Проблемно-поисковый метод Причинно-следственные связи на уроках русского языка и литературы Целевая установка: продемонстрировать отдельные задания, требующие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемно-диалогическое обучение Методист дошкольного и начального образования ПОИПКРО Ремер Ольга Федоровна.
Advertisements

Методы лингвистического анализа. Текст – исходная точка всякой гуманитарной дисциплины. Бахтин Михаил Михайлович Эстетика словесного творчества. М., 1979:
Попробуйте вспомнить, был ли в вашей жизни такой случай, когда новое для вас слово или образное поэтическое выражение открыли для вас то, чего вы раньше.
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение 1.Организация обучения – путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем,
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Проект: Работа со словарями русского языка как средство повышения речевой культуры Творческое название проекта: «Язык мой – друг или враг?» Автор: учитель.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Урок физики в 9 классе ( С использованием метода графических образов ) Учитель Зайцев В.В. Явление электромагнитной индукции.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Конференция для родителей «Готовность детей к обучению в школе» подготовил: воспитатель - С.Л.Ненашева.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Подготовила Ефремова Л.Р. МБОУ СОШ 12, г. Ноябрьск, ЯНАО.
Методы и приёмы проблемно-диалогического обучения Косарева С.А., учитель начальных классов Косарева Н.Н., учитель начальных классов МБОУ «ООШ 10» г. Гурьевска.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством.
Ученическая презентация Зачем нужна пунктуация?. Авторы работы: 1. Аверкина Анастасия 2. Евтеева Анна 3. Крысанов Андрей 4. Никишин Дмитрий 5. Юдина Яна.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Транксрипт:

Проблемно-поисковый метод Причинно-следственные связи на уроках русского языка и литературы Целевая установка: продемонстрировать отдельные задания, требующие нового способа решения на уроках русского языка и литературы Ведущий научный сотрудник ИРО ПК Пермякова Л.А. (тел )

Основные положения Причина – основание, предлог для какого-либо действия Явление, вызывающее обусловленное возникновение другого явления Связь причины и следствия является необходимой Причины являются не любые, а определённые Причины могут быть прямыми и опосредованными Некоторые причины вызывают многочисленные, долго развивающиеся следствия («эффект домино») Точность выраженного в поисках знания (причины) определяет степень обоснованности получаемых знаний Способность улавливать (устанавливать) связь между причиной и следствием на основе предыдущего опыта для прогнозирования ситуаций в будущем считается одной из граней интеллекта, а именно – логическим мышлением

«Русский язык» В русской языковой системе наблюдается приоритетность причины Причинность выделяется как семантическая категория Задание: - На основе какого принципа данные слова можно разделить на две колонки? При затруднении обратитесь к словарям. 1) Прямой способ появления знака Белобока, синеглазка, самовар, рукотерник ________________________________ 2) Опосредованный способ появления знака Щенок от общеслав. «щеня» "щенок" Корзина от общеслав.«корзить» – плести Смородина от др.-русск. «смород» – сильный запах Задание: - Откуда пошло в народе грубое выражение закрой хайло? ХАЙЛО - хайла, мн. хайла. 1. ср. устье русской печи (см. устье во 2 знач.; обл.). || Выход из топки в дымоходную трубу (спец.). 2. перен., ср. Горло, глотка (простореч.). (из Толкового словаря Д.И.Ушакова)

Задание: - Каковы этимологические корни у фразеологической единицы угостить берёзовой кашей? 1 ход – общее значение ФЕ Фразеологический словарь русского литературного языка. М.: Астрель, АСТ. А. И. Фёдоров,2008. Угостить берёзовой кашей - Разг. Экспрес. Выпороть, наказать розгами. 2 ход – Почему кашей? Фразеологический словарь школьника. Спб.: «Литера», 2004 Кашей называли потому, что розги по-арабски значит «пропитание», тогда как каша на Руси – «пища наша». 3 ход – С чем это связано? Опыт этимологического словаря русской фразеологии. М., 1987 В старой школе начало нового этапа обучения отмечали угощением (кашей) из одного котелка. Нерадивых учеников вместо угощения кашей пороли розгами, то есть потчевали берёзовой кашей. 4 – Вывод: таким образом, …

Задание: - Какова функция компонента «волчий» в диалектном варианте названия бересклета бородавчатого - волчьи серьги? 1 ход – Что знаем о волке? Славянские Древности, 1995 Волк – один из центральных и наиболее мифологизированных животных персонажей. Соотносится с другими хищниками – вороном, рысью, щукой и особенно с медведем. Определяющим в символике волка является «чужой». Журавлев, А. Ф. Язык и миф: лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» 2005 За обширностью «волчьей» фитонимии стоит целый комплекс древних индоевропейских мифологических представлений. Волки воспринимались как знаки не социума, а природного мира, как опасные для человека духи; компонент «волчий» становится символом опасности, несъедобности или бесполезности растений. 2 ход – Что знаем об этом растении? Журба, О. В. Лекарственные, ядовитые и вредные растения 2008 При выпасе овец и коз в лесу и на лесных опушках есть риск смертельного отравления животных. 3 – Вывод: В результате исследования … Близкие по смыслу названия: волчец – осот; волчьи ягоды – несъедобные ягоды; волчьи какашки – гриб дождевик)

Морфология. Орфография Задание:- Почему в данных словах возможно двоякое написание? – Какую логическую цепочку нужно выстроить, чтобы ответить на этот вопрос? Обезлюдил – обезлюдел; обезводил - обезводел Предметная логическая цепочка: 1) принадлежность к части речи 2) спряжение 3) гласная перед суффиксом -л- 4) переходность 5) семантический подход Практический выход: Своими действиями Наполеон обезлюдил (что? В.п.) город. Действие направлено на предмет, переходный глагол Город обезлюдел. Непереходный глагол

«Литература» В литературоведении наблюдается приоритетность следствия Следствие имеет не только конкретно-исторический, но и конкретно- социальный характер А.П.Чехов «Спать хочется» (1888) Анализ прозаического текста Задание: -Выявите ключевые слова и содержательные линии рассказа и определите, как сюжетные образы помогают читателю выявить глубинные причины, повлекшие Варьку на преступление.

Ночь. Варька, нянька лет 13, качает ребёнка Ребёнок плачет, хочется спать Ложится зелёное пятно Кричит сверчок, колыбель скрипит, лампадка мигает, Зелёное пятно и тени приходят в движение Затопи печку, поставь самовар, помой лестницу, почисть калошу, сбегай, купи пива, сбегай за водкой, где штопор, покачай ребёнка Ложное представление… Спать, спать, спать… Спит уже крепко, как мёртвая…

Историческая справка А.П.Чехов писал:«В детстве у меня не было детства» (Из письма старшему брату от 4 апреля 1893 года). А.П.Чехов писал: «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Вспомни те ужас и отвращение, какие мы чувствовали во время оно, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа и ругал мать дурой» (2 января 1889г.) (Б.7, с.15) Н.А.Некрасов писал: «Порвалась цепь железная,/ Порвалась и ударила/ Одним концом по барину,/ Другим по мужику» Л.Н.Толстой образовывал общества в помощь голодающим деревням.

Анализ лирического текста Заболоцкий «Движение» Сидит извозчик, как на троне, Из ваты сделана броня. И борода, как на иконе, Лежит, монетами звеня А бедный конь руками машет, То вытянется, как налим, То снова восемь ног сверкает В его блестящем животе ) Задайте вопросы: Почему 8 ног? Почему руками? Почему борода как на иконе? Почему в животе? 2) Нарисуйте (анфас, профиль, сверху, снизу) I строфа - монолит II строфа – движение, скорость 3) Что знаем о данном периоде творчества поэта? 4) Что достигается за счёт принципа визуализации?

И.П.Смирнов «Заболоцкий и Державин» (1969) «Он (Заболоцкий) старался проникнуть в глубь предмета, показать внутреннюю сущность модели, не покидая зрительного ряда. Он защищал право на разрушительную субъективность, сдвинутость, странность мировосприятия и был уверен, что это в конце концов должно привести его к утверждению нового поэтического зрения. Поэтому Заболоцкий и мог сказать о часовом: «В его глазах одервенелых Четырехгранный вьется штык». По той же самой причине и возник в «Движении» образ восьминогого коня».