Проект «В стране выученных правил,.. или Её Величество Орфография» 4 этап Команда «АзБуки» МОУ СОШ 19 г.Владимира.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект «В стране выученных правил, или Ее Величество Орфография» Задания второго тура.
Advertisements

Орфография (от греч. orthos «правильно» и graphо «пишу») – это исторически сложившаяся система правил, устанавливающих написания слов. Орфограмма (от.
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
Памятки К урокам русского языка Памятки 1. Написание безударных гласных 2. Написание непроизноси- мых согласных мых согласных 3. Списывание.
«Состав слова» «Состав слова» урок письма и развития речи в 5 классе Автор Е. А. Заболотская учитель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
КОРЕНЬ И ТРИ ПРАВИЛА КОРНЯ. ДАВАЙТЕ ЗАПОМНИМ КореньКорень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».
Рифмованные правила русского языка Rīgas Ostvalda vidusskola Jeļena Platonova.
Краснодар МОУ СОШ 73 Нарыкова А.Р. 1 Ь пишется в корне (после корня) после согласных, но перед гласными: е, ё, ю, я, и.
L/O/G/O Орфограмма 5 класс. Какие звуки произносятся на месте выделенных букв? Полы, жизнь, ряды Друг, гриб, мороз Косьба, ложка,
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
L/O/G/O Орфограмма Автор: Балакирева Татьяна Анатольевна МОУ СОШ 256 г. Фокино Приморский край УМК В.В. Бабайцевой.
Орфограмма 5 класс. Мы уже знаем, что существует написание по произношению и что многие слова пишутся не так, как произносятся. Л то с Р уна.
Справочное пособие по орфографии Калинина Мария Владимировна учитель начальных классов гимназии 144 Гасникова Лидия Гавриловна учитель начальных классов.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Орфография 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще.
Р АБОТА НАД ОШИБКАМИ. ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Орфография 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. п/ п Тема урока. (страницы учебника, тетради) Решаемые проблемы.
Перед какими согласными пишется гласная А? -Р СТ- -Р СТ- -Р Щ- -Р Щ- -Р С- -Р С-
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
Урок 2. Буквы безударных гласных в приставках. Знать правило написания приставок с безударной гласной. Уметь находить и правильно писать в слове приставки.
Транксрипт:

Проект «В стране выученных правил,.. или Её Величество Орфография» 4 этап Команда «АзБуки» МОУ СОШ 19 г.Владимира

Чем может быть интересна орфография? А нам интересно: * Откуда появились правила правописания? * Зачем запоминать прав опи сание стольких слов? Откуда возникли чередования в словах? Попробуем найти ответы на некоторые интересующие нас вопросы!

Русская орфография менялась на протяжении более чем десятка веков в результате различных языковых процессов, реформ, преобразований. Но многие слова все- таки сохранили свое историческое написание. Русская орфография интересна тем, что правильное написание слов в большинстве случаев зависит от их исторического значения, от положения орфограмм в словах, а также от сложившейся веками традиции написания.

Чередования в словах Такое явление в языке может быть обусловлено позицией звука в слове или традицией. Традиционные чередования называют еще и историческими, так как они возникли в результате различных языковых процессов (ассимиляция, палатализация и др.) на протяжении всей истории языка. (см. А.А.Реформатский «Введение в языковедение») Зная исторические чередования и соотношения слов, можно без труда писать грамотно те слова, где наблюдаются такие «чудесные явления»! Друг – друзья – дружить (г//з//ж) Дерево - древо (е//о) Скакать - скачу (к//ч) Излагать – изложить (г//ж; а//о)

В результате таких исторических процессов и связанных с ними чередований два слова: «конец» и «начало» - разошлись в своих значениях. А ведь они однокоренные, имеющие общий исторический корень "kenti" в значении возникать, начинаться, граница. В слове конец исторически корень кон- и -суффикс -ец (из ьць). Нетрудно доказать, что в звукосочетании – ча- в слове начало был носовой [е]; достаточно проанализировать следующий ряд: начало - начинать начну (ча// чин// ч(ь)н). Звук (ч) появился в результате чередования со звуком [к] перед гласными переднего ряда (е и ь). Следовательно, в этих антонимах корни -кон- и –ча- исторически равнозначны. Исторически корень -кон сохранил свою смысловую близость к понятию «начало чего-либо» в выражении испокон веку, искона в значении «издавна с незапамятных времён». Это интересно!

Орфография русского языка подчиняется разным принципам, главным из которых является морфологический. Следуя ему, все морфемы пишем по принципу единообразия. Чтобы проверить правописание слова, необходимо поставить сомнительную букву ( а точнее звук) в сильную позицию и написать «сомнительное место» в слове по принципу единообразия.

Для написания орфограмм в корне применяется морфологический принцип. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. листок – лист Позолота – золото Выясняя, какую сомнительную согласную написать, нужно изменить слово или подобрать однокоренное таким образом, чтобы «подозрительная» согласная находилась перед гласной или перед сонорными согласными – л, м, н, р, то есть поставить ее в сильную позицию. дуб- дубы просьба - просить

Столько приставок, которые не изменяются! И нам приходится запоминать их написание! А зачем? Поступаем проще! Все эти приставки можно поставить в сильную позицию проверить теми же способами, что безударные гласные или сомнительные согласные в корне и написать по принципу единообразия! Сделать – содействовать Запеленать – запись Надписать - надорвать

Окончания сомнительных существительных тоже пишутся по морфологическому принципу. Оказывается, их можно проверить ударением! Не верите? Убедитесь сами! ПадежСклонение IIIIII Родительн ый Ручки – семьи -Ночи – степи Датель ный Ручке - сестре -Ночи - степи - Предложн ый о ручке – о сестре в пенале – на столе О ночи – О степи

Если хочешь грамотным Быстро очень стать, Должен ты историю Языка узнать! Тайны орфографии Кроются лишь в ней… Если отгадаешь их, Умен будешь вполне. Ты секреты эти Для себя открой - И грамотность тогда Дружна будет с тобой!