Характеристики благоприятной для МСП нормативно-правовой базы и лучшей мировой практики для оптимального регулирования конкурентных рынков Скотт Джейкобс,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Регулирование и налогообложение как методы формирования инвестиционного климата. 1.Регулирование фирм 2.Налогообложение фирм 2.Налогообложение фирм.
Advertisements

Коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса; уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям;
Мировая торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Регулирование с помощью государства с помощью международных.
1 Реальный рост валового внутреннего продукта Туркменистана, в % 2.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Обзорная презентация по дисциплине « И нвестиционная деятельность »
1 Угрозы и возможности малого предпринимательства при присоединении России к ВТО Приоритеты государственной поддержки Мигин С.В., Национальный институт.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от
Конференция РМЦ/НАУМИР Микрофинансирование в России на пороге перемен: уроки кризиса и новые возможности Ноябрь 2010 г. G20 и всеохватывающая финансовая.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным: - подвижность населения России почти в.
Стратегический Аудит России Поиск новых возможностей для повышения конкурентоспособности Москва, 2006.
1 Внедрение международных стандартов финансовой отчетности для стимулирования роста частного сектора БАКУ –17 МАЯ 2005г. Фредерик Гьелен, Старший специалист.
Стандартизация это- (определение из ФЗ от ФЗ «О техническом регулировании») Деятельность по установлению правил и характеристик в целях.
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО- ОРИНТИРОВАННОЙ КОРПОРАЦИИ Выполнила: студент группы ФК-41 Егорова И.Е. Научный руководитель: к.э.н., зав.кафедры Кучинский.
Р Ы Н О К Витебский государственный профессиональный лицей 1 машиностроения им. М.Ф. Шмырева 2009.
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» Цель и задачи Усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных.
А.Н. Шохин Президент РСПП 2011 год Предпринимательский климат в 2010 году Общее собрание членов Общественной организации «Союз промышленников и предпринимателей.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Транксрипт:

Характеристики благоприятной для МСП нормативно-правовой базы и лучшей мировой практики для оптимального регулирования конкурентных рынков Скотт Джейкобс, директор-распорядитель компании Jacobs and Associates Создание нормативно-правовой базы, благоприятной для развития малых и средних предприятий в России Семинар по проблемам политики, Санкт-Петербург, Россия сентября 2003 г.

2 МСП в среднесрочной перспективе станут двигателем экономического развития России Экономический рост в России будет зависеть от роста частного сектора, который обеспечивается деятельностью отечественных предпринимателей, в основном в секторе МСП сферы обслуживания, в переходный период, когда крупные и государственные компании подвержены реструктуризации. По мере реструктуризации необходимо создавать новые рабочие места, чтобы избежать роста безработицы и снизить риск дальнейшего углубления бедности и неравенства по доходам в России.

3 Ключевой элемент в понятии МСП - ПРЕДПРИЯТИЕ Развитие МСП зависит от того, насколько хорошо в отечественной экономике функционируют рынки, создающие возможности для накопления богатства. МСП сходны с любыми другими частными предприятиями любого размера. Для того, чтобы осуществлять инвестиции, создавать рабочие места и нести риск, им необходима стабильная и прозрачная рыночная среда. Специальные меры поддержки МСП не дадут результата, если не работает рыночная конкуренция.

4 Нормативно-правовая база по-прежнему является важнейшим фактором, сдерживающим экономический рост в России Существующая экономическая среда по-прежнему неблагоприятна для создания новых МСП, инвестиционной и инновационной деятельности. В Российской Федерации ускорился процесс структурных реформ и преобразований в экономической политике. Но реформы на сегодняшний день почти не затронули большинство ограничительных норм регулирования, влияющих на деятельность частного сектора. Необходимо срочно расширять и углублять процесс реформ в сфере регулирования, чтобы стимулировать инвестиции и создание рабочих мест в частном секторе.

5 Предприятия создают богатство в условиях эффективно регулируемого рынка Важно создавать больше новых предприятий Но главная цель реформ - создание конкурентных рынков, поощряющих экономическую выгоду, перераспределяющих ресурсы и адаптирующихся к меняющимся условиям и рискам. Недостаточно лишь изменить систему собственности. Слабое и неэффективное регулирование способствует расцвету коррупции и злоупотреблений в условиях нарождающихся рынков, подрывает доверие инвесторов и потребителей, уничтожает (а не создает) экономическую выгоду. Это видно на примере российского ЖКХ, где растут цены, но не растет качество услуг.

6 Пример: чрезмерное регулирование в сфере технических стандартов РФ До недавнего времени в России существовала обязательная сертификация по советских стандартов, распространявшихся на 90% товаров. Эти жесткие стандарты тормозили инновационную деятельность, создавали торговые барьеры, вели к росту производственных затрат, снижению качества и распространению коррупции. Согласно Федеральному закону No. 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. о техническом регулировании вместо этих стандартов будет введено прозрачных норм регулирования, ограниченных сферами здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды. Все остальные стандарты будут диктоваться рынком.

7 Издержки регулирования Фискальные издержки государства Издержки предпри- ятий и потреби- телей, связанные с выполнением требований Капитальные издержки Администр. издержки по оформлению документов Динамичные издержки от снижения экономических показателей

8 Нормативная база, регулирующая рынки (1) Масштабы рынка. Сфера деятельности частного сектора должна быть широкой, распространяясь на всю экономику. Деятельность государственных компаний и монополий должна быть ограничена минимальным числом секторов. Права собственности. Рынкам необходимо четкое определение исключительных прав собственности, которые можно осуществлять и передавать. Система правосудия должна эффективно охранять эти права. Факторы производства. Предприятиям нужны ресурсы - капитал, рабочая сила и земля. Необходимы действующие рынке всех этих трех факторов.

9 Нормативная база, регулирующая рынки (2) Поведение на рынке. Правила поведения на рынке должны диктоваться общеэкономическими принципами конкурентной политики и корпоративного управления. Открытость рынка. Необходимо устранить барьеры на пути торговой и инвестиционной деятельности, обеспечить соблюдение международных соглашений, правил и принципов. Услуги инфраструктуры. Упорядоченная конкуренция в сфере телекоммуникаций, энергетики и транспорта необходима для стимулирования инвестиций и повышения качества услуг. Дееспособный государственный сектор. Нужна реформа государственных органов для обеспечения законности и повышения потенциала регулирования рынка.

10 Пять принципов, которым должна отвечать современная система регулирования в России Надежность (правовые меры защиты, соблюдение рыночных принципов, малый риск внезапного регулирования) Прозрачность (легкий доступ, открытость, низкий уровень коррупции) Легитимность (безопасность, защита здоровья, экологии, потребителей, общественных интересов) Эффективность (низкие издержки соблюдения правил, упорядоченное и своевременное принятие решений, гибкое реагирование на нужды рынка) Компетентность (органы регулирования должны разбираться в сложных аспектах рынков и технологий)

11 Снизить риск принятия регулятивных мер - ключевая задача Риск принятия мер регулирования снижает как объем инвестиций, так и их качество. Чем больше неопределенности и риска в административно-правовой сфере, где осуществляется экономическая деятельность, тем вероятнее, что агрессивное взимание ренты и погоня за краткосрочной прибылью вытеснят долгосрочное инвестирование в условиях конкуренции.

12 Многоуровневая стратегия реформ Реформа регулирования должна проводиться по всем аспектам - ослабление регулирования, пересмотр регулирования, упрощение и институциональное строительство. Необходимы следующие шаги: Переход на международные нормы упорядоченного регулирования Устранение препятствий к доступу на рынки и неоправданных издержек регулирования Усиление защитных мер регулирования и более эффективное их применение Укрепление правовых институтов, охраняющих право собственности и рыночную конкуренцию от злоупотреблений Снижение уровня коррупции в сфере принятия административных решений и инспектирования Пересмотр роли государства, его процедур и институтов, укрепление его потенциала регулирования.

13 Основные критерии качественного регулирования - Рекомендации ОЭСР 1.Правильно ли сформулирована проблема? 2.Оправданы ли действия государства? 3.Является ли регулирование наилучшим вариантом действий со стороны государства? 4.Имеются ли правовые основы для регулирования? 5.Органы власти какого уровня (уровней) должны применять эти меры? 6.Оправдывает ли положительный эффект регулирования его издержки? 7.Прозрачен ли характер распределения последствий регулирования в обществе? 8.Являются ли меры регулирования четкими, последовательными, понятными и доступными пользователям? 9.Получили ли все заинтересованные стороны возможность высказать свою точку зрения? 10. Как будет обеспечено выполнение данных мер на практике?

14 Необходимы стратегические подходы к усовершенствованию различных типов регулирования предпринимательской деятельности… Экономическое регулирование –Препятствия к внедрению и уходу с рынка, монополии, регулируемое ценообразование, ограничения по найму и увольнению Социальное регулирование –Безопасность и здравоохранение, экологические нормы, нормативы в отношении условий труда, защита потребителя, технические стандарты на продукцию Формальности и административные требования –Лицензии, разрешения, согласования, сертификаты, инспекции

15 …а также работа с существующими нормами и правилами Пересмотр накопившегося с годами обширного свода законов, правил и формальностей. Эти правила зачастую неэффективны, не отвечают современным требованиям, принципам рынка и роли государства в рыночной экономике. Создание в государственной системе новых дисциплин и возможностей, обеспечивающих принятие потока законов и норм с учетом потребностей рынка и последствий для рынка, с соблюдением требований прозрачности и с проведением соответствующих консультаций.

16 Проблемы в сфере регулирования сохранятся в обозримом будущем… В ближайшем будущем в России сохранятся факторы, существенно снижающие эффективность нормативно-правовой базы и повышающие риск. Некоторые проблемы в сфере регулирования носят временный характер и нормальны в период интенсивного перехода к рынку, но есть и проблемы структурного характера, вызванные слабостью институциональной сферы, ненадлежащим определением роли государства и его структуры, наследием социализма и низким уровнем квалификации кадров.

17 …но при правильном выборе стратегии Россия смогла бы в короткий срок усовершенствовать нормативную базу Долгосрочная программа действий должна: быть начата незамедлительно, с ориентацией на конкретные результаты; иметь политическую поддержку; использовать международные эталоны и арсеналы методов, доказавших свою эффективность в других странах, где возникали сходные проблемы; предусматривать инвестиции в институциональный потенциал и людские ресурсы в государственном секторе. Подобная программа амбициозна, но не беспрецедентна, о чем свидетельствует опыт других стран.