Когнитивные основы эмоционального интеллекта: эмоциональный эффект Струпа Татьяна Сысоева Москва, РГГУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Связь эффективности эмоционального зрительного поиска с эмоциональным интеллектом Овсянникова В.В. Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ
Advertisements

Д.В. Люсин, ИП им. Л.С. Выготского РГГУ, Институт психологии РАН. В.В. Овсянникова, ИП им. Л.С. Выготского РГГУ. Измерение способности к распознаванию.
Связи эмоционального интеллекта с общим интеллектом Д.В. Люсин Институт психологии им. Л.С. Выготского, РГГУ Институт психологии РАН.
Овсянникова В. В., ИП им. Л. С. Выготского РГГУ Шабалина Т. А., ГУП « ЦИАТ » Москва, 2012 г. Связь эффективности переработки эмоциональной информации с.
Когнитивные механизмы влияния эмоциональных состояний на креативность Абисалова Елизавета, Институт психологии, РГГУ.
Существует ли универсальная способность распознавания эмоциональной окраски стимулов разного типа? Пермогорский М.С. аспирант, Лаборатория когнитивных.
Кросс-культурное исследование эмоционального интеллекта (на примере российской и азербайджанской выборок) Панкратова Алина Александровна МГУ им. М.В. Ломоносова,
Возможности диагностики эмоционального интеллекта в период ранней зрелости Научный руководитель: к. психол. наук, доцент Волкова М. Н. 1.
Влияние отрицательных эмоций с разным уровнем напряжения на внимание. Люсин Д.В. (ИП им. Л.С. Выготского РГГУ, НИУ-ВШЭ) Кожухова Ю.А. (ИП им. Л.С. Выготского.
Методы диагностики эмоционально го интеллекта подростков Ожогина Елизавета Михайловна, педагог-психолог ГБОУ НПО ПЛ 13 МО.
Взаимосвязь когнитивных и аффективных процессов Д.В. Люсин.
Изучение физиологических механизмов эмоций, оцениваемых на разных уровнях субъективного отражения и новые основания для их классификации. Горбунов И.А.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСТОЙЧИВОСТИ К АНТИСОЦИАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА К. А. Москаленко научный руководитель: доктор психологических.
Курсовая работа «Восприятия веб-сайтов разработчиками и конечными пользователями: сходства и различия» Выполнил: Студент 4 курса д/о Зверев И. С. Научный.
СВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА И СЛУХОВЫХ ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ Безсонова В. Е. Научно - учебная группа когнитивной психофизиологии НИУ ВШЭ.
Москва, 17 ноября 2004 г. ВРЕМЕННЫЕ СМЕЩЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ НЕСКОЛЬКИХ ОБЪЕКТОВ Екатерина Печенкова Московский государственный университет.
Степень интернализации как характеристика индивидуальной религиозности Курсовая работа студента 4 курса Титова Романа Сергеевича Научный руководитель д.пс.н.,
Общепсихологический практикум Занятие 4 Исследование мотивационных диспозиций личности.
Результаты: окуломоторная активность
Гибкость в управлении обучением Ядыкин Иван Юрьевич, Лицей 393, 11в класс , Санкт-Петербург, ул. Новостроек д.т ,
Транксрипт:

Когнитивные основы эмоционального интеллекта: эмоциональный эффект Струпа Татьяна Сысоева Москва, РГГУ

В поисках когнитивных основ ЭИ ЭИ часто определяется как набор когнитивных способностей воспринимать и понимать эмоции, а также управлять ими. Какие когнитивные процессы лежат в основе ЭИ? Гипотеза специфичности переработки эмоциональной информации (Austin, 2005). Поиск связей между ЭИ и успешностью выполнения когнитивных задач, в которых требуется переработка эмоциональных стимулов. Используемые когнитивные задачи: Задача на время опознания (inspection time task) (Austin, 2005; Farrelly, Austin, 2007) Задача зрительного поиска (visual search task) (Matthews et al., 2008) Задача с точкой (dot probe task) (Mikolajczak et al., 2009) Эмоциональная задача Струпа (emotional Stroop task)

Эмоциональный эффект Струпа (ЭЭС) Задача : как можно быстрее и точнее называть цвет предъявляемых стимулов (слов или изображений) Два типа стимулов : эмоционально окрашенные и нейтральные Эмоциональный эффект Струпа : ВР называния цвета эмоционально окрашенных стимулов оказывается большим, чем нейтральных

Примеры стимульных слов Угрожающие словаНейтральные слова НАСИЛИЕ ПЫТКА ВОПЛЬ ТРЕВОГА ЖЕРТВА ГРАНАТА СТРЕСС ПАНИКА СПИСОК АДРЕС СЕКЦИЯ ЛОГИКА КОСМОС ДОВОД ДЕЛЕНИЕ ЗЕРНО

Эмоциональный интеллект и эмоциональный эффект Струпа Как они должны быть связаны? Две интерпретации ЭЭС : ЭЭС как признак дезадаптации; свойственен людям с эмоциональными расстройствами Отрицательные корреляции с ЭИ ЭЭС как показатель автоматического привлечения внимания к эмоциональным аспектам стимуляции Положительные корреляции с ЭИ Существуют теоретические и эмпирические свидетельства в пользу как отрицательных, так и положительных связей ЭЭС с ЭИ

ЭИ и ЭЭС: отрицательные корреляции Теоретические идеи: Люди с высокими показателями по шкале «Использование эмоций в решении проблем» должны быть менее подвержены интерференции со стороны эмоциональных слов (Mayer, Roberts, & Barsade, 2008) Люди с высоким ЭИ более эффективны в управлении эмоциональными аспектами своей жизни, следовательно, менее подвержены влиянию негативных эмоциональных слов в задаче Струпа (Martin & Thomas, 2011) Эмпирические доказательства: Martin & Thomas, 2011: В эмоциональной задаче Струпа использовали нейтральные и отрицательные слова. Обнаружена отрицательная связь баллов по MSCEIT с выраженностью ЭЭС: r = -0.27, p

ЭИ и ЭЭС: положительные корреляции Теоретические идеи: ЭЭС рассматривается как показатель степени, в которой человек обращает внимание на эмоциональную информацию (Coffey, Berenbaum & Kerns, 2003) Фокусирование на собственных эмоциональных переживаниях может приводить к преднастройке человека на более раннее восприятие эмоциональных стимлов (Fisher et al., 2010) Эмпирические свидетельства: Coffey, Berenbaum & Kerns, 2003: В эмоциональной задаче Струпа использовали положительные + отрицательные и нейтральные слова. Обнаружена положительная связь фактора «Внимание к своим эмоциям» (самоотчет) с выраженностью ЭЭС: r=0.15, p

Различия описанных исследований Теоретические позиции отсылают к разным аспектам ЭИ (управление эмоциями VS чувствительность к эмоциональному содержанию). Разные способы измерения ЭИ (тест VS самоотчет). Разный стимульный материал в эмоциональной задаче Струпа (слова разной эмоциональной окрашенности).

Цель исследования Прояснить направление связи между ЭЭС и ЭИ (измеренным самоотчетными и «объективными» методами)

Испытуемые N = девушек, 167 юношей Возраст : 13–17 (M = 15.2, SD = 0.92)

Методики Методика измерения выраженности ЭЭС, N = 272 Опросник ЭмИн ( Люсин, 2006), N = 155 Видеотест ЭИ ( Овсянникова, Люсин, 2009), N = 220

Методика измерения выраженности ЭЭС 16 нейтральных и 16 «угрожающих» слов Слова разных групп уравнены по частотности и длине 4 цвета: зеленый, синий, красный, желтый (на черном фоне) Эмоциональные и нейтральные слова предъявлялись отдельными блоками Вербальный ответ Выраженность ЭЭС рассчитывалась как разница между средним ВР называния цвета для угрожающих и нейтральных слов

Опросник ЭмИн 46 утверждений

Видеотест ЭИ 7 видеосюжетов Поведение героев в повседневных ситуациях 15 шкал (эмоциональные термины) Показатели точности распознавания эмоций и сензитивности к эмоциям разных модальностей

Результаты: эмоциональный эффект Струпа На выборке в целом получен значимый ЭЭС Среднее ВР, нейтральные слова, мс Среднее ВР, угрожающие слова, мс ЭЭС, мс Критерий Уилкоксона z=-4,09, p

Результаты: корреляции между выраженностью ЭЭС и показателями ЭИ Корреляция между выраженностью ЭЭС и общим баллом по ЭмИн: r=0.18, p

Результаты: «Прямой» и «обратный» ЭЭС Выделены две контрастные группы испытуемых: -Группа испытуемых, продемонстрировавших сильный «прямой» ЭЭС (ЭЭС > 51 мс, N=69) -Группа испытуемых, продемонстрировавших сильный «обратный» ЭЭС (ЭЭС < -23 мс, N=68) Различий по показателям ЭИ у испытуемых контрастных групп не обнаружено. В группе с «прямым» ЭЭС обнаружена положительная корреляция между ЭЭС и шкалой «Управление своими эмоциями» опросника ЭмИн: r=0.34, p

Обсуждение Полученные результаты согласуются (по направлению связи) с данными Coffey et al., 2003 Имеет смысл выделять как минимум две группы испытуемых по типу реакции на угрожающую информацию Демонстрирующие «прямой» ЭЭС Демонстрирующие «обратный» ЭЭС

Обсуждение (продолжение) «Прямой» ЭЭСПереработка угрожающих стимулов мешает выполнению других когнитивных задач. Наблюдаемое замедление может быть свидетельством более детальной переработки угрожающих стимулов и/или того, что ресурсы направляются на преодоление угрозы (управление своими эмоциями – в целом). «Обратный» ЭЭС Угрожающие стимулы привлекают внимание, но не мешают выполнению других когнитивных задач. Это может являться следствием более быстрой детекции угрозы, обусловленной постоянной преднастройкой испытуемых к поиску и восприятию такого рода стимуляции, что само по себе может приводить к менее адаптивной эмоциональной регуляции (Павлов и др., 2009).

Заключение Слишком мало исследований подобного рода. Обобщение исследований затруднительно из-за различий в используемых методах.

Спасибо за внимание