Протоиерей Владимир Башкиров, доктор богословия, заведующий кафедрой богословия Института теологии Б Г У, профессор Минской Духовной Академии Как понимать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Advertisements

{ Бог Отец подарил нам рай, еще не успев сотворить его } Да будет благословен Бог, Отец нашего Господа Иисуса Христа. Он одарил нас, благодаря Христу.
ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА Беляева И.В., учитель начальных классов Беляева И.В., учитель начальных классов МОУ СОШ 5 им. П.Н. Бучина г. Тутаев 2011 г.
ПИСЬМО ЛЮБВИ ОТЦА СО ЗВУКОМ Может быть ты не знаешь меня, но Я знаю о тебе всё… Пс 138:1 Я знаю, когда ты садишься и когда встаешь… Пс 138:2 Мне известны.
" Большинство не понимает христианства. Некоторые поняли ; поняли, что самое главное – понуждать себя и делать заповеди Христовы, и каяться в.
«Я есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (От Иоанна 14:6)
Вопросы для повторения: Почему верующие люди называют природу Божиим творением? Есть ли какая связь понятий «Творец мира» и «Божья тварь»? Как вы считаете,
Молитва это встреча с Богом. Православие дает человеку непосредственный доступ к Богу, Который слышит человека, помогает ему, любит его. Молитва это диалог.
Основные принципы Христианства Краткий обзор учения Библии о спасении.
Православным и протестантам или о чем молился Христос Иоанна 17.
2. Осуществлено Иисусом Христом «Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4:14) «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.
Презентацию подготовила Теклина Злата Валентиновна руководитель кружка « Основы православной культуры » МОУ « СОШ села Мизино - Лапшиновка »
И. А. Бунин «Чистый понедельник». А. А. Ахматова, Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда.
И. А. Бунин «Чистый понедельник». А. А. Ахматова, Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда.
БИБЛИЯ И ЕВАНГЕЛИЕ.. Распределите молитвы на три группы. Какую молитву произносят христиане в разные моменты жизни? - покаянная молитва, - благодарственная.
Как вы думаете, что это?. Что говорит об этом Бог в Библии? 25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26 много потерпела от многих.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
ДОБРОВОЛЬНАЯ ДУХОВНАЯ ДИСТРОФИЯ Послание к Колоссянам 3 глава.
25 ноября – День матери! Подготовил: социальный педагог отделения дневного пребывания О.А.Юлдашева.
Слово жизни Слово жизни Апрель 2012 Апрель 2012 «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин 15,3) «Вы уже очищены через слово, которое.
Транксрипт:

Протоиерей Владимир Башкиров, доктор богословия, заведующий кафедрой богословия Института теологии Б Г У, профессор Минской Духовной Академии Как понимать молитву и как молиться современному человеку? (по свидетельствам аскетического предания Церкви) Непрестанно молитесь (1 Сол. 5, 17)

Говорить о молитве трудно, очень непростая это тема, иногда не знаешь, с чего начать, и это несмотря на обилие литературы. Невольно чувствуешь, как прав был безвестный старец, который однажды в шутку сказал: «Никто не может говорить о молитве, если он не молится. Если же он молится, у него нет ни малейшего желания об этом говорить». Отцы-пустынники смеются. М., С. 61.

Но говорить, тем не менее, надо, хотя бы уже потому, что тема молитвы чрезвычайно актуальна. Люди ищут альтернативу молитвословам, с их огромными сводами малопонятных текстов, на прочтение которых у современного человека просто нет времени, и потому часто приходится слышать такие вопросы: 1.Что же, все-таки, такое молитва, и нет ли каких-либо аналогий, чтобы проще было уразуметь её действие. 2.Какова её цель, и нельзя ли её достичь более кратким и простым способом, чем предлагает молитвослов. 3.Как вести себя, если молитва осталась неуслышанной.

В своей статье мне и хотелось бы ответить на эти вопросы подборкой высказываний нескольких подвижников разных эпох о доступной молитве. Эти мнения до сих пор не потеряли своего значения, более того, остаются весьма востребованными. 1. В Священном Писании о молитве или молении упоминается более 240 раз. Обращение к Богу в любой жизненной ситуации было обычным, и потому напоминания апостола Павла: «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5, 17), «Молитесь во всякое время духом» (Еф. 6, 18), «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4, 2) проникнуты глубоким библейским духом. Святой апостол Павел

Я посмотрел в этимологическом словаре, откуда произошло слово молить, молиться. Оказывается, праславянский глагол modliti (из molditi) близок к греческому прилагатель- ному malthakos (мягкий, нежный) и древнесаксонскому mildi (мягкий, добрый милостивый), и имел основное значение: делать кого-либо мягким, добрым. Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. М.: Репринт, С Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. М.: Репринт, С. 548.

Невольно удивляешься мудрости наших предков. Они удивительно точно уловили основной смысл молитвы: она изменяет человека настолько, что он становится способным общаться с Богом. Обычно ей дают такое определение, например, свт. Феофан Затворник (+1894): «Молитва есть возношение ума и сердца к Богу». Cвт. Феофан Затворник (+1894) Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Репринт, С. 406.

Он резюмирует здесь классические определения молитвы, в частности, св. Иоанна Златоуста (+407): «Молитва - основание всякого блага и способствует к достижению спасения и вечной жизни… Всякий, молясь, беседует с Богом; а как много значит, будучи человеком, говорить с Богом, знает каждый…Что могло бы быть святее беседующих с Богом? Что праведнее? Что благороднее? Что мудрее?». Святитель Иоанн Златоуст (+407) Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 2. Книга вторая. О молитве. Слово второе. СПб.: Репринт, С. 837.

Похожее определение находим у преп. Иоанна Лествичника (+649): «Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же своему, она есть утверждение мира, примирение с Богом, мать и вместе дочь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокруше- ние браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, невидимое Преп. Иоанн Лествичник(+649) преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, обнаружение духовного устроения, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд и престол Судии прежде страшного суда». Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Репринт, С

Для разъяснения действия молитвы отцы обычно искали аналогии в окружающем мире и в самом человеке. Этот метод вообще характерен для святоотеческого предания и широко использовался не только в аскетике, но и в Святитель Григорий Нисский (ок. +395) триадологии, христологии и антропологии. Достаточно упомянуть свт. Григория Нисского (ок. +395), который пользовался им настолько широко, что без аналогий из природы не начинал ни одного из своих размышлений о божественных вещах.

Святитель Филарет Московский (+1867) Подобным же образом обстояло дело и с молитвой. Ограничимся лишь несколькими яркими аналогиями. Так, свт. Филарет Московский (+1867) сравнивал молитву с магнитом, который привлекает благодатную и чудодейственную силу. Цит. по: Великие мысли, кратко реченные. СПб., С. 502.

А свт. Феофан обращался к аналогии вдыхаемого кислорода: «Кто-то, - говорит он, - называет молитву дыханием духа. Она и есть дыхание духа… Как в дыхании расширяются легкие и тем привлекают животворные стихии воздуха, так и в молитве раскрываются глубины нашего сердца и дух возносится к Богу, чтобы приобщением к Нему воспринять соответствующий дар. И как там кислород, принятый в дыхании через кровь, расходится затем по всему телу и оживляет его, так и здесь принятое от Бога входит внутрь нас и оживотворяет там всё». Святитель Феофан Затворник (+1894) Феофан Затворник, свт. Начертание. С. 406.

Красивую аналогию зажигательного стекла предлагает св. прав. Иоанн Кронштадтский (+1908): «Зажигательное стекло, когда зажигает дерево или бумагу, когда мы наведем его на предмет так, что лучи солнечные, сосредоточенные в фокусе стекла, все сосредотачиваются в одной точке зажигаемого предмета, всею своей совокупностью действуют на него, и таким образом, как бы всё cолнце в уменьшенном виде помещается в предмете. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (+1894)

Так и в молитве, тогда наша душа согревается, оживляется и воспламеняется умным Солнцем - Богом, когда умом своим, как зажигательным стеклом, мы наведем на сердце, как на духовную точку в нашем существе, это мысленное Солнце, и когда Оно будет действовать на сердце всей Своей простотой и Своей силой». Сергиев Иоанн, прот. Указ. соч. Т. 1. С.115.

Эти сравнения – не случайны. Они наводят на мысль о том, что молитва – это не занятие в определенное время суток, а состояние духа, причем всегдашнее. Но тогда получается, что стоять пред иконой и класть поклоны – совсем не молитва, а только прием или средство; читать молитвы на память или по книжке – тоже не молитва, а способ её возбуждения. Признаком же настоящего молитвенного делания служат возвышен- ные чувства к Богу: богомыслие, Блж. Феофилакт Болгарский (+ ок. 1126) благодарность, преданность, славословие, ощущение своего недостоинства. И молюсь я только тогда когда имею эти чувства. Ими – то и надо наполнять свой ум, иначе он, как быстродвижный, сам найдет себе занятие, начнет плодить помыслы и будет заниматься, по словам блж. Феофилакта Болгарского (+ ок. 1126), любопытством, пересудами, празднословием и пустословием.

Св. Иоанн Златоуст в комментарии на слова апостола Павла «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6, 18) подчеркивает именно такой смысл молитвы: «Не ограничивайся одним известным временем дня. Слышишь, что говорит? Во всякое время приступай к молитве. Беспрестанно, говорит, молитесь. Не слышал ли ты о вдовице, как она победила (судию), благодаря своей настойчи- вости? Не слышал ли, как один друг в самую полночь крепко молил и умолил (своего друга)? Не слышал ли и о хананеянке, как она своей неотступной просьбой возбудила к себе участие Владыки? Эти люди достигли цели настойчивостью… Нужно молиться непрестанно с бодростью духа». Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 11. Книга первая. СПб.: Репринт, С. 213.

2. Отсюда и цель молитвы – постоянно держать в себе память о Боге. Древние подвижники указывали на именно такой характер молитвы. Например, прп. Исаак Сирин (+ок. 700), строгий аскет и подвижник, на первый взгляд, неожиданно широко толкует понятие молитвы, которая, по его мнению, включает в себя все действия человека, совершаемые с мыслью о Боге. Прп. Исаак Сирин (+ок. 700)

Однако для него самого здесь нет ничего необычного и странного: «Надо нам знать, - что всякая беседа (с Богом), совершаемая втайне (внутренне), всякое попечение доброго ума о Боге, всякое размышление о духовном устанавливается молитвой и нарицается именем молитвы, и сюда входят различные чтения, славословие Богу, заботливая печаль о Господе, телесные поклоны или псалмопение в стихословии, или всё прочее, что составляет всё учение чистой молитвы, от которой рождается любовь Божия; потому что любовь от молитвы…». Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 39. Сергиев Посад: Репринт, С. 166.

А св. Василий Великий (+379) подчеркивает деятельный характер такой молитвы. Для него, как потом и для прп. Симеона Нового Богослова (+1022), слово, неподтвержденное делом, является текучим и пустым, потому что молитву нельзя сводить только к словам. Её сила и энергия – в душевном настроении и в добрых делах, которые, по меткому определению св. апостола Павла, следует совершать всю сознательную жизнь: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, всё делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31)». Преподобный Симеон Новый Богослов (+1022) См. подробнее: Дьяченко Г., прот. Уроки и примеры христианской надежды. М., С. 149 – 150.

К этой мысли свт. Василий возвращается часто. Приведем еще одно его характерное размышление: «…Для молитв и псалмопения, как и для многого другого пригодно всякое время. Посему, двигая руку на дело,… если возможно, языком, а если невозможно, то сердцем воспевай Бога… псалмами, славословиями и песнопениями духовными (Еф. 5, 19), и между делом совершай молитву,…благодаря Того, Кто дал силу рук на дела и мудрость ума на приобретение знания…». Святитель Василий Великий (+379) Василий Великий, свт. Правила, пространно изложение в вопросах и ответах. Вопрос 37. Творения. Т. 2. Изд. П. П. Сойкина. С П б.: Репринт, С

Так же думает и свт. Феофан Затворник: «Что значит непрестанно молиться? Быть непрестанно в молитвенном настроении. Молитвенное настроение есть мысль о Боге и чувство к Нему. Мысль о Боге – мысль о Его Вездесущии, о том, что Он везде есть, всё видит и всё содержит. Чувство к Богу – страх Божий, любовь к Богу, ревностное желание во всем угождать Ему одному и избегать всего, Ему неугодного, и, главное, предание себя в Его святую волю Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Письмо 947. Выпуск шестой. М.: Репринт, С Собрание писем. Выпуски V, VI, VII, VIII. Т. 2. М., беспрекословно, и принимание всего случающегося, как от руки Его непосредственно».

Он предлагает простые способы подготовки к молитве и приемы её совершения, которые хорошо известны и по другим источникам. Нужно отвлечься от земных дел и предметов, постоять немного, походить, отрезвить мысль, подумать о том, кто такой я, и кто Тот, к Которому я намереваюсь обратиться с молитвой. Чрезвычайно важно настроить себя так, чтобы произносить слова молитвословий с благоговением и страхом Божиим в сердце (См. подробнее: Феофан Затворник, свт. Письмо 227. Собрание писем. Выпуск первый и второй. Издание Свято- Успенского Псково-Печерского монастыря, С ). Начав же молиться, пробуй сопровождать молитву покаянным чувством, без которого молитва как мертвый выкидыш.

А еще приучай себя мысленно становить- ся на суд Божий. Если же молитва стала рассеянной и поспешной, то надо напрячься и проследить, чтобы ни одно слово не произносилось без чувства и осознания смысла. Старайся вниманием быть в сердце и больше нигде, потому что от ослабления внимания ум удаляется из сердца, где он должен быть во время молитвы, и теряет память Божию, а без внимания нет молитвы. Бывает и так, что молитва не идет на ум, тогда ненадолго её можно отложить. Но если не пойдет и дальше, то силой заставь себя исполнить свои молитвы, как голодный, желая тех благ, особенно духовных, т. е. прощения грехов, очищения, освящения, утверждения в добродетели, о которых говорится в молитвенных прошениях.

Но реально ли это? А если да, то как? Опытные молитвенники рекомендуют очень простой метод – краткие и частые молитвы. Такие молитвы лучше и дольше поддерживают молитвенное настроение, их даже сравнивают с искрами, которые воспламеняют сердце. «Для того надо часто, но кратко молиться, - говорит преп. Иоанн Кассиан Римлянин (+435), - чтобы враг - наветник не смог всевать что-нибудь в наше сердце. Это – истинная жертва, потому что жертва Богу - дух сокрушенный Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (+435) (Пс. 50, 19). Это спасительное приношение, это – чистое возлияние, это жертва правды, это – жертва хвалы (Пс. 49, 14), это – мысленное всесожжение (Пс. 65, 15), которое приносится сокрушенным и смиренным сердцем». Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. Собеседование 9-е. О пользе краткой и безмолвной молитвы. Глава 36. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Репринт, С

У св. Феофана Затворника я прочитал очень дельные советы о том, как это надо делать: «Средство к тому – краткая молитовка, непрестанно в мысли повто- ряющаяся: «Господи, помилуй»… Сидя, ходя, делая что или говоря, при всяком случае и во всякий момент, держите в мысли, что Господь близко, и взывайте к Нему из сердца: «Господи, помилуй». Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь. С Пресвятая Троица Он же предлагает составить свои собственные краткие молитвы, в которых совмещалось бы всё. Например, Слава Тебе, Боже, в Троице покланяемый, Отец, Сын и Святый Дух! Слава Тебе, создавшему всё! Слава Тебе, почтившему нас Своим образом! Слава Тебе, Господи Иисусе Христе! Ты воплотился, пострадал, умер за нас и воскрес! Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь. С. 182.

Полезно взывать к Богу многократно в течение дня, в каждом конкретном случае составляя соответствующее прошение. Например, в начале дела - «Господи, благослови», в конце дела - «Слава Тебе, Господи», страсть обуяла - «Спаси, Господи, погибаю», в смущении - «Изведи из темницы душу мою», грех влечет - «Наставь меня, Господи, на путь», находит отчаяние - «Боже, милостив будь мне грешному» и так далее. См. подробнее: Феофан Затворник, свт. Письмо 227. Собрание писем. Выпуск первый и второй. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, С ( во втором выпуске).

О молитве своими словами учит и св. Иоанн Кронштадтский: «Хорошо иногда на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу. Да, не всё чужими словами беседовать с Богом, не всё быть детьми в вере и надежде, а надо показать и свой ум,…притом же к чужим словам как-то привыкаем и хладеем. И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий от верующего, любящего и благодарного сердца: пересказать нельзя… Не допусти, чтобы молитва твоя испари- лась и от неё остались только сухие слова, но да дышит она теплотою духа, как влажный и теплый хлеб, вынутый из печи». Сергиев Иоанн, прот. Моя жизнь во Христе. Т. 1. С Т. 2. С. 152.

Чтобы удержать мысль о Боге, надо соединять с ней все известные каждому из нас понятия о Нем, Его свойствах и действиях, и углубляться умом то в одно, то в другое. Полезно размышлять о величии Бога и Его всесовершенстве, творении мира, делах Божия промысла, о воплощении Сына Божия, нашем спасении, впечатляющих и поразительных событиях из нашей жизни и т. д. Всё это возбуждает энергию духа. Хорошо было бы научиться все вещи, которые попадаются на глаза, перетолковать в духовном смысле так, чтобы глаз видел предмет, а ум созерцал духовную истину. Например, видишь пятна на белом белье, подумай, как неприятно видеть Господу пятна греховные на нашей душе. Слышишь беготню и гам детей, представь себе, какой гам и шум поднимается в душе, когда отходят от неё внимание к Богу и так далее.

Кроме того, свт. Феофан советует: «…А начать надо с дома и переосмыслите в нем всё – дом, стены, кровлю, фундамент, печи, столы, стулья. Затем - родителей, детей, братьев, сестер, родных, приезжих, а потом и весь порядок жизни: вставание, здорованье, обед, работы, отлучки, возвращения, чаепитие, угощение, пение, день, ночь, сон и всё другое… Как всё это сделаете, то всякая вещь будет для вас как книга святая или что статья в книге…И тогда всякая вещь и всякое занятие и дело будут приводить вас к мысли о Боге». Святитель Феофан Затворник (+1894) Смотрите, как всё естественно и просто. На молитву, как размышление о божественных вещах, не надо даже тратить дополнительного времени, ей можно всегда занимать свой ум. Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь. С. 185.

Но мы привыкли, если и обращаться к Богу, то только тогда, когда нам что-нибудь нужно, и часто с нами бывает так, как в одном смешном разговоре молодой девушки со священником: «Батюшка, наконец, я стала молиться так, как вы учили, совсем бескорыстно!» «А можешь сказать как?», - спросил священник. А вот как: «Господи, я ничего не прошу для себя. Но дай моей маме года через два хорошего зятя»36. Zarty niepoświęcone. Pozbierał i opowiedział ks. Jan Kracik. Kraków, S. 64.

3. Ну, а что делать, если молитвы в том виде, в каком мы просим, не исполняются. Причина одна. Мы просим Бога без усердия, как бы мимоходом, и потому наши прошения часто похожи на прошения змеи и камня (Мф. 7, 9-10). Нам кажется, что мы испрашиваем реальные вещи, а на самом деле требуем, именно требуем, от Бога исполнения наших иллюзий, и забываем, что молитва исполняется ровно в той мере, в какой к прошению был приложен молитвенный труд. Святой апостол Матфей См. подробнее: Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. Изд. Введенской Оптиной пустыни, С

Похожую мысль высказывает и прп. Иоанн Лествичник: «Не будем скорбеть, если, прося чего у Господа, некоторое время не бываем услышаны. Все, которые просят чего-либо у Бога и не получают, без сомнения не приемлют по одной из следующих причин: или потому, что просят прежде времени, или потому, что, получив, они стали бы превозно- ситься, или потому, что вознерадели бы после исполнения их прошения». Преподобный Иоанн Лествичник (+649) И продолжает: «Долго пребывая в молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего, прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним». Цит. по: Дьяченко Г., прот. Уроки и примеры христианской надежды. С Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 237.

А преподобный Зенон, Синайский подвижник (4 век), указывал путь, когда молитва обязательно исполнится: «Кто хочет, чтобы Бог скоро услышал его молитву, тот, когда станет перед Богом и прострет свои руки к Нему, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей, должен от всего сердца молиться о врагах своих. За это доброе дело Бог услышит его, о чем бы он ни молился». Дьяченко Г., прот. Уроки и примеры христианской надежды. С. 196.

Первая реакция на такой призыв: «Да как же этот так?» В самом деле, невозможно любить действия человека, который наносит нам обиды, нарушает и попирает законы, человеческие и Божественные. И все- таки, надо найти в себе силы, чтобы, не одобряя его действий, желать добра ему самому, не платить ему злом за зло, помогать ему в жизненных трудностях и молитвенно желать ему вечных благ (Рим. 12, ). Ведь мог же прп. Силуан Афонский(+1938) вообще не делить людей на врагов и друзей, а только на познавших Бога и непознавших Его. Преподобный Силуан Афонский (+1938)

Конечно, приведенные мнения о молитве - только крупица из сокровищницы аскетического наследия. И, тем не менее, хочется надеяться, что мысли подвижников и аскетов, собранные в этой статье, могут оказаться полезными для тех, кто хочет войти в благословенный мир молитвы.