1 СВОДНЫЙ ДОКЛАД ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ по итогам 2008 года Главное управление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Параметры областного бюджета Тверской области на 2010 год.
Advertisements

СВОДНЫЙ ДОКЛАД Республики Бурятия о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных.
Социально-экономическое развитие Алтайского края за январь - июль 2008 года Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.
Параметры бюджета города Ачинска на 2017 год и плановый период годов.
Информация о социально - экономическом развитии муниципальных образований края за 1 квартал 2013 года Главное управление экономики и инвестиций Алтайского.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ.
Докладчик: начальник Департамента внутренней политики Ивановской области Школьников Игорь Александрович О результатах оценки эффективности деятельности.
Программа социально-экономического развития Прионежского муниципального района на годы.
Итоги социально-экономического развития муниципальных районов и городского округа НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на годы Долгосрочная целевая.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Программа социально-экономического развития муниципального образования города Кургана на 2013 год и плановый период до 2015 года.
Показатели необходимости развития рынка дошкольных образовательных услуг на территории МО «город Оренбург» Муниципальные ДОУ (99,2%) Негосударственный.
Анализ кадрового потенциала, оплаты труда и материально - технической базы учреждений культуры и искусства С.Ю. Горбарец – Начальник Управления заработной.
Комплексный проект модернизации образования субъектов РФ Федеральная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
К решению Совета народных депутатов Подгоренского муниципального района Воронежской области Об исполнении бюджета Подгоренского муниципального района за.
Экономического и социального развития Кемского муниципального района 2007 – 2010 Администрация Кемского муниципального района.
Омплексный роект одернизации бразования. «Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей.
Реализация Реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования на территории Малышевского ГО Реализация Реализация комплекса мер по модернизации.
О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
Транксрипт:

1 СВОДНЫЙ ДОКЛАД ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ по итогам 2008 года Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края

2 СОДЕРЖАНИЕ I. ВВЕДЕНИЕ II. II. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 2.1. Экономическое развитие 2.1. Экономическое развитие 2.2. Доходы населения 2.3. Здоровье населения 2.4. Дошкольное и дополнительное образование детей 2.5. Общее образование 2.6. Жилищно-коммунальное хозяйство 2.7. Жилищное строительство 2.8. Организация муниципального управления

3 В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г р, постановлением Администрации края от 16 апреля «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» в Алтайском крае проведен анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Алтайского края по основным сферам деятельности: экономическое развитие, доходы населения, здоровье населения, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и жилищное строительство, организация муниципального управления. Оценка проведена по достигнутому уровню и динамике показателей социально-экономического развития территорий, эффективности расходования средств консолидированных бюджетов муниципальных образований. Основные тенденции и проблемы социально-экономического развития края. В 2008 году наблюдалось улучшение основных показателей экономического развития: рост промышленного производства, заработной платы и денежных доходов, инвестиций в основной капитал. В то же время в 4 квартале отмечается замедление темпов роста промышленного производства, снижение темпов роста строительных работ, уменьшение объемов кредитования. По итогам 2008 года промышленное производство возросло на 3,1% к 2007 году. Положительная динамика по объемам производства отмечается в 7 городах и 41 районе края (против 9 городов и 42 районов в 2007 году). Неблагоприятные погодные условия в 2008 году (засуха в степных районах края) обусловили снижение производства валовой продукции сельского хозяйства на 5,2% к уровню 2007 года. В тоже время сохранена положительная динамика в развитии животноводства: во всех категориях хозяйств наблюдается прирост поголовья крупного рогатого скота и овец, увеличение объемов производства (реализации) скота и птицы на убой, молока, рост продуктивности коров. На развитие экономики и социальной сферы края предприятиями и организациями всех форм собственности за 2008 год использовано за счет всех источников финансирования 55,7 млрд. рублей или 106,7% к уровню 2007 года. В 2008 году положительная инвестиционная динамика характерна для 37 районов и 9 городов. Возросли объемы жилищного строительства: в 2008 году введено жилых домов площадью 631,9 кв. м, что на 5,6% больше, чем в 2007 году. По сравнению с 2007 годом увеличили ввод жилья 34 района и 7 городов края. I. ВВЕДЕНИЕ

4 За отчетный период отмечено определенное улучшение показателей, характеризующих развитие человеческого потенциала и качество жизни населения. Так, в 2008 году продолжился рост номинальных и реальных доходов населения, который составил 32,1% и 14,1%, сокращается уровень бедности. Произошло улучшение основных показателей, характеризующих состояние здоровья населения: снизилась смертность населения в трудоспособном возрасте (на 1% к аналогичному периоду), материнская и младенческая – на 1 и 7,3% соответственно. Налоговые и неналоговые доходы бюджетов муниципальных образований в среднем по краю возросли на 20% (по городам на 17%, по районам – на 27%). Наибольший прирост налоговых и неналоговых доходов отмечен в Кытмановском и Новичихинском районах (более чем в 1,5 раза), в городах Рубцовске, Славгороде. В 16 территориях края темп роста налоговых и неналоговых доходов ниже, чем в среднем по краю. Доля налоговых и неналоговых доходов в доходной части бюджетов увеличилась на 3 п.п. * к уровню 2007 года и составила 37%. Темп роста налоговых доходов бюджетов муниципальных образований края составил 124% к уровню 2007 года, наибольшие темпы роста достигнуты в Славгородском, Суетском, Зональном, Рубцовском районах, наименьшие – в Заринском районе. Отмечается увеличение к уровню 2007 года поступлений налогов на совокупный доход – на 36%, налога на доходы физических лиц – на 28%. Бюджеты муниципальных образований имеют социальную направленность: на финансирование социальной сферы направлено около 70% всех расходов, при этом сохраняется достаточно высокий уровень неэффективных бюджетных расходов, в особенности в сферах здравоохранения, образования. В целях сокращения доли неэффективных бюджетных расходов осуществляется внедрение современных финансово-экономических моделей управления, часть из которых апробирована в рамках реализации приоритетных национальных проектов. * Процентные пункты (п.п.) рассчитываются как разность между значениями показателей в отчетном и предыдущем периодах

5 II. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 2.1. Экономическое развитие 2.2. Доходы населения 2.3. Здоровье населения 2.4. Дошкольное и дополнительное образование детей 2.5. Общее образование 2.6. Жилищно-коммунальное хозяйство 2.7. Жилищное строительство 2.8. Организация муниципального управления

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Работа Администрации края и органов местного самоуправления по повышению уровня экономического развития направлена на создание условий для развития предпринимательства, повышение инвестиционной привлекательности региона, формирование необходимой и адекватной инфраструктуры, повышение уровня и качества жизни населения. В 2008 году наблюдалось улучшение по основным показателям экономического развития. В развитии инфраструктуры важное место занимает строительство и реконструкция дорог. Наиболее успешно в решении вопросов транспортного обслуживания территорий осуществляется взаимодействие Администрации края с администрациями г. Рубцовска, Первомайского, Топчихинского, Чарышского, Тальменского, Локтевского районов. В 2008 году развитию предпринимательства в крае способствовали: деятельность объектов инфраструктуры малого бизнеса, мероприятия государственной поддержки, совершенствование системы администрирования и налогообложения субъектов малого предпринимательства. В 2008 году во всех территориях края действовали программы «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства», во многих муниципальных образованиях заключены соглашения с отделениями Сбербанка о льготном кредитовании. Наиболее результативное взаимодействие управления, муниципалитетов и бизнеса отмечается в Кулундинском, Бийском, Ключевском, Топчихинском, Тальменском и Поспелихинском районах, городах Бийске, Рубцовске, Новоалтайске, что подтверждается высокими объемными показателями. В целом по краю увеличился вклад малого предпринимательства в экономику: доля занятых в малом бизнесе выросла на 6 п.п. и составила 33%. В городских округах в 2008 году около 19% всех работников занято на малых предприятиях. С целью увеличения объемов строительства в 2008 году администрациями городских округов было выделено около 1 тыс. га земли, в том числе около 400 га для индивидуального жилищного строительства. Наиболее активно идет процесс выделения участков под строительство в г. Барнауле (около 90%). В то же время для комплексной жилищной застройки в 2008 году в городах не было выделено ни одного гектара земли, что говорит о пассивной позиции местных властей в этой области. Выделение площадей земельных участков для строительства является одним из индикаторов активности местных администраций по созданию условий для привлечения инвестиций и, как следствие, создания стимула для дальнейшего развития экономики. По итогам 2008 года индекс валовой продукции сельского хозяйства составил 94,8% к уровню 2007 года, вызванный неблагоприятными погодными условиями (засуха в степных районах края). Более организованное проведение посевной кампании, рост объемов финансирования сельского хозяйства способствовали в 2008 году увеличению посевных площадей сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств на 4,5% (5,4 млн. га). Возросли площади под зерновыми и зернобобовыми культурами (на 5,9%), в том числе пшеницей (на 10%), под техническими культурами (на 18,4%), из них под подсолнечником (на 22,6%). В 2008 году проводимая работа органов местного самоуправления по упорядочиванию земельных отношений, вовлечению в оборот залежи способствовала увеличению площади используемых сельхозугодий: если по итогам 2007 года стопроцентно использовались сельхозугодия в 19 территориях края, то по итогам 2008 года – в 22 территориях.

7 Реализация программных мероприятий в области животноводства в рамках Государственной программы и ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на годы позволила сохранить положительную динамику в развитии животноводства: во всех категориях хозяйств наблюдается прирост поголовья крупного рогатого скота и овец, увеличение объемов производства (реализации) скота и птицы на убой, молока, рост продуктивности коров. Несмотря на значительное снижение цен на сельскохозяйственную продукцию финансовый результат сельскохозяйственных организаций положительный: по итогам 2008 года доля прибыльных сельхозорганизаций составила 81%, рентабельность сельхозпроизводства составила 18%.

8 По данным годовых бухгалтерских балансов Рентабельность сельскохозяйственного производства В 2008 году сельскохозяйственными организациями по итогам финансово-хозяйственной деятельности получена прибыль в размере 3,6 млрд. рублей (в 2007 году – 3,5 млрд. рублей), доля прибыльных предприятий сельского хозяйства составила 81%. В 21 территории края доля прибыльных сельскохозяйственных организаций выросла. Наибольший рост показателя отмечается в Ельцовском, Славгородском и Быстроистокском районах. В 15 территориях края все сельскохозяйственные организации прибыльные.

9 *По данным органов местного самоуправления Развитие малого предпринимательства Доля населения, занятого на малых предприятиях, в общей численности занятых в 2008 году по городским округам выросла на 2 п.п. и составила 19%. Доля занятых на малых предприятиях выросла в 10 городских округах, в том числе более чем на 3 п.п. в городах Славгороде, Заринске и Барнауле. В ЗАТО Сибирский значение данного показателя в 2008 году не изменилось. Развитие инфраструктуры предпринимательства, государственная поддержка малого и среднего бизнеса, работа комиссии по снижению административных барьеров обеспечили рост числа субъектов малого предпринимательства на человек населения почти во всех городских округах. Наибольший рост наблюдался в городе Новоалтайске (в 1,4 раза), в то же время в городах Алейске, Яровое и Славгороде число субъектов малого предпринимательства осталось на уровне 2007 года.

10 Развитие инфраструктуры Важным условием функционирования и роста экономики является развитие адекватной инфраструктуры. От активности органов местных администраций в этой сфере зависит привлечение инвестиций в территории. В 2008 году по данным органов местного самоуправления капитальный ремонт проведен в отношении около 4% дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием городских округов, в отношении 18% - текущий ремонт.

ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ В 2008 году во всех муниципальных образованиях края наблюдался рост среднемесячной заработной платы. В целом по краю она возросла на 24,7%, в реальном выражении – на 8,2%. За 2008 год сохраняется значительная территориальная дифференциация заработной платы (по городам – 1,6 раза, по районам – 1,8 раза), обусловленная различием уровня социально- экономического развития. Лидирующие позиции по уровню заработной платы среди городов сохраняют: Заринск, Новоалтайск, Белокуриха; среди районов: Кулундинский, Рубцовский, Благовещенский, Павловский. Низкий уровень заработной платы работников крупных и средних организаций Краснощековского, Алейского и Третьяковского районов. К числу муниципальных образований с наибольшим уровнем заработной платы относятся территории с развитым реальным сектором экономики и сферой услуг. Основным фактором, определяющим уровень заработной платы в муниципальных образованиях, продолжает оставаться структура экономики. Активно проводимые мероприятия по повышению эффективности деятельности и качества предоставляемых услуг в социальной сфере позволили заметно увеличить темпы роста заработной платы. Так, реализация приоритетного национального проекта «Образование» позволила увеличить заработную плату в образовании более чем на 20%. В 2008 году в 14 территориях края проходил эксперимент по комплексному проекту модернизации образования, что позволило значительно увеличить заработную плату учителей: более руб. сложилась в Первомайском, Немецком национальном, Егорьевском районах, г. Славгороде, причем в большинстве районах и городах участвующих в КПМО рост заработной платы составил более чем в 1,3 раза. С 2009 года все территории края участвуют в КПМО. Приоритетный национальный проект «Здоровье» обеспечивает достаточно высокий уровень заработной платы в здравоохранении, в первую очередь первичного звена. Реальное увеличение заработной платы в отраслях социальной сферы возможно обеспечить только в рамках проведения структурных реформ, важнейшей частью которых является введение новых систем оплаты труда, мотивирующих на повышение качества предоставляемых услуг. В целях дальнейшего повышения уровня жизни населения органам местного самоуправления необходимо: - в рамках социального партнерства совершенствовать формы взаимодействия заинтересованных сторон в решении вопросов повышения заработной платы работников, ликвидации ее задолженности; - осуществлять мероприятия по легализации заработной платы; - развивать потенциал предпринимательской инициативы сельского населения, путем предоставления консультационных услуг и помощи в получении кредитов банков.

12 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников В 2008 году заработная плата в среднем по Алтайскому краю составила 9,7 тыс. рублей, увеличившись на 2 4,7 %. При этом среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций составила 10,8 тыс. рублей (рост на 25,5%). Опережающими темпами росла заработная плата в сельском хозяйстве и торговле (в 1,3 раза). В 2008 году заработная плата выросла во всех муниципальных образованиях края. Дифференциация уровня заработной платы в 2008 году составила по городам 1,6 раза, по районам – 1,8 раза. Наибольший рост заработной платы отмечался в Калманском, Немецком национальном, Усть-Калманском, Советском районах, городах: Яровое и Камене-на-Оби. Самые низкие темпы роста заработной платы наблюдались в Шипуновском и Панкрушихинском районах, городах: Новоалтайске и Алейске. По данным Территориального органа Федеральной службы по статистике по Алтайскому краю

ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», бюджетных целевых программ, мероприятий по улучшению социально-экономической ситуации, увеличение объемов финансовых средств, направляемых на сферу здравоохранения обеспечили улучшение основных показателей, характеризующих состояние здоровья населения. Действующая сеть сельского здравоохранения края сформировалась под влиянием сложившихся социально- экономических условий и медико-географических особенностей. В результате этого объем неэффективных расходов в здравоохранении, обусловленный диспропорциями различных видов ресурсов (кадровых, коечного фонда), составил 1,2 млрд. рублей. Выявленные неэффективные расходы могли быть направлены на повышение качества медицинской помощи и оплату труда работников здравоохранения. Органам местного самоуправления в целях повышения эффективности деятельности системы здравоохранения необходимо обратить внимание на: - своевременное лицензирование всех базовых ЛПУ и их территориально обособленных объектов; - приведение к оптимальной численности терапевтических и педиатрических участков; - привлечение и закрепление медицинских кадров, особенно терапевтов, педиатров, анестезиологов-реаниматологов, хирургов, акушеров-гинекологов; - формирование муниципальных программ, ориентированных на софинансирование федеральных и краевых целевых программ, в том числе ПНП «Здоровье», а также закрепление медицинских кадров; - дальнейшее развитие и укрепление материально-технической базы, технического оснащения ЛПУ, внедрение современных медицинских технологий, обеспечивающих оказание медицинской помощи, удовлетворяющей потребности населения. Реализация мероприятий по реструктуризации сети здравоохранения, повышению качества медицинских услуг позволит сократить неэффективные расходы, повысить качество и объемы предоставляемых услуг, высвободить внутренние резервы для повышения заработной платы работников и модернизации инфраструктуры, расширить возможности учреждений здравоохранения по оказанию дополнительных услуг.

14 Здоровье населения С целью снижения смертности населения, выявления заболеваний на ранних стадиях в территориях края большое внимание уделяется профилактическим осмотрам населения. В 2008 году в 40 районах и 8 городах края более 90% населения было охвачено профилактическими осмотрами.

ДОШКОЛЬНОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Дошкольное образование В 2008 году с целью развития дошкольного образования открыты 11 дошкольных учреждений; проводилась работа по оптимизации использования площадей детскими дошкольными учреждениями, ранее используемых не по назначению (открыто дополнительно 74 группы на 1406 детей); с целью оптимизации системы образовательных учреждений продолжает использоваться практика размещения ДОУ – как юридического лица – на площадях школ (в 2008 году начали работать 20 дошкольных учреждений); активно развивалась сеть групп кратковременного пребывания для детей старшего дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях. Количество данных групп возросло до 765 (на 24% больше по сравнению с 2007 годом). Охват дошкольным образованием в 2008 году увеличился на 5%. Более 63% детей в возрасте от 3 до 7 лет охвачены услугами дошкольного образования. В 44 районах и 8 городах в 2008 году наблюдалось увеличение охвата детей от 3 до 7 лет дошкольным образованием. Дополнительное образование Работа в области дополнительного образования детей в 2008 году была направлена на развитие и совершенствование системы управления качеством воспитания в учреждениях образования края, эффективных форм общественно- педагогического взаимодействия, внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания, направленных на формирование социальных компетенций современного молодого человека, развитие современных форм и методов охраны и укрепление здоровья школьников, профилактику правонарушений и асоциального поведения детей и подростков. В 2008 году возросло число детей, получающих услуги по дополнительному образованию: доля детей в возрасте от 5 до 18 лет составила около 60%. В 29 районах и 8 городах этот показатель выше, чем в среднем по краю (более 60%). Совершенствование системы воспитания и дополнительного образования детей позволит повысить качество воспитательной деятельности в образовательных учреждениях края, создать равные стартовые возможности в области дополнительного образования для учащихся городов и районов края, развивать материально-техническую базу учреждений дополнительного образования детей и детских оздоровительных лагерей.

16 Охват дошкольным и дополнительным образованием

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 2008 году в сфере общего образования наметился ряд положительных тенденций. Развитие системы образования края в 2008 году было направлено на обеспечение условий для модернизации системы образования и удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в доступном и качественном образовании. В целях максимально эффективного использования финансовых ресурсов по решению проблем в сфере образования постановлением Администрации Алтайского края от утверждена ведомственная целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае на 2008 – 2010 годы». В крае реализуются мероприятия по реструктуризации образовательной сети края, которая вызвана не только снижением количества обучающихся, но, в первую очередь, необходимостью обеспечения современного качества образования для всех детей. В 2008 году завершился эксперимент и переходный период по введению единого государственного экзамена как единственной формы государственной (итоговой) аттестации выпускников средней школы. По итогам 2008 года 80% учащихся сдали ЕГЭ с положительным результатом. В 34 районах и 7 городах доля детей, сдавших ЕГЭ от числа сдававших, увеличилась по сравнению с 2007 годом. Вместе с тем беспокоит тот факт, что по результатам ЕГЭ до 70% школьных оценок не подтверждается. В 2008 году совершенствование финансово-экономических отношений в сфере образования края осуществлялось в соответствии с нормативными правовыми актами Администрации края, принятыми в рамках реализации Концепции реформирования региональных финансов Алтайского края, и постановлением Администрации края от «О реализации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» комплексного проекта модернизации образования в Алтайском крае на годы» (далее – КПМО). С 1 сентября 2008 года на новую систему оплаты труда (НСОТ) перешли 256 общеобразовательных учреждений края. В них работает человек, в том числе 7675 учителей (30% от общего числа учителей края). Во всех городах и районах края в 2008 году приняты нормативные правовые акты, закрепляющие механизмы доведения средств до образовательных учреждений на нормативно-подушевой основе.

18 Последовательная работа по совершенствованию финансово-экономических отношений в сфере образования привела к первым системным эффектам в отрасли: - произошло снижение доли неэффективных расходов на общее образование; - идет процесс создания оптимальной сети общеобразовательных учреждений, формирование базовых школ, реализующих образовательный процесс в условиях, отвечающих современным требованиям; - появились стимулы к развитию экономической самостоятельности общеобразовательных учреждений, что позволяет руководителям учреждений более эффективно использовать имеющиеся ресурсы; - достигнут конкурентоспособный уровень оплаты труда учителей в крае; - происходят качественные изменения в учительской среде. Повысилась привлекательность учительского труда для молодых кадров. Так, при переходе на НСОТ оклады молодых специалистов увеличились на 1,5 – 2 тыс. руб. Кроме того, появилась дальнейшая возможность повышения заработной платы за счет стимулирующих выплат, что позволит обеспечить закрепление в школах молодежи; - повысилась заинтересованность учителей в работе с одаренными и отстающими детьми, в том числе во внеурочное время. В пилотных школах идет более глубокое изучение и внедрение современных образовательных технологий. Особое внимание уделяется разработке методических материалов, результативной подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам, участию в научно-практических конференциях. - меняется отношение общественности к системе образования, усиливается заинтересованность в повышении качества работы школы. В 96,8% школ созданы и действуют органы государственно-общественного управления (советы), обладающие полномочиями по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения. В 2009 году такие органы планируется создать во всех школах края.

19 Общее образование В целях повышения качества образования органами местного самоуправления проводились мероприятия по реструктуризации образовательной сети. Средняя наполняемость классов в сельской местности составила 11 человек (норматив - 14 человек), в городской – 23 человека (норматив - 25 человек). В 2008 году удельный вес сдавших единый государственный экзамен, в числе выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене в среднем по краю составил 67%. По данным управления Алтайского края по образованию и делам молодежи

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Согласно приоритетным направлениям деятельности в сфере ЖКХ в 2008 году продолжился процесс структурных преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве муниципальных образований края. В настоящее время услуги ЖКХ предоставляют 1031 организация, из них 621 являются частными, что составляет 60,2% (в 2007 году аналогичный показатель составлял 52,3%). В рамках реформирования системы управления жилищным фондом собственниками помещений осуществляется выбор способа управления многоквартирными домами. Такой выбор состоялся и реализуется в отношении 93% домов. Развивается и совершенствуется рынок предоставления жилищных услуг: из 460 организаций, работающих в данной сфере 64,8% являются частными. Созданы условия для деятельности товариществ собственников жилья. В 2008 году активизировался процесс создания товариществ собственников жилья. На начало текущего года в крае зарегистрировано 514 ТСЖ и 83 ЖСК, объединяющих свыше 190 тыс. человек, в управлении которых находится 1706 домов или 4,2 млн.кв. метров жилищного фонда. Достигнутые показатели стали результатом создания благоприятных условий для деятельности ТСЖ, в том числе за счет включения в приоритетном порядке в региональные программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов и государственного кадастрового учета земельных участков за счет средств местных бюджетов. Резерв в улучшении финансово-хозяйственной деятельности организаций ЖКХ лежит в повышении уровня собираемости платежей с населения. В данном вопросе в отчётном году намечена положительная тенденция. Если в 2007 году уровень платежей выше 95% был в 7 городах края, то в 2008 году уже в 10 городах.

21 Органам местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо обратить внимание на: - развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда путем развития рынка частных управляющих компаний; - развитие инициативы собственников жилья; - создание системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и других механизмов государственно-частного партнерства; - реформирование системы тарифообразования, направленное на переход к долгосрочным методам регулирования с учетом обеспечения необходимой доходности при реализации инвестиционных программ в коммунальном комплексе, ликвидацию перекрестного субсидирования; - повышение энергоэффективности за счет снижения теплопотерь при содержании жилищного фонда, стимулирования наиболее эффективных технологий производства тепловой энергии, установки приборов учета потребляемых электроэнергии, тепла и воды; - реализацию системной практики принятия в муниципальных образованиях комплексных программ развития коммунальной инфраструктуры.

22 Реформирование жилищно-коммунального хозяйства В 2008 году в крае продолжился процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства, в рамках которого собственниками помещений осуществляется выбор способа управления многоквартирными домами. На начало текущего года в крае зарегистрировано 514 ТСЖ и 83 ЖСК, объединяющих свыше 190 тыс. человек, в управлении которых находится 1706 домов или 4,2 млн.кв. метров жилищного фонда. В 49 районах в многоквартирных домах выбрали один из способов управления. В городских округах лидерами являются города Новоалтайск и Барнаул.

ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Повышение доступности жилья для населения является одной из приоритетных задач социально- экономического развития. Активное развитие жилищного строительства позволило увеличить обеспеченность населения жилищным фондом: по итогам 2008 года общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя составила 20,7 кв.м, что на 1,5% выше, чем в 2007 году, в сельской местности - 21,4 кв.м (или 101,4% к 2007 году), в городских поселениях – 20,1 кв.м (102% к 2007 году). В 2008 году на 1 жителя введено 0,3 кв.м, что на 6% больше чем в 2007 году. По сравнению с 2007 годом увеличили ввод жилья 34 района и 7 городов края (по итогам 2007 года 44 района и 10 городов). Высокие темпы по вводу жилья наблюдались в Зональном, Славгородском, Смоленском, Солтонском и Третьяковском районах и городах: Яровое, Славгороде. В целях комплексного освоения, формирования перспективных площадок для жилищной застройки, создания долгосрочных условий увеличения объемов строительства на перспективу, а также в соответствии с требованиями реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации в крае ведется работа по разработке документов территориального планирования. Из 60 муниципальных районов края в 48 ведется работа по территориальному планированию. В 3 районах схемы территориального планирования утверждены, в 29 районах - находятся в стадии проектирования, в 12 районах - проходят согласование на краевом и местном уровнях, объявлен конкурс на разработку документов территориального планирования в 4 районах. В ряде муниципальных районов разрабатываются схемы территориального планирования, совмещенные с генеральным планом одного сельского поселения. Для дальнейшего развития жилищного строительства органам местного самоуправления необходимо: - проведение согласованных действий по градостроительному планированию, планированию коммунальной инфраструктуры, а также планированию инвестиционной деятельности коммунальных предприятий и тарифной политики, обеспечивающих их реализацию; - упорядочивание земельных отношений в муниципальных образованиях края; - создание на практике прозрачной и эффективной процедуры предоставления земельных участков для строительства, а также получения разрешения на строительство.

24 Жилищное строительство В 2008 году положительной динамикой характеризовалось жилищное строительство: за счет всех источников финансирования введены в действие жилые дома общей площадью 631,9 тыс. кв. метров, что на 5,6% превышает показатель 2007 года. На сельскую местность приходится более 30% общего ввода по краю.

ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Основная задача муниципальной власти – повышение результативности ее действий и эффективности использования ресурсов. В 2008 году продолжилось увеличение налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов: темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджетов территорий края – 120% (по городам - 117%, по районам – 127%). Наибольшая динамика налоговых и неналоговых доходов отмечена в Кытмановском и Новичихинском районах (более чем в 1,5 раза), в городах Рубцовске, Славгороде. Возросла и доля собственных доходов местного бюджета (за исключением безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями), в общем объеме доходов (по итогам 2008 года в целом по краю она составила 23%). Увеличение доли собственных доходов наблюдалось в 51 районе и во всех городах края. Лидерами по доле собственных доходов в общем объеме доходов являются Рубцовский (35%) и Благовещенский (33%) районы, среди городов – Белокуриха (73%) и Барнаул (63%). Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием оптимального объема средств. В 2008 году в целях оптимизации бюджетных расходов на содержание органов местного самоуправления установлены предельные размеры денежного вознаграждения, должностных окладов, а также предельный размер фонда оплаты труда, количество денежных вознаграждений в расчете на год по группам должностей и группам муниципальных районов (городских округов) (постановление Администрации края от ); предельные размеры расходов на содержание органов местного самоуправления в общем объеме доходов бюджета по соответствующим группам муниципальных образований (постановление Администрации края от ). Основной задачей органов местного самоуправления является формирование эффективных региональных систем управления. Достижение данной задачи возможно, прежде всего, путем введения современных методов управления, направленных на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, а именно: - оптимизацию неэффективных текущих расходов; - повышение доступности и качества предоставляемых услуг; - увеличение расходов на основные средства в целях создания необходимой инфраструктуры. Внедрение современных методов управления должно быть признано в качестве общегосударственной задачи, совместно реализуемой федеральными, региональными и муниципальными органами власти.

26 Собственные доходы местных бюджетов В 2008 году налоговые и неналоговые доходы местных доходов бюджетов возросли на 20% (по городам - на 17%, по районам – на 27%), что обеспечило рост доли собственных доходов местного бюджета в общем объеме доходов. Наибольшая доля собственных доходов местного бюджета (за исключением безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями), в общем объеме доходов характерна для Рубцовского (35%) и Благовещенского (33%) районов, среди городов – Белокуриха (73%) и Барнаул (63%).