Грамматическая основа предложения Двусоставные и односоставные предложения merelenko-su.uCoz.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Группа 1 I.Рассказать о способах подчинительной связи. Объяснить, как их отличить друг от друга. II.Рассказать об особенностях назывных предложений. Привести.
Advertisements

Обобщение изученного об односоставных предложениях (Урок обобщения и систематизация знаний)
Презентация по русскому языку на тему : Односоставные предложения Выполнил ученик 8В класса Залепухин Вадим.
Тема урока: Виды односоставных предложений. Что надо знать: какие предложения называются - двусоставными, - односоставными; -на какие группы делятся.
[ ] «…Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро. Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро.
Виды односоставных предложений С главным членом - подлежащим С главным членом - сказуемым назывное (сущ. в Им.п.) опред.-личное (1 или 2 л. ед. и мн.ч.;
Сложноподчинённые предложения Урок русского языка учитель Гущина М.В
1. Безличные предложения и способы выражения сказуемого в них «V» – знал; «-» то, что узнал, не совпадает с тем, что знал; "+" – новая информация; "?"
Тест по теме «Односоставные предложения». 1. Найди определённо-личное предложение А. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. Б. На пригорке то.
По мотивам книги Bredley Trevor Greive The Blue Day Book Спасение утопающих – дело рук самих утопающих Управление образования г. Советский, ХМАО, Тюменской.
Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего. 55 способов сказать ребенку « Я тебя люблю » 55 способов сказать ребенку « Я тебя люблю »
© Работу выполнил обучающийся 8 а класса МБВСОУ Открытой сменной общеобразовательной школы г. Инты Республики Коми Бобрецов Дмитрий.
ПИСЬМО ЛЮБВИ ОТЦА СО ЗВУКОМ Может быть ты не знаешь меня, но Я знаю о тебе всё… Пс 138:1 Я знаю, когда ты садишься и когда встаешь… Пс 138:2 Мне известны.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30 января 1998 года учрежден российский праздник – День Матери. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье.
Тема урока: «Определенно-личные предложения».. В чем отличие односоставных предложений от двусоставных? Какие виды односоставных предложений вы знаете?
1.Жил-был семиклассник Вовочка.2.Так как он был ленив, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутился он на необитаемом острове. 3.Проснулся.
Односоставные предложения (обобщающее повторение).
Готовимся к ЕГЭ Задания В1, В3, В4.. В1. Укажите способ образования слов. поспешно, наяву, воображение, совершенство, предугадал, бездонный, привал, современный,
Прочитайте и подумайте над этим. Мой друг открыл ящик комода своей жены и достал пакетик, завернутый в шелковую бумагу. Это был не просто какой-то пакетик,
Транксрипт:

Грамматическая основа предложения Двусоставные и односоставные предложения merelenko-su.uCoz.ru

Предложения по составу грамматической основы Двусоставные Односоставные Есть подлежащее и сказуемое назывные Есть только подлежащее 1.Определенно- личные 2.Неопределенно- личные 3.Обобщенно- личные 4.Безличные Есть только сказуемое

Односоставные предложения

Назывные Есть только подлежащее Например: Очей очарованье! За окнами дождь. Вон звездочка. Ну что за шейка! Что за глазки!

Определенно-личные Есть только сказуемое Глагол в 1, 2 лице (я, ты, мы, вы) Глагол в повелительном наклонении Например: Люблю грозу в начале мая. Иду по дороге. Сидим, думаем, пишем. Не остуди свое сердце, сынок!

Неопределенно-личные Есть только сказуемое Выражено глаголом 3 л. мн. ч. Глаголом в сослагательном наклонении (бы, б). Сказуемое указывает на неопределенное лицо (= кто-то, кто это сделал?).

Например: В дверь стучат. Стучат. Вас ждут в аудитории. Тебе передали книгу. Если бы меня спросили, я бы ответил согласием. На корабле празднуют. В каждой каюте пели и громко кричали.

Обобщенно-личные Есть только сказуемое. Сказуемое обозначает действие, относящееся ко всем лицам без исключения. Условно значение можно представить как "я + ты + все другие". Ориентироваться по смыслу. Чаще всего употребляются в пословицах и афоризмах.

Например: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Не имей сто рублей, а имей сто друзей! Идешь по осеннему лесу – и радуешься.

Безличные Есть только сказуемое Называют действие, происходящее без участия субъекта или независимо от его воли. Подлежащего не может быть. Например: Светает. Хочется спать.

Сказуемое в безличном предложении выражено: Безличным глаголом (действие не может иметь производителя «не хочется», «вечереет»). Или глаголом в безличной форме (часто заканчиваются на -О, -НО, -ЛО) Например: Уже светало. Светает. Всем девушкам королевства в ночь перед балом не спалось. На чердаке застучало.

Сказуемое в безличном предложении выражено: Глаголом в неопределенной форме Например: Не видать ему родного дома. Быть грозе. Русалочка пошла к ведьме, чтобы получить ножки. Вам здесь поворачивать.

Сказуемое в безличном предложении выражено: Глаголом "быть" в формах "было", "будет" и "нет Например: Было морозно и ясно. Покоя нет. У русалочки не было времени попрощаться с сестрами. У принца в его королевстве совсем нет друзей.

Лингвистическая задачка Определи члены предложения: На нет и суда нет.

Сказуемое в безличном предложении выражено: Кратким страдательным причастием (в среднем роде). Например: Про батарею Тушина было забыто. Уж послано в погоню. Нынче не велено кусаться. Петрушке приказано было оставаться дома.

Сказуемое в безличном предложении выражено: Категорией состояния Например: До чего же хорошо кругом! Мне скучно.

Категория состояния Часть речи, имеет схожую форму с наречием (хорошо, скучно). Признаки: 1. Выражает состояние человека, животного или природы. 2. Выполняет роль сказуемого в безличном предложении.

Например: В огромном омуте прозрачно и темно... Воздух пасмурный влажен и гулок; хорошо и нестрашно в лесу. В зале было пустынно. В небесах торжественно и чудно. Смотрите, ведь уж поздно, холодно.

Определите, какими частями речи и какими членами предложения являются слова на -О Ее лицо было весело. Она весело смеялась. На вечеринке всем было весело. Помещение это было очень уютно. Тебе здесь уютно? Кошка уютно свернулась калачиком в кресле. Пение соловья было слышно очень далеко. Нам вас совсем не слышно. Двусоставное предложение; краткое прилагательное наречие Безличное ; категория состояния Двусоставное; краткое прилагательное Безличное; категория состояния наречие Краткое причастие Безличное; категория состояния

Определи тип односоставных предложений Дай, Джим, на счастье лапу мне. По улицам слона водили. Пахнет яблоком и медом… Люблю наблюдать восход солнца! Расскажи мне о людях! Работы не было никакой. Принесите мне воды! ОЛ НЛ БЛ

Определи тип односоставных предложений Тепло на душе от доброго слова. Без конца и края степь. Хочешь помочь мне? Мягкий шелест стелющейся под ветром травы. Люблю просто сидеть в этом садике по вечерам! Как тебя зовут, малыш? ОЛ БЛ Н Н НЛ

Определи тип односоставных предложений Когда-то в этом доме устраивали танцы. Стану человеком во что бы то ни стало! Мне очень страшно. Поспешишь – людей насмешишь! Не нужно мне твоих подарков! Не стану есть эту кашу! Умру, должно быть, не чужбине… ОЛ НЛ Об ОЛ БЛ

Определи тип односоставных предложений На небе зажгли лампу в пятьсот свеч. Скоро зажгут небесные канделябры. (И. Соколов) Нас сбило и мчит в карнавале… (Б. Пастернак) Томись, музыкант встревоженный, люби, вспоминай и плачь и, с тусклой планеты брошенный, подхватывай легкий мяч! (О. Мандельштам) На белом свете чуда нет, есть только ожиданье чуда. (А. Тарковский) НЛ БЛ ОЛ БЛ

Какое предложение не является безличным? 1) Мне выгоднее всего было бы остаться при вашей больнице как местному врачу. 2) Все темней и темней над землею. 3) Она мечтой стремится к жизни полевой. 4) От его слов Никите становится нестерпимо жутко.

В состав какого сложного предложения не входит безличное? 1) В глазах темно, и замерла душа. 2) Блажен, кто верует, тепло ему на свете. 3) Шалун уж заморозил пальчик: ему и больно и смешно… 4) Мы хорошо знали, что еще долго в этом доме говорили о том, как Алексей смог решиться на такой поступок.

Какое предложение является безличным? 1) Примите дивное посланье из края дальнего сего. 2) О, как мне хочется смутить веселость их… 3) Вечер. 4) Чувствуется приятная свежесть летнего утра.

В каком ряду все предложения являются безличными? 1) С каждым днем больному становилось лучше. Звонок звенел все громче и настойчивей. Ты лучше всех. 2) Мне очень скучно. Днем стало еще холоднее. Идти по такой лестнице можно только одному. 3) Каждое слово его все продуманней и точнее. Дом показался мне еще мрачнее. Добрее этого человека я не знаю. 4) Сегодня мне стало полегче. Вчера было жарче, чем сегодня. Дети все ближе и ближе подходили к краю обрыва.

Выберите из текста односоставные предложения. Определите их тип. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. По всему саду раздаются голоса и скрип телег. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу. Всюду сильно пахнет яблоками. Наши Выселки спокон веку славились богатством. В семьях водили пчел, гордились жеребцом сиво-железного цвета и держали усадьбы в порядке. К ночи становится очень холодно и росисто. Темнеет. Всюду тишина. (И. Бунин) ОЛ БЛ НЛ БЛ Н

Определите тип односоставных предложений. - Знаешь, - сказал Никита, - в этих стихах лес один описывается. Это лес такой, что его нельзя увидать, но про него все знают… Если тебе грустно, прочти про этот лес и все пройдет. Или знаешь, бывает во сне привидится что-то хорошее, не поймешь что, но хорошее, проснешься и никак не можешь вспомнить… Понимаешь? - Нет, не понимаю, - ответил Виктор, - и стихов твоих не хочу слушать.

Внимание! НЕ ПУТАЙ ОДНОСОСТАВНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ!

НЕПОЛНОЕ предложение

Признаки неполного предложения Неполное - это предложение с пропущенным членом предложения (или членами). Этот пропущенный член текста восстанавливается благодаря контексту. Неполное предложение вне контекста читателю непонятно. Часто употребляется в диалогах. Например: а на земле – дождь. В тот вечер под водой была буря, а на земле – дождь.

Еще примеры: Вот этот сок нужен липе, тот – ландышу, тот – сосне, а тот – папоротнику или дикой малине. По белевшей в ночи папахе угадал Половцева. Накинул сюртук, снял с печи валенки, вышел. (я, ты, он?) Утром через силу поднялся и пошел в больницу. (я, ты, он?)

Сравните: Ведьма спросила русалочку, что ей надо. - Ножки! - прошептала девушка. - Ножки?- расхохоталась ведьма. - А что ты дашь мне взамен? - Волшебный коралл! - Нет, я знаю, что мне нужно! Голос! Ведьма спросила русалочку, что ей надо. - Мне необходимы ножки. - Ты хочешь иметь ножки?- расхохоталась ведьма. - А что ты дашь мне взамен? - Я дам тебе коралл! - Нет, я знаю, что мне нужно! я хочу взять голос !

Как отличить неполные от односоставных предложений? Односоставное Отсутствие второго главного члена не создает неполноты смысла. Например: В газетах пишут о новых успехах. артистов балета. Пишу тебе письмо. Неполное Отсутствие главного члена делает предложение непонятным. Например: Студенты склонились над тетрадями: пишут зачетную работу.

Как отличить неполные от односоставных предложений? Часто неполные предложения составляют вторую часть сложного предложения, если в ней выпущен главный член, который есть в первой части. Например: Ты не любишь людей, потому что ничего о них не знаешь! Неполное предложение, а не ОЛ 12

Как отличить неполные от односоставных предложений? Например: Я не узнал тебя сразу же, потому что не смог вспомнить. Лопахин прыгнул в окоп и, когда поднял голову, увидел, как ведущий самолет, нелепо завалившись на крыло, оделся черным дымом и стал косо падать. ОЛ – односоставное определенно-личное предложение Неполное предложение, а не ОЛ 12 Неполные предложения, а не ОЛ

Задание В 4

1. Среди предложений найдите односоставное предложение (неопределенно-личное, безличное, назывное и др.). Напишите номер этого сложного предложения. 2. Среди предложений найдите сложное, в состав которого входит односоставное предложение (неопределенно-личное, безличное, назывное и др.). Напишите номер этого сложного предложения.

Алгоритм Если нужно найти простое предложение, отбросьте сложные (и наоборот). Если нужно найти односоставное предложение, отбросьте двусоставные. Определите тип односоставных. Помни о неполных предложениях в составе сложных!

Среди предложений 7–12 найдите простое односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого предложения. (7)Но вот можно ли говорить о гибели гуманизма? (8)Я думаю, что мы просто забыли о том, что гуманизм – в жизни, что он не плод досужего вымысла. (9)Мы потеряли гуманизм? (10)Я спокоен за гуманизм – он найдется. (11)Но найдет ли он нас – вот вопрос. (12)Гуманизм хоронят не сегодня. БЛ неполное Н

Среди предложений найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения. (3)Люди, исправляя несовершенство мира, в конце концов заметно изменили этот мир. (4)Они проложили дороги, прорыли каналы, построили дома, заводы и гидростанции. (5)Но, создавая удобства для себя, человек незаметно лишил себя тишины. (6)Он перестал воспринимать непрерывный шум, исходящий от всего, что нас окружает, шум, который стал как бы необходимой частью его жизни. (7)И никто не опомнится, не вспомнит, что так не должно быть, так не было. (8)Странная, почти неосязаемая вещь тишина, она сама по себе есть прекрасное в нашем мире.

Среди предложений найдите сложные, в состав которых входят односоставные безличные предложения. Напишите номер этого предложения. (14)Но важным мне здесь представляется иное: как современные люди объясняют себе поведение советских людей во время недавней войны. (15)«Фанатики, оболваненные пропагандой», марионетки, осуждённые на подвиг», «люди, у которых отняли будущее»… (16)Когда я, бывший солдат, слышу подобные заявления, то испытываю не возмущение и обиду. (17)Я же признался, что и сам не могу точно объяснить, почему мы погибали, но не бросали позиций. (18)Мне горько оттого, что я ощущаю своё бессилие: как объяснить современным людям, что человек в своих поступках может руководствоваться чем-то иным, кроме животного страха?!

Среди предложений найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он? (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей. (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ.

Среди предложений найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения. (26)По бульварам дошли до Арбата и не торопясь вернулись на площадь Революции. (27)Вторично спустились в метро: есть время прокатиться, осмотреть подземные дворцы. (28)Понравилась Федосееву станция «Маяковская» со стальными колоннами, приглянулись «Красные ворота» – красные и белые плиты под ногами. (29)В огромном бомбоубежище, каким стало московское метро, складывался свой быт. (30)На станции «Арбатская» на служебной двери – табличка «Для рожениц». (31)На станции «Курская» работал филиал публичной Исторической библиотеки: он открывался, когда прекращалось движение поездов. (32)Федосеев проникся уважением к подземным читателям: занимаются в часы воздушной тревоги! (33)Телефонистом владела радость узнавания нового большого города. (34)Это чувство острее у человека, который мало путешествовал и жил где-то в медвежьем углу. (35)А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.

Среди предложений 12 – 20 найдите простое односоставное определённо-личное. Напишите номер этого предложения. (12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами. – (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто- нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне. – (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.

Среди предложений найдите сложное, в которое входит односоставное неопределенно- личное. Напишите номер этого предложения. (1) В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются…» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2) Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3) Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь. (4) Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) Итак, «честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

Среди предложений 4 – 13 найдите односоставные безличные. Напишите номера этих предложений. (4) В передней и в коридоре встретила она горничных. (5) Одна горничная плакала. (6) Затем Машенька видела, как из дверей ее комнаты выбежал сам хозяин Николай Сергеич, маленький, еще не старый человек с обрюзгшим лицом и с большой плешью. (7) Он был красен. (8) Его передергивало. (9) Не замечая гувернантки, он прошел мимо нее и воскликнул: - (10) О, как это ужасно! (11) Как бестактно! (12) Как глупо, дико! (13) Мерзко!

Среди предложений 14 – 20 найдите сложные, в которые входит односоставное безличное. Напишите номера этих предложений. (14) Машенька вошла в свою комнату, и тут ей в первый раз в жизни пришлось испытать во всей остроте чувство, которое так знакомо людям зависимым, безответным, живущим на хлебах у богатых и знатных. (15) В ее комнате делали обыск. (16) Хозяйка Федосья Васильевна, полная, плечистая дама с густыми черными бровями, простоволосая и угловатая, с едва заметными усиками и с красными руками, стояла у ее стола и вкладывала обратно в рабочую сумку клубки шерсти, лоскутки, бумажки… (17) Очевидно, появление гувернантки было для нее неожиданно, так как, оглянувшись и увидев ее бледное, удивленное лицо, она слегка смутилась и пробормотала: - (18) Пардон, я… я нечаянно рассыпала… зацепила рукавом… (19) И, сказав еще что-то, мадам Кушкина вышла.

Среди предложений 33 – 37 найдите сложные, в состав которых входит односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номера предложений. (33) Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче. (34) Благодарить его было нельзя. (35) Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. (36) Он считал помощь человеку таким же делом, как скажем, приветствие. (37) Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался.

Проверьте себя

Среди предложений 38 – 45 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер предложения. (38) Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. (39) Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. (40) Сильная струя воды была прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. (41) Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран. (42) Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43) Поток воды остановился. (44) По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. (45) Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду. 1

Среди предложений 3 – 11 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное предложение. Напишите номера предложений. (3) Вы экскурсовод – вам предстоит провести экскурсию. (4) Вы продавец – к вам сейчас подойдут покупатели. (5) Вы врач – к вам в кабинет придут больные. (6) И ваше настроение не должно отражаться ни на одном из них. (7) Они не виноваты в ваших огорчениях. (8) Они имеют все права на ваше внимание, умение, знание. (9) Сотрите с лица мрачное выражение, если сможете, улыбнитесь и уж во всяком случае не хмурьтесь. (10) И подумайте о деле, которое вам предстоит делать. (11) О деле – это главное. 2

Среди предложений 3 – 11 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное предложение. Напишите номера предложений. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит. (5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8) Когда-то говорили «отмежеваться», теперь – «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» - мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка». (10) Русский язык, по словам А.С.Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. 3

Среди предложений 8 – 14 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер предложения. (8) Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от нее духовного удовлетворения. (9) Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их сознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10) В этом случае «плоды учения» еще более очевидны. (11) Если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. (12) Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13) Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14) Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений ради образования. 4

Среди предложений 7 – 18 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределенно- личное предложение. Напишите номер. (7)Человек узнает из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает. (8) Есть и другие. (9)Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. (10)Будто посидел три часа на бесполезном собрании. (11)После таких книг становишься только глупее. (12)Вечная проблема выбора. (13)Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. (14)Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. (15)Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две - три недели. (16) А в "толстяках" редакционный цикл - полгода, а то и больше. (17)Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. (18)Так и получается: заходишь в любой московский книжный - глаза разбегаются. 5

Среди предложений 18 – 23 найдите сложное, частью которого является(-ются) односоставное (-ые) неопределенно-личное (-ые) предложение (-я). Напишите номер предложения. (18) «Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», ответил он. (19) Давно прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли Музей червей, там посетителям предлагают почувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. (20) Вы хотели бы посетить этот музей? (21) Хотели бы сводить туда своих детей? (22) Вы гордились бы этим музеем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нём своим гостям? (23) А вы подумайте, ведь началось всё с любви исследователей- одиночек к своим предметам исследования. 6

Среди предложений 14 – 22 найдите простое односоставное определенно-личное предложение. Напишите номер предложения. (14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в дет­стве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот. (17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные назовём их стремлениями: священный сердца жар, к высокому стремленье (Пушкин). (22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте… 7

Среди предложений 14 – 24 найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер предложения. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей. (18) – Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте! (20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата. (21) – Отойдите от дверей, отойдите! – проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой: (23) – Сейчас вас вызовут! (24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. 8

Среди предложений 1– 5 найдите сложное, частью которого является(-ются) односоставное (-ые) неопределенно-личное (-ые) предложение (-я). Напишите номер предложения. (1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (З)Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. 9

Среди предложений 1 – 8 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер предложения. (1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры». (2)Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа». (З)Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь на первой странице сообщение «Кур$ валют». (5)Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». (6)В смятении подходишь к окну видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон. (7)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям вопрос непростой и неоднозначный. (8)Языковая стихия берет из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. 10

Проверьте себя 1 – 45 2 – 3, 10 3 – 7, 11 4 – – 19 7 – 19 8 – 23 9 – 1 10 – 6