Работа с текстом. Теория и практика Большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени А.Е.Кошкина Кайбицкого муниципального района РТ Учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Языковые способы и средства организации текста. Способы связи предложений в тексте Цепная связь Параллельная связь.
Advertisements

Что такое текст? Какие признаки текста вам известны? Что значит говорить и писать на тему? Как связываются предложения в тексте?
Средства связи предложений в тексте. Структурно-смысловые виды связи В структурно-смысловом отношении принято выделять два вида связи предложений: а)
Урок русского языка в 8 классе. Учитель : Бессчастнова С. Н. МОУ « Средняя школа 20» г. Балаково Строение текста. Стили речи.
Консультация 6 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Признаки текста: Смысловая цельность (единая тема) Грамматическая связь предложений.
СПП с придаточным присоединительным [ ], (с.слова ЧТО, ПОЧЕМУ, ОТЧЕГО…) придаточное содержит добавочное сообщение Его не было дома, почему я и оставил.
Синтаксис. Синтаксический разбор. 7 класс. Какие разделы науки о языке вы знаете и изучали на уроках русского языка? фонетика лексика словообразование.
Сочинение –это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого учащийся создаёт собственный текст. Он должен обладать смысловой цельностью, речевой.
Что такое подлежащее? Подлежащее – главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Текст. Тема и основная мысль текста Текст – это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью. Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Урок Урок русского языка в 8 классе на тему: «Предложение» Учитель: Грибанова Ирина Эдуардовна МОУ СОШ 3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского.
Мир природы в русской литературе Подготовила ученица 6 «А» класса Бойко Светлана.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
ПРИГЛАШАЮ В МАСТЕРСКУЮ СОТРУДНИЧЕСТВА… Дарю тебе сердце На листике белом, Дарю тебе сердце, Что хочешь с ним делай. Гуляй, где угодно, Ходи с ним повсюду,
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Подготовка к написанию сочинения-рецензии по тексту Ю. Бондарева о Ф.М. Достоевском.
Самое дорогое на земле Я вырос в деревне и, как все мальчишки, мечтал побывать в «жарких странах». Я очень счастливый человек, потому что многое повидал.
Проверяем домашнее задание.. Классная работа. Употребление словосочетаний. Утро было прекрасное солнце освещало вершины лип пожелтевших уже под свежим.
Транксрипт:

Работа с текстом. Теория и практика Большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени А.Е.Кошкина Кайбицкого муниципального района РТ Учитель русского языка и литературы Кайбицкого муниципального района РТ Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Тамбова Екатерина Григорьевна

Понятие о тексте Текст- сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Текст- сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Предложения в составе текста располагаются в логически стройной последовательности. Предложения в составе текста располагаются в логически стройной последовательности. Важнейшие признаки текста – смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между частями, законченность. Важнейшие признаки текста – смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между частями, законченность.

Способы выражения темы текста Тема текста может быть представлена заглавием Тема текста может быть представлена заглавием начальным и конечным предложениями начальным и конечным предложениями ключевыми словами ключевыми словами

Начало и конец текста Начальные предложения текста могут быть разными: Начальные предложения текста могут быть разными: Повествовательные: Закат прекрасен, а на лугах туман, как разлив. Повествовательные: Закат прекрасен, а на лугах туман, как разлив. Вопросительные: Почему меня до сих пор волнуют воспоминания о войне? Вопросительные: Почему меня до сих пор волнуют воспоминания о войне? Побудительные: Люди- братья! Опомнитесь!, Одумайтесь, поймите, что вы делаете. Вспомните, кто вы. Побудительные: Люди- братья! Опомнитесь!, Одумайтесь, поймите, что вы делаете. Вспомните, кто вы. Указательные: Да, вот они русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда,в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила- человеческая красота. (А.Н.Толстой) Указательные: Да, вот они русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда,в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила- человеческая красота. (А.Н.Толстой) Именительный представления: Любовь! Россия! Пушкин! Могущественные слова!... Именительный представления: Любовь! Россия! Пушкин! Могущественные слова!... Последнее предложение содержит итог, вывод. Последнее предложение содержит итог, вывод.

Ключевые слова Ключевые слова создают смысловую цельность текста, его связность. Ключевые слова создают смысловую цельность текста, его связность. Например: На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утор было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из - под кустов, осеняющих берег. Например: На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утор было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из - под кустов, осеняющих берег. Тема текста- раннее утро. Тема текста- раннее утро. Ключевые слова- прекрасное, солнце, озеро, лебеди. Ключевые слова- прекрасное, солнце, озеро, лебеди.

Способы связи предложений в тексте Цепная Цепная Параллельная Параллельная Цепной называется последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Цепной называется последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Например: Все блага и радость жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. С малых лет учись быть верным слову. Верность слову- твоя личная честь. Например: Все блага и радость жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. С малых лет учись быть верным слову. Верность слову- твоя личная честь. Параллельной связью называется соподчинение второго, третьего и т. д. предложений первому. Параллельной связью называется соподчинение второго, третьего и т. д. предложений первому.

Средства связи частей текста Лексический повтор :Человек с детства должен помнить, на какой земле он родился. Он должен помнить, что у него есть обязанности перед этой великой, красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. Лексический повтор :Человек с детства должен помнить, на какой земле он родился. Он должен помнить, что у него есть обязанности перед этой великой, красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. Однокоренные слова: Он любил смех, но смеялся своим милым, заразительным смехом только тогда, когда кто-нибудь другой рассказывал что-нибудь смешное. Однокоренные слова: Он любил смех, но смеялся своим милым, заразительным смехом только тогда, когда кто-нибудь другой рассказывал что-нибудь смешное. Местоименные слова : Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через моря… Местоименные слова : Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через моря… Союзы и частицы – союзы: Это как круги на воде. Но круги на воде, расщиряясь, становятся все слабее. Союзы и частицы – союзы: Это как круги на воде. Но круги на воде, расщиряясь, становятся все слабее.

Сочинение на основе прочитанного текста Ваше сочинение –это отклик на прочитанный текст. Вы создаете «текст о тексте». Откликнуться на то, что вы прочитали, можно по-разному и на разное. Ваше сочинение –это отклик на прочитанный текст. Вы создаете «текст о тексте». Откликнуться на то, что вы прочитали, можно по-разному и на разное. Перечитайте текст несколько раз. Перечитайте текст несколько раз. Поймите авторский замысел. Поймите авторский замысел. Погрузитесь в пространство текста. Погрузитесь в пространство текста. Ощутите его связь с другими текстами, которые хранятся в его памяти. Ощутите его связь с другими текстами, которые хранятся в его памяти. Выделите проблемы, поднятые в тексте. Выделите проблемы, поднятые в тексте. Выразите ваше отношение к ним. Выразите ваше отношение к ним.

Текст В. Пескова Старый вопрос к человеку, повидавшему землю: «Где лучше? Какое место красивее всех?» Одного ответа на этот вопрос не существует. Мест, изумительных по красоте, на земле много. Рассказ о семи чудесах света люди придумали, когда землю почти не знали. Сейчас любая из туристских компаний насчитает нам сотни чудес и подтвердит снимками. И чаще всего обмана нет, место и в самом деле ошеломляет тебя красотой… И все-таки остается вопрос: «Какое место?...» Я и сам спрашивал разных людей. Но спрашивал так: «какое место ты хотел бы увидеть в последний день своей жизни?» Никто не назвал ярких знаменитых точек земли. Желания были простыми: «родительский дом и сад», «горы перед восходом солнца.. я помню их с детства», «речку с кувшинками», степь… и по степи бегут лошади». Ответы почти одинаковы: каждому особенно дорог тот уголок на земле, где рос, где стал человеком. И все- таки на вопрос о « лучшем месте» я всегда говорю: средняя полоса. Рязанские поля и березы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках. Подмосковье, владимирские проселки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи,- это все в обиходе мы зовем средней полосой,имея в виду широкий пояс России, идущий с запада до Урала. Я очень люблю этот пояс. И объяснения в этой любви, думаю, понятны всем, кто сумел приглядеться к неброской, но тонкой красоте Средней России, до самой глубины понятой Левитаном, Нестеровым, Чайковским, Тютчевым, Фетом, Есениным, Паустовским. Старый вопрос к человеку, повидавшему землю: «Где лучше? Какое место красивее всех?» Одного ответа на этот вопрос не существует. Мест, изумительных по красоте, на земле много. Рассказ о семи чудесах света люди придумали, когда землю почти не знали. Сейчас любая из туристских компаний насчитает нам сотни чудес и подтвердит снимками. И чаще всего обмана нет, место и в самом деле ошеломляет тебя красотой… И все-таки остается вопрос: «Какое место?...» Я и сам спрашивал разных людей. Но спрашивал так: «какое место ты хотел бы увидеть в последний день своей жизни?» Никто не назвал ярких знаменитых точек земли. Желания были простыми: «родительский дом и сад», «горы перед восходом солнца.. я помню их с детства», «речку с кувшинками», степь… и по степи бегут лошади». Ответы почти одинаковы: каждому особенно дорог тот уголок на земле, где рос, где стал человеком. И все- таки на вопрос о « лучшем месте» я всегда говорю: средняя полоса. Рязанские поля и березы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках. Подмосковье, владимирские проселки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи,- это все в обиходе мы зовем средней полосой,имея в виду широкий пояс России, идущий с запада до Урала. Я очень люблю этот пояс. И объяснения в этой любви, думаю, понятны всем, кто сумел приглядеться к неброской, но тонкой красоте Средней России, до самой глубины понятой Левитаном, Нестеровым, Чайковским, Тютчевым, Фетом, Есениным, Паустовским.

Какое утверждение не соответствует содержанию текста? На земле много мест, замечательных по красоте. На земле много мест, замечательных по красоте. Каждому особенно дорого то место на земле, где родился, где вырос. Каждому особенно дорого то место на земле, где родился, где вырос. Тонкая, неброская красота Средней России отражена в произведениях многих писателей, художников. Тонкая, неброская красота Средней России отражена в произведениях многих писателей, художников. (Ответ: в) (Ответ: в)

Укажите ключевые слова текста Укажите ключевые слова текста ( Ответ: Где лучше? Сотни чудес, уголок на земле, средняя полоса, неброская,но тонкая красота средней России) ( Ответ: Где лучше? Сотни чудес, уголок на земле, средняя полоса, неброская,но тонкая красота средней России)

Докажите, что это текст публицистического стиля

Укажите средства выражения отношения, эмоциональной лексики, с помощью которых осуществляется функция воздействия: а)Оценочная лексика а)Оценочная лексика б)Прилагательные, наречия, употребленные в превосходной степени сравнения б)Прилагательные, наречия, употребленные в превосходной степени сравнения в)Ряды однородных членов в)Ряды однородных членов г) Вопросительные предложения г) Вопросительные предложения д)Восклицательные предложения д)Восклицательные предложения Ответ (а-г) Ответ (а-г)

Укажите средства связи между предложениями: а)Лексический повтор а)Лексический повтор б)Однотематическая лексика б)Однотематическая лексика в)Местоимения в)Местоимения г)Союзы, частицы г)Союзы, частицы д)Числительные д)Числительные е)Неполные предложения е)Неполные предложения Ответ (а-г) Ответ (а-г)

Объясните значение слов: Кувшинка, перелески, проселки Кувшинка, перелески, проселки

Выпишите словосочетания с причастиями Выпишите словосочетания с причастиями Составьте схему последнего предложения Составьте схему последнего предложения Продолжите текст, подтвердив конкретными примерами. Продолжите текст, подтвердив конкретными примерами.

Текстовые ошибки : 1. Логические ошибки: Логические ошибки- это ошибки, нарушающие смысловую цельность и последовательность изложения. Логические ошибки- это ошибки, нарушающие смысловую цельность и последовательность изложения. Нарушение логической связи между предложениями Нарушение логической связи между предложениями Пропуск предложений, необходимых для логического развития мысли. Пропуск предложений, необходимых для логического развития мысли. Неоправданный повтор одной и той же мысли Неоправданный повтор одной и той же мысли Логическое противоречие Логическое противоречие

2. Ошибки в абзацном членении текста: Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части. Отсутствие абзацного членения в основной части сочинения. Отсутствие абзацного членения в основной части сочинения. Необоснованное абзацное членение. Необоснованное абзацное членение.

3. Ошибки в связности предложений и смысловых частей текста: Отсутствие или нарушение временных, причинно- следственных связей между частями текста. Отсутствие или нарушение временных, причинно- следственных связей между частями текста. Неоправданный повтор одного и того же слова, необоснованное использование однокоренных слов в качестве средств связи между предложениями и смысловыми частями. Неоправданный повтор одного и того же слова, необоснованное использование однокоренных слов в качестве средств связи между предложениями и смысловыми частями. Необоснованное использование языковых единиц, как правило союзов, местоимений, вводных слов в качестве средств связи между предложениями и смысловыми частями. Необоснованное использование языковых единиц, как правило союзов, местоимений, вводных слов в качестве средств связи между предложениями и смысловыми частями.