Компьютерная графика. Лекция 3 Цифровая обработка изображений как сигналов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обработка растровых изображений В лекции использованы различные материалы лаборатории Компьютерной Графики МГУ.
Advertisements

Обработка изображений Компьютерная графика Computer graphics Компьютерное (машинное) зрение Computer (machine) vision Обработка изображений Image processing.
Обработка изображений Компьютерная графика Computer graphics Компьютерное (машинное) зрение Computer (machine) vision Обработка изображений Image processing.
Введение в OpenCV МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Морфологическая обработка изображений. Место морфологической обработки Объект Изображение Обработка Результат Анализ Мат. морфология Морфологическая обработка.
Фильтрация Лекция 4 Математическая морфология. 5 марта 2002Компьютерная графика Лекция 42 БИНАРИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ 1.
Тема исследование: Распознавание букв на изображении Группа: 10510/1 Киселев Павел.
Обработка изображений Компьютерная графика Computer graphics Компьютерное (машинное) зрение Computer (machine) vision Обработка изображений Image processing.
Обработка сигналов и Обработка изображений Антон Переберин Курс «Компьютерная графика» Лекция 3.
12 марта 2002 г. (с) 2001Graphics & Media Lab Лекция 5 Обработка и анализ изображений В.Вежневец.
Тоновая и цветовая коррекция. Коррекция Обработка изображения без потери информации Человек воспринимает в основном относительную разницу яркостей частей.
Тузиков А.В. Математическая морфология, моменты, стереообработка: избранные вопросы обработки и анализа цифровых изображений / Тузиков А.В., Шейнин С.А.,
Сигнал это физический процесс, предназначенный для передачи информации. Информация - сведения о поведении интересующего нас явления, события или объекта.
1 2 Основная задача – создание и обработка изображений Применение: Обработка фотографий и рисунков Создания иллюстраций, используемых в работе различных.
Классификация сигналов Под сигналом обычно понимают величину, отражающую состояние физической системы. Поэтому естественно рассматривать сигналы как функции,
Кодирование графической информации Пространственная дискретизация.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. РАСТРОВЫЕ ВЕКТОРНЫЕ Компьютерные изображения.
Применение свертки при увеличении изображений (линейные методы ресамплинга)
Дискретное (цифровое) представление информации. Аналоговый и дискретный способы представления информации При аналоговом представлении информации величины.
Шумоподавление для изображений Лектор:Лукин Алексей Сергеевич.
Транксрипт:

Компьютерная графика. Лекция 3 Цифровая обработка изображений как сигналов

Компьютерная графика. Лекция 3 Цифровая обработка сигналов

Компьютерная графика. Лекция 3 Цифровая обработка сигналов Сигнал - это информационная функция, несущая сообщение о физических свойствах, состоянии или поведении какой-либо физической системы, объекта или среды Цели обработки сигналов : –извлечение определенных информационных сведений, которые отображены в этих сигналах –преобразование этих сведений в форму, удобную для восприятия и дальнейшего использования.

Компьютерная графика. Лекция 3 Цифровая обработка сигналов Одномерный сигнал – это сигнал, значения которого зависят от одной независимой переменной –Звуковой сигнал – зависимость амплитуды колебаний воздуха в данной точке от времени В общем случае сигналы являются многомерными функциями пространственных, временных и прочих независимых переменных Изображение – двухмерный сигнал – функция цвета от координат методы обработки сигналов применимы к изображениям так же, как и другим видам сигналов

Компьютерная графика. Лекция 3 Математическое описание позволяет абстрагироваться от физической природы сигнала и материальной формы его носителя: –классификации сигналов, сравнение, моделирование систем обработки сигналов –Мат. описание сигнала - функциональной зависимость определенного информационного параметра сигнала от независимой переменной: s(x), y(t) и т.п. Математическое описание сигналов

Компьютерная графика. Лекция 3 Аналоговые сигналы Являются непрерывной функцией непрерывного аргумента, (определены для любого значения аргументов) Источники аналоговых сигналов - физические процессы, непрерывные в динамике своего развития во времени или по другой независимой величине Аналоговые сигналы при этом подобны (« аналогичны ») порождающим их процессам

Компьютерная графика. Лекция 3 Аналоговые сигналы

Компьютерная графика. Лекция 3 Дискретные сигналы Дискретный сигнал по своим значениям – тоже непрерывная функция, но определенная по дискретным значениям аргумента –Множество значений является счетным и описывается дискретной последовательностью отсчетов (samples) y(n*Δt) Δt – интервал дискретизации (sampling time) n = 0, 1, 2, …N величина f=1/Δt – частота дискретизации (sampling frequency, sampling rate)

Компьютерная графика. Лекция 3 Дискретные сигналы

Компьютерная графика. Лекция 3 Пример дискретизации изображения Оригинал Дискретизирование Изображение (128*128) Дискретизированное изображение (32*32)

Компьютерная графика. Лекция 3 Цифровые сигналы Цифровой сигнал квантован по своим значениям и дискретен по аргументу. Он описывается решетчатой функцией y n = Q k [y(n* Δt)] –Q k - функция квантования с числом уровней квантования k –Интервалы квантования могут иметь как равномерное, так и неравномерное распределение (напр. логарифмическое)

Компьютерная графика. Лекция 3 Квантование (quantization) Квантование по уровню - процесс преобразования бесконечных по принимаемым значениям аналоговых отсчетов в конечное число цифровых значений Возникающие при этом ошибки округления отсчетов называются ошибками квантования.

Компьютерная графика. Лекция 3 Пример цифрового сигнала Оригинал 256 цветов 64 цвета 16 цветов 4 цвета

Как получается цифровое изображение Свет, падая на светочувствительный элемент матрицы ПЗС (прибор с зарядовой связью, CCD- Charge-Coupled Device ), преобразуется в электрические сигналы, зависящие от интенсивности света проблема воссоздания цвета! Сигналы оцифровываются, превращаются в массив чисел x – характеристика яркости света y – яркость пиксела изображения x Компьютерная графика. Лекция 3

Причины потери качества изображения Ограниченный диапазона чувствительности ПЗС-матрицы Плохая функция передачи ПЗС-матрицы Плохая освещенность Компьютерная графика. Лекция 3

Гистограмма График распределения интенсивности в изображении. На горизонтальной оси - шкала яркостей тонов от белого до черного, на вертикальной оси - число пикселей заданной яркости

Компьютерная графика. Лекция 3 Коррекция изображений

Компьютерная графика. Лекция 3 Коррекция изображений Что может не устраивать в полученном изображении: Узкий или смещенный диапазон яркостей (узкий диапазон - тусклое изображение, «пересвеченное» изображение) Концентрация яркостей вокруг определенных значений, неравномерное заполнение диапазона яркостей Коррекция - к изображению применяется преобразование яркостей, компенсирующее нежелательный эффект: y – яркость пиксела на исходном изображении, x – яркость пиксела после коррекции.

Компьютерная графика. Лекция 3 Линейная коррекция Компенсация узкого диапазона яркостей – линейное растяжение: График функции f -1 (y)

Компьютерная графика. Лекция 3 Линейная коррекция. Результат Компенсация узкого диапазона яркостей – линейное растяжение:

Компьютерная графика. Лекция 3 Линейная коррекция. Пример Линейное растяжение – «как AutoContrast в Photoshop»

Компьютерная графика. Лекция 3 Линейная коррекция не всегда успешна Линейная коррекция не помогает, если в изображении уже представлены все интенсивности

Компьютерная графика. Лекция 3 Графики функции f -1 (y) >1

Компьютерная графика. Лекция 3 График функции f -1 (y) Растянуты низкие и сжаты высокие интенсивности Нелинейная коррекция. Пример

Компьютерная графика. Лекция 3 Нелинейная компенсация недостаточной контрастности Часто применяемые функции: Гамма-коррекция Изначальная цель – коррекция для правильного отображения на мониторе. Логарифмическая Цель – сжатие динамического диапазона при визуализации данных (связано с отображением HDR на обычные диапазон)

Компьютерная графика. Лекция 3 Компенсация разности освещения

Компьютерная графика. Лекция 3 Компенсация разности освещения Идея: Формирование изображения: Плавные изменения яркости относятся к освещению, резкие - к объектам. объектосвещение Изображение освещенного объекта

Компьютерная графика. Лекция 3 Выравнивание освещения. Алгоритм Алгоритм –Получить компонент освещения путем низкочастотной фильтрации G изображения –Восстановить изображение по формуле / =

Компьютерная графика. Лекция 3 Выравнивание освещения. Пример

Компьютерная графика. Лекция 3 Компенсация разности освещения /= Gauss 14.7 пикселей

Компьютерная графика. Лекция 3 Цветовая коррекция изображений 1.Серый мир 2.Идеальный отражатель 3.Коррекция "autolevels" 4.Коррекция с опорным цветом 5.Статистическая цветокоррекция Изменение цветового баланса –Компенсация : Неверного цветовосприятия камеры Цветного освещения

Компьютерная графика. Лекция 3 Гипотеза «Серый мир» Предположение: Сумма всех цветов на изображении естественной сцены дает серый цвет Метод: Посчитать средние яркости по всем каналам: Масштабировать яркости пикселей по следующим коэффициентам:

Компьютерная графика. Лекция 3 Гипотеза «Серый мир». Примеры

Компьютерная графика. Лекция 3 Гипотеза «Идеальный отражатель» Предположение: Наиболее яркие области изображения относятся к бликам на поверхностях, модель отражения которых такова, что цвет блика = цвету освещения; (дихроматическая модель) Метод: обнаружить максимумы по каждому из каналов: Масштабировать яркости пикселов:

Компьютерная графика. Лекция 3 Растяжение контрастности (autolevels) Идея: растянуть интенсивности по каждому из каналов на весь диапазон; –Метод: найти минимум, максимум по каждому из каналов: –Преобразовать интенсивности:

Компьютерная графика. Лекция 3 Растяжение контрастности (autolevels) АвтоПо белому

Компьютерная графика. Лекция 3 Коррекция с опорным цветом –Идея: пользователь указывает целевой цвет (например: белый, серый, черный) вручную; Источники для указания целевого цвета: –Знание реального цвета –Хорошая фотография этой же сцены Метод –Преобразовать по каждому из каналов цвета по формуле:

Компьютерная графика. Лекция 3 Коррекция с опорным цветом. Примеры Коррекция по серому Коррекция по черному Получили засветление окна

Б ОРЬБА С ШУМОМ ИЗОБРАЖЕНИЙ Компьютерная графика. Лекция 3

Шум в бинарных изображениях Бинарное изображение – изображение, пиксели которого принимают всего два значения (0 и 1). Пример бинарного изображения с сильным шумом: Компьютерная графика. Лекция 3

Устранение шума в бинарных изображениях Компьютерная графика. Лекция 3 Широко известный способ - устранение шума с помощью операций математической морфологии: erosion (эрозия); dilatation (расширение); opening (открытие); closing (закрытие); morphological gradient (градиент); top hat (цилиндр); black hat (эффект черной шляпы).

Операции матморфологии. Расширение Расширение (dilation) A (+) B = {t R 2 : t = a + b, a A, b B} B A (+) B Множество A обычно является объектом обработки, а множество B (называемое структурным элементом) – инструментом. Компьютерная графика. Лекция 3

Операции матморфологии. Сужение Сужение (erosion) A (-) B = (A C (+) B) С, где A C – дополнение A B (-) A = (B C (+) A) С A(-)B A ACAC B BСBС Компьютерная графика. Лекция 3

Результат морфологических операций во многом определяется применяемым структурным элементом (множеством B). Выбирая различный структурный элемент можно решать разные задачи обработки изображений: шумоподавление; выделение границ объекта; выделение скелета объекта; выделение сломанных зубьев на изображении шестерни. Компьютерная графика. Лекция 3

Применения сужения к бинарному изображению с сильным шумом Компьютерная графика. Лекция 3

Применения открытия (A(-)B)(+)B к бинарному изображению с сильным шумом Компьютерная графика. Лекция 3

Шум в бинарных изображениях с дефектами объектов. Пример Пример бинарного изображению с дефектами распознаваемых объектов Компьютерная графика. Лекция 3

Применения закрытия (A(+)B)(-)B к бинарному изображению с дефектами объектов Компьютерная графика. Лекция 3

Не лучший пример для морфологии Не во всех случаях математическая морфология так легко убирает дефекты, как хотелось бы… Компьютерная графика. Лекция 3

Результат применения операции открытия Компьютерная графика. Лекция 3

Устранение шума в полутоновых и цветных изображениях Усреднение (box filter) Медианный фильтр Фильтр Гаусса (gaussian blurring) Адаптивные фильтры Компьютерная графика. Лекция 3

Причины и примеры шума цветного изображения Причины возникновения шума: Несовершенство регистрирующих приборов Хранение и передача изображений с потерей данных Шум фотоаппарата Сильное сжатие JPEG Компьютерная графика. Лекция 3

Операция «свертка» (convolution) Свертка – это функция, показывающая "схожесть" одной функции и отражённой и сдвинутой копией другой Свертка двумерной функции f по функции g в непрерывном и дискретном случае. Часто, свертка изображения по какой-либо функции называется применением фильтра к изображению.

Усреднение (box filter) Операция усреднения значения каждого пикселя – cвертка по константной функции: Результат применения: Компьютерная графика. Лекция 3

Подавление и устранение шума. Медианный фильтр Устранение шума в полутоновых, цветных и бинарных изображениях с помощью медианного фильтра - выбор медианы среди значений яркости пикселей в некоторой окрестности. Определение медианы: Медианный фильтр радиусом r – выбор медианы среди пикселей в окрестности [-r,r]. Компьютерная графика. Лекция 3

Пример очистки изображения с помощью медианного фильтра Фильтр с окрестностью 3x3 Компьютерная графика. Лекция 3

Фильтр Гаусса (gaussian blurring) Свертка по функции: Параметр σ задает степень размытия. На графике функция с σ = 5. Компьютерная графика. Лекция 3

Результаты свертки по функции Гаусса и по константной функции (усреднения). Исходное изображение Фильтр Гаусса с Sigma = 4 Усреднение по 49 пикселям (7x7) Важное свойство фильтра Гаусса – он по сути является низкочастотным фильтром! Компьютерная графика. Лекция 3 Фильтр Гаусса (gaussian blurring)

Адаптивные фильтры Что нужно Размывать шум, резкие границы – сохранять. Как этого добиться Предположение: перепады яркости из-за шума относительно перепадов на резких границах невелики Алгоритм: При расчете новой яркости усреднять только по тем пикселям из окрестности, которые не сильно отличаются по яркости от обрабатываемого Компьютерная графика. Лекция 3

В чем отличие разных фильтров Box filer (простое размытие) – помимо подавления шума портит резкие границы и размывает мелкие детали изображения Gaussian filter – меньше размывает мелкие детали, лучше убирает шум Median filter – резких границ не портит, убирает мелкие детали, изображение становится менее естественным Адаптивные фильтры – меньше портят детали, зависят от большего числа параметров. Иногда изображение становится менее естественным. «Продвинутые» фильтры – лучшее сохранение деталей, меньше размытие. Часто сложны в реализации и очень медленные.

Компьютерная графика. Лекция 3 Фильтр размытия, основанный на применении свертки Оригинальное изображение Ядро свертки Результат

Компьютерная графика. Лекция 3 Применение свертки в компьютерной графике Примеры фильтров: –размытие изображений (blur); –повышение резкости (sharpen); –выделение контуров (edge detection); –размытие движения (Motion blur); –тиснение (emboss).

Компьютерная графика. Лекция 3 Размытие Гаусса (Gaussian Blur)

Компьютерная графика. Лекция 3 Повышение резкости (sharpen)

Компьютерная графика. Лекция 3 Тиснение (emboss) либо

Компьютерная графика. Лекция 3 Выделение границ (Edge detection)

Компьютерная графика. Лекция 3 Медианный фильтр (подавление шумов)

Компьютерная графика. Лекция 3 Смазывание движения (Motion Blur)