1 Программа по внедрению стандартов рационального использования энергии и маркировки (СРИЭМ): преобразование рынка и анализ конкретных проблем Д-р Ли Тиенан Профессор ЭСКАТО ООН Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого Океана Организации Объединенных Наций Практический Семинар на тему «Возможности улучшения энергетической эффективности в Центральной Азии, включая страны СПЕКА» ноября 2008 г., Алматы, Казахстан
2 Преобразование рынка
3 Цели Поддержка программ СРИЭМ. Убеждение участвующих сторон, включая разработчиков политик, производителей, коммунальных служб, розничных продавцов и других. Стимулирование развития новой технологии рационального использования и сохранения энергии.
4 Формулировка проблемы Технологии рационального использования энергии на рынке присутствуют, но... Часто не удается добиться их быстрого развертывания рынке; Отдельные программы предлагаются многочисленными отдельными учреждениями, коммунальными и другими организациями. Опыт внедрения программ рационального использования энергии показывает: Рынки технологий рационального использования энергии затруднены массой препятствий; Отдельные политики и мероприятия могут преодолеть 1 препятствие, но все же имеют ограниченное влияние на рынок в целом (например, реклама при фактическом отсутствии продукта).
5 Стратегический подход, который: Определяет барьеры для выхода на рынок энергоэффективных изделий; Обеспечивает целый ряд стратегий и проектов, которые устраняют препятствия согласованным способом. Приводит к долгосрочным изменениям в структуре и функционировании рынка, или поведении участников рынка: Причем окончательный результат – увеличение внедренных энергоэффективных изделий, услуг или практик. Что такое преобразование рынка?
6 Подход к преобразованию рынка Не отдельные мероприятия в рамках программы, но … интегрированная и динамичная стратегия, которая связывает отдельные элементы для создания постоянного изменения рынка; Мероприятия по проталкиванию технологии и стимулированию рынка для дополнения и укрепления друг друга; Там где одна мера недостаточна, сочетание мер будет иметь силу.
7 Разработка стратегии преобразования рынка Каждый продукт / рынок может включать в себя различные сочетания мер в зависимости от видов препятствий, с которыми сталкивается. Типичные препятствия включают в себя: Технологическую, рыночную и экономическую неопределенность; Отсутствие технических возможностей - промышленности, правительства, заинтересованных сторон; Отсутствие информации и информированности общественности; Вопрос первых финансовых вливаний; Ограничения финансирования; Плохая нормативно-институциональная основа.
8 Примеры программ и политик В стратегию ПР могут быть интегрированы программы и политики с целью поддержания программ СРИЭМ: Установка расценок и учет энергии. Финансирование и стимулирование. Нормативные стратегии. Добровольная деятельность. Государственные программы, ориентированные на покупки. Энергетический аудит. Образование и информирование потребителя и т.д.
9 Установка расценок и учет энергии Рыночные расценки на энергию --- свободный рынок с расценками на основе цен на энергоносители. Учет и осуществление платежей --- необходимо сотрудничество коммунальных компаний.
10 Финансирование и стимулирование Возмещения, гранты, и налоговые льготы. Финансирование инвестиций, направленных на энергосбережение: выдача ссуд, лизинг, ЭСКО, финансирование производителей/поставщиков, а также финансирование муниципальных служб.
11 Нормативные стратегии Обязательное нанесение маркировки энергетических характеристик. Интеграция требований по энергоэффективности в строительные нормативы. Государственные требования к частным коммунальным службам на предмет обязательного предложения программ энергосбережения.
12 Извлеченные уроки: Программы, ориентированные на покупки Нужна четкая политика и правила/законы: необходимо неоднократно довести их до сведения покупателей/продавцов; Сделать эффективную продукцию самой доступной для приобретения Эффективные изделия должны выбираться клиентами автоматически; Затем, первоначальная стоимость должна быть снижена, чтобы выбор делался среди энергоэффективной продукции. Инструкции должны быть просты: уровни, списки, маркировка! Координация программы покупок с другими программами: Испытания/маркировка изделий, строительные спецификации, возмещения, налоговые льготы – а также «зеленые закупки». Добиваться активного участия частного сектора Производители, поставщики, ЭСКО, архитекторы; Четкие и последовательные требования к рациональному использованию энергии.
13 Прочие политики и программы Энергетический аудит. Добровольное согласие. Приверженность качеству. Образование и информирование потребителей. Региональное/глобальное сотрудничество/гармонизация. Прочее.
14 Анализ конкретной проблемы: Практика Китая
15 Стандарты рационального использования энергии Китайский Национальный институт стандартизации, отвечает за развитие китайских национальных стандартов рационального использования энергии Разработано более 20 стандартов, в том числе: Бытовая техника: холодильники, кондиционеры, электрические водонагреватели, микроволновые печи, рисоварки, стиральные машины, газовые плиты; Осветительные элементы: стартеры для люминесцентных ламп, флуоресцентные лампы с двумя головками, компактные флюоресцентные лампы, натриевые лампы высокого давления и связанные стартерные элементы, металлические галогенные фонари и их стартерные элементы; Промышленная продукция: электродвигатели; Изделия, находящиеся в режиме ожидания: Цветные телевизоры, принтеры, копиры, факсы, компьютеры, мониторы, внешние источники питания; Другое.
16 1 я Программа введения маркировки для внедрения рационального использования энергии Она представляет собой добровольную программу внедрения маркировки, и была начата в 1998 году. На конец 2007 года в ней участвовало около 700 лучших производителей. Китайский Центр Сертификации Стандартов управляет внедрением маркировки в Китае последние 10 лет, а сейчас эти функции переданы CQC.
17 2 я Программа введения маркировки для внедрения рационального использования энергии Около 60 категорий продуктов, включая: Бытовую технику: холодильники, кондиционеры, электрические водонагреватели, микроволновые печи, рисоварки, стиральные машины, газовые плиты; Осветительные элементы: стартеры для люминесцентных ламп, флуоресцентные лампы с двумя головками, компактные флюоресцентные лампы, натриевые лампы высокого давления и связанные стартерные элементы, металлические галогенные фонари и их стартерные элементы; Промышленная продукция: компрессоры, электродвигатели, фиттинги и ловушки в электрическом транспорте, устройства контроля за электроэнергией; Изделия, находящиеся в режиме ожидания: Цветные телевизоры, принтеры, копиры, факсы, компьютеры, мониторы, внешние источники питания; Строительные материалы: Окна, изоляционное стекло, изоляционные материалы Некоторые из данных категорий перечислены в «Списке энергоэффективных изделий для Государственных Закупок».
18 1 я Всеобщая программа ИРО по внедрению маркировки Предыстория: Всеобщая программа по внедрению маркировки для энергоэффективных осветительных изделий; Исходное финансирование ГЭФ, исполнитель – IFC, начало – 1998 г.; Логотип ИРО активно продвигался в 7 странах. Международный запуск Фазы 2: В 2003 г., Китайский Центр Сертификации Стандартов выиграл международный тендер по администрированию 2 фазы программы ИРО; В , Китайский Центр Сертификации Стандартов организовал Институт Сертификации Качества ИРО; Сейчас штаб-квартира ИРО находится в Пекине, вместе к командой консультантов по международной мобильной соцработе.
19 2 я Всеобщая программа ИРО по внедрению маркировки Стратегия ИРО: ИРО – это «масштабный» стандарт для энергоэффективного осветительного оборудования в развивающихся странах; Основополагающая цель ИРО – «Приверженность качеству». Категории продуктов Инициативы Рационального Освещения: Компактные флуоресцентные лампы; Линейные флуоресцентные лампы; Стартеры ламп (электронные и магнитные); Освещение в общественных местах; Светодиодные дорожные знаки, и т.п. Запуск 2 фазы ИРО: Программа по внедрению маркировки ИРО была запущена в марте 2006 г.; Китайский Центр Сертификации Стандартов будет сотрудничать с международными партнерами, чтобы повсеместно внедрить программу сертификации ИРО.
20 Программа по внедрению информационной маркировки энергоэффективности Это обязательная программа маркировки и она была запущена в 2006 г. КНИС (Китайский Национальный Институт Стандартизации ) руководит китайской Программой по внедрению информационной маркировки. 9 категорий изделий, включая холодильники, кондиционеры, стиральные машины, компактные флюоресцентные лампы, и т.п. в данное время содержатся в списке.
21 Ключевые положения и политики Китайский закон сохранения энергии. Положение о программах внедрения маркировки энергоэффективности. Положение о создании Общества Ресурсосбережения. Государственная закупочная политика в отношении энергосберегающих изделий. Политики налоговых льгот. 10 лучших в Китае проектов по энергосбережению и повышению эффективности энергии. Цель - энергоемкость "20%". Инициативы стимулирования потребителя. Прочее Маркировка энергоэффективности и маркированные изделия были утверждены посредством ввода в действие постановлений и инициатив
22 Мероприятия для поддержки Китайская национальная недельная инициатива по энергосбережению Ежегодная выставка Китайского Центра Сертификации Стандартов, посвященная Энергии – эффективность, Вода – сбережение, а также изделиям с маркировкой экологического соответствия.
23 Ключевые партнеры – производители
24 Международное сотрудничество - ПРООН - ЭСКАТО ООН - ЮНЕП - ГЭФ - ДЭСВООН - ЮНИДО - ВБ - МЭА - МФК КЦСС - Австралия/AGO - США/EPA - ПВИЭЭЭ - CLASP - ГОТС / МГК - ДЕФРА - Великобритания ССП / AEA - KEMCO - LBNL - ICF Consulting
25 Международные проекты - 1 Проект Правительства Китая «Закупки энергоэффективного оборудования» (EF). Программа Правительства Китая «Управление энергией» (EF). Программа по преобразованию рынка энергоэффективных изделий (СК-СП/ДЕФРА/AGO). Эталонное тестирование международных политик: например проекты АТЭС. Разработка стандартов управления энергетической системой (ЮНИДО/ПВИЭЭЭ/ИСО). Китайский проект энергоэффективности конечного использования (ПРООН/ГЭФ). Китай проект «Зеленый свет» (ПРООН/ГЭФ). Разработка СРИЭМ и приоритетное исследование (LBNL/ CLASP).
26 Международные проекты - 2 Договор о взаимопонимании с Австралией в 2005 г. От наращивания потенциала к Договору о Взаимопонимании с США-EPA (2007 г.). BRESL: Проект по удалению препятствий на пути экономически эффективного развития и реализации стандартов энергоэффективности и маркировки (ПРООН / ГЭФ). Международная инициатива по гармонизации КФЛ - Китай- КЦСС, США-EPA и Австралия-AGO. Инициатива по гармонизации энергосберегающих телеприставок - Китай-КЦСС, США-EPA, Великобритания- AEA и Австралия-AGO. Инициатива по гармонизации в отношении поставщиков энергосберегающих внешних источников питания.
27 Спасибо за внимание! Контактное лицо: Ли Тиенан Директор Китайского Центра Стандартизации Адрес: No.4 Zhichun Road, Haidian District, Beijing China Телефон: Электронная почта: