© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет Общие проблемы вузов при переходе на.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Advertisements

Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Обеспечение перехода на новые ФГОС ВПО и уровневую подготовку В ВУЗЕ Попова Е.П.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
О ПРИНЯТИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕХОДА НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ УГАЭС НА гг.
Гривцов Владимир Владиславович начальник учебного управления.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Условия перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования и федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные.
Образовательная программа как нормативно- управленческий документ образовательного учреждения.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Установление уровней высшего профессионального образования. Переход образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
– Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г «Об образовании»; – Федерального закона от 22 августа 1996 г. 125-ФЗ «О высшем и послевузовском.
Транксрипт:

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет Общие проблемы вузов при переходе на уровневое образование. Технологии решения на примере ГОУ ВПО НГПУ Андрюшкевич Наталья Владимировна, заместитель начальника Учебно-методического управления

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет Предпосылки : Присоединение РФ в 2003 г. к Болонской декларации, решение задач: Введение двухуровневого образования (бакалавр, магистр). (НГПУ – подготовка бакалавров с 2008 г.) Введение единого для всей Европы механизма учета освоенного студентом содержания образования в виде Европейской Системы Перевода кредитов (ECTS). (НГПУ - разработаны Методические рекомендации) Создание условий для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей. (НГПУ - традиционные отношения с вузами Польши, Франции, Германии, Японии, Китая и др.; с 2010 г. программа подготовки бакалавров 2+2 с Шаньдунским педагогическим университетом (КНР)) Повышение качества образования и установление совместимых (общеевропейских) критериев его оценки. (НГПУ -внедрение СМК с 2007 г.) Введение общеевропейского Приложения к диплому о высшем образовании в соответствии с формой, разработанной под эгидой ЕС. (НГПУ – выдача ЕП с 2009 г.)

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет I. Основные нормативные документы 1.ФЗ РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N (в ред. Федеральных законов вплоть до 2009 г.) 2.ФЗ РФ«О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от ФЗ (с изменениями до 2008 г.) Изменения в ФЗ Начиная с 2003 г. в ходе реализации положений Болонской декларации в Федеральные законы были внесены ряд поправок, связанных с уровневой подготовкой в части: - установления уровней высшего образования; - изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет I. Основные нормативные документы ПЕРСПЕКТИВА ФЗ: Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - нормативный правовой акт, регламентирующий отношения в сфере образования и выполняющий роль системообразующего (базового) акта в системе законодательства в области образования – направлен на реализацию положений статьи 43 Конституции РФ, гарантирующей право на образование. (Принятие законопроекта - утратят силу ФЗ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») (2010 г.) 3.Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) - утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (вместо утратившего силу Типового положения от ). п. 35 «Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням»

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет Уровни высшего профессионального образования: - высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат; - высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура.

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения: - для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года; - для получения квалификации (степени) "специалист" - не менее пяти лет; - для получения квалификации (степени) "магистр" - два года. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет 7 Образовательные траектории Первое высшеее образование Бакалавр 1 Магистр 1 Второе высшее образование Бакалавр 1 Магистр 2 Бакалавр 2 Аспирантура Специалист 1 Специалист 2 Специалист 1 Магистр 1

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет Госзадание (контрольные цифры приема) I. Увеличение КЦП по программам магистратуры и бакалавриата – уменьшение КЦП по программам подготовки специалистов переход на уровневую систему в 2011 г. Контрольные цифры приема граждан РФ в 2008 г., 2009 г. и 2010 г. II. Уменьшение КЦП педагогическим вузам, динамика КЦП в ГОУ ВПО НГПУ: Контрольные цифры приема граждан по программам подготовки магистратуры Контрольные цифры приема граждан по программам специалитета и бакалавриата Контрольные цифры приема граждан на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием Всего в т.ч. по очной форме Всего в т.ч. по очной форме Всегов т.ч. по очной форме Разница чел. / % / +14, / +12, / -11, / -11, / -9, / -9,4

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет Маркетинговая стратегия вуза Создание единой маркетинговой политики вуза - плана (участие всех подразделений), идея (слоган) Работа над имиджем / репутацией вуза (создание Пресс-центра, выпуск газеты «Весь университет», выступления сотрудников и студентов в СМИ) УТП (уникальное торговое предложение), и их продвижение – уникальность психолого- педагогической подготовки, широкий спектр услуг и т.д. Анализ рынка сбыта – работа с потребителями Образовательное учреждение Потребитель образовательных услуг

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет Расширение ( девирсификация) образовательного сервиса Лицензирование новых направлений бакалавриата и магистратуры, открытие подготовки по новым ООП Применение принципа «long life learning» посредством развития ДПО, ДО

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет Расширения спектра ООП I. Лицензирование новых ООП – ежегодно, согласно лицензии: 50 программ подготовки специалистов, 22 программы подготовки бакалавров 2010 г. – лицензируются 3 программы подготовки бакалавров + 5 программ подготовки магистров; готовятся документы ещё по 2 программам подготовки бакалавров II. Разработка и внедрение новых ООП – ежегодно, сегодня – реализуется около 100 ООП; с 1 сентября 2010 г. - открытие 14 ООП по подготовке бакалавров

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет Открытие программ ДПО - Внутренняя нормативная база - СТО НГПУ / Проектирование и разработка образовательных услуг - Условия открытия – внутреннее лицензирование: при выполнении требований: - соответствие программы профилю вуза; - наличие необходимой материально-технической базы; - соответствие содержания программы и форм организации образовательной деятельности государственным требованиям (контингент слушателей, уровень образования, порядок приема, вид и срок обучения, учебный план, учебная программа, вид документа, выдаваемый слушателям); - учебно-методическую оснащенность учебного процесса; - укомплектованность штатов) - Решение - положительного Заключение УМУ, проректор по учебной работе - выдача Сертификата на право реализации соответствующей программы ДПО.

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет II. Нормативные документы, регламентирующие лицензирование образовательной деятельности. С 2008 г. происходят изменения в нормативной документации: 4.Положение о лицензировании образовательной деятельности, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N Приказ Министерства образования и науки РФ от г. 323 Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности. 6. Письмо Рособрнадзора от /151. Инструктивно письмо разъясняет порядок и сроки лицензирования образовательной деятельности (п. 15, 29 Положения о лицензировании образовательной деятельности)

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет II. Нормативные документы, регламентирующие аккредитацию образовательной деятельности. 7. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 522 (с изм. от 19 января 2010 г.). : - аккредитация ООП; - аккредитация вуза в целом: «Целью государственной аккредитации образовательного учреждения является установление его государственного статуса (типа, вида, категории), подтверждение уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также…соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.» 8. Письмо Рособрнадзора от г /06-01 О проведении государственной аккредитации образовательных организаций и научных учреждений во втором полугодии 2009 г. 9. Письмо Рособрнадзора от г /06-01 О проведении государственной аккредитации новых образовательных программ в аккредитованных образовательных учреждениях и научных организациях в 2009/2010 учебном году.

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет III. Нормативные документы, устанавливающие перечень образовательных программ ВПО 10. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, утвержден приказом Минобрнауки России от , в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО) – по ГОС «второго поколения» 11. Приказ Министерства образования и науки РФ от г. 337 (зарегистрирован в Минюсте России от 30 октября 2009 г. N 15158) Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования. - по ФГОС – стандартам «третьего поколения» 12. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. N 1136 Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) ВПО, по которым устанавливаются иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ ВПО (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) ВПО, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист». Документ устанавливает иные сроки освоения образовательной программы высшего профессионального образования Педагогическое образование, в случае освоения основной образовательной программы одновременно по двум профилям данного направления подготовки (например, математика и физика). В документе определяется перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист" (специалитет). 13. Приказ Министерства образования и науки РФ от г. 63 (зарегистрирован в Минюсте России от 04 марта 2010 г. N 16563) Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования…

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет ФГОС, проблемы: На г. утверждены не все ФГОС ВПО; А. Фурсенко: «Утверждены 154 стандарта бакалавриата, магистратуры, специалистов высшего образования. (Из них зарегистрировано в Минюсте 225). До конца 2010 года принятие стандартов будет завершено.» (2 июня 2010 г.) Из полномочий федерального органа исключена разработка и утверждение примерных УП и ООП (ФЗ 260 от 11 ноября 2009 г.) Сохранение программ специалитета: двухуровневое или уровневое образование? Сужение спектра программ УГС Образование и педагогика (было 7 направлений подготовки бакалавров и магистров+30 специальностей): Унификация ООП? Определение профилей? Сокращение штата ППС? ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА Педагогическое образование Психолого-педагогическое образование На ФГОС не утвержден Специальное (дефектологическое) образование Профессиональное обучение (по отраслям)

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет IV. Нормативые документы по обеспечению перехода на уровневую систему ВПО 14. Письмо Минбразования РФ от ин/13 О направлении методики расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах. (рекомендательное) 15. Письмо Минбразования РФ от 9 марта 2004 г. N ин/15 Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц. (предложения РУДН, эксперимент) 16. Приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2005 г. N 40 О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. (план мероприятий на г.) 17. Приказ Минобранауки РФ от Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачётных единиц. (определен список вузов для участия в эксперименте, рекомендации по разработке УП) 19. Комплексный план мероприятий Рособразования по обеспечению перехода на уровневую систему высшего профессионального образования подведомственных высших учебных заведений на период года, утвержден 5 марта 2010 г. (определены мероприятия, сроки исполнения и направления работ по переходу вузов на уровневую систему ВПО).

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему ВПО. ( Приказ Рособразования от 10 февраля 2010 г. N 109 ) «Ректорам подведомственных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования: 5.1. Разработать в I квартале 2010 г. программу перехода вуза на уровневую систему высшего профессионального образования на основе комплексного плана мероприятий Рособразования. - ГОУ ВПО НГПУ: Календарный план мероприятий по внедрению двухуровневой системы ВПО с учетом требований ФГОС в ГОУ ВПО НГПУ. (на гг.) 5.2. Разработать в 2010 году внутривузовскую нормативно-правовую и организационно-методическую базу для обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. ГОУ ВПО НГПУ (разработка внутреннего регламента): Система менеджмента качества (СМК): создана, внедрена и сертифицирована в 2007 г. (Сертификат соответствия СМК ГОС Р ИСО ); документы СМК Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ уровневого образования (готовятся в печать; коллективный труд Учебно- методического управления и Учебно-методического совета вуза)

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему ВПО (Приказ Рособразования от10 февраля 2010 г. N 109) 5.3. Обеспечить в вузе и его филиалах выполнение требований к условиям реализации основных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами Осуществлять с 2010 года работу по оснащению вуза учебно- лабораторным оборудованием, учебно-методической литературой, современными программными продуктами в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Организовать с 2010 года плановое повышение квалификации профессорско-преподавательского состава для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Обеспечить поддержку и развитие инновационных образовательных технологий, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов и гармонично развитой личности.

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет 5.7. Обеспечить информационно-аналитическое сопровождение уровневой системы высшего профессионального образования. (ГОУ ВПО НГПУ: Информационно-аналитический бюллетень УМУ) 5.8. Организовать, начиная с 2010 года, мониторинг работы подразделений вуза по реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.(ГОУ ВПО НГПУ: внутренние аудиты УМУ, ОМК) 5.9. Продолжить работу с социальными партнерами, объединениями работодателей по введению уровневой системы высшего профессионального образования. (ГОУ ВПО НГПУ: реализация маркетинговой стратегии вуза) Постоянно проводить разъяснительную работу с абитуриентами и студентами по вопросам введения уровневой системы высшего профессионального образования.» О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему ВПО (Приказ Рособразования от10 февраля 2010 г. N 109)

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет Разработка ООП - основная задача вузов при переходе на уровневое образование Нормативная база: I.ФГОС II.Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) III.Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ уровневого образования

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет Разработка ООП Из п. 39. Организация образовательного процесса в высшем учебном заведении по основным образовательным программам ВПО регламентируется расписанием занятий и образовательной программой. ООП включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, которая разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе ФГОС ВПО, примерных образовательных программ, разработку которых осуществляет Минобрнауки РФ. При этом примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер. ООП ВПО могут разрабатываться и реализовываться совместно несколькими высшими учебными заведениями, в том числе зарубежными, в порядке, устанавливаемом Минобрнауки РФ. Высшее учебное заведение ежегодно обновляет ООП (в части состава дисциплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет Разработка ООП Из п. 40. Максимальный объем учебной нагрузки студента не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме устанавливается ФГОС по конкретному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в неделю при освоении основной образовательной программы в очно-заочной (вечерней) форме не может составлять более 16 академических часов. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении основной образовательной программы в заочной форме не может составлять более 200 академических часов. Из. П. 46 Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях по образовательным программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

© ГОУ ВПО НГПУ 2010 Учебно-методическое управление ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет Дорога в тысячу ли начинается с первого шага (древняя китайская пословица) Спасибо за внимание!