Актуальные вопросы разработки и экспертизы типовых учебных планов и образовательных стандартов высшего образования первой ступени Главное управление учебной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка образовательных стандартов 3 поколения и учебных планов по специальностям высшего образования первой ступени.
Advertisements

Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Актуальные вопросы технологии реализации ФГОС ВПО.
Харитонова О.В., начальник отдела образовательных стандартов и программ УМУ ИЗМЕНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ УРОВНЯ МАГИСТРАТУРЫ 13.
Харитонова О.В., начальник отдела образовательных стандартов и программ УМУ ИЗМЕНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Особенности организации практики с магистрантами Жуковский А.Т., Начальник учебно-методического отдела.
1 Разработка учебных планов основных образовательных программ высшего профессионального образования в логике ФГОС ВПО Харитонова О.В., начальник отдела.
Показатели, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учреждений высшего профессионального образования требованиям.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
Проблемы формирования учебных планов при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
О принципах проектирования учебных планов 2013 года набора.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
Методическое сопровождение программ последипломного образования (АСПИРАНТУРА) Зав. УМО НОУ ВПО СМИ РЕАВИЗ К.м.н., доцент Е.Ю. Сырцова.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Федеральные государственные требования новое в обучении интернов и ординаторов зам. проректора по ПДО Пайманов И.В.
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Транксрипт:

Актуальные вопросы разработки и экспертизы типовых учебных планов и образовательных стандартов высшего образования первой ступени Главное управление учебной и научно- методической работы БГУ

Экспертиза типовых учебных планов ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Предварительная экспертиза (размер шрифта (не менее 10 пт), наличие итоговых сумм, недельная нагрузка (общая и аудиторная), общее количество часов (низкий коэффициент, общая недельная нагрузка), наличие подписи Председателя УМО) ЭКСПЕРТИЗА 2

Экспертиза типовых учебных планов 1. ОКРБ Изменения Правильность названий и кодов специальности, направления специальности, специализации + раздел VIII (гос. экзамен) Соответствующая квалификация 2. Срок обучения Приказ 389 от Приказ 110 от количество дисциплин (40-45 для 4 лет; для 4,5 лет; для 5 лет; включая дисциплины компонента УВО). 3

3. Соответствие Макету типового учебного плана цикл социально-гуманитарных дисциплин цикл естественнонаучных дисциплин цикл общенаучных и общепрофессиональных дисциплин цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин цикл специальных дисциплин цикл дисциплин специализаций дополнительные виды обучения 4

Экспертиза типовых учебных планов 4. График образовательного процесса 4.1. Соответствие количеству недель теоретического обучения в Плане образовательного процесса (разделы I и III) 4.2. Соответствие разделов I и II если практика совмещается с теор. обучением, то как общая, так и аудиторная нагрузка снижается 4.3. Соответствие разделов I, V и VI (практики) + последняя практика (преддипломная) – min 4 недели 4.4. Экзаменационная сессия (не менее 3-4 дней и не более 1 недели на каждый экзамен) Каникулы (6-10 недель в год, в т.ч. 2 недели зимой). 5

Экспертиза типовых учебных планов 5.2. Включение часов на подготовку к экзамену в общую сумму maх возможное общее к-во часов = (к-во недель теор. обучения + экз. сессий) х 54 min возможное общее к-во часов = (к-во недель теор. обучения + экз. сессий) х 54 – 200 (рек.) 6

Экспертиза типовых учебных планов 6. Цикл социально-гуманитарных дисциплин 6.1. Соответствие Концепции Приказ 194 от Письмо от Распределение интегрированных модулей по курсам Соответствие академических часов формам отчетности Соответствие количества спец. модулей по выбору (компонент УВО) сроку обучения Распределение аудиторных часов СГД по видам занятий (50-60 % лекций). 7

Экспертиза типовых учебных планов 7. Наличие обязательных для изучения дисциплин 7.1. Белорусский язык 7.2. Иностранный язык 7.3. Безопасность жизнедеятельности человека (Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность, Основы экологии, Основы энергосбережения, Охрана труда) Основы управления интеллектуальной собственностью (если в КУО – пояснения) 8

Экспертиза типовых учебных планов 8. Аудиторные часы 8.1. Соответствие % соотношения ауд. часов циклов и подциклов табл. 2 Макета обр. стандарта Соотношение аудиторных часов и общего количества часов по учебным дисциплинам; компоненту УВО; циклу дисциплин специализации коэффициент: 1,5 – 2,2 + на каждый экзамен добавляется по 36 ч.; если дисциплина изучается на протяжении 2-х и более семестров, то к-т уменьшается не более, чем на 0,2; изменение коэффициента по семестрам: 1,4 – 2,3 9

Экспертиза типовых учебных планов 9. Формы отчетности 9.1. Соответствие семестра в распределении отчетности и в распределении часов по курсам и семестрам+ наличие отчетности в последнем семестре преподавания учебной дисциплины Правильность подсчета количества экзаменов и зачетов Количество часов всего, аудиторных (из расчета 4 часа в неделю) и зачеты по физ. культуре ставятся под чертой и не учитываются в общее количество Соответствие нормам (не более 5 экзаменов; как правило, не более 6 зачетов в семестре; в сумме не более 11) Количество и распределение курсовых работ и проектов (как правило, не более 1 курс. работы и 1 курс. проекта в семестр, исключая I курс и, как правило, последний семестр) + на выполнение курсовой работы отводится часов, курсового проекта – часов 10

Экспертиза типовых учебных планов 11. Недельная нагрузка Правильность подсчета Соответствие нормам: не более 30 ч. в неделю на выпускном и предвыпускном курсах, не более 32 ч. – на остальных курсах; мин. недельная ауд. нагрузка – 24 ч.; общее количество часов в семестре не должно превышать 54 ч. в неделю; если практика совмещается с теоретическим обучением, то: максимально допустимая аудиторная нагрузка уменьшается из расчета 2 часа в неделю за каждую неделю совмещенной практики; максимально возможное общее количество часов теоретического обучения в семестре должно быть уменьшено на количество часов, отведенных на практику; maх возможное общее количество часов в семестре = = (к-во недель теор. обуч. + к-во недель экз. сессии в семестре - к-во недель совм. практики) х 54 факультативы – не более 2-х часов в неделю сверх максимально допустимой нед. нагрузки. 11

Экспертиза образовательных стандартов Образовательный стандарт предоставляется на экспертизу в электронном виде (в текстовом процессоре Microsoft Word) и на бумажном носителе с подписями руководителей разработки стандарта и экспертов (председателя УМО, председателя КНМС УМО), внешним экспертным заключением и Учебным планом БГУ по специальности (направлениям специальности). Внутреннее экспертное заключение представляется в электронном виде 12

Экспертиза образовательных стандартов Требования к оформлению стандарта (предварительная экспертиза): 1.соответствие макету (утвержденному варианту); 2.отсутствие переносов (как автоматических, так и принудительных); 3.нумерация (титул-содержание – римская); 4.колонтитулы (номер ОСВО); 5.дата введения ЭКСПЕРТИЗА (!правки в электронный вариант вносятся в РИВШ) 13

Экспертиза образовательных стандартов Разделы макета, по которым чаще всего встречаются несоответствия: основные термины и определения; характеристика профессиональной деятельности специалиста; требования к компетентности специалиста; требования к структуре типового учебного плана по специальности (направлению специальности) 14

Основные термины и определения В образовательных стандартах применяются термины, установленные Кодексом Республики Беларусь об образовании, а также иные термины, определенные в разделе 3 «Основные термины и определения». При этом часто в разделе 3, с одной стороны, повторяются определения терминов, имеющиеся в Кодексе Республики Беларусь об образовании, с другой стороны, приводятся определения терминов, не встречающихся в образовательном стандарте и (или) не имеющих отношения к специальности, по которой разработан образовательный стандарт. Кроме того, нередко даются некорректные определения терминов. 15

Характеристика профессиональной деятельности специалиста 5.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста 5.2 Объекты профессиональной деятельности специалиста 5.3 Виды профессиональной деятельности специалиста 5.4 Задачи профессиональной деятельности специалиста 5.5 Возможности продолжения образования специалиста 16

Характеристика профессиональной деятельности специалиста 5.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста ОКРБ Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Виды экономической деятельности» (далее – ОКРБ ) классификатор 854 Высшее образование. 722 Научные исследования и разработки ??? (это ближе к 2 ступени) 17

компетенции – по различным направлениям специальности-указывать при наличии направлений) Требования к компетентности специалиста (компетенции – по различным направлениям специальности-указывать при наличии направлений) осуществлять выбор оптимального варианта проведения научно-исследовательских работ; быть способным к реализации разных сценариев научного исследования и осуществлению качественного и количественного анализа полученных результатов??? (подходит больше для 2 ст); оформлять отчеты о научных исследованиях, готовить научные публикации ??? (подходит больше для 2 ст);; составлять договоры на выполнение научно- исследовательских работ ??? (подходит больше для 2 ст);; планировать фонды оплаты труда ??? (подходит больше для 2 ст); 18

Требования к структуре типового учебного плана по специальности (направлению специальности) Коды формируемых компетенций. Сверка с типовым учебным планом (часы на подготовку к экзаменам во время экзаменационных сессий выносятся в отдельную строку, от количества часов учебных дисциплин вычитается время из расчета от 27 до 54 часов на каждый экзамен). Примечания и сноски не включаются. 19

Экспертиза образовательных стандартов 7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по учебным дисциплинам Соответствие количества приводимых в образовательном стандарте дидактических единиц и компетенций по учебной дисциплине количеству часов, отводимых на изучение дисциплины 20