Учитель русского языка и литературы: Мыльникова Инна Витальевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТРИ ГРУППЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ: ПРОВЕРЯЕМЫЕНЕПРОВЕРЯЕМЫЕЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГОВОРИТЬ- ГОВОР БОЛЬШОЙ БОЛЬШЕ МАХАТЬ МАШЕТ ОКЕАН КОМНАТА ПРОЕКТ ГОР-ГАР(тепло),
Advertisements

Часть В. В 1. Основные способы словообразования. 1. Суффиксальный : изречение ( изречь ). 2. Приставочный : безнравственные ( нравственность ). 3. Приставочно.
Орфография Орфография Подготовили: Тинчурина Луиза Горелов Наиль.
Члены предложения Сказуемое Подлежащее Дополнение Определение Обстоятельство Правила.
Повторение по теме «Орфография». Правописание приставок 1.Неизменяемые ПО-, НА-, НАД-, ПОД-, ПЕРЕ-, О- ОБО- и т.д. 2. Приставки на З и С -З - перед гласными.
Комплексное повторение орфографии и пунктуации при подготовке учащихся 11 класса к выполнению тестовых заданий частей А и В Учитель: Мигаль Римма Алексеевна.
Гласные в корне. Гласные в корне. проверяемыенепроверяемые чередующиеся.
Цели урока. Дать понятие о видах связи слов в словосочетании.Дать понятие о видах связи слов в словосочетании. Научить определять способы связи в словосочетаниях,
Правописание сложных существительных с первой частью пол- Определить, с чего начинается вторая часть сложного слова ГласныйПрописная буква Буква ЛСогласный.
Выполнила ученица 11 класса Ильина Татьяна Руководитель: учитель русского языка и литературы Николаева Н. Г.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Консультации по подготовке к ЕГЭ (пунктуация). Ловушка 1! В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ ПРИДАТОЧНЫМ РАСШИРЯЙ ПОЗНАНИЯ ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ? ЗАЧЕМ ТЕБЕ ЭТО НАДО? ПРИОБРЕТАЙ НАВЫКИ ПРОВЕРЬ СЕБЯ РАЗВИВАЙ.
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
Сложноподчиненные предложения. Авторы: Иванова Ирина, Попова Мария, Павлов Константин. 9 «в» класс, г. Сыктывкар. Пушкинская гимназия.
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Сложноподчинённые предложения Теоретические сведения.
Безударные гласные в корнях слов. «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района. Русский язык, 10-11классы. Курсовая работа Мелешкиной.
А 10. Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными.
Сложные предложения Простые осложненные предложения Слово- сочетания
Транксрипт:

учитель русского языка и литературы: Мыльникова Инна Витальевна

Синонимы- это слова одной части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по смыслу. Например: Тихий, бесшумный, безголосый. Здоровенный, большой, огромный. Поговорить, поболтать, побеседовать.

проверяемыенепроверяемыечередующиеся ГОВОРИТЬ- ГОВОР БОЛЬШОЙ БОЛЬШЕ МАХАТЬ МАШЕТ ОКЕАН КОМНАТА ПРОЕКТ ГОР-ГАР(тепло), ЗОР- ЗАР, ТВОР-ТВАР, КЛОН-КЛАН (от ударения) РАВН-РОВН, МАК-МОЧ (от значения) РАСТ-РАЩ-РОС, СКАК-СКОЧ (от конечной согласной) КАС-КОС, ЛАГ-ЛОЖ, БИР-БЕР, ДИР-ДЕР, ТИР-ТЕР, ПИР-ПЕР, СТИЛ-СТЕЛ, ЖИГ-ЖЕГ, БЛИСТ-БЛЕСТ, МИР-МЕР(смерть) (от суффикса А) Плав-плов, а,я //им, ин

непроизносимыепроверяемыенепроверяемые Яростный– в ярости Поздний- опоздать Властный- власть Сердце– сердечный Корыстный- корысть Скользкий- скользит Круг- круглый Хлеб- хлеба Ошибка- ошибаться Масштаб Инцидент Чувство

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕЗАВИСЯТ ОТ ЗНАЧЕНИЯ ЗАВИСЯТ ОТ ПЕРВОЙ СОГЛАСНОЙ КОРНЯ ВЗОБРАТЬСЯ ВЫЕХАТЬ ДОЕХАТЬ ЗАЕХАТЬ НАПИСАТЬ НАДПИСАТЬ ОБОГРЕТЬ ОТЪЕХАТЬ СГОРЕТЬ ПРОЕХАТЬ ПРЕДОСТАВИТЬ ЗАПОМНИТЬ: ПРИСТАВКИ З- НЕ БЫВАЕТ! ПРЕ = ОЧЕНЬ, ПЕРЕ ПРЕДОБРЫЙ, ПРЕГРАДИТЬ ПРИ=ПРИБЛИЖЕНИЕ, (ПРИПЛЫТЬ) ПРИСОЕДИНЕНИЕ (ПРИКЛЕИТЬ), НЕПОЛНОТА ДЕЙСТВИЯ (ПРИОТКРЫТЬ), РАСПОЛОЖЕНИЕ ВБЛИЗИ (ПРИМОРСКИЙ) ИС-ИЗ, ВС-ВЗ, ВОЗ-ВОС, НИС-НИЗ, БЕС-БЕЗ, РАС-РАЗ, ЧЕРЕЗ-ЧЕРЕС. З ПИШЕТСЯ ПЕРЕД ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ (Б,В,Г,Д,Ж,З,Л,М,Н,Р,) С ПИШЕТСЯ ПРЕД ГЛУХИМИ СОГЛАСНЫМИ (К,П,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,)

ЕК-ИК проверяется по форме родительного падежа, если в этой форме гласная исчезает, пишем Е, если остается, пишем И. ОРЕШЕК-ОРЕШКА, КЛЮЧИК-КЛЮЧИКА ЧИК-ЩИК После Д-Т, З-С и Ж пишем ЧИК, в остальных случаях ЩИК. После Л пишется Ь: болельщик. ЗАПОМНИТЕ: каменщик, барабанщик – НЩ без Ь. ПЕРЕД Л, ВШ, В ПИШЕТСЯ ТА ЖЕ ГЛАСНАЯ, ЧТО И ПЕРЕД ТЬ В ИНФИНИТИВЕ. ОВА-ЕВА, ЫВА-ИВА проверяется по форме 1 лица ед.ч. если эта форма заканчивается на -иваю, -ываю, пиши Ы, И, если нет - пиши О, Е Разговариваю - разговаривать

Образованных от существительных: н нн При помощи суффиксов ин, ан, ян а) онн, енн Лебединый экскурсионный Песчаный утренний серебряный Исключение: Оловянный, ветреный Деревянный, б) от существительных с Стеклянный основой на Н: туманный (туман) лимонный (лимон)

В НАРЕЧИЯХ ПИШЕТСЯ СТОЛЬКО ЖЕ н, СКОЛЬКО в СЛОВАХ, ОТ КОТОРЫХ ОНИ ОБРАЗОВАНЫ: мгновенный -мгновенно В КРАТКИХ ПРИЧАСТИЯХ ВСЕГДА ПИШЕТСЯ н. Приукрашен В СЛОВАХ НА ОВАННЫЙ, ЕВАННЫЙ ВСЕГДА ПИШЕТСЯ нн. маринованный, газированный, асфальтированный, гофрированный В ПРИЧАСТИЯХ СОВЕРШЕННОГО ВИДА или ИМЕЮЩИХ ПРИСТАВКУ или ИМЕЮЩИХ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО ВСЕГДА ПИШЕТСЯ нн. Брошенный, заклеенный, груженный сеном. В ПРИЧАСТИЯХ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА, НЕ ИМЕЮЩИХ ЗАВИСИМОГО СЛОВА (в ГИА такие причастия называются отглагольными прилагательными) ПИШЕТСЯ н.. груженый воз

Простое предложение может быть осложнено обращением, вводным словом и однородными членами. Обращение называет того, к кому обращаемся с речью, оно выделяется запятыми. Ребята, давайте жить дружно! Давайте жить, ребята, дружно! Давайте жить дружно,ребята!

УКАЗЫВАЮТ НА ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЯ УКАЗЫВАЮТ НА ЧУВСТВА УКАЗЫВАЮТ НА ПОРЯДОК МЫСЛЕЙ УКАЗЫВАЮТ НА СТЕПЕНЬ УВЕРЕННОСТИ И НЕУВЕРЕННОСТИ ПО СЛОВАМ КОГО-ТО, ПО- МОЕМУ, ПО СООБЩЕНИЮ КОГО-ТО, КАК ГОВОРИТ- ПИШЕТ КТО-ТО, КАК ИЗВЕСТНО, НА МОЙ ВЗГЛЯД, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ И Т.П. К СЧАСТЬЮ, К СОЖАЛЕНИЮ, К ОГОРЧЕНИЮ, К НАШЕЙ РАДОСТИ, К УДИВЛЕНИЮ И Т.П. ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, С ОДНОЙ (ДРУГОЙ)СТОР ОНЫ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬ НО, ИНАЧЕ ГОВОРЯ, ПОПРОСТО ГОВОРЯ, ЕСЛИ МОЖНО ТАК СКАЗАТЬ И Т.П. КОНЕЧНО, НАВЕРНОЕ, ПОЖАЛУЙ, МОЖЕТ БЫТЬ, БЕЗУСЛОВНО, ВЕРОЯТНО, ВОЗМОЖНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬ НО, РАЗУМЕЕТСЯ И Т.П.

ССП - это такое предложение, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами. Простые предложения в составе ССП равноправны по отношению друг к другу и между ними можно поставить точку. Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга только запятой сочинительные союзы: и, да (= и), да и, тоже, также, причём, притом, ни ни, или (иль), либо, то то, то ли то ли, а, не то не то, но, да (= но), зато, однако, же, только, то есть, а именно. [ ], и [ ]. [Дверь хлопнула], и [из нее показался гражданин]. [ ], да [ ]. [Только иволги кричат], да [кукушки отсчитывают непрожитые годы]. Ни [ ], ни [ ]. Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет]. [ ], или [ ]. [Залает пёс дворовый], или [ветерок заше­лестит]. То [ ], то [ ]. То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит]. [ ], [... же... ]. [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером].

ОпределительныеИзъяснительные Обстоятельственные Присоединяются к слову в главном с помощью союзов и союзных слов какой, который, что, когда, где, отвечают, на вопрос КАКОЙ. Я пришел на урок, который мне интересен. Присоединяются к глаголу речи, мысли, чувства, зрения, обоняния в главном чаще всего при помощи ЧТО, отвечают на вопросы всех падежей, кроме именительного. Я знаю, что все будет хорошо. Присоединяются ко всему главному при помощи однословных и многословных союзов, находятся по вопросам: 1)Места – где? 2)Времени – когда? 3)Цели – зачем? 4)Уступки – несмотря на что? 5)Условия – при каком условии? 6)Образа действия – как, насколько?(так, что) 7)Причины – почему? 8)Следствия – вследствие чего?(, так что) 9)Сравнения – как? В сложноподчиненном предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Смысловая связь в словосочетании устанавливается по вопросу, который ставится от главного слова к зависимому. Согласование (какой? чей?) его книги, свои люди, красная рябина Управление (кого-чего, кому- чему, кого-что, кем-чем, о ком-о чем) орудие труда ехать на поезде Примыкание (как? где? когда?) бежать быстро очень красивый слишком быстро можно ехать

Бессонная ночь – Лесной запах – Сиреневый куст – Жалостно посмотрел- Устало шагал – Беззаботно жил – ночь без сна запах леса куст сирени посмотрел с жалостью шагал с усталостью жил без забот

СКАЗУЕМОЕ Что делает предмет? ГЛАГОЛЬНОЕ Выражено глаголом ПРОСТОЕ ПГС ЛЗ и ГЗ выражаются одним словом СОСТАВНОЕ СГС ЛЗ и ГЗ выражаются в разных словах ИМЕННОЕ Выражено именем сущ., прил., причастием., ит.д. СОСТАВНОЕ СИС Состоит из глагола- связки(ГЗ) и именной части (ЛЗ) Это основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них.

1. Со всех сторон слышались смех, песни, веселье. 2. Могучий, буйный, оглушительный ливень хлынул на степь. 3. Русский народ смышлен и понятлив. 4.Поворчал он, да не посмел ослушаться.

Обособленными могут быть только второстепенные члены. Уточняющие обособленные ЧП служат для пояснения других ЧП где именно? когда именно? Слева,у плотины, стучали топоры. Многие газы, например кислород,тяжелее воздуха. Обособленные определения выражаются причастным оборотом, Прилагательными, сущ-м с завис. словом А он, мятежный, просит бури. Тот матрос, с парусом на руке, стоял… Обособленные обстоятельства выражаются деепричастным оборотом или одиночным деепричастием Он шел по улице, озираясь. Из аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели листья. Обособление – смысловое выделение или уточнение части высказывания. На письме выделяется запятыми, реже- тире.

ОПРЕДЕЛЕНН О-ЛИЧНЫЕ НЕОПРЕДЕЛЕ ННО-ЛИЧНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕНАЗЫВНЫЕ СМОТРИШЬ. СМОТРИМ. СМОТРИТЕ. СМОТРЮ. (МОЖНО ПОДСТАВИТЬ ЛИЧНОЕ МЕСТОИМЕНИ Е 1 И 2 ЛИЦА ЕД. И МН. ЧИСЛА) СМОТРЯТ. СМОТРЕЛИ. (МОЖНО ПОДСТАВИТЬ ЛИЧНОЕ МЕСТОИМЕНИ Е 3 ЛИЦА ЕД. И МН. ЧИСЛА) НАХОДИМ ПО СКАЗУЕМОМУ : НЕТ СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ ( НЕЛЬЗЯ, МОЖНО, ТРУДНО, ЖАРКО) ИНФИНИТИВ ( ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТО СДЕЛАТЬ) ИХ СОЧЕТАНИЕ (НУЖНО УЧИТЬСЯ) БЕЗЛИЧНЫЙ ГЛАГОЛ (СВЕТАЕТ) ЛИЧНЫЙ ГЛАГОЛ В БЕЗЛИЧНОМ ЗНАЧЕНИИ (ЗАПЕЛО, ЗАЗВУЧАЛО) НОЧЬ. УЛИЦА. ФОНАРЬ. АПТЕКА. ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ.(НЕ ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ) КАК ПОДСЧИТАТЬ КОЛИЧЕСТВО ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ? САМОЕ ГЛАВНОЕ: НЕ ЗАБЫТЬ О СУЩЕСТВОВАНИИ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ!!!

ПП в них соединяются только при помощи интонации Одновременность, Последова- тельность событий- ставится запятая, ее можно заменить И Двоеточие ставится при смысловых отношениях причины(= так как), пояснения(= а именно), раскрытия/дополнения (=что) Тире ставится при смысловых отношениях времени(=когда), условия(=если), противопоставления (=а,но), следствия(=поэтому).

Виды подчинительной связи в СП с несколькими придаточными. Однородная: Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению- однородными Пример: Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно... (Ю. Герман). [ – = ], (что – = ), (что = – )... Последовательная: Первое придаточное относится к главному, второе – к этому придаточному Например: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго (И. Тургенев). [ = – ], (которые = ), (когда – =). Параллельная: Придаточные относятся к общему для них главному предложению и являются разными по значению. Например: Когда мы встали, то нельзя было понять, который час (А. Чехов). (Когда – = ), [то = ], (который – ).

1) В нашем аиле сколько угодно всяких деревьев, но эти тополя особенные - у них свой особый язык и, должно быть, своя особая, певучая душа. 2) Когда ни придешь сюда, днем ли, ночью ли, они раскачиваются, перехлестываясь ветвями и листьями, шумят неумолчно на разные лады. 3) То кажется, будто тихая волна прилива плещется о песок, то пробежит по ветвям, словно незримый огонек, страстный горячий шепот, то вдруг, на мгновенье затихнув, тополя разом, всей взбудораженной листвой шумно вздохнут, будто тоскуя о ком-то. 4) А когда набегает грозовая туча и буря, заламывая ветви, обрывает листву, тополя, упруго раскачиваясь, гудят, как бушующее пламя. 5) Позже, много лет спустя, я понял тайну двух тополей. 6)Они стоят на возвышенности, открытой всем ветрам, и отзываются на малейшее движение воздуха, каждый листик чутко улавливает легчайшее дуновение. 7) Как бы высоки они ни были, вряд ли так уж сразу можно увидеть их на таком расстоянии, но для меня они всегда ощутимы, всегда видны. 8) Но открытие этой простой истины вовсе не разочаровало меня, не лишило того детского восприятия, которое я сохраняю по сей день. 9) И по сей день эти два тополя на бугре кажутся мне необыкновенными, живыми. 10) Там, подле них, осталось мое детство, как осколок зеленого волшебного стёклышка... (По Ч. Айтматову)

B1 Замените слово КАЖУТСЯ (предложение 9) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот слово.

B2 Из предложения 3 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне.

B3 Из предложения 2 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставках на – З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»

B4 Из предложений 5-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа настоящего и будущего времени НЕ чередуется с – У(Ю)/ -Ю(Ю)

B5 Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводных словах: В нашем аиле сколько угодно всяких деревьев,( 1)но эти тополя особенные - у них свой особый язык и,(2) должно быть,(3) своя особая,(4) певучая душа.

B6 Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (- ые) между частями сложносочинённого предложения. Как бы высоки они ни были,(1) вряд ли так уж сразу можно увидеть их на таком расстоянии, (2)но для меня они всегда ощутимы, (3)всегда видны

B7 Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(- ые) между частями сложноподчинённого предложения. Но открытие этой простой истины вовсе не разочаровало меня, (1)не лишило того детского восприятия, (2)которое я сохраняю по сей день.

B8 Замените словосочетание ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (предложение 8), построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

B9 Выпишите грамматическую основу предложения 9.

B10 Среди предложений найдите предложение (- я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(- их) предложения(-ий)

B11 Среди предложений 1- 5 найдите предложение с обособленным ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ. Напишите номер этого предложения.

B12 Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

B13 Среди предложений 5-9 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

B14 Среди предложений 4-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

В1. представляются В2. страстный В3. раскачиваются В4. улавливает В5. 2,3 В6. 2 В7. 2 В8. Восприятие детства В9. Два тополя кажутся В10. 7,8,9 В11. 2 В12. 2 В13. 6 В14. 4