О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 Ноября 2003 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Совершенствование корпоративного и финансового законодательства в России А.В. Шаронов.
Advertisements

Магистрант: Бутыло А.В. Научный руководитель: к.э.н., доцент Семак Е.А. Презентация магистерской диссертации на тему: «Перспективы размещения ценных бумаг.
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
Деньги, кредит, банки Кафедра «Финансы и налоги» Бондаренко Татьяна Николаевна.
Май 2010 Д.Н. Ананьев, Председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению "Правовые аспекты регулирования финансовых рынков.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
С.М. Дробышевский Гайдаровские чтения-2012 Улан-Удэ, 14 мая 2012 г. Стратегия 2020 ( по материалам рабочей группы 10)
Об итогах работы банковских систем государств-участников ЕврАзЭС в 2009 году и перспективах развития банковского сектора государств Сообщества Презентация.
Функции Центрального Банка России Автор : студентка III курса специальности « Налоги и налогообложение » Домаховская Анастасия Викторовна Руководител ь:
Финансовая система России в посткризисном мире Данилов Ю.А. директор Фонда «Центр развития фондового рынка», председатель Попечительского совета Фонда.
«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
Вызовы современных условий глобальной экономики Государственно-частное партнерство и государственная политика Сыктывкар, 1 3 н оября 2008 г.
1 Стратегия развития банковского сектора: от государственного регулирования к государственному программированию Ассоциация региональных банков России.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Конкурентоспособность страны конкурентоспособность предприятия Конкурентоспособность по издержкам Конкурентоспособность по качеству.
ВЫПУСК ДОЛГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ 7-8 ДЕКАБРЯ 2004 г. г. МОСКВА.
Финансовый рынок – один из самых важных элементов экономики, особенностью которого является возможность мобилизовать временно свободные средства, а также.
МОСКОВСКОЕ АГЕНТСТВО ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА И ИНВЕСТИЦИЙ СОЗДАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ЗАЛОГОВЫХ ФОНДОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 1.
Минфин России Финансовый институт по управлению суверенными фондами и государственным долгом в России Светлана Викторовна Ячевская Директор Правового департамента.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ.
Транксрипт:

О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 Ноября 2003 г.

Положительные тенденции развития финансового рынка восстановление капитала банковской системы повышение доступности кредита (снижение процентных ставок в связи с притоком капитала) стабилизация количества финансовых институтов, их укрупнение, увеличение их совокупных активов и собственного капитала рост доверия населения к финансовому рынку расширение кредитования экономики рост средств физических и юридических лиц на счетах в банках рост индекса РТС (в октябре 2003 г. превысил рекордный уровень 1997 г.) рост международного рейтинга долговых обязательств Российской Федерации

46,5% собственные средства 18,4% бюджетные средства 29,9% прочее 4,8% кредиты банков 0,3% корпоративные обязательства 0,2% эмиссия акций Структура источников инвестиций в основной капитал (на 1 июля 2003 г.) Недостатки в развитии финансового рынка Низкая капитализация финансовых рынков (6% к ВВП, из них банковский сектор – 5,5%) Высокая степень концентрации активов в руках ограниченного числа участников (в банковском секторе 27,7% активов приходится на Сбербанк России) Низкая ликвидность финансовых инструментов (из 172 эмитентов, котирующих свои акции на классическом рынка РТС лишь 15 могут быть названы ликвидными) Отношение кредитов частному сектору к ВВП составляет 15% (143% в Португалии, 129,2% в Китае, 27,7% в Бразилии

СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА Инерционный Выполнение планов по развитию отдельных секторов Доступ иностранных участников Валютная либерализация Темп роста ВВП 4 - 4,5% Пессимистический Невыполнение стратегических планов развития Низкая «прозрачность» структуры собственности Слабая защита прав собственности Отсутствие иностранных участников на рынке Отсутствие валютной либерализации Значительный отток капитала Сценарий реформирования Реализация комплексной программы развития финансового рынка Радикальное улучшение инвестиционного климата Повышение качества государственных институтов Увеличение количества инструментов и комплексных услуг Валютная либерализация Доступ иностранных участников 3,5% 7,5 - 8%

Роль финансового рынка в решении задач Программы социально-экономического развития Динамичный рост экономики Развитие несырьевых отраслей Переток капитала из сырьевого в обрабатывающие отрасли Рост покупательной способности Развитие малого и среднего бизнеса Повышение благосостояния населения Развитие наукоемких производств Рост инвестиций Рациональное распределение ресурсов по секторам экономики Развитие институциональных инвесторов Повышение «качества» капитала Создание новой покупательной способности Рост производительности факторов производства Роль финансового рынка Задачи Программы

Необходимо разработать механизмы перехода от бюджетного финансирования институтов развития к финансированию посредством финансового рынка. Государственные институты развития РосБР Россельхозбанк «Росагролизинг» Росэксимбанк АИЖК фонды страхования, поддержки, развития и пр. Бюджет Финансовый рынок Социально- экономический эффект Стратегия деятельности агентов Правительства Российской Федерации на финансовом рынке должна стать составной частью государственной стратегии развития финансового рынка. И Институты развития должны стать инструментом реализации Программы социально- экономического развития. Принципы их функционирования должны быть четко определены и по- возможности унифицированы

Финансовый рынок достиг необходимого уровня развития, если он способен обеспечить: преобразование неорганизованных сбережений в организованные инвестиции удовлетворение спроса на финансовые ресурсы различного объема, срочности и назначения эффективное управление финансовыми рисками, в т.ч. путем их диверсификации замещение финансовых ресурсов государства при решении задач социально-экономического развития Российской Федерации

Законодательные источники проблем на финансовом рынке низкое качество, малый спектр и отсутствие комплексных финансовых инструментов, низкая эффективность финансового рынка с точки зрения вклада в экономический рост ПРОБЛЕМЫ отдельный регулятор на каждом сегменте финансового рынка формирование законодательства в начале 90-х годов по различным образцам «зарегулированность » рынка высокие издержки деятельности на рынке общие или «рамочные» законы, изобилующие отсылочными нормами (на уровень ведомства- регулятора) параллельное создание нормативной базы внутри каждого сектора (нет единой системы законодательства)

Построение регулирования и надзора на финансовом рынке Федеральное законодательство Подзаконные нормативные акты государственных надзорно-регулирующих органов Саморегулирование Надзорная деятельность государственных надзорно-регулирующих органов В настоящее время основные федеральные законы регулирующие финансовый рынок носят характер «рамочных», ведомственные акты конкретизируют нормы федеральных законов Федеральное законодательство Подзаконные нормативные акты Саморегулирование Надзорная деятельность государственных надзорно-регулирующих органов Необходимо преобразовать федеральные законы в законы прямого действия, ведомственные акты должны иметь разъяснительный характер, расширена роль саморегулирования на финансовом рынке

Влияние издержек участников финансового рынка на привлекательность деятельности на финансовом рынке Прибыль Издержки выхода на финансовый рынок Издержки Функционирования Прочие издержки Схема распределения доходов финансового института Налогообложение Прибыль Издержки выхода на финансовый рынок Издержки функционирования Прочие издержки Налогообложение Маржа финансового института Происходит падение величины маржи на финансовых операциях в результате усиления конкуренции Необходимо сокращение издержек и оптимизация налогообложения

Зарубежные модели объединения регулирования, надзора на финансовом рынке Надзор за деятельностью кредитных организаций Надзор за деятельностью страховых компаний Надзор за деятельностью проф.участ-ов на РЦБ, НПФ, ИФ Надзор и регулирование кредитных организаций Надзор и регулирование страховых компаний Надзор и регулирование проф.участ-ов на РЦБ Надзор за деятельностью НПФ Исходное положение: Надзор и регулирование кредитных организаций Надзор и регулирование страховых компаний Надзор и регулирование проф.участ-ов на РЦБ Надзор за деятельностью НПФ Вариант создания «мегарегулятора», выполняющего как регулирующие, так и надзорные функции Вариант создания «мегарегулятора» выполняющего надзорные функции Нередко государственный орган осуществляющий регулирование, надзор за кредитными организациями сохраняет самостоятельность

План мер по развитию финансового рынка в Российской Федерации Совместная концепция (основные направления единой государственной политики) Правительства Российской Федерации и Банка России по комплексному развитию финансового рынка Российской Федерации на среднесрочную перспективу ( годы) с учетом разработанных стратегий развития отдельных секторов финансового рынка План первоочередных мер на 2004 год по развитию финансового рынка в Российской Федерации Стратегические (среднесрочные) меры по развитию финансового рынка в Российской Федерации

План первоочередных мер на 2004 год по развитию финансового рынка в Российской Федерации 1.Оперативные меры по реформированию законодательства, относящегося к финансовому рынку изменения и дополнения в Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу ( г.) в части развития финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества преобразование общего и «рамочного» законодательства в законы прямого действия, с одновременной унификацией терминологии унификация механизмов размещения страховых, пенсионных резервов, средств инвестиционных фондов в инструменты, с определенным уровнем надежности повышение конкурентоспособности российского финансового рынка при его либерализации и обеспечение равных условий функционирования его участников 2. Реформа налогообложения дохода по инструментам и налогообложения институтов финансового рынка устранение многократного налогообложения текущего дохода по финансовым инструментам (льготы институциональным инвесторам) отмена НДС на любые операции с финансовыми инструментами, приравнивающая их к операциям с денежными средствами отмена/сокращение налога (государственной пошлины) на эмиссию ценных бумаг, создающего неравные условия для заемщиков на рынке капитала и на рынке кредитных ресурсов

План первоочередных мер на 2004 год по развитию финансового рынка в Российской Федерации (продолжение) 3. Реформирование финансовых институтов с государственным участием (в т.ч. фондов, агентств по оказанию государственной поддержки) принятие и одобрение согласованных стратегий развития всех финансовых институтов с государственным участием на среднесрочную перспективу разработка механизмов переложения финансирования их приоритетных задач c федерального бюджета на финансовый рынок рассмотрение вопроса о выходе государства и Банка России из капитала коммерческих организаций, работающих на рынке финансовых услуг (не институтов развития) 4. Оперативные направления законодательного регулирования отдельных институтов и инструментов финансового рынка совершенствование регулирования и унификация требований к организаторам биржевой торговли создание основ законодательного регулирования рынка производных финансовых инструментов формирование законодательства по секьюритизации различных видов активов совершенствование законодательства о залоге либерализация внутреннего рынка акций ОАО «Газпром» унификация правового обеспечения клиринговой деятельности на финансовом рынке создание законодательных основ обеспечения осуществления неттинга на финансовом рынке унификация правил доверительного управления имуществом, в части совершенствования управления активами с «плавающей» структурой

Стратегические (среднесрочные) меры по развитию финансового рынка в Российской Федерации 5. Реформа государственного регулирования на финансовом рынке унификация надзорных требований к идентичным (схожим) институтам на различных сегментах финансового рынка переход к осуществлению ведомствами-регуляторами надзора и перенос регулирования на уровень федерального законодательства или актов Правительства Российской Федерации увеличение роли саморегулирования и сокращение масштаба ведомственного регулирования концентрация регулирования и надзор институциональных инвесторов и бирж в единых ведомствах-регуляторах анализ возможности создания на финансовом рынке мегарегулятора/меганадзорного органа или иной формы координации действий ведомств-регуляторов 6. Среднесрочные меры в области построения законодательства, относящегося к финансовому рынку возврат к принципу построения российского права: «все что не запрещено в законе – разрешено» (в противовес сегодняшнему: «разрешено только то, что прописано в законе») пересмотр законодательства и подзаконных нормативных актов с целью снижения непроизводственных затрат участников финансового рынка переход к законодательному определению каждого финансового института, как сочетания выполняемых им на финансовом рынке функций возможность выделения надзорных требования согласно каждой функции