2. Поведение потребителя при изменении цен и дохода. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. 4. Условие равновесия потребителя. Потребительский оптимум 4. Условие равновесия потребителя. Потребительский.
Advertisements

Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Изменение общей и предельной полезности. Потребительский спрос ФункциональныйНефункциональный СоциальныйСпекулятивный Нерациональ- ный Эффект присоединения.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности и кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
1 Задание 1 Сдвиг кривой безразличия правее и вверх означает: А) меньшее удовлетворение для потребителя; Б) большее удовлетворение для потребителя.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Микроэкономика-2 для студентов специальности «Математические методы в экономике» Гузенко Анна Геннадьевна к.тех.н., доцент кафедры математики.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 22. Тема: Моделирование потребительского поведения.
Экономика 10 класс. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
Моделирование процесса потребления Функция спроса потребителя.
Типы товаров Работу выполнила : Петрова Анастасия Ученица 11 « А » класса.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Основные характеристики системы: 3. Структура. Модель AD-AS (совокупный спрос – совокупное предложение) В совокупный спрос не входит: Инвестиционный спрос.
10 КЛАСС Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса и доход производителей.
«Рыночное равновесие». Рыночное равновесие Кривая совокупного предложения – кривая, показывающая реальный объем национального производства, который может.
Транксрипт:

2. Поведение потребителя при изменении цен и дохода. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».

Поведение потребителя 1. При изменении Px и неизменном доходе и т.п. LL' K U U' E 1 2 Cоединяя все точки касания (оптимума) получим линию ЕЕ - кривую «цена- потребление», представляющую множество всех оптимальных комбинаций товаров Х и У при изменении цены товара Х Px Qx Px o P'x Dx Y X X1X2 X1 X2 Линия индивидуального спроса на товар Х

Поведение потребителя 2. При изменении дохода (цены товаров остаются неизменными) Y X G K LL' K' E E' Cоединяя подобные точки оптимума Е получим кривую G «доход- потребление», представляющую множество всех оптимальных наборов товаров при изменении дохода потребителя и неизменном соотношении цен Здесь кривая G имеет положительный наклон: с ростом дохода потребление обоих товаров Х и У увеличивается -это характерно для нормальных товаров

Другие случаи положения кривой «доход-потребление» Y G X Кривая «доход-потребление» имеет от- рицательный наклон при росте дохода: X - некачественный товар (его потребление снижается), а У - высоко- качественный товар (прирост расходов на который поглощает более 100% прироста дохода) Кривая «доход-потребление» также имеет отрицательный наклон при росте дохода : Х - качественный товар (его потребление растет), а У - некачественный товар (его потребление снижается с ростом дохода)

Влияние изменения цены на спрос через эффекты дохода и замещения Одновременное действие эффектов дохода и замещения: –эффект дохода возникает, поскольку уменьшение цены данного товара увеличивает реальный доход (покупательную способность потребителя) и может увеличивать (для нормальных товаров) или уменьшать (для некачественных товаров) потребление данного товара –эффект замены способствует росту потребления относительно подешевевшего товара Вывод: необходимо разделить влияние этих двух эффектов

Эффекты дохода и замены по Хиксу Бюджетная линия KL = I(доход) и цены Px, Py, кривая безразличия U, точка оптимума E Уменьшение цены X до Px, сдвиг бюджетной линии до KL, новая кривая безразличия U, точка оптимума E Вспомогательная бюджетная линия KL, точка вспомогательного оптимума E У Х K L U U L E E E K L x x x Общий сдвиг потребления тов.Х = Х-X распадается на: эффект замены = Х- X и эффект дохода = X- X Оба эффекта суммируются В обратную сторону происходят изменения при повышении Рх

Выводы: По Хиксу эффект замены характеризуется движе- нием вдоль одной и той же кривой безразличия, а эффект дохода - переходом от одной кривой на другую Эффект замены всегда отрицательный (при снижении цены увеличивается потребление данного товара). Эффект дохода для нормальных товаров также отрицателен (если уменьшается цена, то реальный доход увеличивается и больше покупается данного товара) Два эффекта действуют в одну сторону (отрицательные эффекты складываются).

Для низкокачественных товаров Эффект замены по-прежнему отрицательный, а эффект дохода положителен - снижение цены ведет к повышению реального дохода, что, в свою очередь, приводит к уменьшению потребления низкокачественного товара Для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода (эффекты вычитаются), поэтому общий результат изменения цены Рх будет все же отрицательным (как у нормальных товаров, только в меньшей степени)

Товары Гиффена Разновидность некачественных товаров, отличающиеся тем, что занимают большое место в бюджете малоимущих потребителей (например, картофель) Спрос на которые изменяется в том же направлении, что и цена (положительная связь) Для которых положительный эффект дохода превышает отрицательный эффект замены (эффекты вычитаются) и общий результат изменения цены Рх будет положительным

Эффект дохода и эффект замещения (субституции) при снижении Рх Нормальный товар: Эфф. замещ. Эфф. дохода Низкокачественный Эффект замещ. Товар Товар ГиффенаЭфф. замещ. Общий эффект Эффект дохода Общий эффект Эффект дохода Общий эффект

Другие эффекты (исключения) в поведении потребителей Эффект присоединения к большинству: эффект увеличения потребительского спроса из-за того, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие (прямая связь, спрос более эластичен) Эффект сноба: сокращение потребления некоторого товара при снижении цены на него, поскольку данный товар становится более доступным, а данная категория потребителей не хочет быть «как все» (обратная связь, спрос менее эластичен) Эффект Веблена: спрос на эксклюзивный дорогостоящий товар может даже вырасти при повышении цены на него, так как богатый покупатель приобретает данный товар прежде всего из-за престижных соображений (прямая связь, менее эластичный спрос)