Нарушения рабочей памяти при черепно- мозговой травме Скворцова Василиса факультет психологии МГУ, кафедра нейро- и патопсихологии Научный руководитель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: Гамеза А.Н. 202 фкп. Варианты поражений 1) заднелобный (премоторный) синдром 2) префронтальный синдром 3) базальный лобный синдром 4) синдром.
Advertisements

Функциональные блоки мозга. БЛОКИ МОЗГА - (англ. brain blocks) - структурно- функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека,
Тема : НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ВИСОЧНЫХ ОТДЕЛОВ МОЗГА Выполнили : Анисимова Юлия 201 гр. ФКП. Кафедра медицинской генетики и клинической.
Влияние модальности сенсорного входа на распределение ошибок испытуемых при воспроизведении запомненных последовательностей движениями руки Боброва Е.В.,
L/O/G/O Белорусский Государственный Университет, Минск.
ТЕМА: КОНТРОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО- МНЕСТИЧЕСКИХ И КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛА: 694 В.Б.ОРЫМБЕТОВА А ПРИНЯЛА: АХМЕТОВА Ж.Б. АСТАНА 2016 АО «Медицинский Университет.
Роль подсказки-оператора в решении инсайтных задач Лифанова Светлана.
Классификация афазии. Афазии – это: нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» по выражению.
Линейная модель парной регрессии и корреляции. 2 Корреляция – это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального.
Р300 ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ – АПАЛЛИЧЕСКОМ СИНДРОМЕ И МУТИЗМЕ Л.Б.ОКНИНА, Е.В.ШАРОВА, Н.А.МАТЮШИНА, О.С.ЗАЙЦЕВ, Е.Л.МАШЕРОВ ИНСТИТУТ.
Выполнил : Дюсикеев Ж.. 1. Схема процесса 2. Дифферон 3. Трансформация 4. Проблема предрака 5. Неспецифический характер вирусного канцерогенеза.
Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание В.П. Критская, Т.К. Мелешко, Ю.Ф. Поляков М.; Изд-во МГУ, 1991.
Нейропсихологическая диагностика детей в дошкольном возрасте с ОВЗ Волокитина Татьяна Алексеевна педагог- психолог ДОУ 419.
Обзор конференции ICOM-5 по исследованию памяти человека к.т.н., м.н.с. лаб. Физиологии движений ИФ РАН Ляховецкий В.А.
Теория статистики Корреляционно-регрессионный анализ: статистическое моделирование зависимостей Часть 1. 1.
Проверка гипотезы осуществляется с помощью критериев статистической оценки различий. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ГИПОТЕЗЫ - систематизация предположения исследователя.
Использование схем и таблиц при изучении устных предметов с обучающимися на дому как способ эффективного восприятия учебного материала.
Зависимость выбора уровня сложности задачи от способности концентрации внимания Гусева Диана, 3 курс «Психология»
Медиобазальные отделы коры. Правое полушарие мозга, нарушения ВПФ при его поражениях. Медиобазальные отделы коры. Правое полушарие мозга, нарушения ВПФ.
Когнитивные механизмы влияния эмоциональных состояний на креативность Абисалова Елизавета, Институт психологии, РГГУ.
Транксрипт:

Нарушения рабочей памяти при черепно- мозговой травме Скворцова Василиса факультет психологии МГУ, кафедра нейро- и патопсихологии Научный руководитель: проф. Микадзе Ю.В.

Теоретический аспект: Термин «Рабочая память» - К. Прибрам, Дж. Миллер, И. Гелентер «Планирование и структуры поведения», 1960 год. Термин «Рабочая память» - К. Прибрам, Дж. Миллер, И. Гелентер «Планирование и структуры поведения», 1960 год. Модель рабочей памяти – Бэддели и Хитч, 1974 год. Модель рабочей памяти – Бэддели и Хитч, 1974 год. Трехкомпонентная модель рабочей памяти. Согласно Бэддели РП - это система, предоставляющая временное хранилище для информации и осуществляющая с ней манипуляции, необходимые для решений сложных когнитивных задач.

Miller, G. A., Galanter, E. & Pribram, K. H. (1960). Plans and the structure of behavior. New York: Holt, Rinehart & Winston. G.A. Miller E. Galanter K.H. Pribram

Alan Baddeley

Модель Бэддели и Хитча (1974) Центральный исполнитель (central executive) Центральный исполнитель (central executive) Фонологическая петля (articulation loop) Фонологическая петля (articulation loop) Зрительно-пространственная матрица (visual-spatial sketch-pad). Зрительно-пространственная матрица (visual-spatial sketch-pad).

Дополнения к модели: Эпизодический буфер (episodic buffer) - новый компонент системы. Эпизодический буфер (episodic buffer) - новый компонент системы. Его функции: Его функции: поддержание ориентировки в происходящем (место и время). поддержание ориентировки в происходящем (место и время). Создание эпизодических репрезентаций. Создание эпизодических репрезентаций.

Episodic Buffer

Критика модели Бэддели и Хитча внимание Контроль и регуляция память Рабочая память

Модель внимания Нормана и Шеллиса: контролирующая система внимания (Supervisory Attention System) и регулируемые ею схемы. Модель внимания Нормана и Шеллиса: контролирующая система внимания (Supervisory Attention System) и регулируемые ею схемы. К. Эриксон и У. Кинч: долговременная рабочая память. К. Эриксон и У. Кинч: долговременная рабочая память. Moscovitch: от рабочей памяти к «работе с памятью» (working with memory). Moscovitch: от рабочей памяти к «работе с памятью» (working with memory). Бэддели: от рабочей памяти к «рабочему вниманию». Бэддели: от рабочей памяти к «рабочему вниманию».

Мозговые основы рабочей памяти Выделение вербальной и невербальной рабочей памяти Выделение вербальной и невербальной рабочей памяти Выделение процессов удержания, сохранения материала и процессов переструктурирования, манипулирования с материалом. Выделение процессов удержания, сохранения материала и процессов переструктурирования, манипулирования с материалом.

Вербальная рабочая память: Преимуществе нная активация зон: зона Брока (поле 44), дополнительна я моторная кора, задние теменные области, зона Вернике. Преимуществе нная активация зон: зона Брока (поле 44), дополнительна я моторная кора, задние теменные области, зона Вернике.

Пространственная и зрительная рабочая память: Преимущественная локализация: правое полушарие: задние теменные области, вторичные зрительные поля (поле 19), аналоги зоны Брока в правом полушарии. Преимущественная локализация: правое полушарие: задние теменные области, вторичные зрительные поля (поле 19), аналоги зоны Брока в правом полушарии.

Центральный процессор и лобные доли Лобные доли и особенно префронтальная кора – отдельная область исследования. Лобные доли и особенно префронтальная кора – отдельная область исследования. Внутри лобных долей выделяют три основные области, которые связываются с разными процессами. Внутри лобных долей выделяют три основные области, которые связываются с разными процессами.

Зоны префронтальной коры: Дорсолатеральная Дорсолатеральная (DLFC) Вентролатеральная Вентролатеральная(VLFC) Полюс лобной доли Полюс лобной доли(AFC)

Две модели распределения функций рабочей памяти внутри префронтальной коры: 1.Модально-специфическая организация памяти внутри лобной коры (Goldman - Rakic P., 1995 ): Пространственный материал – дорсолатеральные отделы Непространственные характеристики зрительного стимула – вентролатеральные отделы. Эта модель опирается на исследования зрительного восприятия, по которым дорсальные пучки волокон, идущие от зрительной коры к префронтальным отделам связаны с информацией о том, «где» располагается объект, а вентральные – с информацией о том, «что» это за объект.

Patricia Goldman-Rakic ( )

2. Разные зоны префронтальной коры связаны с разными процессами рабочей памяти (M. Pertrides, 1996): -Дорсолатеральные отделы связаны с процессами активного переструктурирования и манипулирования с материалом -Вентролатеральные отделы – связаны с удержанием материала в памяти. -Полюс лобной доли – процессы принятия решений, выделений подцелей в решении задач.

В настоящей работе: Исследования рабочей памяти у больных с черепно-мозговой травмой (ЧМТ). Исследования рабочей памяти у больных с черепно-мозговой травмой (ЧМТ). Выделение мнестического компонента (удержание материала в памяти) и компонента переструктурирования, манипулирования с материалом в ходе работы с ним. Выделение мнестического компонента (удержание материала в памяти) и компонента переструктурирования, манипулирования с материалом в ходе работы с ним.

Нейропсихологические синдромы при ЧМТ: Разные сочетания лобных синдромов, нарушения программирования и контроля деятельности. Разные сочетания лобных синдромов, нарушения программирования и контроля деятельности. Многоочаговость поражений и неоднородность наблюдаемой нейропсихологической картины. Многоочаговость поражений и неоднородность наблюдаемой нейропсихологической картины. Яркость и выраженность синдромов в связи с острым началом заболевания и массивностью поражений. Яркость и выраженность синдромов в связи с острым началом заболевания и массивностью поражений.

Цели работы: Попытка качественного анализа нарушений рабочей памяти при ЧМТ. Попытка качественного анализа нарушений рабочей памяти при ЧМТ. Выделение специфики нарушений в зависимости от преимущественной локализации поражения. Выделение специфики нарушений в зависимости от преимущественной локализации поражения. Синтез количественного и качественного подход в оценке и описании наблюдаемых нейропсихологических симптомов. Синтез количественного и качественного подход в оценке и описании наблюдаемых нейропсихологических симптомов.

Исследовательские задачи: Выяснение роли передних и задних отделов мозга, а также левого и правого полушария в обеспечении процессов удержания материала в памяти и его активной переработки – переструктурирования. Выяснение роли передних и задних отделов мозга, а также левого и правого полушария в обеспечении процессов удержания материала в памяти и его активной переработки – переструктурирования. Анализ специфики нарушений вербальной и зрительно-пространственной рабочей памяти и их связи с разными полушариями и разными стратегиями переработки материала. Анализ специфики нарушений вербальной и зрительно-пространственной рабочей памяти и их связи с разными полушариями и разными стратегиями переработки материала. Постановка проблемы о возможности локализации рабочей памяти и ее компонентов в той или иной области мозга. Постановка проблемы о возможности локализации рабочей памяти и ее компонентов в той или иной области мозга.

Гипотеза исследования: Рабочая память включает в свой состав взаимодействие таких компонентов как регуляция селективного отбора текущего материала и материала, хранящегося в долговременной памяти, активное (текущее) удержание материала, с которым оперирует субъект, переструктурирования материала в соответствии со стоящей перед субъектом задачей деятельности. Рабочая память включает в свой состав взаимодействие таких компонентов как регуляция селективного отбора текущего материала и материала, хранящегося в долговременной памяти, активное (текущее) удержание материала, с которым оперирует субъект, переструктурирования материала в соответствии со стоящей перед субъектом задачей деятельности. В процессах удержания и манипулирования с материалом, предположительно, участвуют разные отделы мозга: удержание материала связано с работой задних отделов В процессах удержания и манипулирования с материалом, предположительно, участвуют разные отделы мозга: удержание материала связано с работой задних отделов Регуляция и переструктурирование осуществляются при контроле со стороны передних отделов. Регуляция и переструктурирование осуществляются при контроле со стороны передних отделов. Левое и правое полушария мозга используют разные стратегии переработки информации, которые по-разному проявляются в работе с вербальным и невербальным материалом. Для вербального и невербального материала предполагаются специфические сочетания типов ошибок при выполнении тестов на рабочую память в зависимости от поражения правого или левого полушарий. Левое и правое полушария мозга используют разные стратегии переработки информации, которые по-разному проявляются в работе с вербальным и невербальным материалом. Для вербального и невербального материала предполагаются специфические сочетания типов ошибок при выполнении тестов на рабочую память в зависимости от поражения правого или левого полушарий.

Характеристики экспериментальной группы 24 больных с ЧМТ средней и тяжелой степени тяжести: 16 мужчин и 8 женщин, проходивших лечение в НИИ НХ им. Н.Н.Бурденко в период с 2005 по 2006 год. У всех больных диагностировалось очаговое поражение мозга, по клинической форме – очаговый ушиб мозга средней или тяжелой степени тяжести (9 – 12 баллов и 3 – 8 баллов по шкале комы Глазго (ШКГ) на момент поступления). 24 больных с ЧМТ средней и тяжелой степени тяжести: 16 мужчин и 8 женщин, проходивших лечение в НИИ НХ им. Н.Н.Бурденко в период с 2005 по 2006 год. У всех больных диагностировалось очаговое поражение мозга, по клинической форме – очаговый ушиб мозга средней или тяжелой степени тяжести (9 – 12 баллов и 3 – 8 баллов по шкале комы Глазго (ШКГ) на момент поступления). Ушиб представляет собой очаг первичного некроза вещества мозга в сочетании с кровоизлиянием в эту зону. Ушиб представляет собой очаг первичного некроза вещества мозга в сочетании с кровоизлиянием в эту зону. Ушиб мозга средней степени тяжести характеризуется мелкоочаговыми кровоизлияниями, очагами геморрагической пропитки мозговой ткани при сохранности структуры борозд, извилин и связей с мягкими мозговыми оболочками. Ушиб мозга средней степени тяжести характеризуется мелкоочаговыми кровоизлияниями, очагами геморрагической пропитки мозговой ткани при сохранности структуры борозд, извилин и связей с мягкими мозговыми оболочками. При ушибе тяжелой степени тяжести выявляются очаги разрушения мозговой ткани с множественными геморрагиями при утрате конфигурации борозд и извилин, разрыве связей с мягкими мозговыми оболочками. При ушибе тяжелой степени тяжести происходит выключение сознания от нескольких часов до нескольких недель, часто двигательное возбуждение, грубая неврологическая симптоматика. При ушибе тяжелой степени тяжести выявляются очаги разрушения мозговой ткани с множественными геморрагиями при утрате конфигурации борозд и извилин, разрыве связей с мягкими мозговыми оболочками. При ушибе тяжелой степени тяжести происходит выключение сознания от нескольких часов до нескольких недель, часто двигательное возбуждение, грубая неврологическая симптоматика.

Характеристики экспериментальной и контрольной групп Параметры оценкиЗдоровые испытуемые Больные 1. Выборка Соотношение больных в группахПоражения ЛП – 10 больных Поражения ПП – 9 больных Двусторонние лобные поражения – 5 больных 3. Пол (мужчины /женщины)13/916/8 4. Средний возраст и ст. отклонениеСреднее = 34,8 δ = 12,3 Среднее = 31,37 δ = 13,65 5. Возрастные границы17 – 5916 – Уровень образованияНезаконченное среднее - высшее 7. Время, прошедшее с момента травмы до обследования2,1 месяца минимум – 5 дней Максимум – 0,9 года 8. Шкала комы Глазго на момент травмы9,5 баллов 9. Показатель по шкале комы Глазго на момент обследования14,6 баллов 10. Продолжительность бессознательного состоянияМинимум – неск. минут Максимум – 10 дней 11. Механизм повреждения (биомеханика) Преимущественно ДТП, нападения, падения: ударно-противоударная природа повреждения. При ДТП поражения, как правило, носят, исключить наличие данного типа повреждения представляет значительные трудности.

Методики Субтесты на оценку вербальной и невербальной рабочей памяти батареи тестов Векслера (Wechsler Adult Intelligence Scale – Third Edition – WAIS –III, 1997). Субтесты на оценку вербальной и невербальной рабочей памяти батареи тестов Векслера (Wechsler Adult Intelligence Scale – Third Edition – WAIS –III, 1997). Вербальный тест (Digit Span) – цифровые ряды, которые нужно воспроизводить в прямом (первая серия) или в обратном порядка (вторая серия). Вербальный тест (Digit Span) – цифровые ряды, которые нужно воспроизводить в прямом (первая серия) или в обратном порядка (вторая серия). Например, … Например, … Количество цифр в ряду увеличивалось после каждый двух верных воспроизведений. Количество цифр в ряду увеличивалось после каждый двух верных воспроизведений.

Методики Невербальный тест (Spatial Span) – доска с расположенными на ней 10- ю кубиками. Невербальный тест (Spatial Span) – доска с расположенными на ней 10- ю кубиками. Аналогично задачам на вербальную рабочую память в первой серии испытуемому предлагалось вслед за экспериментатором отмечать на доске показанные ему кубики. Аналогично задачам на вербальную рабочую память в первой серии испытуемому предлагалось вслед за экспериментатором отмечать на доске показанные ему кубики. Во второй серии он должен был показывать кубики в обратном порядке, начиная с последнего. Во второй серии он должен был показывать кубики в обратном порядке, начиная с последнего.

Сенсибилизированное задание: Цифро-буквенный субтест (Letter-Number sequencing): перед испытуемым стояла «двойная задача». Цифро-буквенный субтест (Letter-Number sequencing): перед испытуемым стояла «двойная задача». Из предъявляемых в хаотичном порядке букв и цифр требовалось сначала назвать цифры в восходящем порядке, а затем буквы, расположив их в алфавитном порядке. Таким образом, увеличивалась нагрузка на процессы контроля и распределения внимания. Из предъявляемых в хаотичном порядке букв и цифр требовалось сначала назвать цифры в восходящем порядке, а затем буквы, расположив их в алфавитном порядке. Таким образом, увеличивалась нагрузка на процессы контроля и распределения внимания. А – 9 – Ц – 2 – Е – 7… А – 9 – Ц – 2 – Е – 7… 2 – 7 – 9 – А – Е – Ц 2 – 7 – 9 – А – Е – Ц

Общее нейропсихологическое обследование Все больные прошли общее нейропсихологическое обследование по методикам А.Р. Лурии. Особое внимание уделялось выполнению проб на слухоречевую и зрительную память, а также проб, в которых велика роль регуляторного компонента (динамический праксис, свободные ассоциации, реакция выбора, решение задач, счетные операции). Все больные прошли общее нейропсихологическое обследование по методикам А.Р. Лурии. Особое внимание уделялось выполнению проб на слухоречевую и зрительную память, а также проб, в которых велика роль регуляторного компонента (динамический праксис, свободные ассоциации, реакция выбора, решение задач, счетные операции).

Оценка результатов Помимо подсчета количественных нормативных данных, нами проводился анализ по следующим параметрам: Помимо подсчета количественных нормативных данных, нами проводился анализ по следующим параметрам: Оценка общей продуктивности воспроизведения отдельно прямых и обратных рядов в вербальном и невербальном тестах. Также подсчитывалась общая сумма предъявляемых элементов в прямом и обратном ряде Оценка общей продуктивности воспроизведения отдельно прямых и обратных рядов в вербальном и невербальном тестах. Также подсчитывалась общая сумма предъявляемых элементов в прямом и обратном ряде Оценка диссоциации. Коэффициент диссоциации рассчитывался как отношение суммы верно воспроизведенных элементов в прямых рядах к сумме верно воспроизведенных элементов в обратных рядах для вербального и невербального тестов. Оценка диссоциации. Коэффициент диссоциации рассчитывался как отношение суммы верно воспроизведенных элементов в прямых рядах к сумме верно воспроизведенных элементов в обратных рядах для вербального и невербального тестов.

Качественный анализ типов ошибок Потеря элементов: для каждого испытуемого подсчитывалось количество не воспроизведенных утерянных им элементов в прямых и обратных рядах вербального и невербального теста, которые затем делились на показатель общей продуктивности (сколько всего элементов было предъявлено): Потеря элементов: для каждого испытуемого подсчитывалось количество не воспроизведенных утерянных им элементов в прямых и обратных рядах вербального и невербального теста, которые затем делились на показатель общей продуктивности (сколько всего элементов было предъявлено): k = кол-во пропущенных элементов / сумма предъявленных элементов. k = кол-во пропущенных элементов / сумма предъявленных элементов. Ошибки порядка: за нарушение порядка считалось расположение некоторого элемента Х не на своем месте по сравнению с исходным расположением элементов в ряду. Ошибки порядка рассматривались как показатель пространственных искажений, связанных преимущественно с правым полушарием. Ошибки порядка: за нарушение порядка считалось расположение некоторого элемента Х не на своем месте по сравнению с исходным расположением элементов в ряду. Ошибки порядка рассматривались как показатель пространственных искажений, связанных преимущественно с правым полушарием.

Ошибки по типу замен: подсчитывалось количество привнесений новых элементов в воспроизводимый ряд. Ошибки по типу замен: подсчитывалось количество привнесений новых элементов в воспроизводимый ряд. Персеверации элементов: количество повторов в воспроизведении. Персеверации элементов: количество повторов в воспроизведении. Замены и персеверации интерпретировались как показатели избирательности и переключаемости психических процессов, отражающие функционирование регуляторного компонента, связанного с передними отделами. Замены и персеверации интерпретировались как показатели избирательности и переключаемости психических процессов, отражающие функционирование регуляторного компонента, связанного с передними отделами.

Цифро-буквенные последовательности: Анализ цифро-буквенных последовательностей проводился по формальным показателям (бальные оценки, принятые в системе тестов батареи Векслера). Анализ цифро-буквенных последовательностей проводился по формальным показателям (бальные оценки, принятые в системе тестов батареи Векслера). Также качественно анализировалась степень усвоения и следования инструкции: Также качественно анализировалась степень усвоения и следования инструкции: - полное выполнение всех условий (называние сначала цифр в восходящем порядке, затем букв – в алфавитном), -частичное выполнение инструкции (называние сначала цифр, потом букв без расположения их в восходящем и алфавитном порядках) -полное неусвоение инструкции (хаотичное называние букв и цифр, эхолалии).

Количественная оценка результатов В связи с отсутствием нормального распределения в экспериментальной группе (критерий χ 2 для сравнения эмпирического и теоретического распределений) оказалось возможным применение только непараметрических методов: критерий Манна-Уитни для сравнения различий в признаке для двух независимых выборок, критерий Крускала - Уоллеса – для оценки различий в признаке между тремя группами, а также критерий Вилкоксона для оценки различий в признаке внутри одной группы. В связи с отсутствием нормального распределения в экспериментальной группе (критерий χ 2 для сравнения эмпирического и теоретического распределений) оказалось возможным применение только непараметрических методов: критерий Манна-Уитни для сравнения различий в признаке для двух независимых выборок, критерий Крускала - Уоллеса – для оценки различий в признаке между тремя группами, а также критерий Вилкоксона для оценки различий в признаке внутри одной группы.

Результаты и их обсуждение Общий объем воспроизведения, как в вербальных, так и в невербальных рядах у больных с ЧМТ оказался ниже, чем в группе здоровых испытуемых. Наблюдаются различия в продуктивности выполнения прямых вербальных рядов между группами больных и здоровыми испытуемыми. Различия являются статистически значимыми (критерий Крускала-Уоллиса для оценки различий между 3 и более независимыми группами. (при р 0,05 и р 0,001). Наименьшие значения продуктивности отмечены в группе двусторонних лобных поражений – в среднем воспроизводилось в сумме не более 47,6 цифр, длина ряда не превышала 5 элементов. Общий объем воспроизведения, как в вербальных, так и в невербальных рядах у больных с ЧМТ оказался ниже, чем в группе здоровых испытуемых. Наблюдаются различия в продуктивности выполнения прямых вербальных рядов между группами больных и здоровыми испытуемыми. Различия являются статистически значимыми (критерий Крускала-Уоллиса для оценки различий между 3 и более независимыми группами. (при р 0,05 и р 0,001). Наименьшие значения продуктивности отмечены в группе двусторонних лобных поражений – в среднем воспроизводилось в сумме не более 47,6 цифр, длина ряда не превышала 5 элементов. Различия в вербальных прямых рядах для групп больных с поражениями левого и правого полушарий незначительны (56,39 и 54,39 элемента соответственно). Однако результаты существенно ниже результатов группы нормы (в среднем – 70,4 цифры). Различия в вербальных прямых рядах для групп больных с поражениями левого и правого полушарий незначительны (56,39 и 54,39 элемента соответственно). Однако результаты существенно ниже результатов группы нормы (в среднем – 70,4 цифры). Для обратных вербальных рядов отмечено статистически значимое (критерий Крускала-Уоллиса, р 0,05 ) общее падение продуктивности как для группы больных, так и для группы нормы. Для обратных вербальных рядов отмечено статистически значимое (критерий Крускала-Уоллиса, р 0,05 ) общее падение продуктивности как для группы больных, так и для группы нормы.

Показатели продуктивности выполнения невербального субтеста оказались более однородными. Для невербальных прямых рядов статистически значимых различий в выполнении теста больными с ЧМТ и здоровыми испытуемыми получено не было. Для обратных рядов различия статистически достоверны (критерий Крускала-Уоллиса, р 0,05 ). Показатели продуктивности выполнения невербального субтеста оказались более однородными. Для невербальных прямых рядов статистически значимых различий в выполнении теста больными с ЧМТ и здоровыми испытуемыми получено не было. Для обратных рядов различия статистически достоверны (критерий Крускала-Уоллиса, р 0,05 ). Наименьшие результаты, как и в вербальном тесте, получены для группы больных с двусторонними лобными поражениями. Для невербального субтеста также не обнаружено значимых различий в продуктивности воспроизведения между прямыми и обратными рядами для всех групп кроме группы с двусторонними лобными поражениями (критерий Вилкоксона, р 0,05). Наименьшие результаты, как и в вербальном тесте, получены для группы больных с двусторонними лобными поражениями. Для невербального субтеста также не обнаружено значимых различий в продуктивности воспроизведения между прямыми и обратными рядами для всех групп кроме группы с двусторонними лобными поражениями (критерий Вилкоксона, р 0,05).

Воспроизведение вербальных рядов с опорой на вербально- сукцессивную стратегию оказывается более продуктивным при непосредственном воспроизведении по сравнению с невербальными рядами, опирающихся, предположительно, на симультанную схему. Воспроизведение вербальных рядов с опорой на вербально- сукцессивную стратегию оказывается более продуктивным при непосредственном воспроизведении по сравнению с невербальными рядами, опирающихся, предположительно, на симультанную схему.

Показатели диссоциации Воспроизведение обратных рядов оказывается более продуктивным для невербальных рядов. Показатели для них ниже, чем для вербальных рядов. Воспроизведение обратных рядов оказывается более продуктивным для невербальных рядов. Показатели для них ниже, чем для вербальных рядов. Опора на пространственную симультанную схему Опора на пространственную симультанную схему более продуктивна при переструктурировании материала.

Переструктурирование материала: Наибольшие трудности переструктрурирования материала обнаружены в группах больных с двусторонними лобными поражениями и в группах больных с передне-задними поражениями мозга. Наибольшие трудности переструктрурирования материала обнаружены в группах больных с двусторонними лобными поражениями и в группах больных с передне-задними поражениями мозга.

Переструктурирование материала:

Возможные объяснения: Для вербальных рядов требуется сукцессивная (линейная) стратегия обращения к следам, где каждый следующий элемент линейно, ассоциативно связан с предшествующим и последующим. В вербальных рядах схема определяется речевым опосредствованием, так как каждый элемент ряда проговаривается. Поскольку речевое опосредствование несет сукцессивный характер, то схема организации материала также носит сукцессивный характер. Для вербальных рядов требуется сукцессивная (линейная) стратегия обращения к следам, где каждый следующий элемент линейно, ассоциативно связан с предшествующим и последующим. В вербальных рядах схема определяется речевым опосредствованием, так как каждый элемент ряда проговаривается. Поскольку речевое опосредствование несет сукцессивный характер, то схема организации материала также носит сукцессивный характер. Речевое опосредствование увеличивает объем непосредственного воспроизведения (прямые ряды) Речевое опосредствование увеличивает объем непосредственного воспроизведения (прямые ряды)

В невербальных рядах каждый элемент предъявляется последовательно (сукцессивная стратегия), но схема организации материала носит симультанный характер: В невербальных рядах каждый элемент предъявляется последовательно (сукцессивная стратегия), но схема организации материала носит симультанный характер: для правильного воспроизведения необходимо представление целостной пространственной конфигурации взаиморасположения отмеченных экспериментатором кубиков на доске. для правильного воспроизведения необходимо представление целостной пространственной конфигурации взаиморасположения отмеченных экспериментатором кубиков на доске. Стимульный материал представлен одновременно и в зрительно-пространственной, симультанной, и в последовательной формах. Стимульный материал представлен одновременно и в зрительно-пространственной, симультанной, и в последовательной формах. При этом отсутствует опора на речевое опосредствование, а ведущую роль в восстановлении следов играет пространственная конфигурация (симультанная схема). При этом отсутствует опора на речевое опосредствование, а ведущую роль в восстановлении следов играет пространственная конфигурация (симультанная схема).

Вместе с тем, для вербальных рядов характерно резкое сужение объема воспроизведения (почти в 2 раза) при переходе от прямых рядов к обратным, которое не наблюдается для невербальных рядов. Вместе с тем, для вербальных рядов характерно резкое сужение объема воспроизведения (почти в 2 раза) при переходе от прямых рядов к обратным, которое не наблюдается для невербальных рядов. Падение продуктивности в обратных вербальных рядах зафиксировано для всех групп больных и для контрольной группы здоровых испытуемых и является статистически значимым (критерий парных сравнений Вилкоксона, р 0,05). Падение продуктивности в обратных вербальных рядах зафиксировано для всех групп больных и для контрольной группы здоровых испытуемых и является статистически значимым (критерий парных сравнений Вилкоксона, р 0,05). При этом приходится удерживать в памяти два разных, построенных по сукцессивной схеме, ряда одновременно – прямой и обратный, - что усиливает интерференцию между ними. Создание обратной последовательности, то есть переструктурировании исходного ряда, требует создания новой сукцессивной стратегии, что приводит к удвоению нагрузки на объем памяти, с одной стороны, и к усилению действия механизма вербальной интерференции, - с другой. Приходится использовать две разные сукцессивные схемы построения воспроизводимого ряда. При этом приходится удерживать в памяти два разных, построенных по сукцессивной схеме, ряда одновременно – прямой и обратный, - что усиливает интерференцию между ними. Создание обратной последовательности, то есть переструктурировании исходного ряда, требует создания новой сукцессивной стратегии, что приводит к удвоению нагрузки на объем памяти, с одной стороны, и к усилению действия механизма вербальной интерференции, - с другой. Приходится использовать две разные сукцессивные схемы построения воспроизводимого ряда.

Обратный невербальный, пространственный ряд не требует создания дополнительной схемы. Обратный невербальный, пространственный ряд не требует создания дополнительной схемы. Движение внутри симультанной схемы может происходить в разных направлениях. Движение внутри симультанной схемы может происходить в разных направлениях. Отсутствует интерференция, определяемая разными схемами зрительно- пространственного построения стимульного материала. Отсутствует интерференция, определяемая разными схемами зрительно- пространственного построения стимульного материала. Таким образом, существует одна пространственная схема построения воспроизводимого ряда. Таким образом, существует одна пространственная схема построения воспроизводимого ряда.

Анализ типов ошибок В вербальном тесте в прямых рядах при поражениях передних и передне-задних отделов левого полушария возрастает количество потерь элементов в сочетании с заменами и персеверациями. В вербальном тесте в прямых рядах при поражениях передних и передне-задних отделов левого полушария возрастает количество потерь элементов в сочетании с заменами и персеверациями. При левосторонних поражениях передних отделов усиливается влияние вербальной интерференции, которая приводит к выпадению цифр и сужению воспроизводимого ряда. При левосторонних поражениях передних отделов усиливается влияние вербальной интерференции, которая приводит к выпадению цифр и сужению воспроизводимого ряда. Ошибки по типу замен элементов отражают нарушения избирательности и нестойкость следов воспроизведения. Ошибки по типу замен элементов отражают нарушения избирательности и нестойкость следов воспроизведения.

Диаграммы распределения типов ошибок в вербальном тесте

Для ошибок порядка получены неожиданные результаты: ожидаемое увеличение числа ошибок данного типа для правосторонних поражений (соответственно литературным данным о преобладании нарушений порядка при поражениях правого полушария) наблюдается только в обратных вербальных рядах Для ошибок порядка получены неожиданные результаты: ожидаемое увеличение числа ошибок данного типа для правосторонних поражений (соответственно литературным данным о преобладании нарушений порядка при поражениях правого полушария) наблюдается только в обратных вербальных рядах В прямых рядах нарушения порядка больше характерны для левополушарных больных (ошибок порядка в прямых вербальных рядах при поражении левого полушария в 1,8 раз больше, чем при правосторонних повреждениях). В обратных рядах при правосторонних повреждениях ошибок по типу нарушений порядка больше в 2,49 раза по сравнению с левосторонними поражениями. В прямых рядах нарушения порядка больше характерны для левополушарных больных (ошибок порядка в прямых вербальных рядах при поражении левого полушария в 1,8 раз больше, чем при правосторонних повреждениях). В обратных рядах при правосторонних повреждениях ошибок по типу нарушений порядка больше в 2,49 раза по сравнению с левосторонними поражениями.

Возможно, в обратных рядах происходит увеличение нагрузки на пространственный компонент ряда: для воспроизведения ряда в обратном порядке требуется представление о расположении всех цифр в прямом порядке, что требует целостного представления и большей опоры на холлистическую стратегию даже в вербальном материале. Возможно, в обратных рядах происходит увеличение нагрузки на пространственный компонент ряда: для воспроизведения ряда в обратном порядке требуется представление о расположении всех цифр в прямом порядке, что требует целостного представления и большей опоры на холлистическую стратегию даже в вербальном материале. Возможно, происходит сканирование прямого ряда и выстраивание на его основе обратного: мысленное движение вдоль ряда, от начала к концу. Возможно, происходит сканирование прямого ряда и выстраивание на его основе обратного: мысленное движение вдоль ряда, от начала к концу. Нарушения симультанности и синтеза поступающей информации с репрезентациями, хранящимися в памяти, при правосторонних поражениях приводят к возрастанию ошибок порядка при общей доступности ряда воспроизведению. Нарушения симультанности и синтеза поступающей информации с репрезентациями, хранящимися в памяти, при правосторонних поражениях приводят к возрастанию ошибок порядка при общей доступности ряда воспроизведению.

В невербальном тесте прослеживается обратная тенденция в распределении разных типов ошибок среди групп больных с поражениями правого и левого полушарий: В невербальном тесте прослеживается обратная тенденция в распределении разных типов ошибок среди групп больных с поражениями правого и левого полушарий: Выпадения элементов и замены как в прямых, так и в обратных рядах, характерны для больных с поражениями передних и передне-задних отделов правого полушария. Выпадения элементов и замены как в прямых, так и в обратных рядах, характерны для больных с поражениями передних и передне-задних отделов правого полушария. Нарушения порядка чаще встречаются у больных с левосторонними повреждениями в прямых и в обратных рядах. Нарушения порядка чаще встречаются у больных с левосторонними повреждениями в прямых и в обратных рядах.

Диаграммы распределения типов ошибок в невербальном тесте

Возможно, выпадение элементов из схемы отражает нарушение общей конфигурации ряда, которая зависит от сохранности симультанных синтезов. Возможно, выпадение элементов из схемы отражает нарушение общей конфигурации ряда, которая зависит от сохранности симультанных синтезов. Для вербально-сукцессивных стратегий более сильным оказывается механизм интерференции при отсутствии вспомогательной роли пространственного опосредствования. Для вербально-сукцессивных стратегий более сильным оказывается механизм интерференции при отсутствии вспомогательной роли пространственного опосредствования. Для зрительно-пространственных стратегий ведущим является механизм пространственных искажений при отсутствии речевого опосредствования. Для зрительно-пространственных стратегий ведущим является механизм пространственных искажений при отсутствии речевого опосредствования. Поэтому в вербальных рядах выпадения цифр обусловлены одним механизмом, а в невербальных другим. Поэтому в вербальных рядах выпадения цифр обусловлены одним механизмом, а в невербальных другим.

Нарушения порядка в невербальном тесте, которые больше встречаются при левосторонних поражениях, возможно, отражают распад связей внутри схемы без нарушения ее целостной структуры. Нарушения порядка в невербальном тесте, которые больше встречаются при левосторонних поражениях, возможно, отражают распад связей внутри схемы без нарушения ее целостной структуры. Это есть нарушение ассоциаций «по смежности» как возможный сукцессивный компонент внутри пространственной схемы. Это есть нарушение ассоциаций «по смежности» как возможный сукцессивный компонент внутри пространственной схемы. Однако, эти результаты являются спорными и нуждаются в дальнейшей проверке. Однако, эти результаты являются спорными и нуждаются в дальнейшей проверке.

Выводы РП является интегративным показателем работы мозга в целом. РП является интегративным показателем работы мозга в целом. Апперцепция? Апперцепция? Две базовые стратегии – схемы – оперирования материалом – вербально-сукцессивная и зрительно-пространственная. Первая связана преимущественно с левым полушарием, вторая – с правым полушарием. Две базовые стратегии – схемы – оперирования материалом – вербально-сукцессивная и зрительно-пространственная. Первая связана преимущественно с левым полушарием, вторая – с правым полушарием. Трудности переструктурирования связаны как с нарушениями оперированием со схемой (при поражениях передних отделов мозга). В случае передне-задних поражения сочетаются с сужением объема воспроизведения. Трудности переструктурирования связаны как с нарушениями оперированием со схемой (при поражениях передних отделов мозга). В случае передне-задних поражения сочетаются с сужением объема воспроизведения. Нарушения вербально-сукцессивной и зрительно- пространственной схем представления материала приводят к различным сочетаниям типов ошибок для больных с поражениями правого и левого полушарий. Нарушения вербально-сукцессивной и зрительно- пространственной схем представления материала приводят к различным сочетаниям типов ошибок для больных с поражениями правого и левого полушарий.