Методическое пособие по экономической географии для 9- ого класса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Народное искусство Виды росписи. Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Advertisements

РОСПИСИ ЯИЦ Мезенская Северная Двина Городецкая Гжель.
Жостовская роспись, русский народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Урок Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных.
ЖОСТОВО История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень (в их число входило и Жостово) возникли мастерские.
Знаем ли мы народную роспись?. Для чего люди украшают предметы домашнего обихода? Какие виды росписей вы знаете?
Подготовила Екатерина Чижова, ученица 9 «б» класса.
1 Добрым людям на загляденье… Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты, как душа у народа, красива, Ты, как и люди, служишь.
П РЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ИЗО ПО ТЕМЕ Ж ОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ. С АМАРСКАЯ С.В. У ЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. МБОУ СОШ 2 ИМ. А.И. И САЕВОЙ. Г ОРОД Н ЕФТЕЮГАНСК.
«Русское народное искусство – хохлома» Работу выполнила Ученица 9 «А» класса Тищенко Юля и Тихомировой Маша.
Народные промыслы России Жестовские подносы. Богородская резная игрушка Подмосковное село Богородское расположено недалеко от г. Сергиева Посада. Промысел.
ЖОСТОВО. РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово, сверкающей лаком черной, синей,
Хохлома Презентацию выполнил: Сорокин Роман Алексеевич Ученик МОУ гимназии 10 9 «В»
Жостовская роспись народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово.
История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень (в их число входило и Жостово) возникли мастерские по.
ЖОСТОВСКАЯ ЖИВОПИСЬ В начале 19 в. металлические лакированные подносы стали изготавливаться в деревнях Московской губернии – Жостове, Троицком, Новосильцеве.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ Воспитатель Капюченко Л.В.. ХОХЛОМА Хохлома – старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет.
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных селах и деревнях - Жостове, Осташкове, Хлебникове и других -
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Урок- презентация в 5 классе по ИЗО программа Б.М.Неменского Автор : Базанова Елена Михайловна.
Давным - давно все окружающие предметы простые люди выполняли из дерева. Дерево было дешевым материалом и доступным. Вот дом, в которых жили простые люди.
Транксрипт:

Методическое пособие по экономической географии для 9- ого класса

Цель работы: Воспитывать любовь к Родине, уважение к труду ; Прививать интерес к изучению ремесел. Стремление руками создавать красоту ;

Работа хороша, если в ней польза и душа Матрешка Гжель Жостовская роспись Лаки Федоскино Об авторе Проверь себя Павлопосадские платки Дымковская игрушка Городецкая роспись Роспись по дереву Северной Двины Вышивка Хохлома

ышивка - один из наиболее распространенных искусства. Игла, нитки, холст - вот и все что нужно для того, чтобы вышить и сшить одежду, выполнить нарядные изделия для украшения жилища. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женские фигуры, как символ жизненной силы, счастья, плодородия, люди верили, что они принесут в дом благополучие. Вышивка народов нашей страны необычайно разнообразна по художественным и техническим приемам, характеру использования в быту. Наиболее древние и самые любимые швы русской вышивки - счетные. К ним относятся: крест, простой двойной крест, роспись (полукрест), набор, козлик, счетная гладь, косичка и др. Счетные швы широко используются для украшения занавесей, скатертей, диванных подушек, салфеток, панно, одежды.

Напоминает машинную строчку, выполняется также, как шов "За иголку", но без пропусков между стежками. Шов « Строчка »

Применяется для заполнения больших поверхностей узоров. Вышивают отдельными стежками "верхошва", которые при обратном ходе закрепляют маленькими косыми стежками. Расположение по направлению нитей в ткани. Можно сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них проложить ряды прикрепок. Атласная гладь

Предполагает плавный переход от одного цвета к другому. Для этого стежки одного цвета выполняются разной длины и затем нитью другого цвета заполняются пробелы между ними. При распределении цветов за основу берется художественная открытка, рисунок. Художественная гладь

Применяется в современных вышивках. Крест косой односторонний

Восемь кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут. Их матрешками зовут.

девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца. Имя "Матрена" тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название - "матрешки".

В Дымкого любили песни, пляски, В селе рождались чудо-сказки. Вечера зимою длинные, И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно расписные. И пошла о Дымке слава, Заслужив на это право.

тот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и песок. Издавна живут в слободе мастера, которые кроме крынок и горшков, делают себе на потеху да детям на забаву веселые яркие игрушки. Игрушки лепили и расписывали только женщины и дети. Мастерицы лепят игрушку и из красной глины, белят ее мелом, разведенном на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе и квасе. Узор строго геометрический, состоящий из клеток, полосок, кругов, крупных пятен. Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку золотом. Украшение золотом - сложная и кропотливая работа. Листочки золота настолько тонки, что легче пуха, и когда на игрушку "сажают золото", то от сквозняков закрывают окна. Дымковская игрушка всегда была любима в народе.

Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни Ты,как душа у народа,красива, Ты,как и люди,служишь отчизне (Боков)

Село Хохлома, что в Ковернинском районе, дало свое имя художественному промыслу. Здесь, в Хохломе, была самая большая в Заволжье сельская торговая площадь с добротными кирпичными лабазами. Много сел и деревень кормилось хохломским промыслом. Неизвестно, где и в каком селе было положено начало. Но ясно, что способ золочения дерева и письма по нему заимствован у иконописи.

Как волшебница жар - птица, Не выходит из ума Чародейка, мастерица, Золотая Хохлома !

Затем наносят вапу. Вапа красновато - коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную - под плотным слоем грунта совсем не видно дерева. 3. Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой - так, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас - алюминий, серебристый, легкий и дешевый материал. 4. Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла - она сияет матовым серебристым блеском. И только теперь свою работу делает кисть мастера! 1. Это – «бельё».Сперва кружку сушат, а затем шлифуют - убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке, а затем уже из царства золотистой стружки оно попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись.

История жостовского промысла восходит к началу 19 века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости ( ныне Мытищинский район Московской области ) - Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье - маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.

Замалевка Разбеленными красками намечается общий силуэт композиции, расположение основных цветовых пятен. Тенежка На просохший замалевок лессировочными красками накладываются тени. Этот прием погружает букет в глубину тона Прокладка Плотное корпусное письмо. Формы букета уточняются, высветляются с использованием плотных красок Бликовка " Наложение бликов выявляет объем и свет, завершает лепку форм Чертежка Этот прием быстро и легко очерчивает лепестки и листья, семенца в чашечках цветов Привязка Завершающее письмо - тонкие травки и усики объединяют букет и связывают его с фоном

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства

Едва ли есть земля на свете самая чистая, Какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее. М. В. Ломоносов

В родном Подмосковье, К Егорьевску ближе, Село есть большое, На зависть Парижу. Названье его всем известно теперь. Звучит оно нежно и сказочно – «Гжель»… Там есть мастера, Они чудо творят. Работы их всем обо всем говорят. Звучанье посуды, как звуки капели. Красива посуда с названием «Гжель».

Изделия керамических предприятий в районе села Гжель (Раменский район Московской области).Во второй половине18 века «черные» (простые) и «муравленные» (поливные) гончарные изделия сменяются майоликой с разноцветной росписью по белой поливе. В 19 веке производились фарфор, фаянс и полуфаянс.В наше время традиции гжельской керамики продолжает завод художественной керамики в поселке Турыгино.

Русский народный художественный промысел существует с середины 19 века в районе города Городец(ныне Нижегородская область). Яркая лаконичная городецкая роспись(жанровые сценки,фигурки коней,петухов,цветочные узоры),выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой,украшала прялки,мебель,ставни,двери. В 1938 году основана артель (с 1960 года фабрика Городецкая роспись),выполняющая сувениры.

Цветочная росписьСюжетнаяЦветочная с включением мотива «конь» или «птица» цветочном орнаменте городецкой росписи можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента: букет, гирлянда, ромб, цветочная полоса. Цветочные композиции как правило, симметричны по расположению мотивов и распределению цветов цветочной композиции с включением мотива «конь » и «птица» мотивы могут быть симметричными. Встречаются такие варианты, когда среди симметрично написанного цветочного орнамента восседают две птицы, асимметричные по рисунку, а иногда и различные по цвету. росписях художники часто используют те сцены, которые окружают их в жизни: застолья, всадников, девушек. Часто работы сопровождаются подписью: пословицами и поговорками.

Городецкая роспись – как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. Посмотрите на роспись – сочность красок манит. Городецкая роспись душу нам веселит.

Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами. Роспись состоит из элементов : круги - подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи, травки. Первым этапом росписи идет подмалевок. Затем приступают к оттеневке более темным цветом, чем подмалевок. Темным цветом наносят мазки на цветы. Последний этап - « разживка ». Она выполняется черным или белым цветом.

Далее Особенно значительна по разнообразию и богатству художественных мотивов роспись, распространенная по обширной территории Северной Двины... В.М.Василенко

Она включает работы мастеров из деревень Черепаново, Большой Березник и Грединская, они находятся в четырех километрах от пристани Пермогорье. Основу пермогорской росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок крина. Среди них кустики из округленных листьев, сирины, нарядные сказочные птицы. В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни.

В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета фона являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло и всегда мастеровито.

Роспись сверкала белизной фона, на которой горел ярко красный цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им большую праздничность и нарядность. Композиция лопасти прялки как бы делилась на три части. Вверху нарисованы золотые окна с цветами, в центре сказочный куст с птицами, а внизу размещалась сцена катания.

В росписи основную роль играет золотисто - охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево - красный. Орнамент очень крупный, в основном состоит из декоративных листьев. Черным цветом исполнен не только контур, но и многие детали - усики, завитки и прожилки Ракульская роспись

Схема ракульской росписи на прялке состоит из трех частей. Верхнюю, самую большую часть чаще всего занимает ветка с крупными листьями, среднюю - декоративная птица, а ниже, обычно уже на ножке, тоже рисуют ветку. Листочки одного кустика окрашивают иногда в два, а то и в три цвета, что создает красочное богатство и разнообразие.

Подмосковное село Федоскино. Здесь, в сорока километрах к северу от Москвы, на живописных берегах речки Учи, находится старейший в России центр искусства лаковой миниатюрной живописи. Вот уже 200 лет из поколения в поколение передаются профессиональные секреты " лакирного " дела - изготовления и росписи лакированных изделий из папье - маше. Лаки Федоскино

Из чего делаются шкатулки Корпус шкатулки выполняется из папье-маше, в основе которого - чистый древесный картон. Изделие пропитывается горячим льняным маслом, затем высушивается в печи при большой температуре. Шкатулку грунтуют и шлифуют до получения абсолютно гладкой поверхности. Покрывают несколько раз чёрным, а внутри - красным лаком. В общей сложности весь процесс занимает от 4 до 6 месяцев!!! Шкатулки, выполненные по этой технологии, не коробятся, не рассыхаются и живут очень- очень долго.

Накладывают грунт - это алюминиевый порошок, напылённый на лак. Он прилипает к поверхности, и краски, нанесённые на него, не тускнеют. А если это прозрачные краски, то металл сквозь них просвечивает, и эффект получается впечатляющий. Иногда в качестве грунта используется сусальное золото или кусочки перламутровых раковин. На грунт с помощью кальки переводится силуэтный рисунок. Накладывают первый слой живописи. Называется "замалёвок". В нём следует отобразить основные цвета и тени. Деталей нет. Сушить лучше при температуре градусов 60 по Цельсию. При комнатной температуре масляные краски сохнут очень долго, а такие, как "сажа газовая" - вообще не сохнут. Когда первый слой высохнет, его надо покрыть лаком и опять высушить. После каждого слоя лака шкатулку шлифуют порошком пемзы для того, чтобы удалить все пузырьки и неровности лака. Плоскость должна быть идеально подготовлена для следующего слоя живописи. Надо старательно прописать все детали, углубить тени, сделать ярче свет.Снова сушить. И снова покрыть лаком. Последний слой - "бликовка". Само название говорит, что надо расставить акценты: блики, мельчайшие детали. Сушат. Покрывают лаком. Не менее десяти слоёв. Тоненьким стальным пёрышком рисуется орнамент, подписывается имя художника и дату изготовления. Корпус надо покрыть лаком (не менее 10 слоёв) и отполировать. Полируют обычно той же масляной краской "окисью хрома" на медленно вращающемся кругу до зеркально ровной поверхности. Cложные узлы доводятся вручную. Шкатулка готова.

« Сказки села Федоскино » «Садко» «Золотой петушок» «По щучьему веленью» «Конек – Горбунок»

Вы, подружки мои, В стороне не стойте, А частушки про платки Веселее пойте. На платочке два цветочка – Голубой да синенький. Про любовь никто не знает, Только я да миленький. Повяжу платок я туго, Чтобы ветер не порвал, Поведу машину лугом, чтобы милый увидал. Нынче красненький платочек На кудрях своих ношу На кого взгляну разочек Вмиг того приворожу.

Практическая работа. Закрепление материала. 1.Перечислите основные мотивы городецкой росписи. 2.Назовите народные промыслы, мотивы которых можно увидеть в матрешке. 3.Подумайте и скажите :какое значение имеют народные промыслы в жизни русского народа?

Установите соответствие :1. Гжель ГжельА Жестово ЖестовоБ. 3. Хохлома ХохломаВ. 4. Роспись Сев. Двины ДвиныГ.

Найдите правильный ответ: 1.«Яблоко от яблони недалеко падает» Веревка 2.«Сколько веревочке не виться,а конец будет» Ложка 3.«Хочешь есть калачи,не лежи на печи» Чашка 4.«На зеркало неча пенять» Яблоко Яблоко 5.«Хороша кашка,да мала чашка» Зеркало Зеркало 6.«Дорога ложка к обеду» Хлеб

Пушкарёва Мария Ученица 11 класса «Б» ГОУ СОШ 1067