Логика (от греч. Logos – слово, понятие, рассуждение, разум) – наука о законах и формах рационального мышления, методах формализации содержательных теорий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логика Логика (от греч. Logos – слово, понятие, рассуждение, разум) – наука о законах и формах рационального мышления, методах формализации содержательных.
Advertisements

ОСНОВЫ ЛОГИКИ. Основатель логики - древнегреческий философ Аристотель. ОСНОВЫ ЛОГИКИ Систематизировал логику; Ввел термины: «понятие» и «суждение»; Описал.
Логические основы работы компьютера
Соломенина Вера Сергеевна, лицей 102 г. Челябинск Тема: Логика П.1. Логика как наука.
Формы мышления. вы Область знания Область незнания Сократ.
Познание истины – одна из важнейших потребностей человека Logos (греч.) – слово, понятие, рассуждение, разум Область знания Мыслить логично – значит мыслить.
Формы мышления 10 класс Диденко В.В.. Логика Логика – это наука о формах и способах мышления.
Логические основы ПК. Понятие о науке логике Слово логика обозначает совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления или обозначает науку о.
ОСНОВЫ ЛОГИКИ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ Автор: Алексеева Тамара Юрьевна, учитель информатики МОУ «СОШ 1 п. Пурпе»
Понятие как форма мышления Урок информатики в 6 классе Выполнила :Левченко Мария МОУ «СОШ 26» г.Брянска 6 Б класс.
Тема: Формы мышления. Алгебра высказываний. Цель: 1.Вспомнить формы мышления. 2.Научиться записывать логическое высказывание.
Кулешова Ольга Владимировна, 2006 год Формы человеческого мышления (урок 2 по теме)
Первые учения о способах и формах рассуждения возникли в странах Древнего Востока (Китай, Индия), но в основе современной логики лежат учения, созданные.
Теоретический тест. Что такое логика? Наука, изучающая формы и законы человеческого мышления Наука, изучающая человеческое общение Наука, изучающая процессы,
Основной принцип формальной логики Проверка домашней работы: 1)F= A & (B v C) 2)F= (A & B) v (A & B) 3) F= A & (B v B & C)
Тема:Основные понятия логики. История развития логики Основоположником логики является древнегреческий ученый и философ Аристотель, который впервые задумался.
ИСТОРИЯ НАУКИ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ Составила:учитель информатики Семенова З.С. г.Заинск.
Формы мышления. ЛОГИКА Логика – это наука о формах и способах мышления Аристотель заложил основы формальной логики. Он отделил логические формы мышления.
LOGOS (ГРЕЧ.)- СЛОВО, ПОНЯТИЕ, РАССУЖДЕНИЕ, РАЗУМ Слово «логика» обозначает совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления. Основными формами.
Выполнила : учитель информатики МОУ Ширинская СОШ 4 Егоркина Алена Александровна 10 класс.
Транксрипт:

Логика (от греч. Logos – слово, понятие, рассуждение, разум) – наука о законах и формах рационального мышления, методах формализации содержательных теорий. Демокрит Евклид Декарт

Логика как наука Логика – одна из древнейших наук. Её основателем считается величайший древнегреческий философ Аристотель, который первым систематизировал формы и правила мышления, обстоятельно исследовал категории «понятие» и «суждение», подробно разработал теорию умозаключений и доказательств, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления.

Формы человеческого мышления Предметом исследования науки логики является человеческое мышление. Мышление всегда осуществляется в каких- то формах. В логике выделяют следующие формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются отличительные существенные признаки предметов. Примеры понятий: апельсин, трапеция, белизна, река Нил, ураганный ветер, студент медицинского института. Существенными называются такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью отличить (выделить) данный предмет (явление) от всех остальных и сделать обобщение, объединив однородные предметы в множество. Например, признаками понятия апельсин являются: круглый, оранжевый, упругий, сладкий, ароматный. Можно ли по этим признакам отличить апельсин от неапельсина? По ним легко отличить апельсин от яблока, но нельзя отличить апельсин от мандарина. Поэтому для точности идентификации апельсина необходимо ввести дополнительные признаки.

Содержание понятия – совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии. Например, содержанием понятия ромб является совокупность двух существенных признаков: быть параллелограммом и иметь равные стороны. Содержание понятия ученик включает в себя признаки: познавать новое и иметь учителя. Содержание понятия хороший ученик включает в себя признаки: познавать новое, иметь учителя, иметь интерес к учебе, быть исполнительным, быть обязательным, быть воспитанным, помогать отстающим. Всех тех учеников, которые обладают выделенными признаками, можно объединить в множество. Объем понятия – множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятия. Например, объем понятия река – это множество, состоящее из рек, носящих имена Обь, Иртыш, Енисей, Волга, и др.

Суждение (высказывание, утверждение) – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях между ними. Примеры суждений: 1.Этот апельсин вкусный. 2.Если прошел дождь, то на улице весна. 3.На Луне живут лунатики, а на Марсе – марсиане. Языковым выражением суждений является повествовательное предложение. Суждения бывают простыми и сложными. Например, Наступила весна – простое суждение, а Наступила весна, и прилетели грачи – сложное, состоящее из двух простых.

Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным по своему содержанию Содержание суждения – это то, о чем в нем идет речь, его смысл. Одно и то же суждение разными людьми может восприниматься как истинное или ложное в зависимости от их взглядов, жизненного опыта, особенностей национальной культуры, воспитания, образования и т.д. Например, для кого-то истинным является, что свободу, безопасность и комфорт дают глубокие знания, а для кого-то – свободу, безопасность и комфорт дают большие деньги. Для того чтобы вести рассуждения и оценивать их правильность, необходимо прежде договориться по каждому суждению, будем ли мы его рассматривать как истинное или ложное в данном конкретном случае. Договориться можно только по отношению к простым суждениям. Значения истинности сложных суждений вычисляются.

При вычислении истинности (ложности) сложного суждения содержание входящих в него простых суждений является незначимым. Интерес представляет то, чем суждения отличаются друг от друга, что характеризует каждое из них и неизменно для каждого из них, а именно их форма. Логическая форма суждения – это его строение, способ связи его составных частей. Форма суждения, в отличии от его содержания, объективна, т.е. не зависит от тех или иных взглядов того или иного человека. Попробуйте определить логическую форму следующих суждений: 1)Все лошади едят овес. 2)Все реки впадают в море. 3)Все школьники – отличники. 4)Все книги имеют страницы. Во всех этих суждениях говорится о разном (у них разное содержание), но они имеют одинаковую логическую форму: Все S есть Р.

Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем суждение-заключение (вывод умозаключения) В русском языке слово «умозаключение» используется в двух значениях: для обозначения процесса рассуждения, размышления, приводящего к некоторому выводу, и для обозначения результата этого процесса. Ещё в древности было известно рассуждение, ставшее классическим образцом верного логического умозаключения: Все люди смертны. Сократ человек. Сократ смертен. Посылками умозаключения по правилам логики могут быть только истинные суждения.

Античную логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной логикой. Это название происходит от основного принципа логики как науки, который гласит, что правильность рассуждения (умозаключения) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от конкретного содержания входящих в него суждений.

Итак, основной принцип формальной логики предполагает, что: каждое рассуждение, выраженное на некотором языке, имеет содержание и форму; содержание и форма различаются и м.б. разделены; содержание не оказывает влияния на правильность рассуждения, поэтому от него можно отвлечься; для оценки правильности суждения существенна лишь его форма; Форму рассуждения необходимо выделить в «чистом» виде и затем на основе только формы решать вопрос о правильности рассуждения.