К ЧААДАЕВУ Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье; Под гнетом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru. Проверь себя С каким литературным направлением первой половины 19 века связано поэтическое творчество Лермонтова?
Advertisements

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ А.С. ПУШКИНА «К ЧААДАЕВУ» Подготовила ученица 9 «А» класса Машукова Ксения.
Медиатексты в электронном формате (по творчеству А.С.Пушкина)
Познакомить учащихся с информацией о лицейских годах поэта, с произведением А.С.Пушкина «Узник». При помощи выразительного чтения воздействовать на учащихся.
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
Мой любимый писатель Александр Сергеевич Пушкин Презентацию выполнил ученик 8 «Б» класса Хачатурян Арсен.
Проект на тему: А.С.Пушкин «Цветок». Подготовила : Ефимова Елизавета 6 В класс.
А.С. Пушкин. 1. нежить 2. забавы 3. туман 4. гнёт 5. власть 6. роковой 7. нетерпеливый 8. Отчизна 9. внемлить 10. призывание 1. ласкать, баловать 2. Развлечения,
А.С.Пушкин «Цветок» Читаем и размышляем 6 класс Презентация Погребняк Н.М.
Александр Сергеевич Пушкин Мотив свободы в лирике Пушкина.
Романтический стиль А.С.Пушкина Стихотворение «К Чаадаеву» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской.
Роды литературы классическая макро классификация литературных произведений, восходящая (как обычно считают) к Аристотелю («Поэтике»). Критериями служат:
А.С.Пушкин. Слово о писателе. Лицейские годы. «Узник»- вольнолюбивые устремления. Урок по литературе в 6 классе. Автор: Тышкевич О.Ю.
Презентация по литературе Ученицы 9 «Б» класса Бургановой Гузели.
Григорьева Ирина Владимировна, преподаватель Санкт-Петербургского суворовского военного училища Презентация для проведения урока литературы в 10 классе.
Мои обманчивые сны Любовь в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
8/25/2012 Стимулы математиков всех времен: любознательность и стремление к красоте.
А.С. Пушкин Стихотворение «К Чаадаеву». Родился в старинной зажиточной дворянской семье. В учился в Московском Университете, дружил с А. С. Грибоедовым,
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Транксрипт:

К ЧААДАЕВУ Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье; Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! В8. Для какого литературного направления характерны образы звезды, огня, темы рока, любовного томления, воплощенные в данном стихотворении? В9. Назовите лирический жанр, отличающийся настроением грусти, светлой печали, черты которого отразились в первой части стихотворения. В10. К какому лирическому жанру принадлежит все стихотворение в целом? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в 1-8 строках (цифры укажите в порядке возрастания): 1)сравнение 2)литота 3)оксюморон 4) эпитет 5)метафора. В12. В начале и в конце стихотворения создается один и тот же поэтический образ сна. Как называется такой композиционный прием?

На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может. В8. Как называется прием противопоставления, использованный для характеристики эмоционального состояния: «мне грустно и легко»? В9. Какой троп использует автор в строчке «И сердце вновь горит и любит»? В10. Как называется вид рифмовки, который использует автор в стихотворении? В11. Как называется стилистический прием, состоящий в нарушении привычного порядка слов, например, постановке определяемого слова перед определением («печаль моя», «унынья моего»)? В12. Назовите средство художественной выразительности, заключающееся в повторении однотипных гласных (печаль моя светла; печаль моя полна тобою…» В12. Определите стихотворный размер, которым написано произведение.

В8. Какой пространственный мотив А.С.пушкин делает символом прорыва тюремной неволи? В9. Укажите номер строфы, в которой поэт использует обращение. В10. Как называется развернутое, пространное высказывание одного из героев? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в третьей строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)антитеза 2)синтаксический параллелизм 3)риторическое восклицание 4) инверсия 5)метафора. В12. Определите стихотворный размер, которым написано произведение. УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно. Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...»

В8. К какому роду литературы принадлежит это стихотворение? В9. В словаре Даля это слово толкуется так: «неблагоухающий, неблаговонный, безароматный, недушистый». Выпишите из стихотворения слово с таким значением. В10. Стихотворение начинается со слова «цветок» и им же заканчивается. Как называется такой тип композиции? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в последней строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)эпитет 2)синтаксический параллелизм 3)риторический вопрос 4) сравнение 5)метафора. В12. В стихотворении много пар слов, «сталкивающихся» друг с другом: засохший – цвел, цвел – сорван, свиданье – разлука. Как называется такой прием? ЦВЕТОК Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвел? когда? какой весною? И долго ль цвел? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем? На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной? И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок?

Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине На руль склонясь, наш кормщик умный В молчанье правил грузный челн; А я беспечной веры полн, Пловцам я пел... Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный... Погиб и кормщик и пловец! Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою. Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

НИЩИЙ У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! В8. Какое средство художественной выразительности использует М.Ю.Лермонтов: «бедняк иссохший, чуть живой» ? В9. Как называется разновидность лексики, использованная в стихотворении «врата», «глад»? В10. Определите характер рифмовки в стихотворении. В11. В стихотворении поэт сопоставляет образ нищего и отвергнутого возлюбленного. Как называется такой прием? В12. Во второй и третьей строфах найдите два глагола-синонима, помогающих передать основную мысль стихотворения.

МОЛИТВА В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко И верится, и плачется, И так легко, легко... В8. Какое средство поэтического синтаксиса применил М.Ю.Лермонтов, единообразно начав две строчки : «И верится, и плачется, И так легко, легко...? В9. Как называется фонетическое созвучие концов стихотворных строк? В10. Определите характер рифмовки в стихотворении. В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в третьей строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)ассонанс 2)метафора 3)анафора 4)эпитет 5)повтор В12. Определите стихотворный размер.

Из-под таинственной, холодной полумаски Звучал мне голос твой отрадный, как мечта. Светили мне твои пленительные глазки И улыбалися лукавые уста. Сквозь дымку легкую заметил я невольно И девственных ланит, и шеи белизну. Счастливец! видел я и локон своевольный, Родных кудрей покинувший волну!.. И создал я тогда в моем воображенье По легким признакам красавицу мою; И с той поры бесплотное виденье Ношу в душе моей, ласкаю и люблю. И все мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я; И кто-то шепчет мне, что после этой встречи Мы вновь увидимся, как старые друзья. В8. В стихотворении дается изображение облика героини. Каким термином обозначается такого рода описание? В9. Укажите номер строфы, в которой поэт использует восклицание. В10. Какой троп использует поэт: «Счастливец! видел я и локон своевольный, Родных кудрей покинувший волну!..» В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в первой строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)гипербола 2)метафора 3)сравнение 4)архаизмы 5)метонимия В12. Определите стихотворный размер, которым написано произведение.