МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВО АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет: Зооветеринарии и товароведения Кафедра: Экспертиза, маркетинга и гигиена потребительских товаров. Тема: Транспортно- экспедиционные операции в торговле Ст. преподаватель: Алиев О.В. Ст. преподаватель: Гасанова А.А. Гянджа-2010
План 1.Выбор транспортных средств для перевозки товаров 1.Выбор транспортных средств для перевозки товаров 2.Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом 2.Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом 3.Организация перевозок товаров автомобильным транспортом 3.Организация перевозок товаров автомобильным транспортом
Литературы 1.В.Ф.Егоров – Организация торговли. Санкт- Петербург, В.Ф.Егоров – Организация торговли. Санкт- Петербург, П.А.Красовский, А.И.Ковалев, С.Г.Стрижов- Товар и его экспертиза. Москва, П.А.Красовский, А.И.Ковалев, С.Г.Стрижов- Товар и его экспертиза. Москва, Q.M.Aqamalıyev, M.M.Məmmədrzayev- Kommersiya fəaliyyətinin təşkili. Bakı, Q.M.Aqamalıyev, M.M.Məmmədrzayev- Kommersiya fəaliyyətinin təşkili. Bakı, 2004.
Выбор транспортных средств для перевозки товаров Организация снабжения населения товарами народного потребления невозможна без непрерывного перемещения товаров из районов производства в пункты потребления, без доставки товаров со складов промышленных предприятий, оптовых и розничных торговых организаций в магазины. Организация снабжения населения товарами народного потребления невозможна без непрерывного перемещения товаров из районов производства в пункты потребления, без доставки товаров со складов промышленных предприятий, оптовых и розничных торговых организаций в магазины. Для перемещения товаров используют все виды транспорта (кроме трубопроводного): железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, а также гужевой (последний используется, как правило, в сельской местности). Для перемещения товаров используют все виды транспорта (кроме трубопроводного): железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, а также гужевой (последний используется, как правило, в сельской местности). Эффективное использование транспортных средств, применяемых для перевозок товаров народного потребления, обеспечивается четкой организацией транспортно-экспедиционных операций в сфере торговли. Эти операции включают: выбор транспортных средств, обеспечение их своевременной подачи к местам погрузки; подготовку товаров к перевозке (упаковка, затаривание, маркировка, комплектование партий); погрузку на транспортные средства; формирование транспортных документов; оплату транспортных расходов; приемку доставляемых грузов. При выборе вида транспорта учитывают сроки и стоимость доставки. Наиболее дорогим видом транспорта является авиационный. Его целесообразно использовать для доставки ранних фруктов, овощей, цветов из южных районов страны, а также для перевозки других товаров в труднодоступные районы. Эффективное использование транспортных средств, применяемых для перевозок товаров народного потребления, обеспечивается четкой организацией транспортно-экспедиционных операций в сфере торговли. Эти операции включают: выбор транспортных средств, обеспечение их своевременной подачи к местам погрузки; подготовку товаров к перевозке (упаковка, затаривание, маркировка, комплектование партий); погрузку на транспортные средства; формирование транспортных документов; оплату транспортных расходов; приемку доставляемых грузов. При выборе вида транспорта учитывают сроки и стоимость доставки. Наиболее дорогим видом транспорта является авиационный. Его целесообразно использовать для доставки ранних фруктов, овощей, цветов из южных районов страны, а также для перевозки других товаров в труднодоступные районы.
Своевременная подача транспортных средств к местам погрузки обеспечивается заключением договоров с транспортными организациями и подачей заявок. Подготовка товаров к перевозке должна соответствовать требованиям стандартов и технических условий. Во из бежание простоя транспортных средств под погрузкой сверх установ ленных сроков к моменту их прибытия должны быть обеспечены рабочая сила и механизмы для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Своевременная подача транспортных средств к местам погрузки обеспечивается заключением договоров с транспортными организациями и подачей заявок. Подготовка товаров к перевозке должна соответствовать требованиям стандартов и технических условий. Во из бежание простоя транспортных средств под погрузкой сверх установ ленных сроков к моменту их прибытия должны быть обеспечены рабочая сила и механизмы для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Отправка товаров любым видом транспорта оформляется специальными документами, сопровождающими груз в пути. На основе этих документов оплачиваются и услуги транспорта. Отправка товаров любым видом транспорта оформляется специальными документами, сопровождающими груз в пути. На основе этих документов оплачиваются и услуги транспорта. Вч общем грузообороте страны (по показателю «тонно-километр») железнодорожный транспорт занимает свыше 65%, автомобильный- порядка 1%, речной 5-6%. По количеству же перевезенных грузов (без учета расстояния) первое место занимает автомобильный транспорт свыше 80%. Это объясняется резкой разницей в среднем размере расстояний, на которые перевозят грузы железнодорожным (800 км) и автомобильным (20 км) транспортом. Вч общем грузообороте страны (по показателю «тонно-километр») железнодорожный транспорт занимает свыше 65%, автомобильный- порядка 1%, речной 5-6%. По количеству же перевезенных грузов (без учета расстояния) первое место занимает автомобильный транспорт свыше 80%. Это объясняется резкой разницей в среднем размере расстояний, на которые перевозят грузы железнодорожным (800 км) и автомобильным (20 км) транспортом. Автомобильный транспорт используют не только для внутригородских и пригородных перевозок, но и для междугородних перевозок грузов на относительно небольшие расстояния. Автомобильный транспорт используют не только для внутригородских и пригородных перевозок, но и для междугородних перевозок грузов на относительно небольшие расстояния.
При отсутствии у поставщика и получателя прирельсовых складов автотранспорт используют для доставки грузов на станцию отправления и их вывоза со станции прибытия. Все более широкое применение получает автотранспорт и при более дальних междугородних перевозках. Так, значительное количество фруктов, винограда доставляют с юга автомобильным транспортом, что позволяет сократить сроки доставки и организовать перевозки товаров со складов производителя до складов (или крупных магазинов) конечного грузополучателя без перевалок. При отсутствии у поставщика и получателя прирельсовых складов автотранспорт используют для доставки грузов на станцию отправления и их вывоза со станции прибытия. Все более широкое применение получает автотранспорт и при более дальних междугородних перевозках. Так, значительное количество фруктов, винограда доставляют с юга автомобильным транспортом, что позволяет сократить сроки доставки и организовать перевозки товаров со складов производителя до складов (или крупных магазинов) конечного грузополучателя без перевалок. Водный (речной и морской) транспорт широко применяется для доставки товаров в районы, не имеющие железнодорожных путей, в частности на Крайний Север. Речной транспорт используют в летний период для доставки картофеля, плодоовощей, бахчевых культур. Водный (речной и морской) транспорт широко применяется для доставки товаров в районы, не имеющие железнодорожных путей, в частности на Крайний Север. Речной транспорт используют в летний период для доставки картофеля, плодоовощей, бахчевых культур. Все отношения с железнодорожным транспортом регулируются Транспортным уставом железных дорог РФ, с речным транспортом - Уставом внутреннего водного транспорта РФ, с морским Кодексом торгового мореплавания РФ, с авиационным Воздушным кодексом РФ, правилами грузовых перевозок и тарифами. Все отношения с железнодорожным транспортом регулируются Транспортным уставом железных дорог РФ, с речным транспортом - Уставом внутреннего водного транспорта РФ, с морским Кодексом торгового мореплавания РФ, с авиационным Воздушным кодексом РФ, правилами грузовых перевозок и тарифами. На перевозку грузов железнодорожным, автомобильным и речным транспортом выписывают товарно-транспортную накладную, при от правке морским транспортом составляют погрузочный ордер, и грузо отправитель получает на сданные грузы коносамент документ, по содержанию близкий к железнодорожной накладной. На перевозку грузов железнодорожным, автомобильным и речным транспортом выписывают товарно-транспортную накладную, при от правке морским транспортом составляют погрузочный ордер, и грузо отправитель получает на сданные грузы коносамент документ, по содержанию близкий к железнодорожной накладной.
Перевозки авиационным транспортом оформляются квитанциями. Перевозки авиационным транспортом оформляются квитанциями. На железной дороге различают мелкие отправки (их перевозят в так называемых «сборных» вагонах), контейнерные (массой брутто от 3 до 30 т), подвагонные (под груз предоставляется целый вагон по одному перевозочному документу) и маршрутные (предоставляется группа вагонов или целый железнодорожный состав). Товары могут перевозиться грузовой (малой), большой и пассажирской скоростью по соответственно низким или высоким тарифам. На железной дороге различают мелкие отправки (их перевозят в так называемых «сборных» вагонах), контейнерные (массой брутто от 3 до 30 т), подвагонные (под груз предоставляется целый вагон по одному перевозочному документу) и маршрутные (предоставляется группа вагонов или целый железнодорожный состав). Товары могут перевозиться грузовой (малой), большой и пассажирской скоростью по соответственно низким или высоким тарифам. На речном транспорте различают внутренние перевозки (в пределах одного пароходства), прямые водные (в пределах двух и более пароходств), смешанные (с участием других видов транспорта). По раз меру перевозки бывают судовыми, когда одной партией товаров полностью загружают судно, и мелкопартионными, когда перевозимая партия товаров меньше грузоподъемности речной транспортной единицы. Так же, как и на железнодорожном транспорте, тарифы на судовые перевозки ниже, чем на мелкопартионные. На речном транспорте различают внутренние перевозки (в пределах одного пароходства), прямые водные (в пределах двух и более пароходств), смешанные (с участием других видов транспорта). По раз меру перевозки бывают судовыми, когда одной партией товаров полностью загружают судно, и мелкопартионными, когда перевозимая партия товаров меньше грузоподъемности речной транспортной единицы. Так же, как и на железнодорожном транспорте, тарифы на судовые перевозки ниже, чем на мелкопартионные. На морском транспорте различают перевозки малого каботажа, к которым относятся перевозки между двумя отечественными портами одного моря, и перевозки большого каботажа между портами, расположенными в разных морских бассейнах, находящимися на территории других государств. На морском транспорте различают перевозки малого каботажа, к которым относятся перевозки между двумя отечественными портами одного моря, и перевозки большого каботажа между портами, расположенными в разных морских бассейнах, находящимися на территории других государств.
На воздушном транспорте грузовые перевозки делят на местные (в пределах действия одной компании авиатранспорта), прямые, когда в перевозках участвуют несколько авиакомпаний, и смешанные (с участием других видов транспорта). Высокая стоимость перевозок при использовании авиатранспорта ограничивает его применение. Одной из причин высокой стоимости авиаперевозок является то обстоятельство, что самолет, как правило, не удается загрузить в обратном направлении, поэтому грузоотправитель вынужден оплачивать и стоимость обратного рейса. На воздушном транспорте грузовые перевозки делят на местные (в пределах действия одной компании авиатранспорта), прямые, когда в перевозках участвуют несколько авиакомпаний, и смешанные (с участием других видов транспорта). Высокая стоимость перевозок при использовании авиатранспорта ограничивает его применение. Одной из причин высокой стоимости авиаперевозок является то обстоятельство, что самолет, как правило, не удается загрузить в обратном направлении, поэтому грузоотправитель вынужден оплачивать и стоимость обратного рейса. Работники торговли должны хорошо знать все правила, которыми определяются взаимоотношения грузоотправителей, грузополучателей и транспортных организаций или предприятий, размеры и построение тарифов на оплату всех транспортных услуг. Только такие знания могут обеспечить правильный выбор и рациональное использование разнообразных транспортных средств и своевременную доставку товаров с минимальным уровнем транспортных расходов. Работники торговли должны хорошо знать все правила, которыми определяются взаимоотношения грузоотправителей, грузополучателей и транспортных организаций или предприятий, размеры и построение тарифов на оплату всех транспортных услуг. Только такие знания могут обеспечить правильный выбор и рациональное использование разнообразных транспортных средств и своевременную доставку товаров с минимальным уровнем транспортных расходов. Поскольку основная масса товаров народного потребления перевозится по железной дороге и на автомашинах, рассмотрим организацию перевозок этими видами транспорта подробнее. Поскольку основная масса товаров народного потребления перевозится по железной дороге и на автомашинах, рассмотрим организацию перевозок этими видами транспорта подробнее.
Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом Отношения между железнодорожным транспортом, грузоотправителями и грузополучателями регулируются Транспортным уставом железных дорог РФ, правилами грузовых перевозок, заключенными договорами. Отношения между железнодорожным транспортом, грузоотправителями и грузополучателями регулируются Транспортным уставом железных дорог РФ, правилами грузовых перевозок, заключенными договорами. При крупных станциях организуются транспортно-экспедиционные конторы, выполняющие операцию по обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей (ТЭКи). В некоторых крупных городах транспортно- экспедиционное обслуживание организуется автотранспортными предприятиями. Транспортно-экспедиционные конторы по договорам с грузоотправителями и грузополучателями берут на себя доставку подготовленных к отправке грузов со станции на склады получателя, контейнеров к местам разгрузки и погрузки, оформление всей транспортной документации, а также информируют грузополучателей о прибывших в их адрес грузах. При крупных станциях организуются транспортно-экспедиционные конторы, выполняющие операцию по обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей (ТЭКи). В некоторых крупных городах транспортно- экспедиционное обслуживание организуется автотранспортными предприятиями. Транспортно-экспедиционные конторы по договорам с грузоотправителями и грузополучателями берут на себя доставку подготовленных к отправке грузов со станции на склады получателя, контейнеров к местам разгрузки и погрузки, оформление всей транспортной документации, а также информируют грузополучателей о прибывших в их адрес грузах. Железнодорожные перевозки классифицируют по нескольким признакам. По особенностям планирования их делят на местные в пределах одной железной дороги, прямые если груз перевозят по нескольким железным дорогам, смешанные если в них участвуют другие виды транспорта. Различают железнодорожные перевозки и по скорости. Товары могут быть отправлены грузовой (малой), большой и пассажирской скоростью. Большинство перевозок осуществляется грузовой скоростью в обычных вагонах товарных поездов. Железнодорожные перевозки классифицируют по нескольким признакам. По особенностям планирования их делят на местные в пределах одной железной дороги, прямые если груз перевозят по нескольким железным дорогам, смешанные если в них участвуют другие виды транспорта. Различают железнодорожные перевозки и по скорости. Товары могут быть отправлены грузовой (малой), большой и пассажирской скоростью. Большинство перевозок осуществляется грузовой скоростью в обычных вагонах товарных поездов.
Скоропортящиеся товары отправляют преимущественно большой скоростью в специальных поездах. Небольшие партии товаров перевозят в багажных вагонах пассажирских поездов пассажирской скоростью. Скоропортящиеся товары отправляют преимущественно большой скоростью в специальных поездах. Небольшие партии товаров перевозят в багажных вагонах пассажирских поездов пассажирской скоростью. Наиболее низкие железнодорожные тарифы на перевозку грузовой (малой) скоростью, более высокие большой скоростью и самые высокие пассажирской. Наиболее низкие железнодорожные тарифы на перевозку грузовой (малой) скоростью, более высокие большой скоростью и самые высокие пассажирской. По размеру отправок различают мелкие отправки, контейнерные, повагонные и маршрутные (группа вагонов или целый железнодорожный состав). Мелкой отправкой считается перевозка товаров в таре массой до 10 т. Тарифы на мелкие отправки выше повагонных. При перевозке товаров в контейнерах взимается специальный сбор, поэтому здесь тарифы несколько выше повагонных, но ниже тарифов на мелкие отправки. По размеру отправок различают мелкие отправки, контейнерные, повагонные и маршрутные (группа вагонов или целый железнодорожный состав). Мелкой отправкой считается перевозка товаров в таре массой до 10 т. Тарифы на мелкие отправки выше повагонных. При перевозке товаров в контейнерах взимается специальный сбор, поэтому здесь тарифы несколько выше повагонных, но ниже тарифов на мелкие отправки.
Организация перевозок товаров автомобильным транспортом Организация перевозок товаров автомобильным транспортом Применение автомобильного транспорта оказывается экономически целесообразным не только при одногородних или внутрирайонных перевозках на короткие расстояния, но и в междугородних (от 175 до 350 км) перевозках ряда товаров, а по отдельным товарам- и на большие расстояния. Его преимущества заключаются в высокой маневренности по сравнению с другими видами транспорта, в возможности вплотную подходить к месту погрузки и без перевалок на другие виды транспорта доставлять грузы непосредственно к месту назначения. Это особенно важно для организации быстрой перевозки скоропортящихся продуктов, например молока и молочной продукции, живой и свежей рыбы, фруктов, винограда и т. п. Применение автомобильного транспорта оказывается экономически целесообразным не только при одногородних или внутрирайонных перевозках на короткие расстояния, но и в междугородних (от 175 до 350 км) перевозках ряда товаров, а по отдельным товарам- и на большие расстояния. Его преимущества заключаются в высокой маневренности по сравнению с другими видами транспорта, в возможности вплотную подходить к месту погрузки и без перевалок на другие виды транспорта доставлять грузы непосредственно к месту назначения. Это особенно важно для организации быстрой перевозки скоропортящихся продуктов, например молока и молочной продукции, живой и свежей рыбы, фруктов, винограда и т. п. Автомобильные перевозки подразделяются на местные, осуществляемые одним автотранспортным предприятием; прямые, выполняемые при междугородном сообщении двумя и более автотранспортными предприятиями с завозом небольших партий (менее 2 т) на грузовые автостанции для укрупнения с целью лучшего использования грузоподъемности автомашин; смешанные, осуществляемые с участием железнодорожного, водного или того и другого транспорта по одному и тому же перевозочному документу. Автомобильные перевозки подразделяются на местные, осуществляемые одним автотранспортным предприятием; прямые, выполняемые при междугородном сообщении двумя и более автотранспортными предприятиями с завозом небольших партий (менее 2 т) на грузовые автостанции для укрупнения с целью лучшего использования грузоподъемности автомашин; смешанные, осуществляемые с участием железнодорожного, водного или того и другого транспорта по одному и тому же перевозочному документу.
Торговые организации, не имеющие собственного автомобильного транспорта, заключают договоры (как разовые, так и долгосрочные) на перевозку грузов с автотранспортными организациями, имеющими лицензию на этот вид деятельности. Торговые организации, не имеющие собственного автомобильного транспорта, заключают договоры (как разовые, так и долгосрочные) на перевозку грузов с автотранспортными организациями, имеющими лицензию на этот вид деятельности. Помимо транспортных договоров торговые организации и предприятия могут заключать договоры на экспедиционное обслуживание. По этим договорам организация-перевозчик обязуется выполнять комплекс определенных договором услуг, связанных с организацией перевозок товаров. Помимо транспортных договоров торговые организации и предприятия могут заключать договоры на экспедиционное обслуживание. По этим договорам организация-перевозчик обязуется выполнять комплекс определенных договором услуг, связанных с организацией перевозок товаров. В качестве организации-перевозчика может выступать любое автотранспортное предприятие, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, однако предпочтение рекомендуется отдавать предприятиям, имеющим специализированный автотранспорт. В качестве организации-перевозчика может выступать любое автотранспортное предприятие, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, однако предпочтение рекомендуется отдавать предприятиям, имеющим специализированный автотранспорт. Грузовые автомобили подразделяются по признаку устройства их кузова на универсальные и специальные. Грузовые автомобили подразделяются по признаку устройства их кузова на универсальные и специальные. Универсальные автомобили имеют открытый кузов с обыкновенными бортами и предназначены для перевозки самых различных грузов. Они используются для перевозки многих продовольственных товаров в жесткой и мягкой тарах, в контейнерах и навалом. Универсальные автомобили имеют открытый кузов с обыкновенными бортами и предназначены для перевозки самых различных грузов. Они используются для перевозки многих продовольственных товаров в жесткой и мягкой тарах, в контейнерах и навалом.
Однако для перевозки многих продовольственных товаров наиболее целесообразными в экономическом отношении являются автомобили со специальными кузовами. Они способствуют сокращению товарных потерь и сохранению качества продуктов, снижению уровня совокупных издержек в народном хозяйстве. Однако для перевозки многих продовольственных товаров наиболее целесообразными в экономическом отношении являются автомобили со специальными кузовами. Они способствуют сокращению товарных потерь и сохранению качества продуктов, снижению уровня совокупных издержек в народном хозяйстве. Для перевозки печеного хлеба и хлебобулочных изделий используются автомобили с закрытыми специальными кузовами-фургонами, рассчитанными на укладку в них изделий на деревянные лотки-поддоны. Для лучшего использования грузоподъемности машины кузов монтируется на длиннобазовом шасси. Для перевозки печеного хлеба и хлебобулочных изделий используются автомобили с закрытыми специальными кузовами-фургонами, рассчитанными на укладку в них изделий на деревянные лотки-поддоны. Для лучшего использования грузоподъемности машины кузов монтируется на длиннобазовом шасси. Почти все нескоропортящиеся товары в мешках и ящиках, в том числе муку, крупу, сахар, соль, чай, кондитерские изделия, а также товары в стеклянных банках и бутылках лучше перевозить в автомобилях с закрытым кузовом на длиннобазовом шасси и с поднимающейся или сдвигающейся в сторону кабины крышей. Это позволяет при загрузке и разгрузке работать, стоя в кузове во весь рост. Почти все нескоропортящиеся товары в мешках и ящиках, в том числе муку, крупу, сахар, соль, чай, кондитерские изделия, а также товары в стеклянных банках и бутылках лучше перевозить в автомобилях с закрытым кузовом на длиннобазовом шасси и с поднимающейся или сдвигающейся в сторону кабины крышей. Это позволяет при загрузке и разгрузке работать, стоя в кузове во весь рост. Для перевозки грузов между предприятиями, не имеющими механизмов для погрузочных и разгрузочных работ, целесообразно использовать автомобили-самопогрузчики, имеющие грузоподъемные краны, смонтированные между кабиной и платформой (кузовом), или грузоподъемный борт. Для перевозки грузов между предприятиями, не имеющими механизмов для погрузочных и разгрузочных работ, целесообразно использовать автомобили-самопогрузчики, имеющие грузоподъемные краны, смонтированные между кабиной и платформой (кузовом), или грузоподъемный борт.
Перевозка мяса, рыбы, масла животного и других скоропортящихся продуктов должна производиться в автомобилях с изотермическими кузовами или автомобилями-рефрижераторами. Перевозка мяса, рыбы, масла животного и других скоропортящихся продуктов должна производиться в автомобилях с изотермическими кузовами или автомобилями-рефрижераторами. Грузовые автомобили подразделяются по грузоподъемности на 5 классов. Различают грузоподъемность особо малую, малую, среднюю, большую и особо большую. Грузовые автомобили подразделяются по грузоподъемности на 5 классов. Различают грузоподъемность особо малую, малую, среднюю, большую и особо большую. Автомобили особо малой грузоподъемности (до 1 т) используются главным образом для доставки товаров в мелкорозничную сеть. Автомобили особо малой грузоподъемности (до 1 т) используются главным образом для доставки товаров в мелкорозничную сеть. Автомобили малой грузоподъемности (от 1 до 2 т) используются для доставки некоторых товаров с промышленных и оптовых предприятий в розничную сеть также относительно небольшими партиями. Автомобили малой грузоподъемности (от 1 до 2 т) используются для доставки некоторых товаров с промышленных и оптовых предприятий в розничную сеть также относительно небольшими партиями. Машины средней грузоподъемности (от 2,5 до 5 т) находят широ кое применение не только для перевозок продовольственных товаров внутри городов, но также при внутриобластных перевозках. Машины средней грузоподъемности (от 2,5 до 5 т) находят широ кое применение не только для перевозок продовольственных товаров внутри городов, но также при внутриобластных перевозках. Автомашины большой грузоподъемности (от 5 до 10 т) должны использоваться, как правило, для междугородних перевозок на более длинные расстояния. Автомашины большой грузоподъемности (от 5 до 10 т) должны использоваться, как правило, для междугородних перевозок на более длинные расстояния. На специальных дорогах в междугородном сообщении для перевозки товаров могут использоваться автомобили особо большой грузоподъемности (свыше 10 т). На специальных дорогах в междугородном сообщении для перевозки товаров могут использоваться автомобили особо большой грузоподъемности (свыше 10 т).
В случаях, когда заключены долгосрочные транспортные договоры, на каждый месяц утверждаются декадные задания на перевозку грузов, в соответствии с которыми грузоотправители заблаговременно представляют автохозяйствам заявки на требуемое количество автотранспорта. В случаях, когда заключены долгосрочные транспортные договоры, на каждый месяц утверждаются декадные задания на перевозку грузов, в соответствии с которыми грузоотправители заблаговременно представляют автохозяйствам заявки на требуемое количество автотранспорта. Перевозимый груз сопровождается товарно-транспортной накладной, форма которой утверждена Госкомстатом РФ г. (Постановление 78). Перевозимый груз сопровождается товарно-транспортной накладной, форма которой утверждена Госкомстатом РФ г. (Постановление 78). Товарно-транспортная накладная является документом строгой отчетности и состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В товарный раздел накладной записывают все наименования перевозимых товаров, их цену, количество, массу, стоимость, в транспортный данные, необходимые для оплаты выполненной автотранспортом работы. Товарно-транспортная накладная является документом строгой отчетности и состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В товарный раздел накладной записывают все наименования перевозимых товаров, их цену, количество, массу, стоимость, в транспортный данные, необходимые для оплаты выполненной автотранспортом работы. Товарно-транспортную накладную выписывает грузоотправитель в 4 экземплярах: один остается у грузоотправителя, на нем водитель автомашины или экспедитор расписывается в получении груза; второй передают грузополучателю для оприходования доставленных товаров; 2 экземпляра, заверенные подписями и печатями получателя, передают транспортной организации, причем один из них автотранспортное предприятие высылает вместе со счетом за оплату выполненной автотранспортом работы организации, заказавшей транспорт, а второй прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Товарно-транспортная накладная и путевой лист дают возможность организовать четкий контроль за рациональным использованием автотранспорта организацией, заказавшей транспорт, и автотранспортным предприятием. Товарно-транспортную накладную выписывает грузоотправитель в 4 экземплярах: один остается у грузоотправителя, на нем водитель автомашины или экспедитор расписывается в получении груза; второй передают грузополучателю для оприходования доставленных товаров; 2 экземпляра, заверенные подписями и печатями получателя, передают транспортной организации, причем один из них автотранспортное предприятие высылает вместе со счетом за оплату выполненной автотранспортом работы организации, заказавшей транспорт, а второй прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Товарно-транспортная накладная и путевой лист дают возможность организовать четкий контроль за рациональным использованием автотранспорта организацией, заказавшей транспорт, и автотранспортным предприятием.
Интенсивность использования автотранспорта характеризует ряд эксплуатационно-экономических показателей: Интенсивность использования автотранспорта характеризует ряд эксплуатационно-экономических показателей: продолжительность нахождения автомашин в наряде на линии; продолжительность нахождения автомашин в наряде на линии; отношение фактически отработанных автотранспортом часов к плановому их количеству (коэффициент использования парка); отношение фактически отработанных автотранспортом часов к плановому их количеству (коэффициент использования парка); скорость движения; различают техническую и эксплуатационную скорости; техническая скорость это путь, пройденный автотранспортом, деленный на время нахождения автомашины в движении; эксплуатационная расстояние, пройденное авто транспортом, деленное на все время работы, включающее простой под погрузкой и разгрузкой; скорость движения; различают техническую и эксплуатационную скорости; техническая скорость это путь, пройденный автотранспортом, деленный на время нахождения автомашины в движении; эксплуатационная расстояние, пройденное авто транспортом, деленное на все время работы, включающее простой под погрузкой и разгрузкой; коэффициент использования грузоподъемности автотранспорта (отношение массы перевезенного груза за одну поездку к номинальной грузоподъемности автомашины); коэффициент использования грузоподъемности автотранспорта (отношение массы перевезенного груза за одну поездку к номинальной грузоподъемности автомашины); коэффициент использования пробега автомашины, т. е. отношение расстояния в километрах, пройденного автотранспортом с грузом, к общему пробегу; при загрузке автомашин, доставивших груз, другими грузами для перевозки их в обратном направлении коэффициент использования пробега может быть близок к единице. коэффициент использования пробега автомашины, т. е. отношение расстояния в километрах, пройденного автотранспортом с грузом, к общему пробегу; при загрузке автомашин, доставивших груз, другими грузами для перевозки их в обратном направлении коэффициент использования пробега может быть близок к единице. Сводным показателем, отражающим все результаты работы авто транспорта, является показатель себестоимости одного тонно-кило метра. Он рассчитывается делением всех расходов автохозяйства за год, квартал или месяц на весь грузооборот данного периода. Сводным показателем, отражающим все результаты работы авто транспорта, является показатель себестоимости одного тонно-кило метра. Он рассчитывается делением всех расходов автохозяйства за год, квартал или месяц на весь грузооборот данного периода.
Доставляют товары в торговую сеть и на предприятия общественного питания в основном по заранее разработанным графикам. Организации-поставщики (заводы, базы, склады и т. д.) составляют сводные графики доставки, при составлении которых учитываются следующие факторы: среднедневной фонд получения товаров каждым торговым предприятием или предприятием общественного питания; периодичность доставки товаров, средняя минимальная нормы завоза; размещение грузополучателей; продолжительность торговли или работы предприятий общественного питания; продолжительность рейса подвижного состава. Доставляют товары в торговую сеть и на предприятия общественного питания в основном по заранее разработанным графикам. Организации-поставщики (заводы, базы, склады и т. д.) составляют сводные графики доставки, при составлении которых учитываются следующие факторы: среднедневной фонд получения товаров каждым торговым предприятием или предприятием общественного питания; периодичность доставки товаров, средняя минимальная нормы завоза; размещение грузополучателей; продолжительность торговли или работы предприятий общественного питания; продолжительность рейса подвижного состава. На основе сводного графика и заказов торговых организаций и предприятий общественного питания, поступивших накануне для перевозок и уточняющих предстоящий объем и ассортимент перевозок, в автохозяйствах разрабатываются маршруты доставки товаров. При доставке товаров в постоянных объемах и постоянным или периодически повторяющимся получателям движение подвижного состава может быть организовано по заранее разработанным маршрутам. На основе сводного графика и заказов торговых организаций и предприятий общественного питания, поступивших накануне для перевозок и уточняющих предстоящий объем и ассортимент перевозок, в автохозяйствах разрабатываются маршруты доставки товаров. При доставке товаров в постоянных объемах и постоянным или периодически повторяющимся получателям движение подвижного состава может быть организовано по заранее разработанным маршрутам.
Разрабатывая маршруты, необходимо учитывать, что наиболее целесообразна организация движения подвижного состава по маятниковым маршрутам с обратным не полностью груженым пробегом или с груженым пробегом в обоих направлениях. Кольцевые маршруты организуются в тех случаях, когда маятниковые маршруты с использованием обратного пробега организовать невозможно. Разрабатывая маршруты, необходимо учитывать, что наиболее целесообразна организация движения подвижного состава по маятниковым маршрутам с обратным не полностью груженым пробегом или с груженым пробегом в обоих направлениях. Кольцевые маршруты организуются в тех случаях, когда маятниковые маршруты с использованием обратного пробега организовать невозможно. При составлении кольцевых маршрутов необходимо тщательно проанализировать все возможные варианты этих маршрутов, чтобы выбрать такие, которые обеспечивают наивысший коэффициент использования пробега. При составлении кольцевых маршрутов необходимо тщательно проанализировать все возможные варианты этих маршрутов, чтобы выбрать такие, которые обеспечивают наивысший коэффициент использования пробега. На составление маршрутов оказывает влияние род перевозимых грузов. В ряде случаев даже при наличии встречных грузопотоков порожний пробег подвижного состава неизбежен. На составление маршрутов оказывает влияние род перевозимых грузов. В ряде случаев даже при наличии встречных грузопотоков порожний пробег подвижного состава неизбежен.