Игра «Что? Где? Когда?» Уважаемые знатоки ! Уважаемые знатоки ! Давайте сразимся ! Давайте сразимся ! Команда 1 против команды 2 Команда 1 против команды.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к диктанту Повторение по теме «Причастие»
Advertisements

Часть В. В 1. Основные способы словообразования. 1. Суффиксальный : изречение ( изречь ). 2. Приставочный : безнравственные ( нравственность ). 3. Приставочно.
Орфография (от греч. orthos «правильно» и graphо «пишу») – это исторически сложившаяся система правил, устанавливающих написания слов. Орфограмма (от.
Тест по теме: «Наречие как часть речи». Электронный ресурс подготовлен учителем Судаковой С.Р. МОУ СОШ 5 г.Светлого Калининградской области.
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна г. Майкоп, 2013.
Тест по русскому языку (повторение изученного в 5 и 6 классах)
Тема 1Тема 2Тема 3 VV V Переход к теме по гиперссылке Если вопросы темы исчерпаны или Вы выбираете данную тему, щёлкните по прямоугольнику Возврат к барабану.
Слайды к урокам русского языка в 3 классе по программе Л.И. Тимченко учитель начальных классов МОУ «Гимназия 17» г. Электросталь Московской области Симоянова.
Скоро-скоро пятый класс, Ожидают встречи нас. Встречи интересные – Откроют неизвестное! Будем мы дружить всегда? И сомненья нету в том, Что мы дружбу пронесем.
Понятие о причастии Работа ученика 7в класса Вершигоры Василия.
Тема урока: Морфология. Имя прилагательное. Будьте дотошны и скрупулёзны!
Способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Задачи урока: изучить основные способы.
Разграничение категории состояния и других частей речи ПризнакиНаречие Краткое прилагательное Категория состояния Вопросы Как? Каким образом? Каково? Как?
Я слово ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Подготовлен Калининой Анастасией 8 «В». Члены предложения Главные Второстепенные Подлежащее Сказуемое Определение ПриложениеДополнение Обстоятельство.
Я слово ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное.
Анализ результатов регионального мониторинга по русскому языку ( 4 класс, 2015 учебный год) Шило Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «Кто хочет стать пятионером ?» Правила игры 3 подсказки можно брать на каждом слайде. Главное – найти правильный ответ! Переход на следующий.
Транксрипт:

Игра «Что? Где? Когда?» Уважаемые знатоки ! Уважаемые знатоки ! Давайте сразимся ! Давайте сразимся ! Команда 1 против команды 2 Команда 1 против команды 2 Удачи ! Удачи !

Вопросы - это задания к школьному этапу районной олимпиады. Региональный этап Всероссийские конкурсы. Внутришкольный этап. Районный этап

Уважаемые знатоки! Сосредоточьтесь! Вы должны показать свои знания норм русского литературного языка, проявить языковое чутье и смекалку в решении неординарных вопросов, связанных с системной организацией русского языка в его прошлом и настоящем состоянии. Вы должны показать свои знания норм русского литературного языка, проявить языковое чутье и смекалку в решении неординарных вопросов, связанных с системной организацией русского языка в его прошлом и настоящем состоянии.

Ответ на вопрос 1 Ответ: Написание этих слов основано на традиционном принципе русской орфографии. Традиционное правописание зафиксировало старое произношение этих шипящих: ш, ж произносились мягко, а ч, щ – как твердые согласные. Ответ: Написание этих слов основано на традиционном принципе русской орфографии. Традиционное правописание зафиксировало старое произношение этих шипящих: ш, ж произносились мягко, а ч, щ – как твердые согласные. Оценка: 2 балла за ответ на первый вопрос и 3 балла - за второй. Оценка: 2 балла за ответ на первый вопрос и 3 балла - за второй.

Ответ на вопрос 2 Ответ: «Беглыми» являются гласные о (рот – рта, уголок – уголка), е (день – дневной, глупец – глупца), и (собирать – собрать, лисий – лисья), ы (называть – назвать, втыкать – воткнуть). В редких случаях возможна (по аналогии) «беглость» других гласных, ср. заяц – зайца. Ответ: «Беглыми» являются гласные о (рот – рта, уголок – уголка), е (день – дневной, глупец – глупца), и (собирать – собрать, лисий – лисья), ы (называть – назвать, втыкать – воткнуть). В редких случаях возможна (по аналогии) «беглость» других гласных, ср. заяц – зайца. Оценка: 2 балла за правильный ответ, 0,5 балла за приведенный пример. Оценка: 2 балла за правильный ответ, 0,5 балла за приведенный пример.

Ответ на вопрос 3 Ответ: а) диван-кровать (сложение слов) Ответ: а) диван-кровать (сложение слов) б) вдуматься (приставочно-суффиксальный) б) вдуматься (приставочно-суффиксальный) в) зелень (безсуффиксальный, безаффиксный) в) зелень (безсуффиксальный, безаффиксный) г) паровоз (сложение основ с помощью соед. гласной) г) паровоз (сложение основ с помощью соед. гласной) д) водопроводчик (суффиксальный) д) водопроводчик (суффиксальный) е) по-русски (пристав.-суффиксальный) е) по-русски (пристав.-суффиксальный) ж) перешептываться (приставочно-суффикс.- постфиксальный) ж) перешептываться (приставочно-суффикс.- постфиксальный) з) столовая (переход одной части речи в другую, субстантивация) з) столовая (переход одной части речи в другую, субстантивация) Оценка: За каждый верный ответ - 1 балл. Оценка: За каждый верный ответ - 1 балл.

Ответ на вопрос 4 Ответ: Для правильного ответа нужно заметить, что каждое из этих слов может быть формой буд. вр. 2 л. мн. ч. и формой повелит. накл. 2 л. мн. ч., поэтому их морфемное членение может быть двояким: Ответ: Для правильного ответа нужно заметить, что каждое из этих слов может быть формой буд. вр. 2 л. мн. ч. и формой повелит. накл. 2 л. мн. ч., поэтому их морфемное членение может быть двояким: вы-полн-ите и вы-полн-и-те; вы-полн-ите и вы-полн-и-те; вы-лет-ите и вы-лет-и-те; вы-лет-ите и вы-лет-и-те; вы-куп-ите и вы-куп-и-те. вы-куп-ите и вы-куп-и-те. Оценка: По 1 баллу за каждую правильно разобранную словоформу. Оценка: По 1 баллу за каждую правильно разобранную словоформу.

Ответ на вопрос 5 Ответ: Эти слова связаны этимологически. Ответ: Эти слова связаны этимологически. Если другие названия цветка связаны с понятием меч (мечик) и шпага (шпажник), то можно предположить, что слово гладиолус имеет буквальное значение «меч, шпага». Если учесть, что название шпага более позднее, то можно остановиться на значении «меч». И в польском, и в русском названии цветка отмечаются суффиксы с уменьшительным значением, которые также здесь имеют значение «подобия» в названиях предметов, похожих по внешнему виду (цвету, форме, расположению и т.п.) на мотивирующее слово. Таким образом, мечик – это «маленький меч», а шпажник (сравните шпажка) – «маленькая шпага». Следовательно, можно предположить, что гладиолус также означает буквально «маленький меч». Если другие названия цветка связаны с понятием меч (мечик) и шпага (шпажник), то можно предположить, что слово гладиолус имеет буквальное значение «меч, шпага». Если учесть, что название шпага более позднее, то можно остановиться на значении «меч». И в польском, и в русском названии цветка отмечаются суффиксы с уменьшительным значением, которые также здесь имеют значение «подобия» в названиях предметов, похожих по внешнему виду (цвету, форме, расположению и т.п.) на мотивирующее слово. Таким образом, мечик – это «маленький меч», а шпажник (сравните шпажка) – «маленькая шпага». Следовательно, можно предположить, что гладиолус также означает буквально «маленький меч». Теперь легко восстанавливается связь слов гладиолус и гладиатор: гладиатор первоначально – «боец, воин, орудующий, сражающийся мечом». Теперь легко восстанавливается связь слов гладиолус и гладиатор: гладиатор первоначально – «боец, воин, орудующий, сражающийся мечом». Оценка: Максимальное количество баллов за наиболее точное и обоснованное объяснение – 10. Оценка: Максимальное количество баллов за наиболее точное и обоснованное объяснение – 10.

Ответ на вопрос 6 Паронимия. Нестерпимый - такой, который невозможно стерпеть (нестерпимый холод). Нетерпимый - недопустимый (нетерпимое отношение). Политический - относящийся к политике (политический деятель). Политичный - действующий дипломатично, осторожно (политичный намек). Тактичный - обладающий тактом (тактичный поступок). Тактический - относящийся к тактике (тактическая задача). Оценка: За определение языкового явления – 1 балл, за каждое объяснение – 0,5 балла; за составленное словосочетание – 0,5 балла.

Ответ на вопрос 7 бросить якорь – поднять паруса; бросить якорь – поднять паруса; витать в облаках – спуститься с небес на землю; витать в облаках – спуститься с небес на землю; кот наплакал – куры не клюют; кот наплакал – куры не клюют; у черта на куличках – под самым носом. у черта на куличках – под самым носом. Оценка: За каждый верный ответ – 1 балл. Оценка: За каждый верный ответ – 1 балл.

Ответ на вопрос 8 1) наречие, 2) краткое прилагательное, 3) категория состояния. 1) наречие, 2) краткое прилагательное, 3) категория состояния. Оценка: За каждый верный ответ – 1 балл. Оценка: За каждый верный ответ – 1 балл.

Ответ на вопрос 9 1) обстоятельство; 2) определение; 3) дополнение; 4) подлежащее и сказуемое; 5) дополнение. Оценка: За каждую верно указанную синтаксическую функцию инфинитива – 1 балл. Ответ:

Ответ на вопрос 10 Это обратный словарь, в котором слова расположены по алфавиту не по первой, а по последней составляющей их букве (сначала даются слова, заканчивающиеся на – а, потом на – б и т.д.). В пределах группы слов с одинаковой конечной буквой слова располагаются в алфавитном порядке предпоследних букв. По обратному принципу строится и «Грамматический словарь русского языка» А.А. Зализняка (1977г.). Поскольку в русском языке грамматическое значение слова концентрируется в его последней части, обратный словарь позволяет 1) сгруппировать слова с одинаковыми грамматическими характеристиками. Например, глаголы окажутся собранными по финалям -ть, -ти, -чь. А поскольку суффикс в большинстве своем требует определенного окончания, вместе будут собраны 2) и слова с одинаковыми суффиксами. Например, существительные с суффиксами –ени, требующего окончание –е, или прилагательные с суффиксом – енн. Обратный словарь может быть использован для 3) описания грамматического строя языка, 4) для подбора примеров с одинаковыми орфограммами в окончании или суффиксе, 5) для подбора рифм. Оценка: За указание типа словаря – 3 балла, за каждое указание функций (целей) словаря – 2 балла.

Спасибо за участие! Поздравления победителям!

Физкультминутка Физкультминутка Существительное – хлопаем в ладоши один раз Прилагательное – хлопаем в ладоши два раза Глагол - хлопаем в ладоши три раза Причастие – поднимаем руки вверх Местоимение – топаем ногами Я и мир вокруг – проблема, волнующая человека. Будут ли радовать глаз зеленеющие цветы, петь птахи, зависит от тебя, от меня, ото всех.