Социальное самочувствие населения в условиях кризиса Опыт измерения и анализа Санкт-Петербург. 6-12 февраля 2009 г. Токарев В.В. Материалы к презентации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РИПН - Волгоград Индекс потребительских настроений волгоградцев Презентация проекта для участия в региональном этапе конкурса PR-проектов «Серебряный лучник»
Advertisements

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ Агентство «Коммерческие Консультации и Исследования» г. Пермь июль 2008 г.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ ПЕРМЯКОВ Агентство «Коммерческие Консультации и Исследования» г. Пермь июнь 2009 г.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ ПЕРМЯКОВ Агентство «Коммерческие Консультации и Исследования» г. Пермь декабрь 2009 г.
Агентство «Коммерческие Консультации и Исследования» ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ г. Пермь октябрь 2008 г.
Типовые расчёты Растворы
Межрегиональный индекс кризисного сознания (МИКС) Представление результатов волгоградского регионального этапа общероссийского исследовательского проекта.
Экономический кризис в сознании волгоградцев и москвичей Представление результатов региональных этапов общероссийского исследовательского проекта Ассоциации.

Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Мониторинг социальных настроений населения России, Беларуси, Украины и Казахстана ЕМ-IV. Предварительные результаты 1 Мониторинг социальных настроений.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Волгоградцы и москвичи в условиях кризиса: сходства и различия в поведении и восприятии Представление результатов региональных этапов общероссийского исследовательского.
19 июня 2012 г.. это показатель, рассчитываемый на базе опроса индивидуальных предпринимателей, руководителей малых, средних и крупных частных предприятий.
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Тенденции потребления в России ГфК-Русь Генеральный.
1 Сентябрь-Октябрь, 2009 г. Декабрь, 2009 MARKETING CONGRESS 2009 Потребительские предпочтения финансово активных.
1 «Третий сектор» в России: текущее состояние и перспективы развития Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Презентация на семинаре «Полития»,
Школьная форма Презентация для родительского собрания.

Ф. Т. Алескеров, Л. Г. Егорова НИУ ВШЭ VI Московская международная конференция по исследованию операций (ORM2010) Москва, октября 2010 Так ли уж.
Транксрипт:

Социальное самочувствие населения в условиях кризиса Опыт измерения и анализа Санкт-Петербург февраля 2009 г. Токарев В.В. Материалы к презентации проекта на Зимней психологической школе-2009

2 Цель и задачи проекта «РИПН» ЦЕЛЬ: Разработка и реализация системы независимых, регулярных и открытых измерений социального самочувствия и потребительских настроений жителей Волгограда. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: Разработка и / или выбор и адаптация системы индикаторов, характеризующих социальную ситуацию и социальные настроения населения. Разработка стандартов и технологии исследования. Накопление результатов измерений, достаточных для содержательной интерпретации результатов. Информирование общественности о проекте, развитие и расширение проекта, выявление основных детерминант социального самочувствия населения.

3 Методика оценки потребительских настроений (ИПН) Методика ИПН разработана учеными Мичиганского университета в годах (группа Дж. Катоны). С 60–х годов прошлого века измерения ИПН начались в рамках проекта «Евробарометр» в европейских странах. В России измерения ИПН ведутся с 1993 года (ВЦИОМ, затем – «Левада-Центр» и Росстат). В 2004 году Ассоциация региональных социологических центров «Группа 7/89» предложила методику «РИПН» (региональный индекс потребительских настроений), адаптированную для проведения межрегиональных сравнений.

4 Достоинства методики РИПН Индекс прост в реализации и интерпретации, не требует сложного методического обеспечения. Методика РИПН хорошо «работает» в условиях быстрых изменений социальных условий. Показатели РИПН наиболее эффективны для проведения межрегиональных сравнений и анализа динамических временных рядов. Обладает хорошими прогностическими возможностями, позволяет прогнозировать изменение потребительской активности населения. Методика стандартизована, используется значительным числом исследователей.

5 Прогностические возможности ИПН Пример использования индекса потребительских настроений – соотношение продаж автотранспорта и оценок потребительских настроений.

6 Инициативные проекты Центра «Аналитик» Инициативный исследовательский проект «Волгоградский Омнибус». Проводится совместно с ОМА «Маркетдэйта» (г.Москва). «РИПН-Волгоград». Индекс потребительских настроений волгоградцев. Проводится совместно с Ассоциацией «Группа 7/89». Мониторинг электронных и печатных СМИ Волгограда с ежедневной и еженедельной отчетностью. Мониторинг спектра наиболее актуальных социально- экономических проблем, характерных для населения Волгоградской области.

7 Проект «Волгоградский Омнибус» Мониторинговое исследование локальных рынков и общественного мнения жителей Волгограда. Проводится восемь раз в год. Метод исследования – телефонное интервью по структурированной анкете. Объект исследования – население Волгограда в возрасте от 16 до 59 лет. Объем выборки одной волны – 400 интервью. Проект начат в 2004 году. В 2005 году стал лауреатом премии «Серебряный лучник».

8 Проект «РИПН-Волгоград» (индекс потребительских настроений волгоградцев ) Мониторинговое исследование социального самочувствия и потребительских настроений. Методика адаптирована Ассоциацией «Группа 7/89». Измерения начаты в апреле 2007 года. На данный момент (февраль 2009 г.) выполнено 15 замеров. Полученные данные позволяют анализировать динамику социального самочувствия и ожиданий жителей города и области.

9 Методика и логика РИПН Вопросы инструментария (1) Оценка изменений материального положения семьи за последний год.

10 Методика и логика РИПН Вопросы инструментария (2) Прогноз изменений собственного материального положения в течение ближайшего года.

11 Методика и логика РИПН Вопросы инструментария (3) Прогноз изменений материального положения других жителей страны в течение ближайшего года.

12 Методика и логика РИПН Вопросы инструментария (5) Прогноз изменений положения других жителей страны в течение ближайших пяти лет.

13 Методика и логика РИПН Вопросы инструментария (5) Оценка того, насколько текущий момент является «подходящим» для совершения крупных покупок.

14 Методика и логика РИПН Вопросы инструментария Оценка ситуации в «домашнем» регионе в сравнении с другими регионами страны.

15 Методика расчета индекса потребительских настроений По каждому из вопросов, входящих в комплекс ИПН, рассчитываются распределения ответов респондентов (средние и несодержательные ответы не учитываются). Каждое из полученных распределений используется для построения частного индекса (в процентах): из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных; к полученной разности прибавляется 100, чтобы исключить появление отрицательных величин. Совокупный индекс рассчитывается как среднее арифметическое частных индексов.

16 Методика расчета индекса потребительских настроений N (+) N (-)

17 Логика расчета частных индексов Индекс покупательской активности (ИПА) Индекс положения семьи (ИПС) Индекс ожиданий (ИО) Индекс межрегио- нальных сравнений

18 Логика расчета общего индекса потребительских настроений Индекс потребительских настроений (ИПН)

19 РИПН-Волгоград Возможности анализа Анализ общей динамики социального самочувствия и потребительских настроений населения.

20 РИПН-Волгоград Возможности анализа Анализ динамики отдельных компонентов РИПН (индекса ожиданий, индекса положения семьи и т.д.).

21 РИПН-Волгоград Возможности анализа Анализ динамики социального самочувствия различных демографических и социальных групп.

22 РИПН-Волгоград Возможности анализа Различия в социальном самочувствии между мужчинами и женщинами.

23 РИПН-Волгоград Возможности анализа Анализ динамики социального самочувствия различных демографических и социальных групп.

24 РИПН-Волгоград Возможности анализа Различия в социальном самочувствии между различными возрастными группами.

25 РИПН-Волгоград Возможности анализа Различия в социальном самочувствии между группами, различающимися уровнем дохода.

26 РИПН-Волгоград Возможности анализа Различия между группами покупателей / не покупателей компьютеров и ноутбуков.

27 РИПН-Волгоград Возможности анализа Анализ динамики социального самочувствия жителей различных территорий.

28 Логика расчета частных индексов Краткосрочный социальный оптимизм Оценка произошед- ших изменений Индивидуальный оптимизм Долгосрочный социальный оптимизм

29 РИПН-Волгоград Возможности анализа Анализ показателей «краткосрочного» и «долгосроч- ного» индивидуального и социального оптимизма.

30 Индекс изменения положения семьи

31 Индекс изменения положения семьи «За последний год материальное положения моей семьи значительно, очень заметно изменилось к худшему…» «…Хотя еще в сентябре я был уверен, что оно стабильно улучшается…»

32 Индекс индивидуального оптимизма

33 Индекс индивидуального оптимизма «Я считаю, что в течение ближайшего года изменения к худшему продолжатся…» «…Но он не будут столь интенсивны, как те изменения, что уже произошли…» «Еще в ноябре я думал, что все будет значительно хуже, но теперь немного успокоился…»

34 Индекс краткосрочного социального оптимизма

35 Индекс краткосрочного социального оптимизма «Хотя мне и моей семье в течение ближайшего года станет хуже, жизнь основной части россиян ухудшится значительно сильнее…»

36 Индекс долгосрочного социального оптимизма

37 Индекс долгосрочного социального оптимизма «…Но в долгосрочной перспективе (в течение пяти лет) все наладится и изменения к лучшему продолжатся…» Индекс долгосрочного социального оптимизма - единственный, находящийся в положительной части шкалы.

38 PR-продвижение проекта Публикация результатов исследования на сайте Центра «Аналитик» и порталах, посвященных социологическим и маркетинговым исследованиям.

39 PR-продвижение проекта Подготовка на основе результатов исследования научных публикаций, использование данных РИПН при подготовке монографий.

40 PR-продвижение проекта Публикация статей в общественно-политических периодических изданиях Волгоградской области.

41 PR-продвижение проекта Результаты проекта обсуждались на съезде Ассоциации «Группа 7/89» (Волгоград, май 2008 г.), и на семинаре «Социологические исследования в практике регионального и муниципального управления» (Пермь, декабрь 2008 г.).

Спасибо за внимание к нашей работе… ЗАО ЦСМИ «АНАЛИТИК» , Россия, Волгоград ул. Богунская, д. 8, офис 302 тел./факс: , , , Генеральный директор: Токарев Василий Владимирович - Научный руководитель исследовательских проектов: Дулина Надежда Васильевна – Исполнительный директор: Беличенко Ольга Николаевна –