Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Advertisements

1 Задание 1 Сдвиг кривой безразличия правее и вверх означает: А) меньшее удовлетворение для потребителя; Б) большее удовлетворение для потребителя.
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
Экономика 10 класс. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
1 ТЕМА 5. Ординалистская теория выбора потребителя 1. Аксиомы ординализма 2. Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа 3. Бюджетная линия.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА Тема 6. Вопросы: 1. Кардиналистская теория полезности 2. Ординалистская теория полезности.
Тема 6: « Потребительское поведение » составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности и кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Транксрипт:

Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна

2 План: 5.1. Кривые безразличия 5.2. Зона замещения, норма замены, предельная норма замещения Бюджетное ограничение (бюджетная линия) Оптимум потребителя Эффект дохода и эффект замещения Некачественные блага. Парадокс Гиффена Излишек потребителя.

Кривые безразличия

4 Ординалистский (порядковый) подход к оценке субъективной полезности благ: Замена абсолютной шкалы измерения субъективной полезности относительной шкалой - описание поведения потребителя с помощью простого сравнения и упорядочения потребителем товарных наборов в порядке их предпочтения.

5 Количество единиц блага X Количество единиц блага Y x1x1 y1y1 А 0

6 Кривая безразличия (кривая равной полезности) Количество единиц блага X Количество единиц блага Y x1x1 y1y1 А Бy2y2 x2x2 0

7 Карта безразличия (шкала предпочтений потребителя) Количество единиц блага X Количество единиц блага Y I4I4 I3I3 I2I2 I1I1 I1I1 I4I4 I2I2 I3I3 0

8 Карта безразличия – множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя.

9 Чем правее и выше находится кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносит потребителю комбинация благ, представленная этой кривой.

Зона замещения, норма замены, предельная норма замещения

11 Зона замещения (субституции) участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим. Зона замещения X S 0 R Y

12 Норма замены (rate of substitution RS) блага Y благом X называется то количество блага Y, которое потребитель согласен уступить «в обмен» на увеличение на одну единицу блага X, так, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным.

13 Количество единиц блага X Количество единиц блага Y x2x2 y2y2 Б А y1y1 x1x1 В Г x3x3 x4x4 y3y3 y4y4 y 2 y 1 x 1 x 2 0

14 Предельная норма замены – предельная норма замещения (marginal rate of substitution MRS) MRS = lim (- y/ x) x 0 С ростом количества товара X его предельная полезность (MU) уменьшается.

15 В ординалистской теории полезности предельная норма замены (MRS) выполняет те же функции, что и предельная полезность (MU) в кардиналистской теории полезности.

16 Свойства кривой безразличия: 1.Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. 2.Кривые безразличия не могут пересекаться. 3.Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве благ. 4.Кривая безразличия, как правило, выпукла к началу координат.

17 Жесткая Совершенная взаимозаменяемость взаимосвязанность YY I2I2 0X I2I2 0X I1I1 I1I1

Бюджетное ограничение (бюджетная линия)

19 Особенности кривых безразличия: Позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются такие важнейшие факторы, как цены товаров и доход потребителя. Показывают возможность замены одного блага другим, но не определяют какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным по цене и доходу.

20 Бюджетная линия показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег при определенном уровне цен.

21 Допустим: M - доход потребителя; P X - цена товара X; P Y - цена товара Y; x - количество товара X; y - количество товара Y. Уравнение бюджетного ограничения: P X x + P Y y = M

22 При x = 0 весь бюджет расходуется на товар Y: y = M/P Y При y=0 весь бюджет расходуется на товар X : x= M/P X

23 Бюджетное ограничение Y X M/P Y M/P X 0

24 Наклон бюджетной линии к оси абцисс характеризуется отрицательным соотношением цен - P X P Y

25 Увеличение дохода потребителя Y X Y 2 =M 2 /P Y x 2 =M 2 /P X 0 Y 1 = M 1 /P Y x 1 =M 1 /P X

26 Уменьшение цены на товар X Y X y А = M/P Y x B =M/P X В 0 A x Б =M/P X Б БВ

27 Уменьшение цены на товар Х означает: 1.Относительное снижение цены товара X по сравнению с товаром Y 2.Повышение реального дохода потребителя (при неизменном денежном доходе)

Оптимум потребителя

29 Точка касания кривой безразличия с бюджетной линией соответствует положению равновесия потребителя (в ординалистской теории полезности). MRS = P X /P Y

30 Равновесие потребителя I3I3 Y E 0X I2I2 I1I1 yEyE xExE

31 Увеличение денежного дохода потребителя при неизменности цен означает смещение бюджетной линии вправо вверх, т.е. происходит рост реального дохода потребителя. Аналогичный эффект будет достигнут при снижении цен обеих продуктов при неизменном доходе потребителя.

32 Кривая (линия) «доход – потребление» I3I3 Y 0 X I2I2 I1I1 Y2Y2 X2X2 I4I4 Y4Y4 Y3Y3 Y1Y1 X1X1 X3X3 X4X4 W

33 Кривые Энгеля в интерпретации Торнквиста Q I 0 Продовольственные товары Промышленные товары стандартного качества Высококачественные товары и услуги Доход потребителя Количество оплаченных товаров и услуг

34 Кривая «цена – потребление» ХХ1Х1 Х2Х2 Х3Х3 Х4Х4 0 Y N I4I4 I3I3 I2I2 I1I1

Эффект дохода и эффект замещения

36 Общий эффект изменения объема спроса под влиянием изменения цены этого товара экономистами принято делить на две составные части: эффект замены и эффект дохода.

37 Эффект замены (эффект замещения) – изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением относительной цены товара при неизменном доходе, т.е. при сохранении уровня полезности потребляемого набора благ.

38 Эффект дохода – изменение объема спроса, вызванное изменением реального дохода при неизменности относительных цен товаров.

39 Эффект замены и эффект дохода. Y A A 0B B1B1 E E1E1 E xx1x1 x'x' B I I1I1 Эффект замены дохода X

Некачественные блага. Парадокс Гиффена

41 Эффект дохода и эффект замены (субституции) при снижении цены Эффект заменыЭффект дохода 1. Нормальный товар Общий эффект

42 Эффект дохода и эффект замены (субституции) при снижении цены 2.Низкокачественн ый товар Общий эффект Эффект дохода Эффект замещения

43 Эффект дохода и эффект замены (субституции) при снижении цены 3. Товар Гиффена Эффект замещения Эффект дохода Общий эффект

Излишек потребителя

45 Выигрыш потребителя при покупке, обусловленный превышением полезности приобретаемых единиц товара над ценой, получил название излишка потребителя.

46 На графике излишек потребителя – это область, ограниченная сверху кривой спроса, а снизу линией цены Р РRРR Q0

47 Задание 1 Сдвиг кривой безразличия правее и вверх означает: А) меньшее удовлетворение для потребителя; Б) большее удовлетворение для потребителя.

48 Задание 2 С увеличением количества товара его предельная норма замещения: А) увеличивается Б) уменьшается

49 Задание 3 Увеличение денежного дохода потребителя при неизменности цен означает: А) смещение бюджетной линии вправо вверх; Б) рост реального дохода потребителя; В) верно всё указанное; Г) не верно ничего из указанного.

50 Задание 4 Изменение объёма спроса, вызванное исключительно изменением относительной цены товара при неизменном доходе, называется: А) эффект дохода; Б) эффект замещения (замены).

51 Задание 5 Выигрыш потребителя при покупке товара, обусловленный превышением полезности приобретаемых единиц товара над ценой, получил название: А) парадокс Гиффена; Б) излишка потребителя; В) эффекта дохода; Г) эффекта замещения.