Ежегодный семинар Центра международного сотрудничества по развитию образования Тест грамотности чтения художественных текстов Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Advertisements

Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Овладение приемами работы с художественным текстом Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Литературоведческий анализ текста как средство литературного развития учащихся начальных классов Подготовил: учитель начальных классов МОУ «Гимназия 1»
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Семинар 2. Смысловое чтение.. «Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Род – наиболее обобщающее, исторически устойчивое деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК УМК «Школа России» в контексте требований PIRLS.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Дифференцированная диагностика литературного развития читателя-школьника.
Обучение аудированию. Рекомендации по использованию эффективных стратегий аудирования 1. Что делать, если вы услышали новые слова, которые вам не знакомы.
Позиция автора Готовимся к ЕГЭ Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Васьковой Ольгой Валерьевной.
Художественные особенности рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским.
Транксрипт:

Ежегодный семинар Центра международного сотрудничества по развитию образования Тест грамотности чтения художественных текстов Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская ноября 2009 года п. Бекасово, Московская область

Предметная основа тестирования грамотности чтения (художественные тексты)

Эпические произведения Средства анализа текстаЧитательские действия Отношение автора (рассказчика) выявление (нахождение) прямых и косвенных оценок автора (рассказчика) и обоснование своего понимания (текстом) Жанр определение (узнавание) жанра произведения, «запускающего» определенную читательскую стратегию. Эмоциональный тон текста определение эмоционального тона текста и обоснование своего понимания Внешние проявления героя: портрет, поступки, действия, речь извлечение соответствующих фрагментов текста и их интерпретация (толкование). Внутренний мир героя: характер, мотивы, причины, цели действий, позиция героя (точка зрения), эмоциональное состояние, настроение извлечение (выделение, выявление) соответствующих фрагментов текста, установление связей между ними и их интерпретация (толкование) Сюжет – последовательность событий, их развитие, позволяющие герою проявить свои качества. выделение последовательности событий, значимых для проявления внутреннего мира героя Художественные детали: пейзаж, интерьер, название и др. нахождение и интерпретация (толкование) художественных деталей, значимых для проявления а) внутреннего мира героя и б) отношения автора (рассказчика) Языковые средства выразительности. выявление и интерпретация языковых средств художественной выразительности, значимых для проявления а) внутреннего мира героя и б) отношения автора (рассказчика)

Лирические произведения Средства анализа текста Читательские действия Предмет, вызывающий наиболее сильный эмоциональный отклик рассказчика (лирического героя) Нахождение по художественной детали предмета, вызывающего наиболее сильный эмоциональный отклик рассказчика (лирического героя). Ведущий эмоциональный тон определение эмоционального тона текста и обоснование своего понимания Художественные детали выделение и толкование (интерпретация) художественных деталей, значимых для выражения настроения Языковые средства выразительности выделение и толкование (интерпретация) средств языковой выразительности, значимых для выражения ведущего настроения и его оттенков.

Уровни В соответствии с общей концепцией определения результатов обучения, предложенной П. Г. Нежновым при разработке настоящих контрольно-измерительных материалов, были выделены три способа работы с художественным текстом. Эти способы конкретизируют в предметной области «Грамотность чтения художественных текстов» три качественно разных варианта опосредования – –формальный –предметный –функциональный. В результате этой конкретизации были назначены три уровня читательской компетентности.

Первый уровень (формальный) ориентация на внешне выраженное существенное. Индикатором достижения этого уровня является выполнение заданий, в которых предполагается: Выявлять явно выраженное в тексте, находить отдельные фрагменты текста (обстоятельства, последовательность событий, внешние проявления героя, внутренний мир героя, взаимоотношения героев, отношение рассказчика к героям и пр.). Воссоздавать не сказанное явно, но однозначно подразумеваемое (обстоятельства, последовательность событий, внешние проявления героя, внутренний мир героя, взаимоотношения героев, отношение рассказчика к героям и пр.), восстанавливать легко понимаемые зияния (лакуны). Понимать литературный язык (значения слов, смысл часто встречающихся идиом, фразеологизмов, общеязыковых метафор и п.р.) Узнавать жанр (сказка, рассказ, стихотворение, басня).

Второй уровень (предметный) – ориентация на внешне не выраженное существенное. Индикатором достижения этого уровня является выполнение заданий, в которых предполагается: Воссоздавать целостную картину жизни (соединять, составлять фрагменты текста: выявлять внутренний мир героя, изменения во внутреннем мире героя, расхождения внешнего выражения и внутреннего состояния героя, связь внутреннего состояния героя с внешним миром, восстанавливать трудно заполняемые зияния, эмоциональный тон текста, отношение рассказчика к героям, тематику произведения, главные смыслы произведения и пр.) Интерпретировать внутренние связи в картине жизни (толковать, обосновывать понимание явления и сущности, понимание подтекста) Понимать художественную выразительность языка автора (авторской метафоры, метонимии, оксюморона и т.п.)

Третий уровень (функциональный) - ориентация на реконструкцию существенного. Индикатором достижения этого уровня является выполнение заданий, в которых предполагается: Реконструировать авторский замысел, авторское намерение (выявлять амбивалентное отношение рассказчика к герою, реконструировать «рассыпанный» текст, исключать фрагменты, не подходящие по смыслу, по эмоциональному тону); Выявлять роль элементов формы для выражения идейно-эмоционального содержания (содержательность художественной формы – роль второстепенно героя в раскрытии авторского замысла, роль художественного приёма – контраст, усиление, портрет, пейзаж и пр.) Реконструировать языковые средства выразительности («раскрывать» роль авторской метафоры, метонимии, оксюморона и пр.)

Успешность понимания художественных текстов учениками 4- х классов Род л-ры текст% успешности I уровеньII уровеньIII уровень Эпос Совесть Кувшинчик Лирика После грозы Старый скворец Березы и ели (праздн. настр.) --22 Березы и ели (тоскливое) --25 Эпос + Лирика Все тексты774319

М. Пришвин «После грозы» Утро как счастье пришло. После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились. Даже в темном ельнике лучи, пробиваясь сквозь полог косыми столбами, падали внутрь леса, и там, в этих столбах, показывалось наряженное, как в Новом году, деревце, сверкающее огнями всех цветов.

1 уровень. Задание 2 Все ли дорожки в лесу курились? Ответь на вопрос словами из текста. цельВыявить понимание состояния природы (особенностей картины жизни), явно обозначенного в тексте способПоиск соответствующего фрагмента текста ответ«все доступные солнечным лучам» % ответов86%

1 уровень. Задание 3 Что называется в тексте «пологом», сквозь который пробивались лучи солнца? 1. Облака. 2. Легкую дымку. 3. Ветви елей. 4. Темный лес. Отметь один правильный ответ. цельВыявить понимание смысла общеязыковой метафоры способОпределение смыслы общеязыковой метафоры ответОтвет 3. «Ветви елей» % ответов69%

2 уровень Задание 1 Какое из явлений окружающего мира особо выделено в этом произведении? 1. Все дорожки курились. 2. Лучи, пробиваясь, падали внутрь леса. 3. Деревце сверкало огнями всех цветов. 4. Всё происходило после дождя. ЦельВыявить понимание главного впечатления, вызвавшего наиболее сильный эмоциональный отклик ЛГ способВоссоздание целостной картины жизни, выделение акцентируемого явления природы ответОтвет 3. «Деревце сверкало огнями всех цветов». % от-в6%

2 уровень. Задание 4 Какие слова наиболее точно характеризуют эмоц. тон (настроение) произведения? 1.Удивленный. 2. Восхищенный. 3. Спокойный. 4. Любование. 5. Праздничный. Отметь все правильные ответы. цельВыявить понимание настроения ЛГ способВоссоздание целостной картины жизни, выбор адекватных тексты эмоц. модальностей из числа предложенных. ответНе менее двух ответов – 1,2,4,5 % от-в14%

2 уровень. Задание 5 Почему сверкало деревце? цельВыявить понимание причинно- следственных связей между явлениями окружающего мира, отраженного в тексте способВоссоздание картины жизни, установление связей между явлениями окружающего мира ответКапли дождя сверкали в солнечных лучах. (и т.п. ответы) % от-в28%

3 уровень. Задание 6 Зачем (для чего, с какой целью) последнее предложение начинается со слова «даже»? Для того, чтобы….. цельВыявить понимание роли языкового средства выразительности (усиления) в реализации авторского замысла способВоссоздание целостной картины жизни, реконструкция авторского намерения ответЧтобы подчеркнуть необычность явления и/или выразить удивление и восхищение ЛГ (и т.п.ответы) % от-в14%