Обзор текущей ситуации и новые подходы в обеспечении адресной социальной помощью в Казахстане Светлана Куница Центр Исследований «САНДЖ» г. Астана, 19.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственная адресная социальная помощь в г.Шахтинске Государственная адресная социальная помощь – выплата в денежной форме, предоставляемая государством.
Advertisements

Доходы граждан Казахстана Подготовила: Бердавлетова А.С., группа-ЭЭ-410.
Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия «Нам необходимо.
Социальная защита в Казахстане ПРООН Казахстан Алматы, июль 2004 года.
Государственная программа «Социальная поддержка граждан Пермского края» докладчик: министр социального развития Пермского края Татьяна Юрьевна Абдуллина.
Государственная адресная социальная помощь - выплата в денежной форме, предоставляемая государством лицам (семьям) с месячным среднедушевым доходом ниже.
СНИЖЕНИЕ БЕДНОСТИ – ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Л. Грибенко, к.э.н. Министерство труда и социальной защиты населения.
Выполнил: Шишибаров С.В.гр.ВЗБ5ЮР41уп. Тема государственной социальной помощи в Российской Федерации на сегодняшний день является недостаточно изученной.
ЗАСЕДАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ИНТЕРЕСАХ СЕМЬИ, ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Министр труда.
Практика измерения бедности и неравенства в Республике Беларусь Инна Коношонок Начальник Управления статистики уровня жизни населения и обследований домашних.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Субсидии предоставляются гражданам на основании ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Регулирование рынка труда в Свердловской области Воронина Л.Н.
United Nations Development Program in Kazakhstan Проблема снижения бедности в работе ПРООН в Казахстане Семинар Проблема измерения бедности как многоаспектного.
Главные цели и приоритеты политики на период до 2020 года.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан « Региональный аспект государственной социальной политики Республики Татарстан в.
1 Руководитель Федеральной службы государственной статистики А.Е.Суринов УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ: ИТОГИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ.
Детская бедность в России 4-я научная конференция «Социальная политика: вызовы 21 века» Москва, 8-9 декабря 2005 г. Независимый Институт Социальной Политики.
О пилотном проекте по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта Департамент социального развития Кировской области.
Постановление Правительства РФ от г. 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим.
Петухова Светлана Ивановна заместитель министра – начальник управления социальной поддержки населения министерства социальной защиты населения Хабаровского.
Транксрипт:

Обзор текущей ситуации и новые подходы в обеспечении адресной социальной помощью в Казахстане Светлана Куница Центр Исследований «САНДЖ» г. Астана, 19 июня 2013 года Международная конференция «Инновационные подходы в предоставлении социальных услуг для детей и молодежи Казахстана»

1.Адресная социальная помощь (АСП) в Казахстане и критерии ее оказания 2.Эффективность АСП: адресность, охват, достижение целей, ошибки включения и исключения 3.Новые подходы и принципы оказания социальной помощи в Казахстане и за рубежом Содержание Центр Исследований «Сандж»

Действует с января 2002 года Бенефициары: домохозяйства (лица) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности (40% ПМ). Бюджетирование: за счет средств местных бюджетов Регулирование: 1)Закон «О государственной адресной социальной помощи» от 17 июля 2001 года с изменениями и дополнениями 2)Правила назначения и выплаты государственной социальной помощи от 24 декабря 2001 года с изменениями и дополнениями и др. Основная цель (?): согласно ст.2 и ст.7 Закона РК - компенсировать среднедушевой доход до установленной «черты бедности»: АСП = (Черта бедности – Среднедушевой Доход)* Число членов ДХ Адресная социальная помощь в Казахстане: текущая ситуация Центр Исследований «Сандж»

Критерий для оказания помощи – «черта бедности» или 40% прожиточного минимума, утвержденного в областях, городе республиканского значения, столице (экономическая бедность исходя из возможностей государства). На 1 кв года черта бедности в среднем по стране составила 6865 тг* Однако «бедность» - это многогранное явление, включающее: -Продуктовая бедность -Бедность по доходу -Бедность по лишениям (депривации) -Стратификационная бедность -Бедность по социальной исключенности из жизни общества и др. Критерий для оказания помощи *Источник:

1) Заявление 2) сведения о составе семьи; 3) сведения о полученных доходах лица (членов семьи заявителя); 4) сведения о наличии личного подсобного хозяйства; 5) копия социального контракта в случае участия в активных мерах содействия занятости; Перечень документов для подачи на получение АСП Источник: Правила назначения и выплаты государственной социальной помощи от 24 декабря 2001 года с изменениями и дополнениями

Индикаторы: -Адресность, ошибки «включения», «исключения» и «утечки» -Охват -Продолжительность получения АСП -Влияние АСП на уровень бедности (продуктовой бедности) и неравенство в стране -Доля малоимущих семей, получающих АСП Достигает ли АСП в Казахстане своей цели?

Под адресностью подразумевается выявление тех, кто конкретно будет или не будет иметь право на получение социальной помощи. Действительно ли фактические получатели помощи относятся к бедным или крайне бедным домохозяйствам и имеют ли они право на участие в программе? Кто является непосредственным получателем АСП – отдельное лицо или домохозяйство? Адресность АСП

Оценка адресности программы АСП в Казахстане Источник данных: на основе данных База Обследования бюджетов домашних хозяйств (БДОД) Агентства РК по статистике 1- Центр Сандж», расчеты по БДОД за 2009 г. в рамках проекта «Оценка бедности в Казахстане» для АБР- ПРООН (не опубликованы) 2- Всемирный Банк. расчеты по БДОД за 2007г. Распределение бенефициаров по квинтилям подушевого потребления Виды помощи Всего % 1-кв2-кв3-кв4-кв5-кв Адресная социальная помощь -1, в ,519,412,96,74,5 Адресная социальная помощь-2, в ,618,75,71,61,0 Жилищная помощь- 2, в ,618,616,816,421,7

Структура получателей АСП (на конец года) В 2011 ГОДУ В СТРУКТУРЕ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ АСП: ПРЕОБЛАДАЕТ ДОЛЯ ДЕТЕЙ (61%); С 2009 по 2011г. возросла доля самостоятельно занятых (+4,7пп) и работающих по найму (0,7пп ) +5пп +0,7пп

Профиль бедности в РК, 2009 Источник: расчеты Центра «Сандж» по БДОД за 2009 г. Агетства РК по статистике, в рамках проекта «Оценка бедности в Казахстане», по заказу АБР - ПРООН Доля лиц, %

Охват программой АСП в Казахстане в 2005, гг. Показатели Численность получателей АСП 1, тыс.чел. 516,9246,2242,6196,3141,697,3 Расчетная 2 численность крайне бедных (продуктовая), тыс.чел. 787,6188,196,665,382,833,6 Расчетная 2 численность бедных, (доходы ниже ПМ), тыс.чел ,51 896,61 319,71 061,0877,6638,1 Охват АСП 3 (от числа бедных по продуктовой бедности), в % 65,6130,9251,3300,6171,1289,7 Охват АСП 3 (от числа бедных по ПМ), в % 10,813,018,418,516,115,2 Охват АСП (от среднегод. численности населения ), в % 3,411,571,511,200,860,58 Источник данных: 1 – Агентство РК по статистике stat.kz 2 – расчеты по данным Агентства РК по статистике (уровень бедности и среднегод. численность населения) Плановые показатели: 2012 – 146 тыс. чел 2013 – 155 тыс. чел 2014 – 149 тыс. Чел Источник: данные МТСЗ РК

Данные МТСЗ РК, доклад в Мажилисе 2012 Количество семей Доля, % Оказание адресной социальной помощи в гг. в Казахстане (МТСЗ РК)

Сопоставление показателей по бедности с учетом АСП в доходах населения и без учета АСП Источник данных: Расчеты ИВЦ при Агентстве Республики Казахстан по статистике по БДОД 2005г. в рамках научно- исследовательского проекта «Бедность и неравномерность развития регионов.

-неуверенность в том, что пособие будет назначено, (54%) -Считают, что размер пособий слишком мал и не покроет все затраченные усилия (10%). -Отсутствие всех запрашиваемых документов, например регистрация места жительства (10%) -Нехватка времени и средств на сбор необходимых документов (10%) -в очень редких случаях, но приходилось заплатить соответствующим сотрудникам за назначение пособия или оформление справок Почему люди не обращаются за пособиями (АСП): Источник: Результаты исследования Центра «Сандж» по Алматинской и Акмолинской областях в 2012г., N=1206 домохозяйств (получателей пособий АСП и бедных)

На продукты питания На одежду На оплату коммунальных услуг (электроэнергия) На выплату кредитов -1 Использование АСП в домохозяйстве Источник: 1 -исследование «Детский труд в аграрном секторе Казахстана в ЮКО и Алматинской областях, Центр «Сандж» по заказу МОТ/ИПЕК, 2011 г.

Великобритания: Программа New Deal («Новый курс») Франция: Система дохода активной солидарности (RSA), 2009 вместо Системы минимального дохода в сопровождении социального контракта (RMI), с 1988г. США: TANF – Temporary Assistance for Needy Families (Программа временной поддержки нуждающихся семей), Food Stamps Program (Программа продуктовых талонов), 1996 Россия, Пермский край: Программа «От пособия к зарплате», с 2004 г. Чили: система «Chile Solidario» (Солидарная Чили), 2002 г. Армения: программа «Family Poverty Benefits Program» (Поддержка Бедных Семей) Казахстан: Программы Фонда «Бота», Программа «Дорожная карта Казахстана , «Занятость 2020» Примеры лучших практик оказания адресной помощи

Изменить принцип помощи «пассивный» на «активный» Помощь становиться не только адресной, но и обусловленной (социального контракта адаптации со взаимными обязательствами сторон) А также Программа может нести задачу «социальной адаптации» и инклюзии - помощи в индивидуальном выборе программы выхода из бедности. Конечная цель социальной адаптации и заключения контракта – выход семьи на самообеспечение Крайне бедные могут достичь соответствующего качества жизни путем развития ряда социальных навыков Новые подходы и принципы оказания адресной социальной помощи: ъ

Для того, чтобы уменьшить иждивенческие настроения населения, в развитых странах активно используют отдельные элементы дизайна программ, которые снижают негативное воздействие программ на трудовую активность их получателей. Среди таких элементов можно выделить такие элементы как: Установление такого уровня выплат, при котором сохранится мотивация к труду. При этом выплаты должны быть меньше, чем пособие по безработице, минимальная пенсия, минимальная заработная плата; Ограничение сроков выплаты пособия определенным периодом; Введение требования обязательного трудоустройства для трудоспособных взрослых программы и предоставление такого трудоустройства через систему общественных работ, если в регионе нет достаточного количества рабочих мест. Центр Исследований «Сандж» Новые подходы и принципы оказания адресной социальной помощи: ъ

Система АСП в настоящее время не стимулирует людей выходить из «трудной ситуации», а наоборот - усугублять ее (напр. ничего не выращивая на участке, не разводя скот) иначе они лишаются права на получение пособия. Семьи находятся в разной жизненной ситуации, соответственно и помощь по выходу из бедности необходима разная. - домохозяйства с детьми до 6 лет многодетные домохозяйства Домохозяйства с безработными Домохозяйства из лиц пред-пенсионного возраста Семьи с инвалидами Будет ли это работать в Казахстане: результаты исследования 2012 Источник: Результаты исследования Центра «Сандж» по Алматинской и Акмолинской областях в 2012г., N=1206 домохозяйств (получателей пособий АСП и бедных)

Хотят ли люди быть бедными? Согласны с утверждением, % домохозяйств Получате ли АСП Бедные по ПМ Я вполне доволен и ничего не хочу менять44 Я не особо доволен и хотел (а) бы изменить кое-что в положении моей семьи 2340 Я совсем недоволен положением семьи, но чувствую себя бессильным что-либо изменить 3328 Я совсем недоволен положением семьи и готов (а) на многое, чтобы изменить ситуацию 3726 Затруднились ответить32 Источник: Результаты исследования Центра «Сандж» по Алматинской и Акмолинской областях в 2012г., N=1206 домохозяйств (получателей пособий АСП и бедных)

Предпочтения видов помощи для улучшения жизненной ситуации (домохозяйства с доходом ниже ПМ), в % Источник: Результаты исследования Центра «Сандж» по Алматинской и Акмолинской областях в 2012г., N=1206 домохозяйств (получателей пособий АСП и бедных)

Активность, которую готовы проявлять домохозяйства при обусловленных выплатах в 2000, 5000 и тенге на каждого члена семьи Источник: Результаты исследования Центра «Сандж» по Алматинской и Акмолинской областях в 2012г., N=1206 домохозяйств (получателей пособий АСП и бедных)

Научно обоснованный подход в определении объемов помощи Учет условий при которых разработанная система будет успешной: например, доступность детских садов или услуг по уходу за детьми, достаточное количество предложений рабочих мест Учет потребностей населения, нуждающегося в помощи, и их готовности принять на себя обязательства Обучение и подготовка специалистов системы социальной защиты (социальных работников) Условия для введения новых подходов в оказании адресной социальной помощи

Спасибо за внимание! Центр Исследований «Сандж» Алматы: +7(727) Астана: +7(7172) ,