире, для которого бы не придумал слова человек. Отыщите интересные два слова в тексте и на их основе стройте аргументы. На помощь вам может прийти задание В1, оттолкнувшись от которого, вы можете создать свой аргумент 1. Во-вторых, учтите, что при помощи слова человек называет и действие. Здесь вы можете работать с глаголами. Найдите те, которые помогают выстроить аргументы, и творите. В-третьих, при помощи слова человек может у собеседника вызвать различные переживания: грусть, радость, возмущение…Это тоже возможность для вас привести новые аргументы. В-четвертых, обращайте внимание на такие лексические единицы, как синонимы, антонимы, неологизмы, устаревшие слова, фразеологизмы и стройте свои доказательства на их основе (см. сочинение 3). В-пятых, найдите лексические единицы, созданные на основе переносного значения слова: олицетворение, метафору, эпитет. И на основе их выстраивайте аргументы. Здесь вам поможет задание А3, включающие в себя тропы.

Комментарий высказывания Нет предмета во Вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова он назвал не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Поэт В. Шефнер писал: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Как эти стихотворные строки ярко подтверждают высказывание К. Г. Паустовского! Наше точное, эмоциональное русское слово может не только назвать какой-либо предмет, явление, но и «может убить»…

Сочинение Слова К. Г. Паустовского понимаю так: нет во Вселенной предмета, для которого не придумал человек точных слов. Особенно богат на образные выражения русский язык, потому что многие слова в нем используются в прямом и переносном значении, огромно количество синонимов и антонимов, паронимов и фразеологизмов, сравнений и метафор. Обратимся к тексту Ю. Яковлева. Так, в предложении 52 говорится о том, что «…погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам». Перед нами яркая метафора, с помощью которой автор создает образ засыпающей природы, окружающей Косту и навевающей грустное настроение. В предложениях 33, 53 и 54 нахожу точные выражения, которые характеризуют преданного пса. Так, фразеологизм «не отрывала глаз» помогает писателю показать, как верно ждет собака своего погибшего хозяина. А эпитеты в словосочетаниях «бессменный пост» и «вечное ожидание» придают тексту особую выразительность, обостряют трагичность описанной ситуации. Следовательно, прав был русский писатель К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Третий раздел тем Богатство и образность речи О чем будете писать? О средствах выразительности Что относится к средствам выразительности?

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Комментарий к высказыванию С детства помню фразу учителя: «Читай выразительно!» Это означало читать или говорить «с чувством, с толком, с расстановкой». В старших классах уже поняла, что выразительность речи – это ее эмоциональность и образность, которые должны помочь говорящему привлечь слушателя, завоевать его внимание.

Сочинение Приведу примеры, как «завоевывает внимание» читателя писатель А. Лиханов. Во-первых, солдат, спрашивая, как он сможет рассчитаться с тетей Груней, шутливо использует сказочные слова «златом-серебром», которые делают его речь образной, яркой, эмоциональной, чем и привлекают внимание читателя. Во-вторых, и речь женщины не уступает в эмоциональности. В предложении 19 тетя Груня, рассердившись на своего жильца, говорит о том, что люди должны быть милосердны и не помышлять о расчете, иначе (она употребляет метафору) люди бы «..весь бы мир в магазин превратили». Фраза этой простой женщины не только привлекает читателя, но и производит на нас сильное впечатление, запоминается. Таким образом, могу сделать вывод, что прав был Александр Иванович Горшков, утверждавший, что «…выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя…».

Четвертый раздел тем. Синтаксис. Темы блока «Синтаксис и пунктуация» Тест 5. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». (М. Е. Салтыков-Щедрин) Тест 15. «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». (А. А. Реформатский) Тест 16. «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»». (С. И. Львова) Тест 20. «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». (И. И. Постникова)

Темы «Синтаксис» и «Пунктуация» объединены в один блок, т.к. традиционно в школьном курсе синтаксис и пунктуация изучаются вместе (действительно, пунктуация – наука о знаках препинания и правилах их расстановки – помогает на письме оформлять основную единицу синтаксиса – предложение). Однако в «объединенном» виде (и синтаксис, и пунктуация) они представлены только в высказывании М.Е.Салтыкова-Щедрина в тексте 5. В других текстах представлен либо только синтаксис(текст 15,20), либо только пунктуация (текст 16). Поэтому рассматриваем по отдельности блок «Синтаксис» и блок «Пунктуация». В итоге попытаемся их связать.

Синтаксис Синтаксис – наука, изучающая предложения и словосочетания. Предложение и составляющие его словосочетания нужны нам для обмена мыслями, так как предложение представляет собой законченную мысль. Тезис: Высказывание о значении синтаксиса в языке. Комментарий: Для того чтобы понять друг друга, нам необходимо связать слова, называющие реалии окружающего мира, в словосочетания и предложения. Если же просто перечислять то, что нас окружает, будет непонятно, о чем конкретно речь.

Примеры - аргументы Аргумент 1: рассмотреть словосочетание как единицу синтаксиса. Аргумент 2: рассмотреть небольшое (короткое) простое предложение с точки зрения грамматического и смыслового единства слов в нем.

словосочетание как единица синтаксиса Грамматическое значение Грамматическое значение - основное понятие грамматики; благодаря грамматике слово может связываться с другими словами, в частности, в словосочетании. окончаний Слова в словосочетании могут быть связаны при помощи окончаний и предлогов, также обязательна смысловая сочетаемость. В зависимости от средств связи выделяют три способа связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. В качестве примеров легче всего рассматривать словосочетания со связью согласование (сущ.+прил.), в которых средством связи служит окончание прилагательного. Само прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже.

Пример (текст 15): Рассмотрим предложение 11. Словосочетание «пороховой склад» используется здесь для обозначения воображаемого элемента игры мальчиков. Как связаны эти слова? Конечно же, по смыслу. Кроме того, благодаря окончанию, прилагательное согласуется с существительным в роде (м.р.), числе (ед.ч.) и падеже (И.п.). Словосочетание позволяет более точно обозначить предмет игры. Пример (текст 20): Рассмотрим предложение 12. В словосочетании «острое чувство» автор использует эпитет «острое», чтобы ярче выразить состояние, которое переживает героиня. Это прилагательное связано с существительным «чувство» по смыслу и грамматически, при помощи окончания –ое, обозначающего форму среднего рода, единственного числа, винительного падежа.

простое предложение как единство лексики и грамматики Все слова в предложениях связаны по смыслу и грамматически. Если записать слова из предложения в начальной форме, то смысл не будет понятен, но стоит их изменить по законам грамматики, как формируется законченная мысль.

Пример (текст 15 – продолжение к предложению 11). Если бы все слова из этого предложения были записаны через запятую в начальной форме «в, эта, будка, у, мы, пороховой, склад», то мы бы получили бессмыслицу. Но если существительные, прилагательное и местоимение поставить в нужный падеж, то получается законченная мысль, оформленная как предложение. Изменяя слова по законам грамматики, автор рассказывает нам о воображаемом факте: «В этой будке у нас пороховой склад».

Вариант сочинения по тексту 15 Высказывание А.А.Реформатского о значении синтаксиса в языке. Для того чтобы понять друг друга, нам необходимо связать слова в словосочетания и предложения. Если же просто перечислять то, что нас окружает, будет непонятно, о чем конкретно речь. Рассмотрим предложение 11. Словосочетание «пороховой склад» используется здесь для обозначения воображаемого элемента игры мальчиков. Как связаны эти слова? Конечно же, по смыслу. Кроме того, благодаря окончанию, прилагательное согласуется с существительным в роде (м.р.), числе (ед.ч.) и падеже (И.п.). Словосочетание позволяет более точно обозначить предмет игры. Если бы все слова из этого предложения были записаны через запятую в начальной форме «в, эта, будка, у, мы, пороховой, склад», то мы бы получили бессмыслицу. Но если существительные, прилагательное и местоимение поставить в нужный падеж, то получается законченная мысль, оформленная как предложение. Изменяя слова по законам грамматики, автор рассказывает нам о воображаемом факте: «В этой будке у нас пороховой склад». Я согласен с мнением А.А.Реформатского, потому что синтаксис, действительно, помогает общению. Благодаря синтаксису слова складываются в словосочетания и предложения, то есть оформляются в мысли.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Комментарий Лингвист Александр Александрович Реформатский говорил: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Данный раздел языка изучает построение связной речи, а значит, он помогает решать коммуникативную функцию.

Сочинение Важным синтаксическим приемом является диалог (форма речи, при которой и происходит общение), представленный в тексте Л. Пантелеева очень широко. Приведу примеры. Во-первых, предложения 39 – 40(«-Я – сержант…- А я – майор…»), являющиеся репликами диалога, отличаются краткостью высказывания, свойственной разговорной речи. Во-вторых, в реплике диалога (предложение 37) есть обращение, помогающее в процессе общения обозначить лицо, которому адресована речь ( - Товарищ караульный, - сказал командир). Таким образом, могу сделать вывод, что коммуникативную функцию в языке позволяет выполнять синтаксис.

УСПЕХОВ НА ЭКЗАМЕНЕ!