Проект межрегионального единого координационного центра помощи освободившимся заключённым Москва, 2012 г. Автор: Аркадий Барановский, руководитель проекта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Региональная программа Ульяновской области «Протяни руку будущему!»
Advertisements

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГРАЖДАН, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.
" Движение против бедности в России. Общественное участие на местном, федеральном и глобальном уровне " Мария Петренко, Центр развития общественных инициатив.
Общественный совет по защите прав пациентов Москва, сентябрь 2010 г.
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 2008 г. ОТДЕЛ ПРОГРАММ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.
1 Проект «Социальная карта Российской Федерации» Проект соответствует качественным и количественным критериям отбора проектов АСИ и может быть допущен.
Россия, , г. Самара, ул. Ново-Садовая, 14а ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫ ОБРАЗОВАНИЕМ С.
Санкт-Петербургское государственное учреждение «Кризисный центр помощи женщинам» Гречишкина Марина Анатольевна, директор.
Основные направления совершенствования инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Общественная Организация «Фонд Развития Общества» Является неправительственной некоммерческой организацией, основные цели которой направлены на содействие.
Программы поддержки ТОС и ТСЖ г. Москва, 20 октября 2010 г.
Координация проектов организаций-доноров в области реформы государственной службы Секретариат доноров по реформе госслужбы, Всемирный Банк.
Трудоустройство – один из главных и надежных способов социальной адаптации Кирина Елена Анатольевна специалист Комитета по труду и занятости населения.
Встреча участников сети практиков в области миграции и денежных переводов ( МИРПАЛ) Сложности и перспективы развития сети МИРПАЛ в Республике Таджикистан.
Партийный проект «Управдом» Всероссийская политическая партия «Единая Россия» г. Москва, 9 сентября 2009 г.
Управление технологическими платформами: взгляд на проблему Волковинский Александр Юрьевич Руководитель направления ООО «Союзмаш консалтинг»
Эффективность расширения общественного участия в управлении образованием в Алтайском крае Съезд учителей Сибирского федерального округа г. Томск
Московская служба занятости Центр занятости населения Зеленоградского административного округа города Москвы , Москва, г. Зеленоград, корпус 1818.
О реализации республиканской целевой программы «Социальная адаптация лиц, освобождаемых и освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к.
«Добрый город» современный фандрайзинг для решения социальных проблем территории.
Транксрипт:

Проект межрегионального единого координационного центра помощи освободившимся заключённым Москва, 2012 г. Автор: Аркадий Барановский, руководитель проекта «Возвращение» (фонд «Еврейский Благотворительный Комитет»)

Российские заключенные в цифрах (согласно данным ФСИНа, Минздрава, ФСГС на начало 2011 г.) Заключенные, отбывающие наказание в местах лишения свободы - 809,4 тыс. человек: мужчины – 92% (из них около 80 % - мужчины 29 – 40 лет); женщины – 8%; Около 75% осужденных мужчин отбывает наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений; Заключенные, страдающие различными формами социально опасными заболеваниями – около 45%: психические расстройства – 20%, наркомания и алкоголизм – 10%, туберкулез – 7%, ВИЧ – 5%; Заключенные, утратившие семью и др. социальные контакты – около 60%; 75% имеет среднее образование, 5% не закончили начальной школы, 4% не умеют читать и писать; Около 60 % осужденных не имели определенного рода занятия до осуждения; Ежегодное число освобождающихся заключенных – около 300 тыс. чел; Рецидивная преступность составляет свыше 50 % (см. прим. 1); За последние 10 лет через пенитенциарную систему прошло около 15 миллионов человек, т.е. каждый десятый житель России (см. прим. 2). Прим. 1: Согласно стат. данным заместителя директора ФСИН РФ Алексея Михайловича Величко. Американская статистика по рецидиву немного выше: согласно исследованию, проведенному в 2003 году в США (см. Visher, Christy A Transitions From Prison To Community: Understanding Individual Pathways. The Urban Institute, Justice Policy Center, District of Columbia Washington, 2003), показатель рецидива среди американских освободившихся заключенных в течение трех лет после освобождения составляет почти 70 %. Прим. 2: Согласно стат. данным заместителя директора ФСИН РФ Алексея Михайловича Величко. 2

Проблема 3 Уголовно-исполнительная система РФ не отвечает за то, что происходит с заключенным после освобождения, поэтому относится к подготовке заключенного к свободной жизни достаточно формально. Все без исключения бывшие заключенные сталкиваются с одним и тем же кругом проблем после освобождения: как правило, у 2/3 из числа освободившихся заключенных отсутствуют документы и жилье, а это значит, что они не смогут найти себе работу и вернуться к нормальной жизни, многие страдают различными заболеваниями, которые представляют серьезную опасность для общества (туберкулез, гепатит, ВИЧ). Получив долгожданную свободу, бывший заключенный попадает в прямом смысле в «никуда». На текущий момент для подавляющего большинства освободившихся заключенных российское общество может предложить два пути развития их дальнейшей судьбы: бродяжничество криминал. Вывод: Пока в «технологической» цепочке будет отсутствовать звено социально-психологической адаптации на воле, ресоциализация бывшего заключенного невозможна.

Единый центр помощи - описание В рамках деятельности межрегионального единого центра помощи освободившимся заключенным будет предложен третий вариант развития их дальнейшей судьбы – социально-психологической адаптации и реабилитации. Предполагается, что центр будет выполнять три основные функции: 1) Консультационную: В центре будут работать (дежурить) специалисты, готовые оказать первую помощь вновь освободившемуся заключенному: юридическую, психологическую и т. п. 2) Распределительную: Центр на основании предварительных договорённостей с медицинскими учреждениями, учебными центрами, городскими службами занятости, ЦСО, религиозными и др. организациями будет выполнять функцию распределителя услуг, оказываемых разными учреждениями и организациями на местах, в том числе в регионах. Специалисты центра будут располагать базой данных и всей информацией о свободных местах в «домах временного пребывания», о расписании приёма у юристов, психологов, врачей и о наличии теплых вещей, лекарств, предметов первой необходимости в пунктах помощи, о курсах профессиональной подготовки в учебных центрах, открытых вакансиях, консультациях у священнослужителей и т. п., что позволит направлять подопечного в ближайшую по его местонахождению и наиболее подходящую в его ситуации организацию. 3) Информационную Центр будет взаимодействовать с экспертным советом, который будет разрабатывать и оценивать эффективность методик социальной адаптации, а также способствовать их апробации и внедрению. Параллельно центр будет выполнять функции информационного пресс-центра, который через СМИ, а также через собственный единый информационный ресурс (Интернет-портал) будет формировать лояльное общественное мнение к проблемам освободившихся заключенных и вовлекать гражданское общество и коммерческие структуры участвовать безвозмездно в деятельности центра. На интернет-портале будет собираться и постоянно обновляться информация обо всех организациях, в том числе региональных, занимающихся реабилитацией освободившихся граждан: государственных, частных, религиозных и др., а также др. полезная справочная информация для этой категории граждан. 4

Принцип работы межрегионального единого центра помощи заключенным - схема 5 Уголовно-исполнительная система РФ Межрегиональный координационный центр помощи освободившимся заключённым. (единый бесплатный телефон по всей России: ) МВД РФ, подведомственная министерству ФМС РФ, Управление паспортной работы и регистрационного учета населения, территориальные органы ФМС, архивы. Цель – восстановление утраченных документов, регистрация по месту жительства. Минздравсоцразвития РФ, подведомственные департаменты, Федеральные службы, фонды (социальное жилье, дома временного пребывания, ЦСО, городские службы занятости, биржи труда, поликлиники, больницы, мед. центры). Цель – получение мат. помощи, льготного жилья, трудоустройство, диагностика и оказание мед. помощи. Экспертный совет, СМИ, бизнес- сообщество, гражданское общество. Цель – разработка эффективных методик социальной адаптации, создание лояльного отношения к проблеме, вовлечение гр. общества в решение проблемы. Религиозные организации. Цель – повышение нравственности среди освободившихся граждан. Минобразования РФ, подведомственный департамент профессионального образования, учебные центры проф. подготовки. Цель – получение востребованной на рынке труда специальности. Власть в регионах РФ: губернаторы, министерства, комитеты. Цель – координация работы центров в регионах, межрегиональное сотрудничество.

Цели проекта 6 На основе анализа проблем, с которыми сталкиваются освободившиеся заключенные, выработать предложения по изменениям и дополнениям в действующее российское законодательство, касающегося создания разветвленной системы социально- психологической адаптации и реабилитации в РФ. Выработать единые методики социально-психологической адаптации и создать на их основе эффективный механизм поддержки освободившихся заключенных на территории РФ. Привлечь серьезное внимание федеральных и региональных органов власти, СМИ, общественных, правозащитных, благотворительных, религиозных организации, бизнес сообщества и широкой общественности к проблемам освободившихся заключенных и их семей в РФ. Создать лояльное отношение широкой общественности («лобби») к проблемам освободившихся заключенных и членов их семей и увеличить число организаций-партнеров, членов волонтерского движения за счет просветительской работы, привлечения внимания к острой социальной проблеме, тиражирования накопленного опыта. Не менее чем на 50 % снизить количество повторно совершаемых преступлений бывшими заключенными на территории РФ в течение пяти лет с начала реализации проекта.

Задачи проекта Сформировать авторитетный и представительный экспертный совет, который будет разрабатывать, оценивать эффективность методик социально-психологической адаптации, а также способствовать их апробации и реализации на практике. Сформировать базу данных по всем имеющимся государственным учреждениям, службам, центрам занятости, учебным центрам, общественным, правозащитным, благотворительным и религиозным организациям, действующим в своих специализированных направлениях (медицинское, правозащитное, религиозное и т. п.) в сфере поддержки и реабилитации освободившихся заключенных, наладить механизмы эффективного обмена информацией и сотрудничества между ними. Разработать PR-стратегию продвижения проекта, единого информационного пространства (Интернет-портала), а также создать понятный широкой общественности «посыл», направленный на формирование лояльного общественного мнения к проблемам освободившихся заключенных и их семей. Создать единое информационное пространство (Интернет-портал), где будет формироваться общественное мнение, регулярно обновляться информация о ходе реализации проекта, его результатах, об организациях-партнерах, государственных учреждениях, об изменениях в законодательстве, о наличии вакансий, курсов проф. подготовки, размещаться статистические данные о различных аспектах проблемы, новостные и аналитические материалы и т. п. Договориться с городскими властями на местах о выделении помещений под нужды центров помощи, где можно будет проводить регулярный прием обращающихся за помощью освободившихся заключенных и членов их семей, оборудование помещений необходимой офисной мебелью и оргтехникой. Подобрать специалистов, которые будут работать в центрах (психологов, юристов, соц. работников, представителей служб занятости и пр.), консультировать по различным вопросам и осуществлять личный прием обращающихся граждан. 7

Целевые группы Представители законодательной и исполнительной власти (около 1000): Профильные комитеты и комиссии (по безопасности, здравоохранению и соц. политике, развитию институтов гр. общества и пр.) при ГД, СФ (интерес: создание предпосылок для комфортной соц. среды путем предложения и внедрения поправок в действующее законодательство РФ); МВД, ФМС (интерес: снижение преступности, снижение кол-ва граждан, не имеющих документы, снижение кол-ва нелегальных мигрантов); Минздравсоцразвития и находящиеся в подчинении департаменты, службы, фонды (интерес: решение демографических проблем, снижение уровня социально опасных заболеваний в обществе, безработицы, замещение иностранной рабочей силы); Руководители регионов (интерес: расширение возможностей для межрегионального партнерства и сотрудничества). СМИ (около 40 федеральных и региональных СМИ) (интерес: общественный резонанс). Потенциальные партнеры проекта (несколько сотен): Бизнес-сообщества; Религиозные, общественные, правозащитные организации (интерес: общественный резонанс, взаимодействие общественных организаций, власти и бизнеса в социально значимых направлениях). Гражданское общество (несколько миллионов человек) (интерес: создание комфортной социальной среды, низкая преступность). Освобождающиеся из мест лишения свободы заключенные (ежегодно около 300 тыс. чел.). Члены семей освободившихся заключенных (ежегодно десятки тысяч). 8

Этап 1. Подготовительный. Формирование экспертного совета, который будет разрабатывать, оценивать эффективность методик социально-психологической адаптации, а также способствовать их апробации и реализации на практике – 6 месяцев. Формирование базы данных по всем имеющимся государственным учреждениям, службам, учебным центрам, центрам занятости, общественным, правозащитным, благотворительным и религиозным организациям, действующим в своих специализированных направлениях (медицинское, правозащитное, религиозное и т. п.) в сфере поддержки и реабилитации освободившихся заключенных, налаживание механизма эффективного обмена информацией и сотрудничества между ними – 6 месяцев. Вовлечение в проект PR-агентства для: 1) разработки PR-стратегии единого центра помощи освободившимся заключенным; 2) создания правильного «посыла» для формирования в гражданском обществе лояльного отношения к проблемам освободившихся заключенных и их семей – 3 месяца. Создание единого информационного пространства (Интернет-портала), где будет регулярно обновляться информация о ходе реализации проекта, о его основных результатах и достижениях, об организациях-партнерах, государственных учреждениях, об изменениях в законодательстве, о наличии вакансий, курсов проф. подготовки, размещаться статистические данные о различных аспектах проблемы, новостные и аналитические материалы и т. п. – от 6 до 9 месяцев. Заключить договор с телефонной компанией о предоставлении единого номера бесплатного вызова для обращающихся за помощью в единый центр помощи с любой точки РФ – 1 месяц. 9 Этапы проекта

Этап 2. Стартап. Ведение переговоров и достижение договоренностей с городскими властями на местах (муниципалитетами, префектурами) о выделении помещений под нужды центров помощи, где можно будет проводить регулярный прием обращающихся за помощью освободившихся заключенных и членов их семей, оборудование помещений необходимой офисной мебелью и оргтехникой – 9 месяцев. Осуществление подбора специалистов, которые будут работать в центрах (психологов, юристов, соц. работников, представителей служб занятости и пр.): консультировать по различным вопросам и осуществлять личный прием обращающихся граждан – 6 месяцев. Разработка информационных материалов для тиражирования, подготовка и организация пресс-конференции, посвященной старту нового проекта с участием членов экспертного совета, представителей различных ведомств, которые будут задействованы в программе, ведущих специалистов по теме, СМИ – 3 месяца. Рассылка информационных материалов по колониям, а также информирование органов внутренних дел, осуществляющих административный надзор за освободившимися заключенными, о работе центров помощи бывшим заключенным, где будут перечислены виды оказываемой помощи, а также единый бесплатный номер вызова с любой точки РФ – 3 месяца. Формирование базы данных дружественных организаций и компаний, а также членов волонтерского движения, которые будут участвовать в содействии трудоустройству, материальной поддержке и др. видах помощи подопечным единых центров помощи – 12 месяцев. 10

Риски и их минимизация Не будет создан авторитетный экспертный совет способы минимизации: 1) обеспечить представительство всех организаций, которые работают сфере социальной адаптации заключенных, в том числе региональных; 2) пригласить уважаемых, всеми узнаваемых людей (селебритиз), пользующихся уважением в широких кругах. Государство не поддержит финансирование сразу всего проекта способы минимизации: 1) в качестве эксперимента «охватить» небольшую по географии территорию (район, город, регион); 2) искать альтернативные источники финансирования (частные фонды, бизнес-сообщество, развитие волонтерского движения). Не будет создан единый механизм социально-психологической адаптации способ минимизации: 1) использовать опыт зарубежных стран, которые давно занимаются разработкой и апробацией механизмов социально-психологической адаптации; 2) с помощью экспертного совета разработать несколько разных подходов, апробировать их на практике и выявить наиболее эффективные. Общество негативно отреагирует на деятельность единого центра помощи заключенным способы минимизации: 1) приглашение опытных психологов и профессиональных PR-консультантов, которые разработают правильный «посыл» и PR-стратегию деятельности центра; 2) проведение информационной кампании (круглых столов, конференций, акций), в рамках которой информировать гражданское общество о результатах деятельности и достижениях центра. 11

Ожидаемые результаты и перспективы Тема заключенных в России будет еще очень долго находиться в фокусе внимания российской законодательной и исполнительной власти, международного сообщества, экспертов, СМИ, общественности. Россия - страна, где на протяжении многих лет наблюдается убыль населения, но при этом почти миллион трудоспособного населения отбывает наказание в местах лишения свободы. Поэтому в долгосрочной перспективе, благодаря работе единого центра помощи, будет обращено серьезное внимание федеральных и региональных властей, экспертов, СМИ, гражданского общества на острую проблему интеграции в общество освободившихся заключенных, улучшения качества социальной среды, общественной и медицинской безопасности и т. п. Миссия НКО (общественных, правозащитных, религиозных и благотворительных организаций), занимающихся проблемами заключенных, как раз и состоит в том, чтобы обратить серьезное внимание властей и широкой общественности на проблемы и предложить возможный способ (или способы) их разрешения. Поэтому, если говорить о долгосрочной перспективе, то благодаря приобретенному в рамках единого центра помощи опыту будут: 1) проанализированы и тщательным образом проработаны проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются освободившиеся заключенные и члены их семей; 2) на основании полученного анализа будет создан единый механизм социально- психологической адаптации для бывших заключенных на территории РФ; 3) предложены и со временем приняты десятки поправок в действующее российское законодательство, которые также найдут отражение в Федеральном законе «О социальной адаптации лиц, вышедших из мест лишения свободы»; 4) не менее чем на 50% будет снижено количество повторно совершаемых преступлений бывшими заключенными, которые примут участие в программах единого центра помощи; 5) будет сформировано общественное «лобби», понимающее проблемы освободившихся заключенных и активно участвующее в их решении. 12