Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич www.dmsuslin.narod.ru Работу выполнил Маркелов Игорь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М ОРАЛЬ. Р ЕЛИГИЯ.. Любая профессиональная деятельность регулируется специальными инструкциями, памятками, правилами, уставами. Однако помимо внешних.
Advertisements

Мораль и религия
МКОУ «Сулюклинская средняя общеобразовательная школа» Мораль Выполнили ученики 10-го класса.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
Мораль и моральный человек Выполни Кто из них моральная ?л ученик 4 В класса в) Салима.
МОРАЛЬ. 10 класс, базовый уровень. моральморальрелигиярелигия древнейшие регуляторы отношений.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Мораль это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые.
Долг и совесть. Основные ценности и нормы морали. Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая.
« «Основы религиозных культур и светской этики». 1.Основы православной культуры 2.Основы исламской культуры 3.Основы буддийской культуры 4.Основы иудейской.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
ОРК и СЭ Основы религиозных культур и светской этики.
ОРК и СЭ Основы религиозных культур и светской этики.
Основы религиозных культур и светской этики. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
Преподавание основ религиозных культур и светской этики в государственных и муниципальных учреждениях осуществляется в полном соответствии с нормами законодательства.
Слово «норма» переводится с латинского языка как «правило, образец, стандарт». Нормы - это установленные образцы, предписания, стандарты поведения участников.
Право в системе социальных норм. Общество Разнообразные отношения: - Экономические - Семейные - Трудовые - Национальные - Религиозные и др.
РЕЛИГИЯ Религиоведение Религиоведение – наука, изучающая религию. Среди проблем, которые интересуют научное исследование религии, - сущность религии, ее.
Транксрипт:

Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнил Маркелов Игорь

Люди в обществе связаны разнообразными отношениями. Каждый человек имеет профессиональные обязанности, требующие добросовестного их выполнения. Подобная деятельность регулируется специальными инструкциями, памятками, уставами. Однако, помимо внешних правил, регулирующих любую профессиональную деятельность, существует множество других условий успешной работы: любовь к своей профессии, желание своим трудом принести пользу людям. Иначе говоря, существуют такие условия профессиональной деятельности, которые не могут быть прописаны в служебных инструкциях, но являются важнейшими условиями ее успеха. Но жизнь человека не сводится лишь к профессиональной деятельности. Немалое место в ней занимают бытовые отношения, повседневная деятельность. Для которых существуют духовные нормы повседневных отношений между людьми в дружбе, в любви. Но есть ли что-либо общее между этими нормами, правилами и инструкциями?

МОРАЛЬ, или то без чего нам ни как. Мораль – система взглядов и представлений, норм и оценок, регулирующих поведение людей. Наукой, изучающей и прогнозирующей состояние морали, является этика. Этика - теория морали. Истоки морали восходит к обычаю, но, в отличие от обычая и традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов (добро, истина, справедливость, красота). Нравственность возникла в первобытном обществе в момент начала его разложения, когда стали сказываться противоречия между частными и общественным интересами. Заявили о себе люди, ощутившие себя не частью целого, а личностью не похожей на остальных сородичей (это мог быть умелец, изготовляющий каменный топор, или ловкий, очень сильный охотник). Мораль была призвана обеспечить стабильность и целостность общества. Образцы «правильного» поведения, считающегося в данном обществе нравственным (например альтруизма), через систему воспитания(подражания) внушаются всем членам данного общества. Эти образцы в дальнейшем закрепляются в качестве моральных норм, правил, законов обязательных для всех. Все моральные нормы являются порождением своего времени. Однако в силу укоренелости в общественном сознании они могут оказывать свое влияние в иную эпоху. Например, в Афинском государстве, столкнулись с нежеланием свободных граждан идти служить в полицию. Находясь под сильным влиянием моральных представлений родового строя, они считали недопустимым заниматься деятельностью, связанной с применением силы по отношению к равным, т. е. свободным гражданам полиса, и тем более к родственникам. Поэтому афиняне предпочитали арест и штраф службе в полиции, их нравственный протест был настолько упорным, что власти оказались вынуждены формировать полицию преимущественно из рабов.

Но на ранних этапах становления цивилизованного человеческого общества действие нравственных норм не выходило за пределы рода, общины. Заповеди «не убий», «не укради», «помогай слабым» соблюдались по отношению к своим родственникам(единоверцам), но были не обязательны по отношению к «чужим». Важно не забыть, что сложившаяся на определенный момент система моральных норм не остается неизменной. Усложнение социальной структуры общества неизбежно приводило и приводит к тому, что вновь образуемые социальные группы различаются не только по своему положению в обществе, но и своими представлениями о духовных ценностях и нормах нравственного поведения. Этим нарушается принцип общеобязательности нравственных норм. В тоже время существуют общечеловеческие нравственные нормы и ценностей, которые прочно закрепились в сознание людей различных стран и эпох, и не утратили своей значимости и в наши дни. Яркими примерами являются «золотое правило» нравственности (поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе), принципы Нагорной проповеди Христа («делай добро», «не делай зла», «люби ближнего как самого себя» и др.). В эпоху возрождения представления о морали и нравственности сильно изменились.

Человек всегда имеет свободу выбора: либо он добровольно разделяет моральные ценности и выбирает линию нравственного поведения, либо бросает вызов общественной морали. Для нравственных отношений характерна автономная регуляция, т.е. уровень этих отношений всецело зависит от воли самих участников, а не от специальных социальных институтов. Главный судья в нравственных отношениях - совесть. Именно она не даёт человеку покоя("муки совести") за совершенные неблаговидные поступки, даже когда о них никому не известно. Главная особенность морали, отличающая ее от других общественных явлений- её всеохватность. Она регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах жизни. Структура морали включает нравственные взгляды, традиции и идеалы, принципы, нормы и категории. Нравственные категории понятия марали, которые носят всеобщий характер (Добро, Справедливость, Долг, Совесть, Счастье и др.). Принципы морали, носят основополагающий характер, так как формулируют в обобщенном виде базовые моральные ценности общества (принципы счастья, любви, справедливости). Этим они отличаются от более специфичных технических, этикетных, бытовых и других норм. Принципы морали служат основой для наполнения моральных норм конкретным содержанием. Нормы морали это формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях. Они фиксируются в заповедях и предписаниях, содержащих указание на то, как должно поступать. Мораль предлагает каждому индивиду образцы должного, разумного, человечного. Категории долга в морали отводится особенно важная роль. Нравственный долг это своеобразная точка пересечения морального сознания личности с добровольным нравственным выбором и поступком. Существование долга как необходимость в определенном поведении предполагает проблему его выбора. Именно выбор между «я хочу» и «я должен» и определяет уровень самосознания личности и ее нравственную зрелость. Моральное сознание без нравственного поступка ничего не стоит. Нравственный долг выступает в качестве эталона по отношению к другим разновидностям долга (семейного гражданского, профессионального).

Мораль охватывает все проявления добра и зла, совести и бессовестности, долга и безответственности, достоинства и низости и т. д. Мораль поддерживает силой общественного мнения побуждая к полезной деятельности по позитивным критериям и одновременно осуждает негативные действия. Если по каким-то причинам человек совершает действия, противоречащие образцам нравственного поведения, то он стремится найти поддержку в группах, следующих «перевернутым» нравственным образцам. В таких группах, чаще всего дистанцированных от остальных людей, достаточно замкнутых и имеющих свои правила внутренней дисциплины, хорошее выдается за плохое, добро за зло и т.д. В отличие от закона, который поддерживается всеми возможностями государства, включая скрытое и явное принуждение, а в критических моментах даже открытым террором, мораль опирается на доминирующие в обществе представления о "здоровом" или «больном» духе, на возведение в образец поступков, более или менее единодушно одобряемых большинством членов общества, на укоренившееся в сознании многих людей представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

РЕЛИГИЯ- вера в существование сверхъестественных сил и их господство над миром. Религия как социокультурное явление не исчерпывается деятельностью официальных институтов церквей и других вероисповедных объединений (общин). При изучении религии важно учитывать, что мы имеем дело с миром сложных нравственных, смысложизненных, эстетических и других исканий людей, психологически насыщенных и эмоционально острых для верующего человека. «Религия» в буквальном переводе с латинского означает «связь» (восстановление связи). Верующие считают, что повседневная жизнь, её поступки и даже свои помыслы связаны с Богом, превосходящим по своим возможностям и проявлениям возможности обычных людей. Итак, религия- это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, главной святыней). Религиозное сознание, т. е. убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего в том что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог, высшая сила в мире. Соответственно нравственные требования и нормы воспринимаются в религиозном сознании как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран), основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником (Нагорная проповедь Христа это слово Богочеловека; Мухаммед продиктовал то, что сообщил ему Бог через архангела Джебраила). Забвения на небесах ищут заблудившиеся на земле.

В истории религия всегда сосуществовала со светскими элементами культуры, а в определенных случаях и противостояла им.В настоящее время складывается достаточно устойчивый баланс между основными религиями каждой страны, и светским сектором культуры. Светское сознание отличается от религиозного тем, что источники всех важнейших процессов в мире оно усматривает: в накоплении культурных навыков, в прогрессе естественных, технических и прикладных наук и в других усилиях сознательной деятельности людей. Светское сознание считает религию глубоко частным, делом индивидов. Оно выступает за последовательное отделение церкви от государства и школы, за укрепление позиций естественнонаучных и исторических знаний в оценках места и роли религии в обществе. В светском сознании могут быть элементы безразличного и даже атеистического отношения к религии. В то же время толерантность светской культуры к иным мировоззрениям и культурам дает возможность сотрудничества с ними по целому ряду вопросов, актуальных для всех. Религию как особую сферу культуры человечества изучает специальная наука- религиоведение. Среди проблем, которые интересуют научное исследование религии- сущность религии, её значение в общественном развитии, ее возникновение и развитие.

Вера в Бога как в сверхственное существо, по меркам которого должны происходить все основные события в земном мире вообще, а в человеческом общежитии в особенности, лежит в основе любой религии. Развитие представлений о Боге имеет длительную историю. В ее основе настойчивые усилия людей восполнять недостатки земной жизни верой в возможность их исправления и компенсации чудесным образом. Религия имеет ряд идей и представлений, сосредоточенных вокруг учения о природе, проявлениях и действиях божественного существа или существ. Таковы рассказы, мифы, верования в богов у древних греков и древних римлян. В них отчетливо представлен многобожный характер этих религиозных систем. Напротив, в религиях христиан и мусульман выражен единобожный принцип. Во многих религиях существуют представления о человекоподобных богах. Боги ведут себя подобно людям: гневаются, мстят, радуются, ревнуют, скорбят и т. д. Другой особенностью религии является система религиозных обрядов, ритуалов, действий культов, развертывающихся на основе идей и представлений о Боге (божествах). Они следуют друг за другом в соответствии с порядком и последовательностью, предусмотренными соответствующими церковнорелигиозными календарями. Центр отправления религиозного культа храм, молитвенный дом с набором разнообразных культовых принадлежностей (иконы, распятия, фрески или настенная роспись с библейскими сюжетами и др.). Культ связывает религиозные идеи с повседневной жизнью, заботами и интересами его последователей. Еще одной особенностью религии является непосредственно эмоциональное переживание верующими событий мифов и культовых действий. Это переживание обусловлено тем, что в религии отражаются самые важные события человеческого существования: тайны рождения и смерти, вступление юноши и девушки в самостоятельную жизнь, заключение брака, появление потомства и др. Наконец, большинство религий современного мира имеет особую организацию церковь с четким распределением обязанностей на каждом уровне ее иерархии. Например, в католичестве и православии это миряне, белое духовенство, черное духовенство (монахи), епископат, митрополии, патриархии и т. д.

Религия оказывала огромное влияние на жизнь общества, особенно в тех условиях, когда была доминирующей духовно- организующей силой общества. Например, роль религии и церкви в средневековой Европе(инквизиция). Но и в условиях утраты ею этих позиций она продолжает сохранять довольно большие возможности воздействия на нравственное сознание общества. После длительного периода атеистической пропаганды, в современной России наблюдается процесс восстановления позиций традиционных религий (христианства, ислама), равно как и оживления ряда новых религиозных движений и культов. Хотя оценки этого процесса неоднозначны, несомненно, что стремление как «старых», так и «новых» религий поддержать своим авторитетом устои морали, имеет положительное влияние на нравы общества. Достаточно вспомнить, что основополагающие моральные принципы в истории культуры чаще всего интерпретировались как выражение божьей воли. Как следует из текста Библии, моральные заповеди Ветхого Завета («не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и др.) были провозглашены Богом. Только следование этим нормам позволит человеку быть достойным рая и благоволения Бога. Такие влиятельные религии, как буддизм и конфуцианство, возникли непосредственно из моральных учений своих основателей. Каждая религиозная система имеет свои нравственные кодексы, нормы которых оказывали и оказывают серьезное влияние на судьбы людей. Так, моральные ценности христианства разделяют свыше 1,5 млрд. его последователей и огромное количество неверующих; более 1 млрд. людей предпочтение отдают нормам ислама; примерно по 0,5 млрд. сторонников имеют индуизм и конфуцианство; более 300 млн. людей исповедуют буддизм.

Бог в нас самих. Овидий Выполнил: Маркелов Гоша И г