Лекция 4 «Основные методологические подходы в педагогике»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Advertisements

Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
Воспитательная система школы и управление её развитием Составлено на основе программ: к.п.н., доц. Нечаева М.П. и к.п.н., доц. Маленковой Л.И.
«Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ Алексей Константинович Осин кандидат педагогических.
Воспитательная система школы Образовательная программа ИРО «Управление развитием воспитательных систем»
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Современная духовная ситуация в России характеризуется напряженным поиском национально-культурной идентичности различных народов, новых ориентиров развития.
ПОСИДЕЛКИ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ.
«Методика педагогических исследований». Это совокупность мировоззренческих взглядов человека и их применения и решению педагогических исследовательских.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Культурологический подход в образовании Выступление на расширенном заседании лаборатории культурно –ценностных ориентаций отдела общего начального образования.
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Общая характеристика пед. профессии Модуль 1. Учебный элемент 1. 2.
Системный подход в моделировании. Система Система (от др.-греч. σύστημα целое, составленное из частей; соединение) множество элементов, находящихся в.
1 Лекция 8 МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Педагогика высшего образования. 1. Предмет педагогики высшей школы 2. Методология и методы исследования 3. Современное многоуровневое образование.
Проектирование образовательных систем (1) Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент РИКУиО.
Деятельность – это основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности (А.Н. Леонтьев,
Подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.
Ставит главной задачей – раскрытие способности каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,
Транксрипт:

Лекция 4 «Основные методологические подходы в педагогике»

Основные методологические подходы системныйличностныйдеятельностныйполисубъектный (диалогический)аксиологическийкультурологическийантропологическийэтнопедагогический Основные методологические подходы в педагогике 2

Личностный подход Ориентация при осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности Опора в воспитании на естествен­ный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий Ориентация при осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности Опора в воспитании на естествен­ный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий Основные методологические подходы в педагогике 3

Деятельностный подход Деятельность – основа, средство и фактор развития личности Важнейшие педагогические требования к организации воспитания: определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода учащегося в позицию субъекта познания, труда, общения Деятельность – основа, средство и фактор развития личности Важнейшие педагогические требования к организации воспитания: определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода учащегося в позицию субъекта познания, труда, общения Основные методологические подходы в педагогике 4

Полисубъектный (диалогический) подход Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы Диалогический подход позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы Диалогический подход позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов Основные методологические подходы в педагогике 5

Аксиологический (или ценностный) подход «Мост» между теорией и практикой Признание и реализация в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом «Мост» между теорией и практикой Признание и реализация в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом Основные методологические подходы в педагогике 6

Культурологический подход Объективная связь человека с культурой как системой ценностей Освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности Объективная связь человека с культурой как системой ценностей Освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности Основные методологические подходы в педагогике 7

Этнопедагогический подход Организация и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки Основные методологические подходы в педагогике 8

Антропологический подход Системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». К.Д. Ушинский Системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». К.Д. Ушинский Основные методологические подходы в педагогике 9

Системный подход Направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы, способе организации действий, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования Основные методологические подходы в педагогике 10

Системный подход Cистема образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность компонентов: цели образования; его содержание; формы, методы; средства реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъекты системы образования (педагоги, обучающиеся, родители); учебные заведения как структурные элементы всей образовательной системы функционирующие в них педагогические процессы; материальная база как средство системы образования Cистема образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность компонентов: цели образования; его содержание; формы, методы; средства реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъекты системы образования (педагоги, обучающиеся, родители); учебные заведения как структурные элементы всей образовательной системы функционирующие в них педагогические процессы; материальная база как средство системы образования Основные методологические подходы в педагогике 11

Признаки системы Наличие составных элементов (компонентов)Наличие структурыНаличие интегративных качеств (системность)Наличие функциональных характеристик системыЦелеустремленность системыНаличие коммуникативных свойствНаличие историчности, преемственностиНаличие управления Основные методологические подходы в педагогике 12

Понятие «система» Система - целеустремленная целостность взаимосвязанных элемен­тов, имеющая интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой Система - это нечто целое, составленное из нескольких упорядоченных элементов Система - целеустремленная целостность взаимосвязанных элемен­тов, имеющая интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой Система - это нечто целое, составленное из нескольких упорядоченных элементов Основные методологические подходы в педагогике 13

«Процессная система» совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи Основные методологические подходы в педагогике 14

Характеристика процессной системы Вход - это совокупность элементов, благодаря соединению которых протекает процесс и которые в этом процессе претерпевают изменения Выход - это результат (продукт) процесса Основной Побочный Вход - это совокупность элементов, благодаря соединению которых протекает процесс и которые в этом процессе претерпевают изменения Выход - это результат (продукт) процесса Основной Побочный Основные методологические подходы в педагогике 15

Принципы системного подхода Целостность Иерархичнос ть строения Структуриза ция Системность Множествен ность Основные методологические подходы в педагогике 16